Система воспитательной работы «Родные истоки»
материал (3 класс)

Миляуша Расимовна

Система воспитательной работы

 

«Родные истоки»

по формированию духовной нравственности учащихся посредством приобщения их к культурным традициям татарского народа.

Назначение гимназии:  

- активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала республики, становление и развитие высших потребностей личности, её гражданского, духовного и национального возрождения;

- выявление наиболее способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Родные истоки»52.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы

«Родные истоки»

по формированию духовной нравственности учащихся посредством приобщения их к культурным традициям татарского народа.

Назначение гимназии:  

- активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала республики, становление и развитие высших потребностей личности, её гражданского, духовного и национального возрождения;

       -  выявление наиболее способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования.

Пояснительная записка.

Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Значимой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания. На сегодняшний день воспитание подрастающего поколения можно сказать не на том уровне. Заменили воспитание образованием, воспитательная работа сводится зачастую, к организации досуговой деятельности школьников (дискотеки, вечеринки, различные шоу-игры и т.д.). В настоящее время пропаганда насилия, жестокости разрушают души подрастающего поколения, заполняя их безнравственностью, бездуховностью.

Воспитательная работа в школе должна вестись по смешанной системе с учётом возрастных особенностей и уровня реальной подготовленности к жизни каждого ученика. Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме-вот цель, которую ставит общество перед собой. В связи с этим определяются по-новому цели и задачи воспитательной работы. Создать оптимальные условия для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей. Перед нами стоит задача, воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию.

       Однако не всё ещё потеряно, школа остается, и будет оставаться центром воспитательной работы. В национальной доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло достойное место и призвано обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • экологическое воспитание.

Исходя из поставленных задач, определены основные направления учебно-воспитательного процесса в классе на основе социальных, культурных традиций татарского народа.

1. Познавательная культура (культура познания, мировоззрение, интеллект, целостность знания, кругозор личности, культура мышления и т. д.).

2. Нравственная культура (формирование основных представлений о морально-этических нормах, отношениях, поведении и личностных качествах школьников).

3. Национальная культура (формирование целостного представления учащихся о национальной (татарской) культуре, воспитание нравственных качеств; развитие творческих способностей, национального самосознания; гордость, патриотизм, достоинство).

4. Культура мира (гражданственность, толерантность, права и обязанность человека, долг, активная жизненная позиция, коллективизм и т. д.).

5. Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, нетрадиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность, спорт и т. д.).

6. Культура мировоззрения  (научное, религиозное мировоззрение, мировосприятие; понимание себя в мире; выбор значимых ценностей).

Для реализации целей и задач воспитания и самовоспитания использованы методы:

   Диагностические – это анкетирование, опрос, изучение, наблюдение, беседа.

   Организационные

        а)  организация коллективов и органов его самоуправления;

б)  регулирование ролей;

в)  регулирование ответственной зависимости.

   Мобилизационно побудительные – это формирование у учащихся психологической готовности и способности восприятию воспитательных воздействий к решению задач, поставленных учителем (внушение, убеждение, актуализация)).

   Коммуникативные – установление с учащимися контакта, т.е. взаимопонимания, доверия, сотрудничества.

   Методы формирующего воздействия (сказкотерапия, создание проблемных воспитывающих ситуаций, формирования сознания, опыта).

   Методы координации и коррекции – выработка единых требований к учащимся, корректирование.

   Методы совершенствования – изучение новых достижений науки, обобщение результатов.

      Познавательная культура

Целевой аспект:

1.1. Формирование целостных знаний учащихся о культурно-

        нравственных ценностях:

  • о роли ислама в образовании и культуре татарского народа;
  • об архитектуре мечетей;
  • о религиозных деятелях (Ш Марджани, Р. Фахретдин и т.д.);
  • о традициях, культуре татар (литература, наука, философия, язык,

                музыка, поэзия);

  • об истории возникновения Волжской Булгарии;
  • о причинах возникновения религии ислам;
  • о символах Татарстана;
  • о мусульманском календаре.

