Программа воспитательной работы "От истоков к современности"
материал (1 класс) по теме

Изварина Алина Вячеславовна

Программа воспитательной работы От истоков к современности" с первого по четвертый класс, в ней уделяется большое внимание исследованию семейных традиций, а так же обычаев своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

        

           

ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

Участники программы:

                     ученики 1-4 классов

Классный руководитель:

Изварина А.В

        

             

               

Из всех творений самое прекрасное –

получивший прекрасное воспитание человек.

                                                           Эпиктет

    Воспитать – значит научить жить в гармонии с окружающим миром, научить с радостью  воспринимать его, беречь и творить красоту. Это процесс двусторонний, основанный на взаимоотношении воспитателя и воспитуемого. Из поколения в поколение передаются нормы поведения в обществе, отношение к окружающей среде, которые сложились в данной культурной среде, на данной  территории. И я считаю, что знание традиций и обычаев нашей родной Рязанской земли, поможет «прикоснуться» к сердцу каждого ученика.

    Постепенно каждый человек выходит и на уровень «самовоспитания». Жизнь предлагает ему ситуацию выбора поступка, которая требует размышления и осмысления. Конечно, делать свой собственный выбор намного легче имея за плечами некоторый опыт, мои ученики, в силу своего возраста, не всегда пока им обладают. И именно поэтому в своей воспитательной работе огромное внимание я уделяю знакомству моих воспитанников с опытом не только великих людей, но простого народа.

    Воспитание ребенка начинается с момента его рождения и продолжается весь период взросления и становления личности. Оно происходит через общение с окружающими людьми, с природой, через внутреннее общение, внутренний диалог с самим собой.  Родители, члены семьи, детский сад, школа, город, край, страна, Земля, Вселенная - разные аспекты такого общения. Поэтому воспитание – процесс не только многогранный, но и непрерывный.

  «Воспитание как общественное явление и необходимость – сложный и противоречивый социально- исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества: быт, общественно- производительную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями… Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений» ( Б.Т.Лихачев. Философия воспитания).

   Различные направления моей воспитательной программы пронизывают весь учебный процесс и внеклассную работу: воспитание интеллектуальное и физическое, нравственное и эстетическое, духовное и экологическое, патриотическое и гражданское. Я не упускаю даже малейшей возможности акцентировать своё внимание на происходящем  вокруг нас. Мы разговариваем, обсуждаем, анализируем и сравниваем, обговариваем любую ситуацию и поступок.

   Из всех перечисленных видов воспитания  гражданское воспитание -  самое емкое понятие, которое включает в себя все направления. Чтобы воспитать гражданина, нужно привить ему любовь к Родине, заботу о ней, любовь и заботу о своих соотечественниках, родных и близких; любовь и заботу о природе своего края и всей Земли; умение видеть красоту в окружающем мире, искусстве, жить по правилам общечеловеческой нравственности, быть физически и интеллектуально развитым.  Гражданское воспитание – это формирование у учащихся представлений о себе как члене общества, обладающего активной гражданской позицией, являющегося носителем ценностных ориентиров, нормативов, культурных традиций, принятых данным обществом. Огромная роль в моей программе уделяется именно гражданскому воспитанию: мы исследуем историю семей моих учеников, родного края, занимаемся постановками русских народных сказок, сами придумываем сценарии сказок  и изготавливаем  куклы для своего театра.  Посредством  такого рода работ я прививаю своим ученикам не только интерес к истории и традициям родной земли, но и уважение и  любовь к «своему» прошлому.

   «Умственное, физическое, нравственное, эстетическое – это и есть гражданское воспитание, ведь ум, физическая культура, нравственность, эстетическая культура важны для личности  как способы самореализации в среде  себе подобных. Поэтому цель гражданского воспитания… незримо присутствует во всем педагогическом процессе» (Н.Н.Яковлева. Воспитательная работа в школе). Таким образом, гражданское воспитание строится на взаимодействии всех видов воспитания.

 

        Формирование у ребенка положительного, позитивного отношения к окружающему миру и людям - главная задача воспитательной программы «От истоков к современности»

Вспомнить прошлое, чтобы сделать будущее лучше – это девиз программы.

