КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
(Из опыта работы.)
Авторы составители: Карасёва Резида Маликовна, учитель дефектолог высшей квалификационной категории ГОУ Республики Марий Эл «С(К) ОШ г. Йошкар – Олы № 2 VIII вида». (rezida-malikovna@mail.ru)
Гарнаева Елена Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Елабужской С(К)ОШ №7 VIII вида
Республики Татарстан, (Elena-garnaeva@yandex.ru)
Аннотация
Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Современные компьютерные технологии открывают новые перспективы для разработки специальных реабилитационных средств, позволяющих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Применение программно-методических средств в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью создаёт условия для активизации компенсаторных механизмов, ведущих к образованию у детей устойчивых визуально-кинестетических условно-рефлекторных связей ЦНС как основу для формирования программных навыков, обеспечивает интерактивность и сотрудничество в процессе обучения, способствует расширению коммуникативных возможностей детей.
Уровень развития современных ИТО достаточно высокий. Нами избран не революционный, а эволюционный путь разработки электронных образовательных ресурсов. Учебно-методические материалы разработаны на основе базовых программ Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft PowerPoint, содержат учебные базы данных и комплексы упражнений, компьютерную анимацию, разнообразный иллюстративный, звуковой материал. Используемый нами комплекс авторских и адаптированных компьютерных и сопровождающих настольных методик способствует развитию ориентации в пространстве и влияет на улучшение других видов зрительно-пространственных функций детей с особыми образовательными потребностями, позволяют учащимся значительно продвинуться в освоении школьных навыков, в овладении письмом, чтением и счетом.
Наиболее часто встречаемые трудности учения - зрительно-пространственные: трудности ориентации в схеме собственного тела, несформированность базовых пространственных представлений, трудности понимания логико-грамматических конструкций. Естественно, что каждый ребёнок имеет свой уровень зрительно-пространственных трудностей. Поэтому необходимо обеспечить индивидуальный подход в коррекции нарушений зрительно-пространственных функций.
При низкой работоспособности и высокой утомляемости ребенка не рекомендуется предлагать ему монотонную работу, только сидя за столом. Необходимо включать двигательные упражнения, которые могут помочь развивать зрительно-пространственные функции, повышают мотивацию учения и обеспечивают двигательную активность. Содержание динамических пауз предъявляется в слайдовом материале (при необходимости с музыкальным сопровождением и анимацией). Также содержание словесного сопровождения физических упражнений непременно должно поддерживать сюжетную линию занятия, урока.
Неполноценность зрительного восприятия у 42% детей препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа, дифференциации сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы. У 36% детей наблюдается пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности, что ведёт к побуквенному чтению в течении длительного периода времени. У детей с особыми возможностями при чтении не всё обстоит благополучно с движением глаз, с количеством и продолжительностью фиксаций, с регрессиями и т.д. Глаза чтецов вынуждены останавливаться на каждой букве или слоге, часто возвращаются к тому, что уже было прочитано раньше. При чтении любой из основных структур слога необходимо наличие некоторых обязательных навыков. Это правильное восприятие читаемого слога в процессе движения глаз слева направо. В условиях коррекционной школы этот частный и, казалось бы, второстепенный вопрос по существу действительно является серьёзной проблемой.
Одним из эффективных приёмов выработки правильного чтения и развития речи являются специальные игровые упражнения, которые способствуют совершенствованию развитию и коррекции зрительно-пространственных функций. При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра. Авторское электронное пособие по развитию речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида «Дидактические игры на уроках в начальных классах специальной школы VIII вида» (Гарнаева Е.И., Гимазова Л. Б., Карасёва Р.М.) апробировано на практике и даёт положительный результат.
Поддерживающей методикой является пособие по закреплению зрительных образов букв, цифр «Смотрю и вижу», разработанное на основе классических и широко используемых методик: «Сложи фигуру», «Найди одинаковые буквы (слоги, слова) в каждом ряду», «Найди такую же букву (слог, слово)» Последовательность предъявляемых заданий определена содержанием букварного материала по В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной. (Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.)
Разработанные и апробированные нами электронные ресурсы соответствуют возрастным познавательным особенностям учащихся, логике развития зрительно-пространственных функций, содержат оптимальный объём заданий, доступный большинству учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описанные в статье учебно-методические пособия прошли апробацию и активно используются в коррекционных школах VIII вида г. Елабуги Республика Татарстан, г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Литература:
1. Книга для учителя вспомогательной школы. / Под редакцией Г.М. Дульнева. М.,1959.
2. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Лалаева Р.И. СПб.: СОЮЗ,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)
Статья раскрывает вопрос об использовании технологии развивающего чтения Е.М. Плюсниной в коррекционной школе....
Рациональное питание младшего школьника «Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий. (Урок обобщения)
Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приори...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне сделать уроки по предмету «Математические представления и конструирование» более живыми и привлекательными для учащихся....
«Использование компьютерных технологий при коррекции нарушения чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Роль чтения нельзя недооценить: хорошо читающий ребенок быстро ориентируется в тексте, испытывает меньше трудностей при решении задач, при выполнении упражнений, так же осознанное беглое чтение ...
ОВЗ: «Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»
Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; ...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Представлен опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе с пр...