2. Развитие у учащихся:

  • способностей к усвоению знаний о культуре татарского народа;
  • познавательной активности школьников;
  • самостоятельности и инициативы;
  • умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, отличать ценности культур разных народов;
  • творческих способностей (чувства новизны, умения преобразовать

               объекты).

3. Воспитание у учащихся интеллектуальной культуры (трудолюбия, усидчивости, прилежания, внимания, памяти, воображения, культуры общения и речи, потребности в развитии общего кругозора, интеллигентности).

2.1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к

       культурно-нравственным ценностям татарского народа (эмоции, интеллекта, мотивов, интересов, потребностей).

2. Развитие интереса к культурно-нравственным ценностям (истории, литературе, творчеству великих деятелей татарского народа, взаимодействия Татарстана с другими государствами, мифологии, исламской культуре).

3. Воспитание эмоциональной культуры (сдержанности, терпимости, активной жизненной позиции, тактичности, самокритичности).

3. Формирование поведенческих умений и навыков учащихся в

     различных видах деятельности.

1. Научить школьников применять знания о культурно-нравственных ценностях татарского народа в различных видах деятельности (поведение в культовых учреждениях, в учебной деятельности, в культуре поведения в общественных местах, в проблемных ситуациях, в отношении к религиозным и государственным символам).

2. Развитие умений учащихся к выполнению различных видов деятельности (умений обобщить и оформить полученный материал о культурных ценностях татар, умений вычленять, анализировать, сравнивать ценности разных народов Поволжья).

3. Воспитание культуры познания учащихся (культуры умственного труда (учись учиться), культуры речи; культуры межнационального общения; культуры интеллектуального спора, культуры восприятия исторических, литературных, архитектурных памятников татарского народа; культуры личностных ориентаций (исполнительность, ответственность, чувство долга, упорство, обязательность, прилежность, дисциплинированность).

По направлению «Познавательная культура» в плане воспитательной

  работы предусмотрено:

  1. Путешествие в море книг.
  2. Посещение краеведческого музея гимназии.
  3. Классный час «Цвети, мой Татарстан».
  4. Классный час «Государство. Герб. Гимн. Флаг».
  5. Посещение музея «Риза Фахретдин – ученый, педагог».
  6. Особенности татарского народного узора.
  7. Занимательные фразеологизмы в татарском языке. (Клубный час).
  8. Классный час «По страницам биографии поэта-героя М.      Джалиля».
  9. Участие в международной олимпиаде по математике «Кенгуру».
  10.  Классный час «Творчество поэтессы Сажиды Сулеймановой».
  11.  Путешествие по карте Татарстана «Что? Где? Когда?».
  12.  Классный час. Творчество земляка-поэта Ильгиза Гиматова.

 Конкурс рисунков «Әлмәтем, син минем, Әлмәтем».

  1.  По страницам биографической книги Габдуллы Тукая

               «Вступающим в жизнь».

  1.  Познавательная игра «Культовая архитектура мечетей Поволжья».

         15.Ислам и татарские просветители.

 16. Волжская Булгария. Рассказы для детей.

 17.Игра-путешествие по столице Татарстана.

              18.«Кладовая края» - экологическая игра.

          Нравственная культура

«Золотым правилом» нравственности является тезис: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Целевой аспект:

  1. Формирование знаний учащихся о нравственной культуре

           татарского народа.    

  1. Формирование основных представлений о морально-этических нормах, отношениях, поведении и личностных качествах школьников (о мусульманских хадисах, раскрывающих нравственные принципы ислама, об общечеловеческих ценностях (честность, доброта, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.; о запретах в исламе – как морально-правовой системе поведения человека; о нравственных качествах личности, влияющих на социальную жизнь человека).

  2. Развитие умений и навыков использования знаний о морально-этической системе татарского народа в жизни школьников (умение быть вежливым, скромным, уважать старших и заботиться о младших, умение сострадать, быть честным, быть добрым).

  3. Воспитание познавательной активности школьников к нравственным, этическим принципам ислама (общечеловеческие ценности Корана; семья и нравственность; культура быта мусульман; поведение в гостях, в общественном месте).

