Система воспитательной работы "Искорки успеха"
статья (4 класс) по теме
Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, который позволяет всем направлениям работы плавно переходить из урочного во внеурочное время, активно подключая к деятельности учащихся их родителей. В работе представлены различные формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Икорки успеха".doc | 764 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы.
Стаж моей педагогической деятельности более 20 лет. За это время мне приходилось работать с разными детьми. И каждый раз, встречая своих малышей, я задавалась вопросами. Почему одни, переступив порог школы, держатся и чувствуют себя в коллективе уверенно, а другие закомплексованно? Почему кому-то не составляет особых усилий хорошо учиться, для иных же, напротив, - это мука? Почему в классе есть лидеры, и наряду с ними ты видишь «незаметных» детей? В чём кроется причина? Неужели природа одарила одних всем, а другим не досталось ничего?
Как мама, как педагог я уверена, что каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным, здоровым, умным, талантливым, уверенным, и, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Не все родители умеют и знают, как помочь своему ребёнку раскрыться, почувствовать себя значимым, найти своё место в жизни. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы увидеть, зажечь «искорку успеха» в каждом ребёнке. За время своей работы я убедилась, что в каждом есть нераскрытый потенциал для творческой деятельности в какой-либо области. И пусть кому-то тяжело даётся постигать азы науки, зато он может проявить себя в творчестве. И это здорово!
С первых дней работы в школе, я старалась помимо учебной деятельности, проводить различные мероприятия, направленные на выявление творческих способностей и возможностей моих подопечных. Приятно видеть результат своей работы, когда наблюдаешь за тем, как на глазах происходит рождение нового человека.
С годами менялись мои взгляды, накапливался опыт. Собранный мною материал, лёг в основу моей системы воспитательной работы, которую я назвала «Искорки успеха». Цель которой: «Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации».
Главная моя задача, как педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. Я уверена, что неспособных детей нет, просто надо внимательно присмотреться к каждому ребёнку и «зажечь» в нём искорку таланта и успеха.
Именно поэтому наш класс называется «ИСКОРКИ». Девизом служат строки: «Гореть всегда, гореть везде: в учёбе, спорте и труде».
Ну а моё педагогическое кредо я могу определить так:
Уверена, в каждом есть искорка
Таланта, творчества, тепла.
И каждый ребёнок особенный
Об этом я помню всегда.
Так пусть же горят наши «искорки»,
Сияют на сложном пути.
Уверена, с трудностью справятся
В учёбе, труде и борьбе.
Давайте, родители, вместе
Любовью своею зажжём.
Пусть искорка пламенем станет,
А мы уж его сбережём.
(Соколова С.В.)
Реализация плана воспитательной работы осуществляется по 8 направлениям.
В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход. Всё, что я начинаю на уроке, имеет продолжение во внеурочной и внеклассной работе. Внеурочная деятельность отражена в интеллектуальном направлении – это участие в таких конкурсах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно», «Техноград»; в школьных и районных предметных олимпиадах, Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты»; исследовательской деятельности учащихся («Имя семьи», «Молодёжный сленг», «Роза ветров»).
Защита проекта «Роза ветров» «Техноград»
Продолжением внеурочной работы является внеклассная работа (эстетическое направление) . Это посещение музеев (Русский музей, Эрмитаж, Этнографический, музей телевидения и другие); автобусные экскурсии по нашему району, тематические - по городу; театров (Мариинский, театр сказки, театр «За Чёрной речкой»).
Экскурсия по городу. Этнографический музей.
Ну а как не попробовать теперь и свои силы? Поэтому, мы участвуем в районных конкурсах песни «Весенний голосок», инсценированной патриотической песни, «Ожившие картины», школьном конкурсе «Когда поют солдаты».
Конкурс «Ожившие картины» «Когда поют солдаты»
В классе постоянно проходят тематические («Помни правила движения, как таблицу умножения», «Хлеб – всему голова», «В гостях у дедушки Крылова») и календарные праздники («Масленица», «Рыцарский турнир», «Умелая хозяюшка», «День Матери» и др.); классные часы («Братья наши меньшие», «Моя коллекция», «Через тернии к звёздам»).