Цель:  помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности жизни; привить положительное отношение к окружающей действительности; жизненный оптимизм, который должен стать источником их жизнедеятельности.

Задачи:

- изучение потребностей, интересов,  ценностных ориентаций детей;

- формирование у детей первичных умений анализировать любую социальную ситуацию;

- приобщать детей к разнообразному социальному  опыту отношений между людьми, основанному на общечеловеческих и культурных ценностях;

- формирование ценностных ориентаций личности (потребности и готовности  к труду, к здоровому образу жизни, потребности в общении, совместной жизнедеятельности, саморазвитии и самопознании).

- создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности;

- способствовать формированию правил общения с людьми и окружающим миром, прививать любовь и уважение к Родине, природе, обществу,  близким людям, самому себе;

- развивать ученическое самоуправление;

- приобщать учащихся к традициям школы, семьи, русского народа.

                                                                                                                                         

 -Предоставление каждому ребенку возможности  участия в реализации

  программы с учетом его социального опыта и возрастных      

  возможностей;  

     

 -Общности  поколений. Влияние семьи и семейных традиций на развитие и        

 воспитание детей.

-Опора на общественно - значимые и культурные ценности при              выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;

-Принцип гуманных и толерантных  взаимоотношений  при построении системы  взаимодействия всех участников программы;

-Принцип природосообразности – воспитание положительного отношения к ближайшему окружению, формирование чувства малой родины, освоение национальной культуры.

Воспитательная программа «От истоков к современности» имеет такие особенности построения процесса воспитания:

  • Этот процесс должен быть целенаправленным;
  • Он должен опираться на положительные факторы и эмоции;
  • Это сложный, длительный, непрерывный процесс и его результаты проявляются не сразу, а из крупиц со временем составляется  единое целое;
  • Он должен быть основан как на национальной культуре, так и на общечеловеческой;
  • Этот процесс двусторонний и основан на уважении к личности ребенка. Его индивидуальности: воспитание должно стать основой для его будущего саморазвития и самовоспитания;
  • В процессе воспитания  взаимодействие с семьей принесет положительные результаты;
  • Процесс воспитания происходит индивидуально и коллективно.

Содержание программы

1 класс "Мой дом - моя крепость"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«В здоровом теле -здоровый дух»

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

*"Азбука Здоровья"

*"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

*"Панорама развивающих курсов"

*"Зимние забавы"

*конкурс рисунков

*беседа о режиме дня

*знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный *праздник на природе

«Трудитесь! Мир не будет раем Для тех, кто хочет жить лентяем.»

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

*"Любимая школа - чистая школа"

*"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

*"Как трудится моя семья"

*экскурсия

*беседа

*выставка рисунков

«Мы – патриоты своей страны»

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

*"Ветеран живёт рядом"

*"Достопримечательности нашего города"

*"Символика родного края"

*изготовление поздравительной открытки

*фотовыставка

*беседа

"Ученье — свет, а неученье  — тьма.»

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

*"Мои любимые уроки"

*"Мы уже писать умеем"

*"Кто лучше считает?"

*"Клуб Почемучек"

*викторина - игра

*поздравительная открытка

*математический ринг

*поисковая деятельность

"Отдых - это перемена занятий. "

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

*"День рожденья только раз в году!"

*"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"

*Сказка «Колобок на новый лад»

*праздник

*концерт для мам и бабушек

*кукольный спектакль показывают дети

"Дети должны жить в мире красоты"

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

*"Птицам нужна помощь"

*"Алло, мы ищем таланты!"

*В мире сказки»

*изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

*конкурс

* выставка кукол изготовленных детьми

2 класс "Моя семья, мои истоки"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«В здоровом теле -здоровый дух»

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

*"Полезные привычки"

*"Осенний кросс"

*"Весёлые старты"

*"Береги здоровье смолоду"

*викторина

*соревнование в параллели классов

*спортивный праздник

*конкурс семейных плакатов

«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.»

- приобщать к общественно - полезной деятельности

*"Книжкина больница"

*"Мастера  сказки"

*Операция "Чистюлька"

*операция

*Изготовление русской народной куклы

*трудовой десант

«Мы – патриоты своей страны»

- приобщать обучающихся  к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

-знакомить детей с историей своей семьи, с традициями прошлого.

