Формирование эстетической культуры учащихся средствами театрального искусства.
статья (2, 3, 4 класс)
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдёт он
Жизненной тропой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_esteticheskoy_kultury.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эстетической культуры учащихся
средствами театрального искусства.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдёт он
Жизненной тропой.
Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.
Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-эстетического воспитания. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Всё это натолкнуло на мысль о создании школьного театра как средства вовлечения детей в общечеловеческую культуру.
Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети начинают понимать значение таких слова, как: партер, акт, гардероб, фойе, ложа, оркестровая яма, занавес, дарить цветы, аплодисменты, буфет.
В театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь, шёпотом говорящие и робкие, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
И каждый раз нельзя не восхищаться организацией школьных спектаклей ( Там за стеною дождя, Золушка, Волк и семеро козлят, Оловянные кольца, Лампа Алладина) , каждое из которых превращается благодаря старанию руководителя театрального кружка Агаджанян И.В. и стараниям учеников театральной студии в незабываемое красочное представление. Это результат сплоченной и творческой работы. Агаджанян И. В. и художник, и наставник, и мастер бутафор, и виртуоз гример. Она – и сценарист, и опытный суфлер. И если во время репетиций спуститься по шумным школьным коридорам и тихо открыть дверь, то можно попасть в яркий, разноцветный мир сказки, где юные артисты не просто учат роли, а постигают мудрый смысл игры. А на сцену юные актеры несут и радости, и горе, любовь, надежду, чаянья, мечты….И вспоминаешь слова Шекспира; «Весь мир- театр, а люди в нем актеры». Ребята не могут не стараться, ведь зрители - их одноклассники, любимые учителя, ученики школы и гости.
Нельзя не заметить, что юные актеры чувствуют себя на сцене раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ актерского мастерства, законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, анализируют произведение. Дети ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям, ценят труд в коллективе.
После просмотра спектакля «Там за стеною дождя», дети пришли к выводу, что
в каждом из нас множество разных я, а Монрок это основа, наше сознание. В одной и той же ситуации мы можем поступить по- разному, в зависимости от нашего настроения на данный момент. Там в начале так и сказано: «Как много во мне я, хотя я и один...»
Были также достигнуты такие результаты как: повышение самооценки и избавление от комплексов, развитие коммуникативных и организаторских способностей, овладение навыками изготовления костюмов для сцены, овладение навыками постановки праздников.
Если ученики раньше не любили посещать театры, то теперь они бывают в разных театрах город, где фантастические декорации, сказочные персонажи, скрип кресел и шуршание программок позволяет им очутиться в сказочном мире любимых сказок. Ведь, с уверенностью можно сказать, что самые лучшие и искренние актёры – дети. Они полностью погружаются в волшебный мир сказки: они переживают, стремятся помочь главному герою, забывают о том, что просто сидят в кресле перед сценой. А после окончания спектакля можно заметить, как ребенок старается походить на полюбившегося персонажа: копирует его голос, манеру разговора, движения. Так совсем незаметно, они начинают познавать новый для них мир, манеру поведения в нём. Они, играя, учатся жить. Поэтому совсем не удивительно, что когда спрашиваешь малыша: «На кого ты хочешь быть похож?» Можно услышать не только на маму и папу, но и на любимого сказочного персонажа. После просмотра спектакля, часто организовываем встречу с актерами, иногда их приглашаем в школу Не сложно представить реакцию детей, когда они видят любимого героя, такого как он сам – реального, живого. Они начинают воспринимать кумира, как равного себе, начинают доверять ему, переживать за него. В моменты борьбы положительного персонажа с отрицательным, они становиться на сторону Добра.
После просмотра спектаклей, ведется в классе обсуждение на тему сказки.
Учитель детям задает разные вопросы на внимательность.
Где жила коза? В лесу, в избушке.
С кем она жила? Со своими детьми- козлятами.
Сколько козлят было? Семеро.
Куда уходила коза каждое утро? В лес за травкой.
Что наказывала коза козлятам? Не открывать дверь волку (чужим)
Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам, и каким голосом? Тоненьким.
Давайте споем эту песенку.
Каким голосом пел волк? Грубым (толстым)
Давайте споем, как пел волк.
Волк знал, что козлятки послушные, ведь они не открыли ему дверь первый раз, поэтому перековал свой голос.
Какую народную пословицу мы можем вспомнить. « Страшись волка в овечьей шкуре»
Волк всегда остается волком, кем бы он ни прикидывался, поэтому верить ему, никогда нельзя.
Тут же детьми обсуждается, что доверие к людям прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Не надо забывать, что не все приходит к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Надо звать на помощь и помощь придет. Ведь не бывает безвыходных ситуаций.
Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козленок от волка.
Вспомните, где он спрятался? Козленок спрятался в печку.
Дети запомнили, что никого не надо приглашать, не пускать к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывать дверь, не говорить никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может подарками обмануть. Также, как волк обманул козлят. Дети также заметили, что Волк не напал на козлят при матери, он знал, что она сильная и спасет своих деток.
