Мониторинг уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).
методическая разработка
Учитывая динамичность педагогических процессов, необходимо иметь возможность постоянного отслеживания их результатов с целью оптимизации данных процессов. Иначе говоря, процесс формирования навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) невозможно осуществлять эффективно без мониторирования его результатов и постоянной его корректировки с учетом этих результатов. Постоянное отслеживание результатов процесса формирования навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) дает ценную возможность совершенствования, оптимизации процесса воспитания и обучения школьников. Результаты, полученные в ходе проведения мониторинга, позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития обучающихся и успешно реализовывать индивидуальный подход в его воспитании и обучении. В работе описаны ожидаемые результаты мониторинга, критерии оценивания, инструментарий методики проведения мониторинга, таблицы для внесения результатов наблюдений, опросов и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sformirovannosti.docx | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»________
Мониторинг
уровня сформированности навыков
по соблюдению правил дорожного движения
у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).
Разработала: воспитатель
Лукашевич Ольга Леонидовна
г. Иркутск, 2022 г.
Мониторинг
уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения
у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).
Пояснительная записка.
На улицах нашего города с каждым днем увеличивается количество автотранспорта. Все это неизбежно повышает интенсивность дорожного движения, что, в свою очередь, ведет, с одной стороны, к тому, что в процесс вовлекается масса начинающих водителей, не искушенных в вопросах предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а с другой стороны, к необходимости лучшего взаимодействия людей, принимающих участие в дорожном движении. Наряду с увеличением скорости сообщения, улучшением удобства для пассажиров все ощутимее проявляются негативные стороны автомобилизации: учащаются конфликтные ситуации на дорогах, загрязняется окружающая среда, автомобили заполняют узкие проезды, дворы жилых домов, нарастает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, дети становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий в г. Иркутске и Иркутской области.
В современных условиях модернизации российского общества все процессы находятся в постоянной динамике, в том числе и педагогический процесс. Результаты педагогического процесса по формированию навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) также подвержены постоянным изменениям в силу совершенствования условий осуществления образовательного процесса. Интенсивно меняющиеся условия образовательной среды вызывают необходимость использовать в педагогическом процессе прием сравнения «как один из основных логических приемов познания внешнего мира и духовных ценностей. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами». Учитывая динамичность педагогических процессов, необходимо иметь возможность постоянного отслеживания их результатов с целью оптимизации данных процессов. Иначе говоря, процесс формирования навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) невозможно осуществлять эффективно без мониторирования его результатов и постоянной его корректировки с учетом этих результатов. Постоянное отслеживание результатов процесса формирования навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) дает ценную возможность совершенствования, оптимизации процесса воспитания и обучения школьников. Результаты, полученные в ходе проведения мониторинга, позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития обучающихся и успешно реализовывать индивидуальный подход в его воспитании и обучении. Необходимость формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) именно в школьном возрасте детерминирована не только нормами безопасности жизнедеятельности ребенка, школьного образования, но и психофизиологической спецификой обучающихся. Ценным моментом является тот факт, что в силу психофизиологических особенностей для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) характерно соблюдение тех норм и правил, которые соблюдают взрослые. Они ощущают внутреннюю необходимость подчинения этим правилам, в том числе и правилам безопасного поведения на дороге.
Несмотря на то, что обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) в силу психофизической специфики не способны усвоить обширный объем информации обо всех обязанностях пешехода, пассажира и водителя, у них можно сформировать готовность к соблюдению правил безопасного поведения на дороге в процессе игры. Игра представляет собой универсальное средство обучения. В процессе игры обучающийся способен усваивать достаточно большой объем знаний и умений, а затем использовать их в реальном мире. Таким образом, игра может служить как для усвоения новых знаний, умений и навыков, так и для их закрепления. Задачей проведения мониторинга является получение исчерпывающих данных о сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2), на основании которых будут разработаны рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего образования, будет выстроена стратегия развития данного направления.
Цель мониторинга: определение уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).
Задачи:
- представить критерии и показатели, по которым будет производиться оценка результатов;
- определить уровень сформированности по соблюдению правил дорожного движения, качественную и балльную оценку;
- провести анализ полученных результатов;
- выявить проблемы формирования навыков и умений по ПДД.
Ожидаемые результаты:
1. Результатом уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения на первом году обучения является сформированность следующих умений.
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
– уметь ориентироваться в пространстве, определяя направление своего движения или движения какого-либо предмета;
– различать элементы дороги: проезжую часть дороги, тротуар, трамвайные пути;
– понимать значение сигналов светофора
– иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения на дорогах (например, что дорогу следует переходить, только держась за руку взрослого человека);
– иметь представление о профессии водителя.
