Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла
методическая разработка по окружающему миру по теме

Скокова Ольга Николаевна

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   Формирование        экологической        культуры

           младших школьников посредством             использования занятий     эстетического цикла.

Составила:

учитель начальных классов МАОУ « COШ №7»

г. Альметьевска,РТ

 Скокова 0.Н.

Альметьевск 2013

В потоке информации, захлестнувшем человечество, в последние 30 лет все большее место занимает экология. Сейчас мы имеем место с существенным повышением интереса к знаниям о природе, о взаимоотношениях человека и природы. Человек-часть природы, но это одухотворённая её часть. Потребность общения с природой остается одной из острейших для человека современной эпохи.

Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Её облагораживающее влияние будет сказываться потом на характере человека всю жизнь.

Мощным средством активизации познавательной деятельности считаю искусство. Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Гак на уроках русского языка хорошо зарекомендовал себя сборник« Литературное чтение» под редакцией Л. Нефёдовой, где собраны самые лучшие зарисовки природы, написанные классиками русской литературы. Материалы этого сборника можно использовать как для письма под диктовку, разбора предложений и слов, подготовки к сочинениям. В народном творчестве живут поэтические образы, заимствованные у природы: ивушка плакучая, березонька белая, ласточки-касаточки, лебедушки и т.д. Эти символы служат мерой красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали.

Вспомним строки из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил Маленький принц Географа. «Посетите планету Земля, - ответил Географ. - У нее неплохая репутация». Сегодня е сожалением и тревогой можно утверждать, что эта репутация запятнана. Но выход есть. Ф.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.  Н. Рерих прибавил одно слово: «Осознание красоты спасет мир». Если попытаться дать экологическую окраску высказыванию Достоевского, то можно сказать: «Творение красоты спасет мир», потому что творение красоты связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.

Широкое использование учителем источников литературы и искусства не только оживляет урок, но и включает в работу наиболее мощный вид памяти - эмоциональную, которая способна затронуть душу ребенка и вызвать у него чувства. Здесь уместно, например, предложить детям послушать стихи Э.Асадова, цикл его произведений о природе «Бурундучок», «Дикие гуси», « Яшка», «Пеликан» и др. Эти стихи вызывают глубокие чувства сопереживания беззащитным животным, их высоким порывам. Учат доброте, бережному отношению к природе.

О влиянии деятельности человека на окружающую среду можно говорить бесконечно, а можно дать ученикам порассуждать над высказыванием Д.Даррелла: «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшее правило садоводства. С пренебрежением относясь к нашему саду, мы готовим себе в не очень далеком будущем катастрофу не хуже атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину Рембранда».

В плане экологического воспитания особенно эффективна работа на уроках литературы, на которых материал строю так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составили единое целое с живой природой, воспринятой на экскурсии. Это развивает у детей творческое мышление. Например, стихи по теме «Весна» можно прослушать по записи, прослушать музыку из альбома П.И.Чайковского «Времена года», рассмотреть репродукции картин В.Саврасова, И.Левитана, стихи о природе Ф.Тютчева, А.Толстого, А.Пушкина. Система обучения навыков чтения и развития речи построена, и на работе с текстом. Великолепные пейзажи Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Паустовского и др. художников слова, подборка стихотворений русских полов сами по себе несут' большой эмоциональный заряд, а воспитательное значение усиливают тщательно продуманные вопросы и задания для комплексной работы с текстом и для бесед с учащимися. Завершается работа созданием детьми собственных текстов. Это и сочинения-миниатюры, наброски. В нашей работе традиционными стали экскурсии на природу, где учащиеся слушают звуки осеннего леса, изучают многообразие красок, запахов, здесь же совместно подбираем эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Возникают яркие образы. Такие приемы обогащают не только речь и детские сочинения, но и их души.

Начальная школа играет важную роль в становлении экологически грамотного человека. 'Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека. Одним из важнейших факторов успешной реализации идей экологического образования является использование уроков и внеклассных занятий. Так, во время экскурсий ничего не должно ускользнуть от взгляда детей: ни сломанная ветка, ни сорванный цветок, ни растоптанная лужайка, ни пойманный кузнечик. Обращается внимание на хрупкость природы и ранимость, не зря говорят «найдешь цветок в лесу - не рви его, любуйся в природе, потому что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо». Даю понятие о равновесии в природе. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, сокращению численности животных. В своих учениках стараюсь воспитывать бережное отношение ко всему живому: к разноцветному жуку и некрасивой жабе.

Урок любви к природе продолжается на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот или иной объект, который больше всех ему поправился на экскурсии. Во вступительной беседе при рисовании осеннего дерева и осенних цветов обращается внимание на многоцветие красок, их нежные тона.

Постепенно дети с удивлением узнают взаимозависимость природы: например, волки-санитары леса, мухомор служит лекарством для лосей и т.д. К правильному выводу дети приходят сами: нельзя безумно уничтожать животный и растительный мир. Для закрепления правил в природе даю проблемные ситуации. Должны составить текст или нарисовать о том, как надо поступить, если:

-обнаружишь птичье гнездо;

-встретишь в лесу маленьких детенышей лесных зверей;

-встретишь в лесу красиво цветущие растения.

Именно сочетание различных форм экологического воспитания формируем духовные и нравственные ценности, закладывает основы понимания мира природы. Общение с природой способствует развитию у учащихся восприимчивости к прекрасному, формирует экологическую этику, развивает интерес к проблемам природы.

Нельзя заставить ребенка любить природу. Можно развить и поддержать в нем интерес к природе, а это долгий и кропотливый труд учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла

Представление педагогического опыта работы на тему: "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла"....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Анализ теоретических источников по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством народных сказок позволил выделить некоторые приоритеты. ...