Сегодня, на мой взгляд, важным направлением является патриотическое воспитание учащихся, которое, прежде всего, закладывается в семье. Дети по возможности узнают родословную семьи, знакомятся с традициями, трудовых заслугах. Следующим этапом (через экскурсии) служит знакомство с Приморским районом (улицы, достопримечательности). Так появилась идея создания альбома «Улицы моего района». Дети узнавали о том, как и в честь кого появились названия улиц. Теперь, зная историю своего района, мы расширяем свои представления. Ведь наш Приморский – это неотъемлемая часть нашего города, который является культурным, историческим, образовательным центром. И мы горды тем, что наши предки внесли свою лепту в строительство и развитие Санкт-Петербурга. Задача маленького Петербуржца - сохранить красоту, богатое культурное наследие, ценить труд людей, знать историю и традиции города, внести свой вклад. Своеобразным подведением итогов послужила игра «Я – Петербуржец!», проведённая в форме игры «Что? Где? Когда?»
Мы понимаем, что наш город – это часть нашей необъятной страны, на долю которого выпало немало испытаний, которые народ героически выдержал (через уроки истории). Дети осознают, что, благодаря единству, стойкости и мужеству всего народа, Россия стала сильной и великой державой. Наших людей всегда отличало сострадание к ближнему, поэтому возникло направление – социальное добровольчество. На этих примерах видно, как работа, начатая в одном направлении, плавно перетекает в другое, что и позволяет этой системе быть целостной.
Самые главные мои помощники – это родители, поэтому в основе реализации моей воспитательной системы лежит семейная политика.
Так, например, в 1 классе 1 сентября мы отмечаем не только День Знаний, но и День рождения нашего класса. Какой будет наша семья, зависит от нас. Я начала знакомство с детьми с рассказа о себе и своей семье. Теперь и ребятам предстоит в течение года познакомить нас со своими семьями. Каждая неделя посвящена отдельно взятой семье, которая выпускает газету с рассказами, фотографиями о себе. Здесь проявляется совместное творчество всех членов семьи, их сплочённость. Я, другие родители и дети с интересом рассматривают эти газеты, узнают много интересного о традициях данной семьи, их увлечениях, досуге.
На следующем этапе уже сами родители приходят и рассказывают о своих профессиях, попутно мы знакомимся с профессиями других людей (через экскурсии).
Ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы папы рассказывают о своей службе в армии, бабушки и дедушки – дети войны – о подвигах, стойкости, мужестве народа в годы Великой Отечественной войны. С детьми мы посещаем памятные места, которые связаны со страшным испытанием наших людей. Ко Дню Победы при непосредственной помощи родителей мы принимали участие в районном конкурсе «Патриотической песни», для ветеранов микрорайона сделали поздравительные открытки.
Ну а как оставить без внимания сегодняшних защитников наших рубежей? Мы постоянно принимаем активное участие в акции «Посылка солдату». Родители активно нас поддерживают, так как завтра сегодняшние мальчишки, в том числе и их дети, встанут на защиту Родины. Так возникло направление «Социальное добровольчество». Мы принимали участие и в других акциях «Посылка детскому дому», «Помоги животным», «Подари книгу», сбор макулатуры. Здесь дети учатся состраданию, пониманию того, что собирая по крупицам добрые дела, вместе мы оказываем большую помощь, тем, кто в ней нуждается.
Конечно же, ни один праздник не проходит без участия родителей, которые помогают в изготовлении костюмов, декораций, подборке музыкального сопровождения. Когда отдаёшь частичку своего душевного тепла, труда, то хочется увидеть результат, поэтому самыми главными гостями на наших праздниках являются родители.
Вместе с детьми мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, марафонах, занимаемся исследовательской деятельностью. Родители с большим интересом следят за нашими успехами, и здесь уже непонятно, кто больше соревнуется между собой ученики или родители. Конечно, по началу бывают обиды, слёзы поражения, но вместе с родителями мы нацеливаем ребят на то, что проигрыш – это толчок, который нацеливает идти вперёд, ещё раз пробовать свои силы, а не стоять на месте. Ну а тем, кто сегодня оказался на высоте, нет места зависти. Мы должны радоваться их успеху, ведь они принесли в копилку нашего класса ещё одну победу.
Вместе с родителями класса мы выезжаем на экскурсии по городу, посещаем театры, музеи. По началу (пока дети были маленькими), я просила родителей оказывать мне помощь в сопровождении, ну а позже родители моих учеников так втянулись, что просить уже никого не приходилось. Взрослые сами стали проявлять инициативу, узнавать, где проходят интересные выставки; к нам подтягиваются и младшие братья и сёстры. Вот ещё одно проявление единства семьи и школы.