2. Результатом уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения дорогах на втором году обучения является сформированность следующих умений:
- обучающиеся знают правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- обуучающиеся знают правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
- умеют переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаются за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; знают правила при посадке и высадке из общественного транспорта;
- умеют ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- умеют не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно ведут себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
– знать понятия «улица», «дорога», «перекресток», «место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
– понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге;
– понимать сигналы светофора и регулировщика;
– определять виды и назначение различных транспортных средств;
– понимать значение знаков дорожного движения «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
– иметь представление о безопасном поведении пассажира автобуса/ троллейбуса/трамвая/метро/легкового автомобиля
#1056;езультатом уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения на третьем и году обучения является сформированность следующих умений:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
– знать элементы дороги (проезжая часть, тротуар, трамвайные пути);
– иметь представление о назначении светофора;
– быть знакомы с названиями ближайших к детскому саду улиц и улицы, на которой они проживают;
– знакомы с правилами безопасного поведения на дороге для пешеходов и велосипедистов;
– знать значение знаков дорожного движения «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Парковка», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
4. Результатом уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения на четвертом году обучения является сформированность следующих умений:
– знать группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, информационные, знаки сервиса;
– осознавать и аргументировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге, в экстримальных ситуациях;
– иметь элементарные представления о профессии инспектора дорожно-патрульной службы;
- иметь представление о безопасном поведении пешехода и пассажира;
– уметь свободно ориентироваться в пределах ближайшей к школе местности, уметь находить дорогу из дома в школу на схеме местности
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается отдельно, по 3-балльной системе, в соответствии с предложенными критериями:
3 балла –обучающийся с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно;
2 балла –обучающийся с заданием справился самостоятельно, но допускает ошибки;
1 балл –обучающийся с заданием справился, но требуется значительная помощь педагога
ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Первый год обучения
В заданиях 1, 2, 3 установлен целевой ориентир: выявить понимание детей о назначении светофора: как он выглядит, как располагаются и чередуются сигналы; уровень понимания и умение объяснять значение каждого светового сигнала светофора.
Задание № 1. «Собери светофор»
Материал: наборы крупных геометрических форм-основ: кубик, шар, цилиндр, треугольная пирамида; наборы геометрических фигур разного размера и цвета для выкладывания.
Методика: 1. Педагог спрашивает ребенка, знает ли он, что такое светофор, просит рассказать, как он выглядит.
2. Педагог показывает ребенку набор больших геометрических форм, предлагая найти правильную (прямоугольную форму).
3. Педагог предлагает ребенку набор плоскостных геометрических фигур и, отобрав нужные, собрать макет светофора.
Задание № 2. «Наш друг светофор»
Материал: картина «Улица города»
Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть картину, найти и показать светофор, рассказать, зачем он нужен.
Задание № 3. «Светофор сломался»
Материал: перфокарты «Светофор сломался» (на картах по-разному расположены сигналы светофора); «Помоги светофору» (на картах нет сигналов светофора).
Методика: Педагог предлагает ребенку починить светофор: нарисовать в правильной последовательности сигналы светофора; педагог предлагает правильно расположить на картах сигналы светофора.
Задание № 4. «Найди и покажи»
Целевой ориентир: выявить первичные представления у детей об элементах дороги: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути.
Материал: картинки с изображением дороги в населенном пункте.
Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и назвать, что он на ней видит, просит показать проезжую часть, тротуар, трамвайные пути.
Задание № 5. «Ориентация в окружающем пространстве»
Целевой ориентир: выявить уровень развития у детей способности ориентироваться в окружающем пространстве: умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственное положение предметов.
Материал: набор картинок, отражающих требуемые понятия.
Методика: педагог наблюдает за ребенком в ходе выполнения заданий, определяет, фиксирует, как зависят особенности восприятия ребенка от точки отсчета, удаленности объектов. «Вверху – внизу»; «близко – далеко»; «низко – высоко»; «большой – маленький»; «вперед – назад»; «направо – справа»; «налево – слева»; «здесь – там».
Игра «Птички и автомобиль» Целевой ориентир: ориентация детей в окружающем пространстве и действие по сигналу воспитателя. Выявить первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
Задание № 6 «Играть на дороге – опасно!» Целевой ориентир: выявить знание детей о главном правиле –играть на дороге нельзя, о том, как переходить дорогу.
Материал: подбор картинок-ситуаций, когда дети играют около или на дороге.
Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку. В конце просит сделать вывод: «Какое главное правило нарушили эти дети?»
Задание № 7. «Переходить дорогу, держась за руку взрослого»
Материал: подбор картинок-ситуаций, когда дети переходят дорогу. Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку.
Просит ответить на вопросы:
– Кто на картинке правильно переходит дорогу?
– Можно ли ребенку переходить дорогу одному?
В конце просит сделать вывод: «Дети должны переходить дорогу, держась за руку взрослого».
Задание № 8. «У каждой улицы есть имя»
Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные фотографии, сказать, какие улицы он узнает, как они называются. Просит ответить на вопросы:
– Как называется улица, на которой ты живешь?