*"Герои города в названиях улиц" *"Подарок ветерану"

*"Символика России"

*Моя семья- моя история»

* «Семейные традиции прошлого»

*обзорная экскурсия

*благотворительная ярмарка

*беседа

*Исследовательская работа.

*Игра-путешествие

"Ученье — свет, а   неученье — тьма.»

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

*Праздник первой отметки

*Математический кросс

*"Что? Где? Когда?"

*утренник

*интеллектуальный конкурс *викторина

"Отдых - это перемена занятий».

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

   *"А, ну-ка,                

мальчики"

*"В стране Мультфильмии"

*"О бабушках и дедушках"

*Кукольный спектакль

*игра - соревнование на открытом воздухе

*игра -путешествие

*исследовательская работа

Спектакль показывают дети

"Дети должны жить в мире красоты"

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

*"Ярмарка чудес"

*"Тропинка школьная моя"

*творческий конкурс

*создание классного альбома

3 класс "Быт и традиции земли рязанской"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«В здоровом теле -здоровый дух»

- формировать способности управлять своим здоровьем.

*"Скажем: "НЕТ!" вредным привычкам"

*"Мои спортивные успехи и достижения"

*театрализация

*круглый стол

«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.»

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

*"Кто работы не боится, у того она и спорится"

*Образ ученика

"Мои поручения  в классе и дома"

*субботник

*конкурс

отчёт

«Мы – патриоты своей страны»

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

*"С чего начинается Родина?"

"Быт и традиции земли рязанской"

*"Имею право. Мои права"

*дискуссия

групповая *поисковая деятельность

*игра

"Ученье — свет, а неученье  — тьма».

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

*Олимпиада по русскому языку

*Математическая олимпиада

*Викторина

"Я - исследователь"

*интеллектуальный конкурс *конкурс исследовательских работ по теме *«Быт и традиции земли рязанской»

"Отдых - это перемена занятий».

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

*"Сотвори солнце в себе"

*"Рыцарский турнир"

*Операция "Новый год"

*Проводы зимы

*акция добра

*праздник

*изготовление игрушек на городские ёлки

праздник *"Масленица"

"Дети должны жить в мире красоты"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

*"Самым любимым и родным:"

*"Прекрасное в моей жизни"

*"Правила хорошего тона"

*"Учимся правильно жить и дружить"

*"Сделай мир добрее"

*конкурс стихов

*коллаж

*учебная игра

*практическая игра

*акция

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«В здоровом теле -здоровый дух»

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем».

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок  в труде – порядок  в знаниях" 

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

«Мы – патриоты своей страны»

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

"Ученье — свет, а неученье — тьма».

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль знаний и творчества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

"Отдых - это перемена занятий».

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детскому саду №116

"Дети должны жить в мире красоты"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные».

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

  1. Методы формирования познания:
  • Рассказ
  • Объяснение
  • Разъяснение
  • Этическая беседа
  • Инструктаж
  • Пример

 

 

 2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

  • Упражнения
  • Приучения
  • Педагогическое требование
  • Поручение
  • Воспитательные ситуации

   

 3.Методы стимулирования:

  • Соревнование
  • Поощрение

  4. Методы воспитания и перевоспитания:

  • Переубеждение
  • Переучивание
  • Реконструирование
  • Самоисправление

 

 5. Методы коллективной творческой деятельности:

  • Сотрудничество детей и взрослых
  • Нетрадиционность форм деятельности и творчества

                                       

1.В реализации программы участвуют:

   - классный руководитель;

   -администрация;

   - совет класса;

   - родительский комитет  класса и школы.

2.Сотрудниками  реализации программы являются родители. Они посещают родительские собрания, организуют тематические праздники, осуществляют контроль и помощь в учебе.

3.Для успешной реализации программы в школе имеется материально – техническая база:

- оборудованная классная комната;

- спортивный и тренажерный зал;

- компьютерный класс;

- игровая площадка;

- стадион;

- аудио- и видеоаппаратура.