  2.1. Формирование эмоционально-ценностных отношений

          школьников и нравственно-этической системе мусульман

         (интересов, эмоций, мотивов, убеждений; желаний, оценок).

  2. Развитие мотивационного настроя у школьников по отношению к нравственным ценностям татарского народа (быть настоящим человеком, быть хорошим сыном или дочерью; быть дисциплинированным учеником; быть гражданином своего отечества, быть преданным другом, быть достойным представителем своего народа)

  3. Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям татар (отношение к родителям, к женщине, матери, к детям, природе, к материальным ценностям, отношений к негативным явлениям в обществе.

  3.1. Формирование культуры поведения школьников.

     Научить школьников правилам поведения (в обществе, в семье, в школе, в мечети).

  2. Развитие умений и навыков корректного поведения и общения (с пожилым человеком, другом, родителями, учителем, со старшими, младшими, животными, ценностями культуры, природой).

  3. Воспитание культуры поведения школьников (культуры речи, одежды, спора, потребностей и желаний манерам хорошего тона, коллективной жизнедеятельности, человеческого общежития, отношению к негативным поступкам).

        По направлению «Нравственная культура» в плане воспитательной работы предусмотрено:

  1. Классный час «Мне тепло рядом с тобой».
  2. Игротека «Если вместе мы, друзья, зла не будет никогда».
  3. Классный час «Нам жизнь дана на добрые дела».
  4. Диспут «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
  5. Классный час «Мама – самый родной и любимый человек».
  6. Экскурсия в природу.
  7. «Честный ум, чистое сердце». Классный час.
  8. Стихи Г. Тукая воспитывающего направления. Инсценирование.
  9. Классный час «Нравственная культура человека»

Национальная культура

Целевой аспект:

  1. Формирование национального самосознания школьников средствами традиционной культуры татарского народа.
  1. Формирование целостного представления школьников о национальной культуре (язык, литература, религия татарского народа, музыка, история, искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, народный фольклор).
  2. Развитие поведенческих умений и навыков в области национальной культуры (умение говорить, читать, писать на родном языке; умение понимать самобытные особенности родной культуры, умение петь, танцевать, играть в народные игры; умение организовать свой быт).
  3. Воспитание национальной гордости, уважения к своей родной культуре (самооценка себя как представителя своего народа; принятие образа жизни своего народа; личностное отношение к объектам и явлениям национальной культуры; интерес к национальной культуре).
  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к национальной культуре.
  1. Целенаправленное усвоение школьниками ценностей национальной культуры (родного языка, истории, музыки, театра, религии, танцев, песен, фольклора, образа жизни народа и т.д.).
  2. Развитие у учащихся ценностных ориентаций в области национальной культуры (побуждение учащихся к оценочным суждениям по проблемам жизнедеятельности нации; стимулирование рефлексии учащимися своей национальной принадлежности; самооценка учащихся своих знаний и умений в области национальной культуры; потребность изучать, познавать родную культур, жить в ней и развивать ее; готовность отстаивать, доказывать, логически мыслить по проблемам национальной культуры).
  3. Воспитание патриотизма и национального характера школьников (любви к родному народу, языку, культуре; национальных черт характера, присущих родному народу; бережного отношения к народной памяти).
  1. Формирование творческих способностей учащихся в области национальной культуры.
  1. Формирование у учащихся чувства новизны (побуждение учащихся к обратному восприятию, фантазии, воображению; к поиску решения проблемных вопросов в области национальной культуры).
  2. Умение описывать, сопоставлять, объяснять, систематизировать элементы национальной культуры.
  1. Творческая самореализация учащимися знаний, умений и навыков в области национальной культуры: создание ситуации успеха, создание условий для соревнований, самовыражение в различных видах деятельности (танец, песня, рисунок, стих, поделка и т.д.).