– Есть ли твоя улица на этих фотографиях?
– Что, кроме твоего дома, есть интересного на твоей улице?
Задание № 9. «Улица» Целевой ориентир: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога и её элементы: тротуар, проезжая часть, трамвайные пути; пешеходная дорожка; умение объяснять значение термина; умение показать на картине.
Материал: картина «Улица»
Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит.
– Покажи на картинке дорогу, тротуар.
– Покажи легковые автомобили.
– Покажи грузовые автомобили.
– Какие автомобили мы называем грузовыми?
– Какие автомобили мы называем легковыми?
Задание № 10. «Профессии» Целевой ориентир. Выявить характер представлений ребенка о работе водителя.
Материал. Картинки та тему «Профессии»
Методика: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок «Профессии» найти водителя.
После этого задаются вопросы:
– Как ты догадался, что это водитель?
– Что он делает?
– Для чего нужны грузовые автомобили.
Второй год обучения.
Задание № 1. «Улица» Целевой ориентир: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога и её элементы: тротуар, проезжая часть, трамвайные пути; перекресток, место остановки маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус, трамвай); объяснить значение термина, показать на картине.
Материал: картина «Улица»
Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит.
Задание № 2. «Дай скорей ответ, это правильно или нет» Целевой ориентир: выявить представления детей о поведении на дороге; умение оценить и проанализировать предложенные ситуации.
Материал: макет телевизора, в экран которого вставляются картинки-ситуации с верным или неверным решением ситуации.
Методика: Педагог выставляет «волшебный телевизор» и предлагает ребенку рассмотреть картинку, которая появляется на экране. Дает время на рассматривание и предлагает рассказать, что он видит и как оценивает данную ситуацию – правильно или неправильно. Попросить рассказать, как в данной ситуации поступил бы сам ребенок.
Задание № 3. «Дома на нашей улице» Целевой ориентир: выявить знания детей о разном назначении домов; умение объяснять, что в одних домах живут люди, а в других находятся учреждения: магазины, школы, детские сады, почта и т.д., в которых люди работают.
Материал: картина «Улицы города»
Методика: педагог задает вопрос: Что мы называем словом «дом»? Предлагает рассмотреть картину и рассказать, сколько и какие дома он видит на картине. В чем их отличие?
Задание № 4. «У каждой улицы есть имя» Целевой ориентир: выявить знание детьми названий улиц родного города, улицы, на которой живешь, где находится детский сад.
Материал: подбор фотографий «Улицы родного города», набор картинок. Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные фотографии, сказать, какие улицы он узнает, как они называются. Интересуется, а на какой улице живет сам ребенок, как она называется, есть ли она в предложенном наборе фотографий. Что, кроме твоего дома, есть интересного на твоей улице? Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
Задание № 5. «Светофор сломался» Целевой ориентир: выявить понимание детей о назначении светофора: как он выглядит, как располагаются и чередуются сигналы; уровень понимания и умение объяснять значение каждого сигнала.
Материал: макет «Светофор»; перфокарты: «Светофор сломался» (на картах по-разному расположены сигналы светофора); «Помоги светофору» (на картах нет сигнала светофора)
Методика: Педагог предлагает ребенку починить светофор: нарисовать в правильной последовательности сигналы светофора. На макете светофор устанавливает сигнал, а ребенок должен на карте раскрасить сигнал, который загорается следующим, (например, на макете зеленый, ребенок раскрашивает желтый).
Задание № 6. «Красный, желтый, зеленый» (диагностируется через игру) Материал: фишки (красного, желтого, зеленого цвета), по одной на каждого ребенка. Флажки (по одному – красный, желтый, зеленый).
Методика: Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют его концовку. Дети сидят по одному за столом, на каждого ребенка приходится по 3 фишки. «Заучи закон простой: Красный свет зажегся…» (дети должны добавить: «Стой!» и показать красную фишку); «Желтый скажет пешеходу: Приготовься к…» (дети дополняют «К переходу!» и показывают желтую фишку); «А зеленый впереди, Говорит он всем…» (дети отвечают: «Осторожно иди!» и показывают зеленую фишку). Затем дети встают в круг, считалкой выбирается светофор и проводится игра «Будь внимателен». Закрепить правила: красный флажок – стоят на месте, желтый – маршируют на месте, зеленый – идут по кругу.
Задание № 7. «Транспортные средства» Целевой ориентир: выявить умение детей группировать транспортные средства по среде передвижения: наземный, водный, воздушный; различать и группировать его по назначению – грузовой, пассажирский, специальный.
Материал: перфокарты с заданием – ребенок должен подобрать «груз» для автомобиля (например, провести линию от человека к автобусу, легковому автомобилю, от шкафа к грузовому автомобилю, от врача к автомобилю скорой медицинской помощи и т.д.); набор картинок «Транспортные средства» (картинки, изображающие транспортные средства на фоне среды передвижения).
