Конспект открытого воспитательного занятия "Светофор и дорожные знаки" для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
методическая разработка (1 класс)

Симакова Гея Вячеславовна

Ознакомление с новым материалом. Формирование знаний о правилах дорожного движения: умение различать и понимать значение сигналов светофора и подчиняться им; умение различать пешеходный переход, дорожные знаки, сигналы регулировщика; представление о фликерах. В занятии используются игровые, здоровье сберегающие технологии и технологии разного уровня обучения (индивидуальный подход, учитывающий уровень развития обучающегося). Учащиеся вместе с персонажем Лунтиком в игровой форме знакомятся и изучают правила дорожного движения: смотрят презентацию по теме занятия, ходят по пешеходному переходу, "зажигают" светофор, танцуют, собирают дорожные знаки, делают фликеры - брелоки на портфель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Методическая разработка

Конспект открытого воспитательного занятия «Светофор и дорожные знаки»                            

              для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

                                         Симакова Гея Вячеславовна

                                                   Воспитатель

                   ГБОУ школа №34 Невского района Санкт-Петербурга

Характеристика занятия:

Тема: «Светофор и дорожные знаки»

Уровень образования: начальный

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель занятия: формирование знаний о правилах дорожного движения

Задачи занятия:

Образовательные:

-формировать умение различать и понимать значение сигналов светофора и подчиняться им;

-формировать умение различать пешеходный переход и дорожные знаки;

-формировать представление о сигналах регулировщика;

-формировать представление о фликерах и безопасности в тёмное время суток.

Воспитательные:

-воспитывать представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения;

-воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения;

-развивать культуру общения, обогащать словарь;

-воспитывать способность внимательно слушать взрослых.

Коррекционно-развивающие:

-развивать знания о правилах поведения на улице;

-развивать внимание, логическое мышление;

-умение различать дорожные знаки.

Используемые технологии:

-игровые технологии: (игровые задания, направленные на закрепление материала по теме занятия);

-здоровье-сберегающие технологии: (физминутки – проигрывание ситуаций на дороге, танец-игра);

-технологии разного уровня обучения: (индивидуальный подход, учитывающий уровень развития обучающегося – задания разной сложности);

Формы и приёмы: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, игровой.

Используемое оборудование:

-наглядный материал: игрушка Лунтик, мячик – смайлик с улыбкой, картина с изображением светофора, пешеходная дорожка на полу, атрибуты регулировщика и доктора;

-раздаточный материал: круги разного цвета, разрезные дорожные знаки, формы для изготовления фликера (круг, квадрат, треугольник), карабины, самоклеющаяся светоотражающая лента;

-технические средства обучения (ТСО): ноутбук и мультимедийная презентация на тему урока

Предварительная работа: чтение стихов по теме, слушание песенки «Светофор», рассматривание картинок по теме занятия и обучающих мультфильмов.

План:

1Организационный момент (передаём мячик – смайлик с улыбкой)

2Сообщение темы (появление Лунтика, создание проблемно-поисковой ситуации)

3 1часть презентации, беседа о светофоре, игра «Назови и покажи цвета светофора»

4 дорожный переход (учимся ходить по пешеходному переходу), игра «Зажги светофор»

5 2часть презентации (дорожные знаки), 

6 игра «Собери знак» (разрезные картинки) – задания разного уровня сложности

7 танец – игра «Светофор»

8 3часть презентации (правила поведения в автобусе и сигналы регулировщика), беседа о регулировщике

9 игра «Регулировщик»

10 сигналы регулировщика (учимся ходить по пешеходному переходу по сигналу регулировщика)

11 изготовление фликера (брелока на портфель)

12Подведение итогов занятия, рефлексия

                                                         Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, все ль на месте, все ли тут, давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Даёт сидящему на первой парте ученику мягкий мячик (смайлик с улыбкой), он в свою очередь передаёт мячик сидящему сзади, и так всем по очереди, последний передаёт мячик Лунтику (сидящему за партой). Воспитатель: посмотрите, друзья, кто сегодня у нас в гостях. Кто это? Это Лунтик, он прилетел к нам с Луны. Он по городу хотел пройти, чтоб друзей себе найти. Но вокруг него машины – скрипят, повизгивают шины. Вот пришёл он к нам сюда, помогите же, друзья! Воспитатель: С каждым годом в нашем городе становится всё больше машин, на дороге есть свои правила, которые все должны соблюдать. Мы с вами сегодня на нашем занятии будем знакомиться с правилами дорожного движения. Для этого я предлагаю отправиться в путешествие,  и возьмём с собой Лунтика.  Ребята у нас на дороге есть помощники, давайте посмотрим презентацию и узнаем о них.

Учащиеся: смотрят 1 часть презентации, в которой рассказывается о светофоре и пешеходном переходе.

Воспитатель: Мы с вами посмотрели презентацию и узнали, что главный наш помощник на дороге – это светофор (показывает на доску, где висит картина с изображением светофора). У любого перекрёстка нас встречает светофор и заводит очень просто с пешеходом разговор: свет зелёный – проходи, жёлтый – лучше подожди, если свет зажегся красный – значит, двигаться опасно. Стой! Наберись терпения, уважай правила движения. Воспитатель предлагает учащимся игру «Назови и покажи цвета светофора».

Учащиеся: выбирают круг нужного цвета (который показывает или называет воспитатель), показывают и называют его.

Воспитатель: ещё мы узнали с вами из презентации, что переходить улицу нужно по пешеходному переходу (показывает знак пешеходного перехода). Сначала следует посмотреть налево, на середине пешеходного перехода – направо. Давайте встанем и вместе с Лунтиком поучимся ходить по пешеходному переходу.