Отражение национальной культуры в содержании воспитательной работы:

  1. Татарская академия наук «Кто есть кто?» (знакомство с творчеством татарских просветителей).
  2. «Встреча с прошлым» - экскурсия в музей.
  3. «Казан утлары» - викторина по архитектурным памятникам Казани.
  4. Классный час «По страницам газеты гимназии «Офык».
  5. Конкурс натюрмортов из овощей и фруктов «Дары осени».
  6. «От всей души». Встреча с землячкой, поэтессой Кларой Булатовой.
  7. Конкурс татарских сказок.
  8. Народные праздники «Каз өмәсе», «Нәүрүз», «Сабантуй».
  9. Кто во что горазд – конкурс творчества.
  10. Конкурс на лучший зимний букет.
  11. Эстафета дружбы – конкурс танцев народов Татарстана.
  12. Конкурс рисунков «Портрет моего города».
  13. Книжка-раскладушка «Особенности татарского народного костюма».
  14. Устный журнал «Театр оперы и балета им. М. Джалиля».
  15. Музыкальный калейдоскоп. Произведения татарских композиторов.
  16. Фестиваль юных дарований.
  17. Фестиваль военных песен. Инсценирование.
  18. Любимые стихи Г. Тукая. Конкурс чтецов.
  19. Классный час «По страницам книги Г. Тукая «Вступающим в жизнь».
  20. Вечер «красота спасет мир».
  21. Конкурс рисунков «Улыбка матери».

                           Культура мира

Международная комиссия по вопросам образования ЮНЕСКО стратегической задачей образования в 21 веке назвала – научить детей жить вместе, независимо от границ, рас, вероисповеданий.

Целевой аспект формирования мира у школьников.

1.  Формирование культуры мира школьников на основе образовательного ресурса личности.

  1. Формирования знаний учащихся о правах человека, гражданских обязанностях и нормах, о мировых религиях Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, об основах мусульманского законодательства; о статьях Конституции РФ и Татарстана о свободе совести и свободе вероисповедания.
  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности школьников (чувство ответственности, долга, коллективизма, активной жизненной позиции, терпимость и милосердие, культуры межнационального общения; веротерпимости).

2.  Формирование положительного отношения к ценностям мировой культуры.

  1. Формирование знаний учащихся о религиозных культурах народов мира (знание русской православной культуры; русского языка и литературы, истории).
  2. Развитие умений учащихся жить в мире и согласии с другими людьми, народами (чувство понимания и уважения к народам; терпимого отношения к народам другого вероисповедания).
  3. Воспитание толерантного отношения школьников к (ценностям родной культуры и самому народу, религии ислам; общечеловеческой мировой) культурам.

3. Формирование поведенческих стереотипов в области культуры мира и гражданственности.

  1. Формирование гражданских качеств личности: (гражданского долга; ответственности как свойства личности, характеризующиеся стремлением и умением оценивать свое поведение; уважение к законам государства; чувство патриотизма и интернационализма как чувство любви к родине, народу, единство гражданского сознания и поведения как качество личности).
  2. Воспитание гражданина мира, патриота своей страны и гражданина своей республики: (реализации идеи, социального сотрудничества, партнерства, веротерпимости).

По направлению «Культура мира» предусмотрены мероприятия:

  1. Классный час «Классные декреты, правила».
  2. Классный час «Создание чувства безопасности» (физического, психологического, эмоционального).
  3. Устный журнал. По страницам книги Шабельникова Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права». (Всеобщая декларация прав человека).
  4. Мост дружбы  «Немного о мировых религиях».
  5. Вернисаж  «На Волге широкой».
  6. Классный час. Честь и совесть.
  7. Классный час «Что такое закон?»
  8. Классный час «Права человека».
  9. Классный час «Ответственность».
  10. Классный час «Конфликты в мире».
  11. Классный час «Защита мира».
  12. Конкурс сочинений «Я - Татарстанец».
  13. Мини-сочинение. Забавные случаи семейной жизни.

Культура здорового образа жизни.