После просмотра спектакля дети пришли и к следующему выводу: очень важно заботиться о своей безопасности, нельзя доверять всем и всегда, особенно чужим речам. Надо уважать и слушаться старших, приходить на помощь друзьям.
В конце обсуждения вспоминаем пословицы: « Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает. Худо тому, кто добра не делает никому
.
.После просмотра спектакля «Золушка» вместе с детьми был сделан вывод, что сказка «Золушка» учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными, как главная героиня - Золушка. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком, какой была злая Мачеха и ее невоспитанные дочери. Ребята также запомнили, что в жизни всегда срабатывает такое правило - что посеет человек, то он и пожнет. Будешь честным, добрым по отношению к другим - это тебе вернется, да еще и сторицей. И несомненно произойдет обратное - посеешь зло, ложь, жестокость - они к тебе обязательно возвратятся, только во множественном числе. Дети пришли к выводу, что надо быть выносливыми и терпеливыми ко всем невзгодам, которые могут свалиться на каждого. Ведь Золушка мыла и прислуживала, стирала и говорила комплименты, выполняла даже самые глупые и ненужные задания. Но все же она осталась человеком. Своим совершенством во всем она показывает, как человек может быть изгоем в узком кругу, но остаться человеком. Если человек долгое время я испытывает несправедливость по отношению к себе, то он обязательно получает доброту в свой адрес. Как бы сестры Золушки не обращались с ней, они не знали одного важного качества - доброты. Затуманив свои мозги богатством ее "Семья" не видела в Золушке настоящего человека. Они в ней видели только рабыню, за что и поплатились.
Итак: воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.
The peculiarity of theatrical art in its mass, spectacle and esthetical characters means series of rich opportunities both in moral, developing ideology and aesthetic upbringing of children and in their leisure organization. Bringing up children with the theatrical art forms a proper word outlook , aesthetic taste, awakes individual and independent thinking.
УДК 371.486
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Кримлян Марина Ваграмовна
Заместитель директора по воспитательной работе Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 21 в Республике Армения
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 21 в Республике Армения
Республика Армения, город Ереван
В данной статье автор исследует богатые возможности театрального искусства в плане организации досуга и эстетического воспитания детей. Автор убедительно доказывает, что ввод театрального искусства в воспитательный процесс приводит к формированию у учащихся правильной речи, эстетического вкуса, индивидуального и независимого мышления.
Ключевые слова: педагогика, образование, эстетика, культура, театральное искусство.
Массовость, зрелищность, синтетичность – три главные особенности театрального искусства, которые дают педагогам возможность включить театр в воспитательный процесс, развивая нравственные и эстетические качества школьников, так как театр (греч. θέατρον - место для зрелищ) представляет собой синтез различных искусств: литературы, музыки, вокала, хореографии, изобразительного искусства. [3]
В театре отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. [1, с.30]
Поэтому театральное искусство, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком - зрителем, является искусством человековедения, что создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир.
В свою очередь, одним из крупнейших центров нравственно-эстетического воспитания детей сегодня является школа. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Следовательно, школьный театр превращается в средство вовлечения учащихся в общечеловеческую культуру.
Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка, поскольку в театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь, шёпотом говорящие и робкие, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
За время существования театра в нашей школе были поставлены следующие спектакли: «Монрок или там, за стеною дождя», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Оловянные кольца», «Лампа Алладина», каждый из которых, благодаря старанию руководителя театрального кружка школы Агаджанян Ирины Васильевны и яркой игре учеников театральной студии становились событием и превращались в незабываемое красочное представление. Но главное – каждый спектакль учил учащихся, как актёров, так и зрителей, анализировать произведение и разбираться в вопросах этики.
Особенно хочется отметить воздействие спектакля «Монрок или там, за стеною дождя». Этот спектакль - философская притча в стихах современного поэта А.Н. Гуркова. Каждый участник представляет одну из человеческих страстей. Смысл притчи – чтобы противостоять страстям следует быть личностью: целеустремленной, волевой и стремиться к тому, чтобы «Познать самого себя». Только в этом случае, в случае осмысления моральных аспектов бытия, можно победить свои слабости и пороки.
После просмотра этого спектакля состоялось обсуждение, в ходе которого старшеклассники самостоятельно пришли к выводу, что в каждом из нас множество разных Я, а Монрок - это наше подсознание. В одной и той же ситуации мы можем поступить по-разному, в зависимости от нашего настроения на данный момент. В начале пьесы так и сказано: «Как много во мне Я, хотя я и один...» Этот спектакль помог также достигнуть таких результатов как: повышение самооценки и избавление от комплексов, развитие коммуникативных и организаторских способностей, а также привить любовь к театру.