4.Для реализации программы привлекаются  к сотрудничеству:

  (расширение образовательного  и  воспитательного  пространства)

  • Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
  • Рязанский государственный областной художественный музей им.   И. П. Пожалостина
  • Государственный музей-заповедник А.С. Есенина
  • Дом творчества «Южный»
  • Библиотеки г. Рязани
  • Дворец детского творчества
  • Театр кукол
  • Рязанский Музыкальный театр
  • Театр на Соборной
  • Мемориал музей-усадьба И. П. Павлова

  1. Создает условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

  1. Получает и обрабатывает информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах.

  1. Контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств.

  1. Анализирует характер оказываемых на него воздействий.

    5.Координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего    классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

   

    Повышение педагогической культуры родителей является основой успешного семейного воспитания. Родительский всеобуч играет важную роль в просвещении родителей. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные и новые формы работы:

  • Родительские собрания;
  • Родительские конференции;
  • Психологические игры (тесты, анкеты);
  • Тренинги;
  • Дни творчества детей и родителей;
  • Открытые уроки и мероприятия с привлечением  родителей и социальных партнеров;
  • Конференции;
  • Индивидуальные и тематические консультации;
  • Участие родителей класса в работе родительского комитета.

Цель работы с родителями:  воспитание родителей и родительского коллектива, формирование родительского общественного мнения, просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.

                       Правила подготовки родительского собрания:

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
  4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  5. Родительские собрания не должны навешивать ярлыков.
  6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

                       

                       Задачи родительского всеобуча:

  1. Знакомство родителей с основами  педагогических, психологических, правовых знаний.
  2. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
  3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
  4. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
  5. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

                            Права родительских собраний:

  1. Обратить внимание родителей на:
  • Неукоснительное выполнение решений родительского собрания;
  • Выполнение п.4 ст. 52 Закона РФ « Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за воспитание, получение ими основного общего образования);
  • Выполнение п. 4 ст.17 Закона РФ «Об образовании» (ответственность за ликвидацию обучающимися задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей;
  • Выполнение  Устава школы.
  1. Обсуждать вопросы  школьной жизни и принимать решения в форме предложений.
  2. Приглашать на собрание специалистов:
  • Юристов;
  • Врачей;
  • Психологов;
  • Работников правоохранительных органов;
  • Членов администрации школы;
  • Представителей общественных организаций.

Все предложения родительских собраний рассматриваются должностными лицами Учреждения с последующим сообщением о результатах рассмотрения; срок рассмотрения предложений – один месяц.

Родительский всеобуч, проводимый на родительских собраниях, может меняться в связи с изменением: социума, направления работы школы, уровня образования родителей.

Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются совместно  с администрацией, социальным педагогом, руководителем методического объединения классных руководителей.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежит и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Тематика родительских собраний

1 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Первый раз – в первый класс»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года
  2. Выборы родительского комитета

       3. Разное

 

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

3. Выборы родительского комитета

 

торжественное собрание

 

 

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

 1. Ознакомление родителей с психологическими особенностями адаптации детей к школе

       2. Организационные вопросы

1. Познакомить  родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 классе.

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов

 

 

информационно-аналитическая беседа

 

 

«Родителям о внимании и внимательности»

  1. Значение внимания для результативности учебной деятельности
  2. Приёмы развития  внимания ребенка дома

 

  1. Показать  родителям важность и значимость проблемы.

2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

 

 

творческая лаборатория родителей

«Самооценка младшего школьника»

  1. Результаты исследования самооценки первоклассников.
  2. Значение самооценки для результативности учебной деятельности
  3. Пути и методы повышения самооценки ребенка
  1. Ознакомить   родителей с результатами  исследования

 

2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей

 

 

информационно-аналитическая беседа

 

 

 

2 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - второклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященном началу учебного года
  2. Выборы родительского комитета

   3. Разное

 

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.
  3. Выборы родительского комитета

 

 

торжественное собрание

 

 

«Как научить ребенка стать самостоятельным»»

  1. Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности выполнения домашних заданий
  2. Ознакомление с результатами анкетирования детей по вопросу подготовки домашних заданий
  3. Рекомендации родителям по воспитанию ответственности  и самостоятельности в детях

 

 

  1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
  2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
  3. Повысить контроль   родителей за успеваемостью (помощь в подготовке домашнего задания).