Целевой аспект:

1. Формирование представлений школьников о факторах и средствах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

  1. Формирование знаний школьников (о роли движения на здоровье человека, о питании; о закаливании; о негативном влиянии на здоровье вредных привычек; о болезнях и их профилактике; о нетрадиционных формах оздоровления; о лекарственных сборах и травах; о санитарно-гигиенических правилах; о приемах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; об экологических проблемах взаимоотношения человека с природой; о роли религии на духовное и физическое здоровье).
  2. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в области здоровья (интереса к вопросам здорового образа жизни школьников, положительного отношения к людям, занимающимся физкультурой, спортом и т.д., мотивационной установки на здоровый образ жизни);
  3. Воспитание культуры здорового образа жизни школьников (физической культуры, культуры быта, культуры питания, экологической культуры, культуры поведения).

2. Формирование положительного отношения учащихся к своему здоровью.

  1. Знание школьников своего собственного здоровья (физических способностей, заболеваний и недугов, проблем в поведении, режима дня и отдыха, черт характера, психологических особенностей).
  2. Развитие умений и навыков здорового образа жизни (умений выполнять утреннюю гимнастику, правильный уход за зубами волосами, одеждой, обувью; умений правильно принимать пищу; потребностей в самосовершенствовании духовного и физического портрета).
  3. Воспитание качеств личности, влияющих на укрепление здоровья школьников (силы воли, выносливости, смелости и решительности, трудолюбия).

3. Практическая деятельность учащихся по укреплению здоровья (соблюдение правильного режима дня ; соблюдение санитарно-гигиенических требований; участие в спортивных соревнованиях, секциях, спортклубах; соблюдение правил здорового образа жизни; исключение безнравственных поступков из поведения; изучение специальной литературы по укреплению здорового образа жизни; использование существующих методик нетрадиционной медицины (сказкотерапия, релаксация и т.д.); пропаганда здорового образа жизни среди окружающих людей; следование правильному питанию, применение знаний по оказанию медицинской помощи, нуждающимся соблюдение и охрана безопасности жизни человека; бережное отношение к окружающей среде).

 

По культуре здорового образа жизни запланированы следующие мероприятия:

  1. Устный журнал. «Мусульманские хадисы о здоровом образе жизни».
  2. Классный час «Секреты здоровья. Каюм Насыри о культуре питания.
  3. Диспут «Медицина о влиянии алкоголя, курении, наркотиков на организм человека».
  4. День Здоровья. Беседа о пользе зарядки и двигательной активности.
  5. Спортивные соревнования с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья».
  6. Подвижные перемены, физкультминутки, зарядки.
  7. Детская спортивно – оздоровительная игра «Снежный барс».
  8. Озеленение классного кабинета. Беседа «Зеленый друг».
  9. «Кладовая края» - экологическая игра.
  10. Ярмарка «Лекарственные травы Татарстана».
  11. Если хочешь быть здоровым: уроки массажа, система закаливания, методика правильного питания, дыхательная гимнастика.
  12. Познавательная игра «Земля – наш дом».
  13. Классный час «Охранять природу – значит охранять Родину».
  14. Диспуты «Не стреляйте в белых лебедей», «Аист на крыше – мир на Земле».
  15. Круглый стол с участием медицинских работников, родителей.
  16. Конкурс плакатов, рисунков «Береги свою планету – ведь другой на свете нету».
  17. Классу, гимназии – чистый воздух. Детский контроль за чистоту класса, рекреаций, влажная уборка и проветривание.
  18. Театр здоровья. Создание агитбригады.
  19. Организация зеленой зоны отдыха в классе.
  20. Инструктаж по технике личной безопасности.
  21. Заполнение Дневников здоровья учащихся.
  22. Минуты релаксации через сказкотерапию.
  23. Поход в Зеленый дом.  

Культура мировоззрения

Целевой аспект

1) Формирование у школьников познавательного отношения к миру: осознание себя в мире разумным человеком; объективно строить отношения с другими людьми, с природой, обществом; разума участвовать в культурном творчестве; самообразование; понимание себя в мире и своего смысла жизни; побуждение к развитию.

2) Формирование оценочного отношения к миру: оценка своих личностных потребностей и интересов; выбор значимых ценностей, которые определяют развитие личности; формирование критического мышления, взглядов и убеждений; умений понимать себя и других людей.

3) Формирование поведенческих навыков и умений: умение быть человеком; строить диалог с окружающим миром.