Таким образом, в основу работы по каждому из направлений я ставлю семью. Приятно видеть, когда совместная работа объединяет родителей между собой, а соответственно и детей. В результате такой системы воспитательной работы каждый ученик имеет широкий спектр возможностей проявить себя, самореализовать, что и ведёт к намеченной цели.
Конечно, я, как педагог, могу прекрасно сама справиться с поставленной задачей, но где же семья, родители – в стороне? Поэтому я свою работу строю на тесном взаимосотрудничестве с родителями.
Как и зачем работать с родителями.
1. Зачем.
Казалось, что тут не понятного: зачем работать с родителями? Мы ведь, педагоги, чётко понимаем, чтобы воспитать всесторонне развитую личность – необходимо сотрудничество: учителя – родителя – ученика. Но не всегда эта тесная взаимосвязь прослеживается. Ведь многие родители возлагают на школу обязанности обучить и воспитать. И как бы не бились учителя над своими подопечными, успешного результата мы не получим, если семья не будет сотрудничать с нами.
По данным социологических опросов 78% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В тоже время и родители примерно в том же соотношении обвиняют педагогов. Пока мы перекладываем груз ответственности с одних плеч на другие, дети остаются предоставлены сами себе. И мы, и родители своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияем на ребёнка. И если мы, педагоги, умеем и знаем, как его надо воспитывать, то у многих родителей есть проблема, причём большинство из них её даже и не видят.
Почему это происходит?
- Может быть это связано с низким уровнем знаний психолого-педагогических проблем самих родителей. Но этот аспект стоит рассматривать несколько шире, чем «семья - школа», а как «государство - семья». Наверное, стоит задуматься и Министерству Образования для введения в школьную программу «основ семейного воспитания». И Министерству Здравоохранения по введению курса «молодой семьи» при ЗАГСах и женских консультациях. И средствам массовой информации в плане показа телепрограмм. Прекрасная, на мой взгляд, программа «Няня спешит на помощь». Я думаю и нам есть чему поучиться там.
- Неопытность самих родителей, особенно если это первый ребёнок в семье.
- Предыдущий опыт в семье, т.е. так, как воспитывали самих родителей. Они или повторяют «методику» воспитания в семье или принимают противоположную сторону в воспитании.
- Занятость родителей (особенно если речь идёт о неполной семье).
2.Как
Я думаю (со мной согласятся многие коллеги), что проведение только родительских собраний явно не достаточно для того, чтобы привлечь родителей в школу. Формы работы с родителями могут быть разные. Что могут предложить и используют в своей работе учителя начальных классов. Я расскажу о своей работе.
Формы работы с родителя-ми
Родитель-
ские собрания
Совмест-ные проекты
Консульта-ции
«Педагоги-ческая копилка»
Создание семейных творчес-ких групп
Классные часы
работе и опыте свосвоих коллег.
Совместные проекты. Это участие в школьных, городских конкурсах рисунков, викторин, поделок. И здесь без участия родителей не обходится, так как каждый ребёнок хочет, чтобы его работа выглядела достойно. Здесь идёт некое соперничество, и уже не учитель, а ребёнок подталкивает родителей на участие. Наша задача: «зажечь» - сделать так, чтобы ребёнок загорелся. И уж тогда, поверьте, он не отстанет от родителей. Так в 3 классе мы начали работу по «Исследовательской деятельности младших школьников». Я предлагаю учащемуся (в соответствии его интересам) заняться исследованием определённой темы. Вместе мы ставим задачи, намечаем план действий, который поможет решить поставленные задачи. На определённом этапе к работе подключаются и родители.
Консультации. Индивидуальная работа учителя с родителями. Это консультации, которые проводятся по мере необходимости. Они связаны не только с учёбой, но и воспитанием детей.
Консультации специалистов для родителей: психологов, врачей, педагогов. Это может быть организовано в виде печатного материала на стенде, выступление на родительском собрании, распечатка (на руки) интересных статей, памяток из источников педагогической литературы.