 

 

 

информационно-аналитическая беседа

 

 

«Мама – главное слово в каждой семье»

  1. Организовать семейный праздник для мам и детей.
  2. Выступление мам в различных  творческих конкурсах.

1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей

2.Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье

 

 

Классный праздник

 

 

«Родителям о внимании и внимательности»

  1. Значение внимания для результативности учебной деятельности
  2. Приёмы развития внимания ребенка дома

 

  1. Показать  родителям важность и значимость проблемы.
  2. Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания

 

 

творческая лаборатория родителей

 

 

 

3 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - третьеклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященном началу учебного года
  2. Выборы родительского комитета
  3. Разное

 

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.
  3. Выборы родительского комитета

 

 

торжественное собрание

 

 

«Организационное»

 1. Ознакомление родителей с учредительными документами и локальными актами школы

       2. Утверждение состава родительского                          комитета

1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов

 

 

 

информационно-аналитическая беседа

«Дом моей мечты»

  1. Анкетирование детей и родителей по вопросу взаимоотношений в семье
  2. Выступление семей с рассказами о семейных традициях
  3. Конкурсы, песни, чаепитие

 

  1. Выявить представление родителей и детей о семейных ценностях
  2. Показать значимость семейного воспитания для развития гармоничной личности
  3. Содействовать сплочению классного коллектива детей и родителей через совместные дела

 

 

круглый стол

«Праздники и будни нашей жизни»

  1. Значение нравственного воспитания  для полноценного развития личности.
  2. Итоги полугодия
  3. «Джунгли зовут» (развлекательная программа)
  1. Обсудить  с родителями нравственные аспекты воспитания детей в семье.
  2. Сообщить родителям о результатах деятельности класса за I полугодие.
  3. Провести классное мероприятие-игру.

 

Родительско-ученический капустник

 

 

4 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

 

«Мы – четвероклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященном началу учебного года
  2. Выборы родительского комитета
  3. Разное

 

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.
  3. Выборы родительского комитета

 

семейный праздник

 

 

 

«Особенности организации учебного труда в 4 классе»

 1. Ознакомление родителей с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы

       2. Организационные вопросы

1. Познакомить  родителей с учебными задачами на новый учебный год.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 классе.

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов

 

информационно-аналитическая беседа

 

 

 

«Наши трудные дети»

  1. Анкетирование детей и родителей по вопросу взаимоотношений в семье
  2. Обсуждение проблемы воспитания в семье.
  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2.  Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.

 

 

 

круглый стол

 

«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»

  1. Анкетирование учащихся
  2. Значение памяти в учебной деятельности.
  3. Методы и приемы развития памяти  ребенка

 

  1. Показать родителям результаты работы памяти (и логического мышления) учащихся класса в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приемы              развития памяти  детей.

 

 

занятие в школе интеллектуаль-ного развития ребенка

 

 

 

«Как научить ребенка жить

в мире людей»

1. Критерии культуры личности

2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей

 

  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка.

 

 

дискуссионный клуб

 

 

«О поощрениях и наказаниях 

в семье»

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
  2. Значение поощрений и наказаний в семье.
  1. Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.
  2. Договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

 

 

круглый стол

обмен мнениями

«Прощай, начальная школа!»

Выпускной вечер

Организовать семейный праздник, посвященный окончанию начальной школы.

семейный праздник

 

 

Тематика классных часов

1 класс

  • Мы школьники, а это значит
  • Права и обязанности школьника
  • Подготовиться к уроку. Что это значит?
  • Как выполнять домашние задания
  • День учителя. Поздравительная открытка
  • Спешите делать добро
  • Как доставить радость родителям
  • Кто может считаться настоящим другом
  • Зачем мы ходим в школу
  • Каждой  вещи – своё место
  • День рождения класса 
  • Традиции нашего коллектива
  • Правила опрятности, аккуратности
  • Правила культуры поведения в школе
  • Правила культуры поведения на улице
  • Поздравительная открытка к Новому году
  • Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Я выбираю сам.
  • Мир профессий. Профессии наших родителей.
  • С Днем Защитника Отечества! Поздравительная открытка.
  • Мой любимый сказочный герой.
  • 8 Марта! Поздравительная открытка.
  • Чем и кем славен наш город?
  • Когда в классе учиться интересно?
  • Планета Земля в опасности.
  • Мы славим труд.
  • Добрые отношения с друзьями.
  • Вежливость на уроках и переменах.
  • Чтим великий День Победы!
  • Подведение итогов наших школьных дел.
  • До свидания, первый класс!