По диагностике психических параметров личности и их коррекции предусмотрено:

  1. Классный час «Дорожка к моему внутреннему я».
  2. Психологическая игра «Созвездие».
  3. Дневник достижений.
  4. Анкета по программе «Педагогика здоровья».
  5. Дневник моего настроения.
  6. Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (4 субтеста).
  7. Методика «Референтометрия» (взгляды, идеалы личности).
  8. Тест «Поставь себе оценку за вежливость».
  9. Карта воспитанности младшего школьника.
  10. Тест «Добрый ли вы человек?».
  11. Диагностика интеллекта.
  12. Тест для родителей «Я и мой ребенок».
  13. Анкета для родителей.
  14. Психологические игры «Волшебная веревочка», «Вселенная».
  15. Классный час «Я иду к цели».
  16. Оформление уголка «Наши достижения».

По формированию мировоззрения школьников следующие формы воспитательной работы:

  1. Семья.
  2. Классный час «Мы и наши родители».
  3. Классный час «Жизнь дается один раз».
  4. Классный час «Критерии истины».
  5. Диспут «Ответственность и честь».
  6. Мини-сочинение «Если бы директором гимназии был я, то …».
  7. Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное развитие школьников».
  8. «Наши успехи». Отчет перед родителями.
  9. Рассказы родителей о привычках детей, их характерах.
  10. Мастерим всей семьей. Конкурс поделок.
  11. По страницам Красной книги Татарстана.
  12. Лекция «Экология и здоровье человека».

Система воспитательной работы в классе «Йолдызчык» («Звёздочка»)

«Йолдызчыклардан йолдыз булырбыз»

(Девиз «Из звёздочек превратимся в звёзды»).

Учащиеся класса из 30 детей разделены на пять звёздочек, в которых есть свои художники, руководители, организаторы спортивных и культурно-массовых мероприятий. Эти пять звездочек образуют «Созвездие» - игра-соревнование, которая является системой организации творческой жизнедеятельности учащихся класса на основе богатейшего наследия татарского народа , его культуры, истории, традиций: это – поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания детей, это воспитание духовно-нравственных качеств личности, приобщение к национальному достоянию родного народа.

Основные цели проведения игры:

  • формирование национального самосознания школьников;
  • развитие творческих способностей ребят;
  • активизация познавательной самостоятельности учащихся, как в урочное, так и внеурочное время;
  • формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создание условий для её самореализации;
  • формирование готовности полноценно выполнять объективную систему социальных ролей;
  • формирование нравственной, экономической, экологической и коммуникативной культуры;
  • воспитание политической, правовой, национально-интернациональной культуры.

   Игра-соревнование проходит на протяжении всего учебного года

Условия игры-соревнования «Созвездие».

Перед началом игры предлагается Устав, который ребята сами составляют, выбирают отдельные пункты. На классном сборе планируют вместе с учителем полезные и интересные дела, которые можно провести у себя в классе.

Экран соревнования оформляется на классном стенде и вывешивается на всеобщее обозрение. Он должен отвечать требованиям: наглядности, образности, информативности. Каждое выполненное дело отмечается «звёздочкой» в конце недели дежурившей звёздочкой под руководством учителя. Учитываются пункты: учёба, поведение, за ведение тетрадей, полезные дела (или добрые), дежурство.

Оценивается:

Желтой звездочкой – «Не вешать носа» (дело прошло скучно, не удалось)

Зелёная звёздочка – «Вы можете лучше» (дело прошло не совсем удачно, не всем понравилось)

Синяя звёздочка – «Молодцы!» (дело прошло хорошо, есть небольшие промахи)

Красная звёздочка – «Здорово!» (дело прошло прекрасно, получили много полезного).

Финалом игры является национальный праздник Сабантуй вместе с родителями, проводимый в мае. Здесь награждается победившая «звёздочка»; показывают ребята своё мастерство творчества, смекалки, быстроты, силы, проходят различные конкурсы, показывая свои практические умения, чему они научились за год. Победители в учебе, в творческих делах награждаются дипломами, сувенирами

Моя концепция воспитания

(Пять ключевых идей)

Идея первая. Новый тип индивидуальности отличается стремлением к самоопределению, ориентацией на свободный интеллектуальный поиск, т.е. открытостью, интересом и толерантностью к многообразию идей, знаний, культурных ценностей современное общество.