Методика: 1. Перед ребенком набор картинок «транспортных средств», которые он группирует по видам транспорта: наземный, водный, воздушный, объясняя свой выбор.
2. Педагог предлагает ребенку поработать с перфокартой и объяснить, почему выбран именно этот груз. Фиксирует, как ребенок объясняет значение обобщающих слов: грузовой, пассажирский, специальный.
Задание № 8. «Папа едет на работу» Целевой ориентир: выявить знания детей о транспортных средствах; узнавание, назначение и называние: автобус, троллейбус, грузовой автомобиль, автомобиль скорой медицинской помощи, пожарный автомобиль, автомобиль МЧС, автомобиль полиции.
Материал: набор картинок «Транспортные средства».
Методика: 1. Педагог предлагает ребенку найти транспортное средство по его описанию, или можно загадать загадку про транспортное средство, объяснить его назначение.
Задание № 9. «На чем я еду в детский сад» Целевой ориентир: выявить знание детей о характерных особенностях конструкции и движения троллейбуса и автобуса; умение находить общие признаки в строении всех транспортных средств.
Материал: картина «Улица», предметные картинки: троллейбус, трамвай и автобус.
Методика: 1. Педагог предлагает рассмотреть картину «Улица» и выделить из множества транспортных средств на картине те, на которых можно доехать до школы.
2. Педагог просит описать троллейбус, трамвай и автобус.
Внимание! Если ребенок затрудняется в ответе, педагог может предложить предметную картинку, внимательно её рассмотреть и начать свой рассказ еще раз.
Задание № 10. «Поездка на автобусе». Целевой ориентир: выявить представление детей о правилах поведения в пассажирских транспортных средствах.
Методика: Педагог предлагает ребенку следующие задания: Тебе нужно доехать на автобусе дошколы. Расскажи, как ты будешь действовать? Предполагаемые ответы детей.
• Выйти из дома и дойти до места остановки. Там стоит знак «Автобусная остановка».
• На остановке стоять спокойно, на проезжую часть не выходить.
• Подходить к автобусу только когда он остановится и откроет двери.
Как должны вести себя в автобусе пассажиры и водитель?
Предполагаемые ответы детей.
• В автобусе надо держаться за поручень, если нет свободного посадочного места.
• Нужно уступать место пожилым людям.
• Не шуметь, громко не разговаривать, быть вежливым, оплатить проезд.
• Вставать с места только при полной остановке автобуса.
Задание № 11. «Покажи и расскажи» Целевой ориентир: выявить знания детей по дорожной терминологии, умение осознанно объяснять значение терминов, оценить словарный запас речи.
Материал: картина «Улицы города», предметные картинки, изображающие объект на фоне среды передвижения: пешеход, пассажир; карточки, где изображены: наземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход.
Методика: Ребенку предлагается набор картинок, он называет, что изображено на картинке, и показывает на большой картине, где бы художник это мог нарисовать. Предлагает начать свой рассказ словами: «Это –…»
Задание № 12. «Я – пешеход» Целевой ориентир: выявить представления детей о правилах поведения пешеходов; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: макет «Улицы города», кукла Незнайка.
Методика: 1. Педагог предлагает ребенку объяснить Незнайке, кто такой пешеход, правила его поведения на дороге. Предполагаемые ответы детей. Пешеход – это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и идет по тротуару. Пешеход не должен мешать остальным людям. Переходить дорогу можно по пешеходному подземному или наземному переходу и только на зеленый сигнал светофора. Маленьким детям нельзя переходить дорогу без взрослых. Взрослого надо держать за руку. Перебегать дорогу нельзя. Не доходя до края проезжей части, перед пешеходным переходом остановись, посмотри налево, направо – убедись, что транспортных средств нет, и только тогда переходи.
2. Педагог на макете создает различные дорожные ситуации. Ребенок управляет куклой. Например, педагог меняет на макете светофора сигналы – на зеленый сигнал светофора ребенок переводит свою куклу на другую сторону, а на желтый останавливается – ждет, на красный продолжает стоять; педагог выставляет дорожный знак «Пешеходный переход». Ребенок ведет куклу по тротуару до пешеходного перехода, обозначенного дорожным знаком «Пешеходный переход», и там переходит через дорогу.
Задание № 13. «Умение самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи» Целевой ориентир: выявить умение ребенка самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Внимание! Ребенок должен установить причину, почему так нельзя или можно поступать. Например, при красном сигнале светофора надо стоять, потому что…; переходить дорогу по звуковому сигналу, потому что…)
Задание №14. «Угадай знак» Материал: набор карточек «Дорожные знаки»: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая».
Методика: 1. Педагог показывает знак, ребенок дает ему название. 2. Педагог называет знак, ребенок показывает карточку с его изображением.
Третий год обучения.
Задание № 1. «Продолжи предложение» Целевой ориентир: выявить представления детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Методика: Педагог просить детей продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны идти...