Ни каждый из родителей имеет смелость подойти и признаться учителю в своих проблемах в общении и воспитании с ребёнком. Поэтому ещё одной формой работы может послужить «Педагогическая копилка». Родители могут анонимно в письменном виде задавать свои вопросы и опускать их в ящик. Учитель, специалисты также в письменном виде отвечают на них и вывешивают на стенде.
Родительские собрания. Интересная форма работы, которую я использую – это обмен опыта между родителями данного класса. На собрании поднимается одна из проблем, и не учитель, а сами родители делятся опытом воспитания детей или пытаются найти выход из данной проблемы.
Классные часы. Во 2 классе я предлагаю самим родителям выступить на классном часе «Моя профессия». Папы и мамы рассказывают о своих профессиях. Вы бы видели какое чувство гордости за своих родителей в этот момент испытывают их дети. Моментально срабатывает цепная реакция: уже не я, а сами ребята просят своих родителей прийти и выступить на классном часе.
Кстати этот опыт работы могут использовать и классные руководители 5-х – 11-х классов, планируя определённую, необходимую тематику в выстраивании партнёрских отношений.
Создание семейных творческих групп. К 4 классу мы уже достаточно хорошо знаем друг друга, поэтому места стеснению уже нет. Здесь самое время для проведения совместных творческих вечеров, праздников, мини-концертов. Чем же они будут отличаться от тех, которые мы проводили на протяжении предыдущих трёх лет? Если раньше я выступала организатором этих мероприятий, то сейчас с этой ролью прекрасно справятся семейные творческие группы. Так в начале года в результате жеребьёвки (или по желанию) семьи определяют, за какое мероприятие они будут отвечать. Моя задача состоит лишь в незначительной помощи.
В течение года я отслеживаю и фиксирую на стенде классного уголка участие детей в различных мероприятиях. Каждый участник того или иного мероприятия получает свою «искорку». Последнее время я стала замечать, что в это соревнование включились не только дети, но и родители. Ведь не хочется «плестись в хвосте»! Я лишний раз убедилась, что хвалить надо не только детей, но и родителей. Наверное, мы, учителя, должны сделать так, чтобы родители почувствовали, что они нужны нам, что мы действуем на благо детей. Уходя с родительских собраний, родители должны всегда иметь искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое.
Чтобы оценить результативность воспитательной системы, необходимо проводить мониторинг. В результате проведённых диагностик можно выявить реальное состояние воспитательного процесса, проанализировать изменения, произошедшие в нём, наметить пути и средства для дальнейшего его совершенствования. Мною были проведены:
- Социметрический срез. (приложение)
Эмоционально-психол.отношение в коллективе | 1 класс | 4 класс |
«Принятые» | 17 чел. | 21 чел. |
«Лидеры» | 2 чел. | 3 чел. |
«Звёзды» | 2 чел. | 4 чел. |
«Отверженные» | 1 чел. | нет |
«Изолированные» | 6 чел. | нет |
Всего 28 чел. 28 чел.
- Анкета «Комфортность обучения» (приложение)
1 класс - 4 класс -
3. Рисунок «Моя семья» (приложение)
1 класс | 4 класс |
Сначала дети рисуют в основном обезличенные, безэмоциональные рисунки:
Это говорит о том, что дети не обращают внимание на эмоциональный аспект личностных отношений, члены семьи нарисованы просто рядом в хаотичном порядке. | После проведённой работы, дети обращают внимание не только на эмоциональный аспект семьи, но и на внутрисемейные связи:
|
- Рисунок «Я в школе» (приложение)
1 класс | 4 класс |
Рисуя себя в школе, первоклассники не видят себя членом школьного коллектива.
Они ещё не видят эмоциональной и социальной стороны школы, себя в классном коллективе и переживают сложный процесс адаптации, как в учёбе, так и в коммуникативно-социальной среде. | Обращая внимание ребёнка на то, что он уникальная личность, член коллектива, желанный и любимый друг в классе, мы можем увидеть другие рисунки:
Ребята вовлечены в процесс обучения, они общительны и доброжелательны. Детям комфортно в школе и классе |
5. Методика исследования самооценки «Лесенка» (приложение)
6.Степень удовлетворённости своим классом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...
Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"
В статье вы получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с моделью ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРНЫШЕВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
В презентации представлен опыт внеклассной работы классного руководителя начальной школы с учащимися и родителями...
конкурс по безопасности в системе воспитательной работы (в системе интернет)
Конспект урокапрезентация...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...