Идея вторая. Создать условия для самовоспитания и саморазвития личности и помочь ему в этом.

Идея третья. Для деятельной самореализации каждого организовать воспитательное пространство. Каждый может найти свою среду для самореализации: в труде, творчестве, общении, самодеятельности, самообразовании.

Идея четвертая. Воспитание как процесс открытия себя и своих творческих потенциалов взаимодействия с миром не должно проходить стандартизировано. Только в личностно-ориентированном воспитании личности способна раскрыться.

Идея пятая. Воспитание должно быть единством двух процессов: социализации (приобщение к общему и должному) и индивидуализации (осознание своего отличия от других).

Моя воспитательная миссия.

Главное предназначение классного руководителя – оказание оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем связанных с:

  • физическим и психически здоровым,
  • успешным продвижением в обучении,
  • эффективной деловой и межличностной коммуникацией,
  • жизненным самоопределением - духовным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Мой педагогический замысел.

Организация уклада жизни класса, действующего как модель демократического общества с соответствующими атрибутами и законами.

Моя философия воспитания.

Сущность процесса воспитания – это совместный с учеником поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретной деятельности и общении; совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Любая школа существует для помощи ребенка в реализации  своих способностей и возможностей. Обилие чужих готовых решений особенно вредно там, где каждой личности надлежит создать для себя свой собственный мир духовных ценностей. Школа не должна готовить к жизни – она сама должна быть той особой жизнью, в которой погружена становящаяся личность.

Мои воспитательные принципы.

  1. Ученик – самоценное,  саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь «вписаться» в нее, приняв личность ребенка такой, какая она есть.
  2. Или сотрудничество в воспитании, или борьба с детьми – иного не надо!
  3. Воспитать диалогично!
  4. Воспитать диагностично!
  5. Воспитание – это самостроительство личностных перспектив, творческая деятельность по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития.

Мой воспитательный «репертуар».

  1. Воспитательное пространство класса и пространство развития ученика, интегрирующего все типы содержания индивидуальной и групповой деятельности (творческая, трудовая, учебная, социально-правовая, досуговая, игровая).
  2. Воспитательная программа, включающая:
  • исследование своего прошлого, настоящего, будущего;
  • анализ событий собственной жизни;
  • разработка стратегии жизненного пути;
  •  система «личностных планов»;
  • система планирования карьеры.
  1. Использование эстетической доминанты в воспитании (единственный тип деятельности, который ответствен за строительство человеческой души по законам красоты и гармонии, посредством приобщения детей к культурным ценностям татарского народа).
  2. Использование творческой доминанты (игровые формы, театрализация, праздники класса, творческие «практикумы»)
  3. Использование эмоциональной доминанты жизнедеятельности класса (если нет совместных эмоционально - окрашенных переживаний в классе, то нет и коллектива)

Мои педагогические ценности.

  • самореализация воспитателя – в творческой самореализации ученика;
  • все трудности школьника преодолевай нравственными средствами;
  • не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
  • дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения: воспитание – диалог культур;
  • не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
  • признавай право на ошибку;
  • умей признать свою ошибку;
  • защищая ребенка, учи его защищаться.

            Школа будущего – школа человечности и доброты.

Модель выпускника татарской гимназии.

Из стратегической цели всего учебно–воспитательного процесса гимназии «формирование национального самосознания учащихся» и воспитательной работы классного коллектива, «формирование духовной нравственности школьника посредством приобщения к культурным традициям татарского народа».

Формировать национальное самосознание учащихся значит, вооружать человека научными знаниями, развивать у него политические, правовые, философские, эстетические взгляды, воспитывать лучшие моральные качества.