2. Я никогда не нарушаю…
3. Светофор регулирует…
4. Я знаю, что дорогу можно переходить…
5. Я знаю, что автобус ожидают в… 6. Плохо, когда взрослые…
7. Регулировщик – это человек, который…
8. Пассажирам автобуса запрещается…
9. Знать правила безопасного поведения нужно для того, чтобы…
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Задание № 2. «Собери из частей» Целевой ориентир: выявить представления детей об основных частях грузового автомобиля, троллейбуса, автобуса. Материал: дидактическая игра «Собери из частей» (набор деталей – частей, (в силуэтах), из которых можно собрать транспортные средства: кабина, кузов, колеса (большие и маленькие), руль, штанги, окна.
Методика: Педагог спрашивает, какие транспортные средства ребенок знает. Затем предлагает ребенку из предложенных деталей собрать конкретное транспортное средство. Ребенок называет, какое транспортное средство он будет собирать, приступает к работе, сопровождая свои действия словами.
Задание № 3. «Улица» Целевой ориентир: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога, элементы дороги: тротуар, проезжая часть, трамвайные пути; места остановок маршрутных транспортных средств; объяснить значение термина, показать на картине.
Материал: картина «Улица».
Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит.
Задание № 4. «Угадай транспортное средство» Целевой ориентир: выявить представления детей об особенностях каждого вида транспортного средства, умение замечать зависимость внешнего вида и устройства автомобилей от их назначения.
Материал: загадки, набор картинок «Транспортные средства».
Методика: Педагог дает установку: назвать транспортное средство можно только после того, как прозвучит загадка о нем. – Я буду загадывать загадки о транспортных средствах. Не торопись, подумай, прежде чем дашь ответ. За правильный ответ ребенок получает картинку с его изображением. Если ответ неверен, то педагог откладывает картинку в сторону. Когда ребенок отгадает все загадки, предложите ему рассмотреть картинки транспортных средств, которые он не отгадал, и найти характерные особенности, которые отражены в этой загадке.
Задание № 5. «Автомобили – класс! Продаем для вас!» Целевой ориентир: выявить умение детей составлять описательный рассказ по алгоритму, указывая на сходство и различие транспортных средств.
Материал: алгоритм «Транспортные средства», набор картинок «Транспортные средства».
Методика: 1. Педагог предлагает ребенку побывать в магазине, в котором продают автомобили.
– Я продавец, посмотри, сколько у меня автомобилей (выкладывает на подставку карточки), а ты покупатель. Ты можешь выбрать из набора картинок любую, но забрать понравившуюся картинку с нарисованным транспортным средством ты сможешь только тогда, когда расскажешь о нем. Чтобы тебе было легче рассказывать, можешь воспользоваться подсказкой (алгоритмом, который состоит из отдельных карточек по схеме).
– Что это?
– Из каких частей состоит?
– Чем приводится в движение? (электричество, топливо)
– Где движется это транспортное средство? (по земле, в небе, по морю)
– Для чего используется? Что перевозит? (для перевозки грузов; людей; оказания помощи людям).
– Кто управляет этим видом транспортного средства? (водитель, капитан, пилот).
Задание № 6. «У каждой улицы есть имя» Целевой ориентир: выявить знание названий улиц родного города, улицы, на которой живет ребенок, где находится школа.
Материал: подбор фотографий «Улицы родного города», набор картинок. Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные фотографии. Задает вопросы
– Какие улицы ты узнаешь? Как они называются?
– Как называется улица, на которой ты живешь?
– Есть ли она в предложенном наборе фотографий?
– Что, кроме твоего дома, есть интересного на твоей улице?
– Как называется улица, на которой расположен наша школа?
– Назови ближайшие к школе улицы.
Задание № 7. «Умение самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи» Цель: выявить умение ребенка самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Внимание! Ребенок должен установить причину, почему так нельзя или можно поступать. Например, при красном сигнале светофора надо стоять, потому что…; переходить дорогу по звуковому сигналу, потому что…; нужно уступать место потому что…
Задание № 8. «Умение подчиняться игровым правилам». Целевой ориентир: выявить, как ребенок подчиняется игровым правилам.
Методика: Например, в подвижной игре «Три сигнала светофора» ребенок должен подчиниться цветовому сигналу светофора – остановиться на сигнал красного цвета.
Задание № 9. «Умение действовать по сигналу» Целевой ориентир: выявить умение ребенка сменить действие по сигналу; быстрота его реакции на сигнал. Например, на хлопок педагога сменить направление движения, на два хлопка остановиться. Педагог оценивает данные задания через наблюдения за ребенком во время занятий, игр, бесед и свободной деятельности детей.
Задание № 10. «Дорожные знаки» Целевой ориентир: выявить знания детей о дорожных знаках; умение группировать, на основе формы и цвета (на начало года); по принадлежности к определенной группе знаков (конец года). Материал: набор карточек «Дорожные знаки»: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Автозаправочная станция»; «Круговое движение»; «Въезд запрещен», «Место остановки трамвая», «Пешеходное движение запрещено», «Остановка запрещена»; « Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Велосипедная дорожка», «Дети».