Учащиеся: по очереди берут Лунтика и ходят по пешеходному переходу (сделанному в классе на полу), соблюдая правила (смотрят налево, на середине – направо).

Воспитатель: предлагает игру «Зажги светофор», на выбор вставить цветные круги в окна, нарисованного на доске светофора (или на магнитной доске).

Учащиеся: «зажигают светофор».

Воспитатель: друзья, продолжаем наше путешествие, включает 2 часть презентации, где рассказывается о дорожных знаках: подземном и надземном пешеходном переходах. Воспитатель: мы узнали, кто же ещё помогает нам безопасно переходить дорогу, это – подземный переход (показывает знак подземного перехода) и надземный пешеходный переход (показывает знак надземного перехода). Предлагается игра «Собери знак». Друзья, кто то порвал дорожные знаки, необходимо их собрать. Воспитатель предлагает ученику сначала выбрать знак, который он будет собирать, а затем даёт такой же, только разрезанный. Задания могут быть разной сложности (знаки разрезаны на разное количество частей, можно собирать половинки – знак и ситуация на дороге).

Учащиеся: выбирают знаки (пешеходный переход, остановка, надземный и подземный пешеходный переход), смотрят на образец и собирают разрезанные на части знаки.

Воспитатель: молодцы ребята, все справились с заданием, вставайте и выходите на дорогу. Там, где шумный перекрёсток, где машин не сосчитать, перейти не так уж просто, если правила не знать. Пусть запомнят твёрдо дети:  верно, поступает тот, кто лишь при зелёном свете через улицу идёт! Воспитатель: включает песенку «Светофор».

Учащиеся: стоят в кругу, выполняют движения под песенку «Светофор» (музыкальный танец-игра «Светофор» 2 мин.).  На проигрыш – идут по кругу, 1куплет – лицом в круг поднимают руки вверх, припев: красный свет дороги нет – руки скрестить на груди, жёлтый подожди – руки вниз, зелёный проходи – идут по кругу. 2куплет – разгибают согнутые в локтях руки от груди в стороны, припев: повтор, идут по кругу, припев повтор.

Воспитатель: ну что же, друзья, наше путешествие продолжается, включает 3 часть презентации, в которой рассказывается, как вести себя в автобусе и о регулировщике. Воспитатель: ребята, а как быть, если сломался светофор? Светофор у нас сломался – постовой за дело взялся. Водители и пешеходы должны подчиняться требованиям сигналов регулировщика. Вот здесь у нас на столе лежат атрибуты регулировщика (свисток, жезл, фуражка, яркая накидка ДПС) и атрибуты доктора (халат, шприц и т.д.) нужно выбрать, что относится к регулировщику.

Учащиеся: играют в игру «Регулировщик», по очереди подходят к столу и выбирают по одному предмету, подходящему для регулировщика, когда все предметы выбраны правильно, наряжают одного ученика – он «регулировщик».

Воспитатель: предлагаю Лунтику и всем нам поучиться  переходить дорогу по сигналу регулировщика.

Учащиеся: с Лунтиком ходят по пешеходному переходу в классе, ориентируясь на сигналы регулировщика (наряженного ученика). Жезл вверх – стоят, жезл, в сторону – идут.

Воспитатель: хорошо ребята, все молодцы. Помните в прошлом году мы в рамках акции «Засветись на дороге – сбереги свою жизнь» приклеивали светоотражающие полоски на одежду. Их ещё называют фликерами. Они нужны, чтобы быть заметнее в тёмное время суток. Какие бывают фликеры? Брелоки, браслеты, подвески, наклейки, покрытые отражающим свет материалом. Что блестит так и сверкает, словно искорка огня, это фликер мой сияет на одежде у меня! Фликер – мой телохранитель, я малыш, но не боюсь, ведь теперь любой водитель видит, где я нахожусь. Предлагаю вам ребята сегодня сделать фликеры – брелоки и повесить их себе на портфели. Воспитатель: предлагает учащимся на выбор 3 формы: треугольник, круг, квадрат; самоклеющуюся ленту, карабины.

Учащиеся: выбирают форму фликера и начинают обклеивать её самоклеющейся лентой, проделывают отверстие ножницами или дыроколом, продевают карабины.

Воспитатель: покажите, ребята, какие у вас получились фликеры, молодцы, все справились отлично, фликеры в руках у нас, изготовили сейчас, стали мы заметней в раз, ты, водитель, сбавь-ка газ, давайте теперь прикрепим их на портфели.

Учащиеся: прикрепляют фликеры на портфели.

Воспитатель: Лунтик благодарит вас всех за помощь в изучении правил дорожного движения, теперь он умеет переходить дорогу и может продолжить своё путешествие, давайте подарим Лунтику фликер.

Воспитатель: друзья, понравилось вам занятие? было ли вам интересно? если да, давайте похлопаем друг другу.

Учащиеся: хлопают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

МАтериал посвящен вопросам обучения  чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....

Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация: в статье рассматривается   отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье   учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необ...

Конспект интегрированного урока ИЗО + музыка для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Урок способствует созданию  положительной эмоциональной среды для социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), посредством изобразительной и музыкальной деятельности....

Конспект открытого воспитательного занятия "Весна идет. Насекомые" для учащихся 3 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)

В конспекте представлен материал по изучению насекомых для детей с ОВЗ 3 класса. Благодаря нему, дети познакомятся с разлчными видами насекомых, способами перемещения, а также научатся визуально отлич...

Конспект открытого урока по математическим представлениям "Закрепление понятий большой - маленький по сказке "Три медведя" для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

На уроке закрепляются понятия большой - маленький (сранивают предметы по размеру, используют альтернативную коммуникацию - карточки действий, смотрят сказку "Три медведя" на ноутбуке и дубли...