"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"
статья по теме
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"
Доровик Юлия Сергеевна – учитель начальных классов
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 33», г. Бийск, Алтайский край
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий.
Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.
Профессор Г.К. Селевко в своей работе "Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств" предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
работать в группе и принимать решения;
использовать новые технологии информационные и коммуникативные;
Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.
Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию в начальных классах с целью активизации учебной деятельности младших школьников.
Выдвинутая мною гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников в образовательном процессе.
В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:
идея развивающего обучения;
идея практико-ориентированного подхода;
идея использования новых информационных технологий;
Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:
Использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;
Оснащение кабинета начальных классов современной техникой;
Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней.
Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
Повышение уровня обученности и качества знаний;
Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
Еще А. Франс высказал мысль, что "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом". Я как педагог понимаю, что "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь".
В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, ТРИЗ-технологию.
Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал я рассматриваю как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный. Не остается ни одного незаинтересованного ученика, ни одного, кто не хотел бы пойти к доске.
Пример использования информационных технологий на уроке окружающего мира в 3 классе по теме “ Это зависит от тебя".
В данном примере опрос домашнего задания, подготовленное учащимися совместно с родителями и на кружке "Мой друг - компьютер", частичное усвоение новой темы, рефлексия сопровождается презентацией учителя, работой на интерактивном оборудовании.
В результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Список литературы:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
2. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
4. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
5. Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...
Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников
Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....
«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления
Рекомендации к урокам литературного чтения....