Методика: 1. Педагог показывает знак, ребенок дает ему название.
2. Педагог называет знак, ребенок показывает карточку с его изображением.
Четвертый год обучения.
Задание № 1. «Основные характеристики устройства дорожной среды и дорожных терминов» Целевой ориентир: систематизировать представления детей об устройстве улицы, площади, бульвара, проспекта; дорожных терминов: перекресток, тротуар, проезжая часть, места остановок маршрутных транспортных средств; объяснить значение терминов, показать на картине.
Материал: картина «Улица».
Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит.
Задание № 2. «Автомобили – класс! Продаем для вас!» Целевой ориентир: выявить умение детей составлять описательный рассказ по алгоритму, указывая на сходство и различие транспортных средств.
Материал: алгоритм «Транспортные средства», набор картинок «Транспортные средства».
Методика: Педагог предлагает ребенку выбрать одну картинку, вторую выставляет сам и дает задание: найти признаки сходства и различия между этими транспортными средствами. (К примеру, ребенок выбрал картинку «легковой автомобиль» – предложите ему картинку «Грузовой автомобиль», или «Автобус» – «Троллейбус»).
Задание № 3. «Найди место для знака» Целевой ориентир: выявить знания детей о дорожных знаках; умение группировать, на основе формы и цвета (на начало года); по принадлежности к определенной группе знаков (конец года). Материал: набор карточек «Дорожные знаки»: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Парковка» «Автозаправочная станция»; «Круговое движение»; «Въезд запрещен», «Место остановки трамвая», «Пешеходное движение запрещено», «Остановка запрещена»; «Место остановки автобуса», «Велосипедная дорожка», «Дети», игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Методика: 1. Педагог выдает ребенку карточку и предлагает ребенку найти место этого знака.
2. Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход». Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро. Примечание: в данном возрасте классификация знаков может быть выполнена на начало года: по цвету; по форме; в конце года по группам.
Задание № 4. «Вопрос-ответ» Целевой ориентир: систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения на дорогах. Материал: картинки с изображением улицы, транспортных средств, дороги. Методика: Педагог задает вопрос, ребенок отвечает.
– Кто такой регулировщик?
–Назови виды транспортных средств.
– Что такое дорога? На какие части она делится? Какие бывают улицы и дороги?
– Кого мы можем увидеть на дороге?
– Кого называют пешеходом? – Почему нельзя ходить по проезжей части?
– Где можно переходить дорогу?
– Какие бывают светофоры?
– Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?
– Какие сигналы подает светофор для пешеходов?
– Что такое перекресток?
– Что такое место остановки автобуса и (или) троллейбуса? – Что такое железнодорожный переезд?
– Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?
– Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
– Где должен находиться пассажир, ожидающий автобус или троллейбус?
– Как должен вести себя пассажир в месте остановки автобуса?
– Что может случиться с пассажиром, если в месте остановки автобуса он будет невнимательным и неосторожным?
– Как пассажир должен вести себя в автобусе, троллейбусе, трамвае?
– Какие правила поведения пассажиров ты знаешь?
– Что нельзя делать в автобусе, троллейбусе, трамвае?
– Назови на картинках предупреждающие знаки, предписывающие знаки, запрещающие знаки, знаки сервиса.
Задание № 5. «Покажи Помехе-Неумехе дорогу в школу» Целевой ориентир: выявить представление детей о том, как можно добраться до школы из дома, имея схему местности.
Материал: макет-схема микрорайона.
Методика: Педагог просит на макете показать Помехе-Неумехе дорогу из дома в школу.
Приложение 1
Таблица 1. Мониторинг уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения
у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2)
(первый год обучения)
Критерии оценки | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | Сумма баллов | Среднее по строке | Сформированность показания |
Умеет ориентироваться в пространстве, определяя направление своего движения или движения какого-либо предмета | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Где находится этот предмет: вверху или внизу? | ||||||||
Где находится этот предмет: далеко или близко? | ||||||||
Какого размера этот предмет: большой или маленький? | ||||||||
Куда едет этот автомобиль: вперед или назад? | ||||||||
Куда едет этот автомобиль: направо или налево? | ||||||||
Это здание расположено от нас слева или справа? | ||||||||
Различает элементы дороги: проезжую часть дороги, тротуар, трамвайные пути | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что ты видишь на этой картине? | ||||||||
Покажи, где на картине изображена проезжая часть? | ||||||||
Покажи, где на картине изображен тротуар? | ||||||||
Покажи, где на картине изображены трамвайные пути? | ||||||||
Понимает значение сигналов светофора | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Для чего нужен светофор? | ||||||||
Найди на картине светофор. | ||||||||
Какие сигналы светофора ты знаешь? | ||||||||
Что означает красный, желтый,зеленый сигналы светофора? | ||||||||
Расположи сигналы светофора на перфокарте в правильной последовательности. | ||||||||
Имеет представления об элементарных правилах безопасного поведения на дорогах | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Можно ли играть на дороге? | ||||||||
Как правильно переходить дорогу? | ||||||||
Кто на картинке переходит дорогу? | ||||||||
Можно ли тебе переходить дорогу без сопровождения взрослого? | ||||||||
В каком именно месте нужно переходить дорогу? | ||||||||
Имеет представление о профессии водителя | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Как называется профессия человека, который водит автомобиль? | ||||||||
Как узнает водитель, где нужно остановить автобус для высадки пассажиров? | ||||||||
Какие грузы перевозит водитель на грузовом автомобиле? | ||||||||
Кого перевозит водитель автобуса? | ||||||||
Уровень сформированности |
Таблица 2. Мониторинг уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения
у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).