Если ученики раньше не любили посещать театры, то теперь они бывают в разных театрах города, где фантастические декорации, сказочные персонажи, скрип кресел и шуршание программок позволяет им очутиться в сказочном мире любимых сказок. Дети начали понимать значение таких слова, как: партер, акт, гардероб, фойе, ложа, оркестровая яма, занавес, аплодисменты. При этом, нередко после окончания спектакля можно заметить, как ребенок старается походить на полюбившейся персонаж: копирует его голос, манеру разговора, движения. Так совсем незаметно, школьники , играя, учатся жить.
Организованные встречи с профессиональными актёрами – это также одно из направлений деятельности нашего школьного театра. Не сложно представить реакцию детей, когда они видят реального, живого любимого героя. Они начинают воспринимать кумира, как равного себе, начинают доверять ему, переживать за него.
Несколько иначе ведется работа с младшими школьниками. Каждый учитель после представления проводит обсуждение спектакля-сказки в классе при помощи вопросов на внимательность. При этом, учитель не только задает вопросы детям, но и помогает им в затруднительных случаях найти ответ. Вот пример обсуждения сказки «Волк и семеро козлят».
Вопрос: «Где жила коза?» Ответ: «В лесу, в избушке».
Вопрос: «С кем она жила?» Ответ: «Со своими детьми-козлятами».
Вопрос: «Куда уходила коза каждое утро?» Ответ: «В лес за травкой».
Вопрос: «Что наказывала коза козлятам?» Ответ: «Не открывать дверь волку (чужим)».
Вопрос: «Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам, и каким голосом?» Ответ: «Тоненьким». Далее следует предложение учителя: «Давайте споем эту песенку».
Вопрос: «Каким голосом пел волк?» Ответ: «Грубым (толстым)». Далее следует предложение учителя: «Давайте споем, как пел волк».
Комментарий учителя: «Волк знал, что козлятки послушные, ведь они не открыли ему дверь первый раз, поэтому перековал свой голос. Какую народную пословицу мы можем вспомнить?»
Ответ: «Страшись волка в овечьей шкуре».
Комментарий учителя: «Волк всегда остается волком, кем бы он ни прикидывался, поэтому верить ему, никогда нельзя».
Тут же с детьми обсуждается, что доверие к людям прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Не надо забывать, что не все приходит к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Надо звать на помощь и помощь придет. Ведь не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козленок от волка.
Вопрос: «Вспомните, где он спрятался?» Ответ: «Козленок спрятался в печку».
Вот так, вместе с эстетическим воспитанием учитель преподает детям основы безопасности: никого не надо приглашать, не пускать к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывать дверь, не говорить никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может подарками обмануть. Так же, как волк обманул козлят. Дети также заметили, что Волк не напал на козлят при матери, он знал, что она сильная и спасет своих деток. В конце обсуждения учитель предлагает детям вспомнить соответствующие ситуации пословицы: «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает», «Худо тому, кто добра не делает никому» и пр.
Таким образом, с эстетикой поведения рождается эстетика словесного творчества.
Спектакль «Золушка» заставил детей задуматься о том, что в жизни всегда срабатывает правило: «Что посеет человек, то он и пожнет». Будешь честным, добрым по отношению к другим, как Золушка, то - это тебе вернется, да еще и сторицей. И, несомненно, произойдет обратное - посеешь, как злая Мачеха и ее невоспитанные дочери, зло, ложь, жестокость и они обязательно возвратятся в первую очередь к тому, кто посеял эти злые семена. Еще один вывод, который сделали учащиеся младших классов – невзгоды могут свалиться на каждого, но именно тогда человек должен оставаться человеком. Ведь Золушка мыла, стирала и прислуживала, выполняла даже самые глупые и ненужные задания. Но она осталась человеком. Затуманив свои мозги богатством ее "Семья" не видела в Золушке настоящего человека. Они в ней видели только рабыню, за что и поплатились.
Воспитание театром формирует у учащихся мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. При этом, следует помнить, что искусство и жизнь не одно, но должны стать в человеке единым, в единстве его ответственности. [2]
Список литературы
1. Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988, 201 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Авторский сборник. М.: Искусство, 1979, 424 с.
3. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961-1965, т.5
FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF PUPILS BY MEANS OF THEATRICAL ART
M. V. Rrimlyan, The Deputy Director on educational work of the Federal state fiscal educational institution - secondary school № 21, Republic of Armenia
Abstract. In this article, the author explores the rich possibilities of theatrical art in terms of recreation and aesthetic education of children. The author proves that the introduction of the theatrical arts in educational process leads to the formation of correct speech, aesthetic taste, individual and independent thinking of pupils.
Keywords: Pedagogy, education, aesthetic taste, correct speech, theatrical art.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...
Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла
выступление учителя из опыта работы по формированию экологической культуры...
Роль пейзажной живописи в формировании эстетической культуры школьников младшего возраста
Пейзаж является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также играет важную роль в исторических...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Н...
«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»
Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванны...
Театральное искусство как средство эстетического воспитания детей
Эстетическое воспитание детей средствами театральной деятельности...
Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...