I. Для того, чтобы формируемые у гимназистов творческие качества личности и национальное самосознание стало действительно показателем их интеллектуального, нравственного и эстетического развития, необходимо хорошо продуманное согласование педагогических действий всех участников педагогического процесса (учителей – предметников, воспитателей, классных руководителей, родителей и др.). Успешная организация педагогического процесса, среды и режима гимназии, коллективной общественно полезной внеучебной деятельности учащихся, досуга, отвечающих их индивидуальным запросам и интересам возможно только при четкой постановке образовательно-воспитательных целей.

II. Языковая национальная среда имеет принципиальное значение для воспитания гимназистов в коренной культурной традиции своего народа, формирование этнической самоидентификации.

Под влиянием национальной языковой среды складываются важные этнопсихологические черты, характерные для татарского народа. Понятно, в этой связи, что посредством национального языка задаются и определенные мировоззренческие ориентации – все это указывает на огромный воспитательный потенциал татарского языка и соответствующий языковой среды. Поэтому, возрождая культуру и традиции своего народа, наследуя его историю, необходимо, прежде всего, хорошо овладеть его языком.

Языковая национальная сред пронизывает все основные формы учебной и внеучебной работы в гимназии, а татарский язык стал основным языком обучения и воспитания.

III. Развитие мировоззренческих ориентаций и национального самосознания гимназистов.

Сочетание и диалог различных культур – важнейшее направление по укреплению гуманистических основ гимназического образования. Чтобы не произошло замыкания в своей национальной культуре, усвоение ее основ должно проходить на фоне достижений мировой культуры.

Такого рода согласование культур проводятся исходя из тезиса «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры» (В. М. Неменский). Полноценное формирование мировоззренческих ориентаций возможно на основе развернутых представлений об общечеловеческих ценностях.

Решение проблемы национальной и общечеловеческой культуры связано с содержанием гимназического образования, проводимого в двух направлениях:

  1. насыщение содержания действующих предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние татарского народа, его историю, обычаи, традиции, образ жизни. Материалы для занятий черпаются из различных отраслей знаний, культуры, из окружающей действительности и объединены по общности педагогические задачи.
  2. программы учебных предметов целевые, построены на родном языке и ориентированы  на интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся именно в контексте культуры, традиций и обычае татарского народа, его духовных и этических ценностей.

IV. Развитие творческих способностей и индивидуально – личностных возможностей гимназистов для самореализации в условиях конкретной социально-культурной среды.

Как известно, творчески развитые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому, проблема развития творческих способностей рассматривается как социальная защита интересов развивающейся личности, применимые к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

Каждый гимназист должен быть подготовлен к профессиональному самоопределению и творческой самореализации с максимальной для себя и общества пользой. При этом культурно -созидающая функция национального гимназического образования будет выполнена, если выпускник гимназии, независимо от места его работы и содержания профессиональной деятельности, будет не только осознавать свою сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

V. Формирование социально-активной личности.

Татарская гимназия будет выполнять роль посредника между подрастающим поколением и обществом, если она подготовит гимназистов к полноценному участию в социальной жизни. Для этого учащиеся вовлекаются в активную совместную деятельность со взрослыми и прививается им начальный опыт коллективной работы и навыки делового общения. Правильно организованная совместная деятельность со взрослыми создает необходимые предпосылки для использования в воспитательной работе бесценных образцов народной педагогики, позволяет обеспечить преемственность в исследовании и развитии духовной культуры своего народа.

Важным фактором формирования духовно нравственности у школьников является тесная взаимосвязь школы (гимназии) и семьи.

Модель выпускника татарской гимназии

                                                           Прогноз

Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния. Предполагается также не только осуществление, но и развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае более чем достаточно.

Считаю, что задача имеет решение, если последовательно, настойчиво работать по выбранной концепции воспитания и подходить к личности не только как к объекту воспитания, но и как к субъекту взаимовлияния и, используя принцип «прямой и обратной связи», вести личность к совершенству и совершенствовать свое профессиональное мастерство воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Система воспитательной работы "Искорки успеха"

Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, кото...

Программа воспитательной работы "От истоков к современности"

Программа воспитательной работы От истоков к современности" с первого по четвертый класс, в ней уделяется большое внимание исследованию семейных традиций, а так же обычаев своей Родины....

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...