(второй год обучения)
Критерии оценки | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | Сумма баллов | Среднее по строке | Сформированность показания |
Знает понятия «улица», «дорога», «перекресток», «место остановки автобуса и (или) троллейбуса» | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что такое улица? Покажи на картине улицу. | ||||||||
Что такое дорога? Покажи на картине дорогу. | ||||||||
Что такое перекресток? Покажи на картине перекресток. | ||||||||
Что такое тротуар? Покажи на картине тротуар. | ||||||||
Что такое проезжая часть? Покажи на картине проезжую часть. | ||||||||
Это здание расположено от нас слева или справа? | ||||||||
Различает элементы дороги: проезжую часть дороги, тротуар, трамвайные пути | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что ты видишь на этой картине? | ||||||||
Покажи, где на картине изображена проезжая часть? | ||||||||
Покажи, где на картине изображен тротуар? | ||||||||
Покажи, где на картине изображены трамвайные пути? | ||||||||
Определи место остановки автобуса и (или) троллейбуса? Покажи на картине место остановки автобуса или троллейбуса. | ||||||||
Понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что ты видишь на картине? | ||||||||
Правильно ли поступают пешеходы?. | ||||||||
Как поступить в этой ситуации правильно? | ||||||||
Почему нельзя переходить через дорогу на запрещающий сигнал светофора? | ||||||||
Почему необходимо соблюдать правила безопасного поведения на дороге? | ||||||||
Понимает сигналы светофора и регулировщика | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Какие сигналы светофора ты знаешь? | ||||||||
О чем предупреждает красный сигнал светофора? | ||||||||
Что нужно делать, если на светофоре загорелся красный сигнал? | ||||||||
О чем предупреждает желтый сигнал светофора? | ||||||||
Что нужно делать, если на светофоре загорелся желтый сигнал? | ||||||||
О чем предупреждает зеленый сигнал светофора? | ||||||||
Что нужно делать, если на светофоре загорелся зеленый сигнал? | ||||||||
Можно ли переходить дорогу, если регулировщик поднял руку вверх? | ||||||||
Знает виды и назначение различных транспортных средств | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Какие наземные транспортные средства ты знаешь? | ||||||||
Кого перевозят автобусы, самолеты, легковые автомобили? | ||||||||
Что перевозят грузовые автомобили? | ||||||||
Подбери груз для грузового автомобиля. | ||||||||
Расскажи, как выглядит автобус? | ||||||||
Расскажи, как выгляди троллейбус? | ||||||||
Расскажи, как выглядит автомобиль? | ||||||||
Расскажи, как выглядит автомобиль скорой медицинской помощи? В каких случаях он приезжает? | ||||||||
Расскажи, как выглядит полицейский автомобиль? В каких случаях он приезжает? | ||||||||
Расскажи, как выглядит пожарный автомобиль МЧС? | ||||||||
Имеет представление о безопасном поведении пассажира автобуса/троллейбуса/трамвая/метро/легкового автомобиля | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Тебе нужно доехать на автобусе до школы. Расскажи, как ты будешь действовать? | ||||||||
Как правильно вести себя, если ты пассажир автобуса | ||||||||
Что нужно делать, если ты перепутал маршрут и заблудился? | ||||||||
Уровень сформированности |
Таблица 3. Уровень сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной , тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2)
(третий год обучения)
Критерии оценки | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | Сумма баллов | Среднее по строке | Сформированность показания |
Знает элементы дороги (проезжая часть, тротуар, трамвайные пути) | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что такое дорога? Покажи на картине дорогу. | ||||||||
Что такое тротуар? Покажи на картине тротуар. | ||||||||
Что такое проезжая часть? Покажи на картине проезжую часть. | ||||||||
Что такое трамвайные пути? Покажи на картине трамвайные пути. | ||||||||
Имеет представление о назначении светофора | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Как ты думаешь, что такое сигнал светофора? | ||||||||
Для чего нужны сигналы светофора? | ||||||||
Какие виды сигналов светофора ты знаешь? | ||||||||
Какие сигналы светофора ты знаешь? | ||||||||
Почему нельзя переходить через дорогу на красный сигнал светофора? | ||||||||
Почему необходимо соблюдать правила безопасного поведения на дороге? | ||||||||
Почему пешеходы подчиняются сигналам светофора, а водители – транспортного? | ||||||||
Знает названия ближайших к школе улиц и улицы, на которой он проживает | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Какие улицы ты знаешь? Как они называются? | ||||||||
Как называется улица, на которой ты живешь?. | ||||||||
Есть ли она в предложенном наборе фотографий? | ||||||||
Что, кроме твоего дома, есть интересного на твоей улице? | ||||||||
Как называется улица, на которой расположена наша школа? | ||||||||
Назови ближайшие к школе улицы. | ||||||||
Знает правила безопасного поведения на дороге для пешеходов и велосипедистов | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Пешеходы всегда должны двигаться по… | ||||||||
Я никогда не нарушаю… | ||||||||
Сколько сигналов у пешеходного светофора? | ||||||||
Я знаю, что знаки бывают… | ||||||||
Плохо, когда взрослые… | ||||||||
Регулировщик – это человек, который… | ||||||||
Пассажирам автобуса запрещается… | ||||||||
Знать правила безопасного поведения на дороге нужно для того, чтобы… | ||||||||
Знает значение знаков дорожного движения «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «дети», «пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «парковка», «Въезд запрещен», «дорожные работы», «Велосипедная дорожка» | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Как выглядит знак «Пешеходный переход»? | ||||||||
Как выглядит знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»? | ||||||||
Как выглядит знак «Дети»? | ||||||||
Как выглядит знак «Пункт медицинской помощи»? | ||||||||
Как выглядит знак «Пункт питания»? | ||||||||
Как выглядит знак «Въезд запрещен»? | ||||||||
Как выглядит знак «Дорожные работы»? | ||||||||
Как выглядит знак «Велосипедная дорожка»? | ||||||||
Уровень сформированности |
Таблица 4. Уровень сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2)
(четвертый год обучения)
Критерии оценки | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | ФИ обучающегося | Сумма баллов | Среднее по строке | Сформированность показания |
Знает виды дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, информационные, знаки сервиса | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Как ты думаешь, для чего нужны дорожные знаки? | ||||||||
Какой формы и цвета бывают предупреждающие знаки? | ||||||||
Какой формы и цвета бывают запрещающие знаки? | ||||||||
Какой формы и цвета бывают знаки сервиса? | ||||||||
Осознает и аргументирует необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Почему нельзя ходить по проезжей части? | ||||||||
Где можно переходить дорогу? | ||||||||
Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? | ||||||||
Какие сигналы подает светофор для пешеходов? | ||||||||
Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку? | ||||||||
Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? | ||||||||
Имеет элементарные представления о профессии инспектора дорожно-патрульной службы | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Кто такой регулировщик? | ||||||||
Чем занимается инспектор дорожно-патрульной службы? | ||||||||
Как выглядит инспектор дорожно-патрульной службы? | ||||||||
Имеет представление о безопасном поведении пешехода и пассажира | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Где должен находиться пассажир, ожидающий маршрутное транспортное средство? | ||||||||
Как должен вести себя пассажир на остановочной площадке, ожидая маршрутное транспортное средство? | ||||||||
Что может случиться с пассажиром, если на остановочной площадке он будет невнимательным и неосторожным? | ||||||||
Как пассажир должен вести себя в маршрутных транспортных средствах ты еще знаешь? | ||||||||
Что еще нельзя делать в автобусе? | ||||||||
Регулировщик – это человек, который… | ||||||||
Умеет свободно ориентироваться в пределах ближайшей к школе местности | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Что такое улица? Покажи на картине улицу. | ||||||||
Что такое дорога? Покажи на картине дорогу. | ||||||||
Что такое перекресток? Покажи на картине перекресток. | ||||||||
Что такое тротуар? Покажи на картине тротуар. | ||||||||
Что такое проезжая часть? Покажи на картине проезжую часть. | ||||||||
Что такое место остановки автобуса и (или) троллейбуса? Покажи на картине место автобуса и (или) троллейбуса. | ||||||||
Умеет находить дорогу из дома в школу на схеме местности | ||||||||
Вопросы к диагностическому блоку: | ||||||||
Умеешь ли ты ориентироваться на схеме местности? | ||||||||
Покажи на схеме, где находится школа. | ||||||||
Покажи на схеме, где находится твой дом? | ||||||||
Покажи на схеме, как пройти от твоего дома до школы? | ||||||||
Уровень сформированности |
Приложение 2
Сводная таблица
уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2)
по классу
№ | ФИО обучающихся | Результат на начало года | Результат на конец года | Динамика изменений | |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. |
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...
рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател
рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12 (вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...