 

 

2 класс

  • Права и обязанности школьников
  • Инструктаж по правилам дорожного движения и поведения при возникновении пожара
  • О чем может рассказать дневник
  • Выбор актива класса. Распределение поручений в классе
  • День учителя. Поздравительная открытка
  • Наш класс – наша семья
  • Во саду ли в огороде… Выставка поделок из природных материалов
  • Мой друг – портфель (правила обращения с учебными принадлежностями)
  • Итоги 1 четверти
  • Домашние задания и как мы к ним относимся.
  • Подарки и как их дарить
  • Поздравления осенних именинников
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
  • О дружбе и друзьях
  • Подготовка класса к Новогодней ёлке
  • Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости
  • О жадности и жадных
  • Как мы разрешаем конфликты
  • Газеты и журналы для детей
  • Самопрезентация в обществе
  • Правда и ложь – какие они?
  • Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества
  • Что значит быть ответственным
  • 8 Марта – праздник мам
  • Книжкины именины. КВН
  • Мир моих увлечений
  • Итоги III учебной четверти. Анализ успеваемости
  • 12 апреля – День космонавтики
  • Подари другому радость
  • День Земли.
  • Лучшее слово о дружбе
  •  

 

3 класс

  • 1 сентября «Парад наук»
  • Инструктаж по ПДД и поведения при возникновении пожара. Правила поведения с незнакомыми людьми
  • Выбор актива класса. Распределение поручений в классе
  • Правдивость, честность
  • День учителя. Поздравительная открытка
  • Как быть прилежным и старательным
  • Как ты разговариваешь с товарищами  (доброжелательность в общении)
  • Твоя школа, твой класс. Подготовка к юбилею школы
  • Итоги 1 четверти
  • Как управлять собой?
  • Нам счастье не сулит обида чья-то
  • Испечем пирог дружбы
  • Добрым быть совсем не просто
  • Понимание и доверие.
  • Подготовка класса к Новогодней ёлке
  • Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости
  • Скупость. Щедрость.
  • Бережливость
  • Дал слово — держи его (правило обязательности)
  • Что делать, чтобы знать больше
  • Конкурс смекалистых «В мире занимательных наук»
  • Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества
  • Как дарить подарки
  • 8 Марта – праздник мам
  • Наши достоинства и недостатки
  • Как мы выполняем требования педагогов
  • Итоги III учебной четверти. Анализ успеваемости
  • 12 апреля – День космонавтики
  • Никто не забыт, ничто не забыто
  • 9 мая – День Победы
  • Подведение итогов участия в жизни школы и класса

 

4 класс

  • 1 сентября. «Семья и семейные ценности»
  • ПДД – тренинг безопасного поведения
  • Путешествие в страну здоровья
  • Выборы актива класса. Кодекс чести школьника
  • Подготовка поздравлений ко Дню учителя.
  • Что мы знаем о курении?
  • Компьютер и здоровье
  • Моя семья – мое богатство. Семейные традиции.
  • Привычки и воля
  • День матери. Поздравления мамам.
  • «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  • Честь (репутация) класса
  • Твои хорошие манеры
  • Что такое уважение, взаимопомощь, дружба.
  • Благодарность – это …
  • Мир моих увлечений
  • Твое здоровье – основа успешности в учении
  • Хозяин своего «Я»
  • Если армия сильна, непобедима и страна
  • (Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества)
  • Мама – главное слово (Поздравительная открытка)
  • Урок мудрости (уважение к старшим)
  • Твой внешний вид.
  • «Он был первым…» Памяти Ю. Гагарина
  • Конфликт (твое поведение в трудных ситуациях)
  • Правила поведения на водоемах весной
  • Ты в ответственности за свои слова и поступки.
  • Чтим великий День Победы!
  • Подведение итогов наших школьных дел.
  • Итоги обучения в начальной школе
  • Прощай, начальная школа!

Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов,  исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.

             

           Требования к диагностике личности и коллектива:

  1. Направленность на выявление особенностей развития ученика.
  2. Оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик.
  3. Исследование в течение всего периода обучения учащихся.
  4. Выявление потенциальных возможностей в развитии ученика.
  5. Направленность на решение педагогической задачи.
  6. Педагогический оптимизм.
  7. Учет возрастных особенностей школьников.
  8. Охват исследованием всех учащихся.
  9. Системность и комплексность.

Показатели эффективности воспитательной работы в классе:

  • Уровень воспитанности школьников;
  • Уровень развития классного коллектива;
  • Уровень организации воспитательного процесса в классе.

Системная диагностика качества воспитательной работы в классе:

     1.Социометрия, ранжирование.

     Цель: выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе, изучение ценностных представлений и отношений учащихся.

      2.Уровень воспитанности (анкетирование, наблюдение). Уровень школьной    тревожности.

Цель: установление достигнутого уровня воспитанности.

3.Изучение степени адаптации. Какой у нас коллектив?

Цель: анализ уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом.

4.Учебная мотивация.

Цель: выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности.

5.Незаконченные предложения.

Цель: изучение школьной мотивации.

     6.Наши отношения.

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

7. Социально – психологическая  самоаттестация коллектива.

Цель: изучение степени удовлетворенности учащихся коллективом.

В своей работе планирую использовать следующие методики:

  • Анкета школьной мотивации (Лускановой Н.Г.);
  • Методика Е.Е.Кравцовой «Да и Нет»;
  • Проективный тест «Несуществующее животное»;
  • Проективная методика «Рисование семьи» Дж. Дилео;
  • Диагностическая методика «Наши отношения»;
  • Диагностическая методика «Социально – психологическая самоаттестация коллектива»;
  • Диагностическая методика «Социометрия» Дж. Морено.

Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей самого ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии  личности, педагогического мастерства.

В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:

- контактности – установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель – ученик – класс»;

- принятия – уважение самооценки личности ученика;

- деятельности – вовлеченность учащихся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- последовательности – усложнение и повышение требований к учащимся по мере продвижения.

Организация индивидуальной работы с учащимися разных типов темперамента:

Характеристика темперамента

Правила индивидуальной работы

Холери -  вспыльчив, резок, раздражителен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

  1. Спокойный ровный тон педагога.
  2. Предъявление четких обоснованных требований.
  3. Демонстрация перспектив деятельности.
  4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник – подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен, не всегда доводит дело до конца.

  1. Четкость постановки целей деятельности.
  2. Возможность демонстрации учеником его достижений.
  3. Одобрение и поддержка взрослого.
  4. Учет интересов ученика в порученном деле.

Флегматик – инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен.

  1. Демонстрация практического результата выполняемой работы.
  2. Контроль выполняемой работы на каждом этапе.
  3. Положительные методы воздействия.
  4. Отсутствия ярлыков
  5. Поддержка начинающих учащихся, проявление инициативы.

Меланхолик – необщителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, медлителен, рассудителен, внешне не эмоционален.

  1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.
  3. Демонстрация достижений ученика.
  4. Объективная оценка его вклада в общее дело.

Знание темперамента учащихся класса позволит классному руководителю успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, работоспособность и коммуникативность.

Название сектора

Школьные поручения

          «Знания»

Учебные консультанты,  ответственные за подготовку к уроку.

           «Здоровье»

Санитары

             «Любитель книг»

Библиотекарь

              «Синоптики»

Цветовод, ответственный за прогноз погоды.

            «Спорт»

Физорг

             «Труд»

Ответственные за санитарное состояние класса, экономию воды и электроэнергии.

            «Досуг»

Художник – оформитель, организатор досуга.

       

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению. Определим ожидаемые результаты успешной социализации школьника и становление его как гражданина своей страны:

  • Иметь активную жизненную позицию;
  • Уметь ставить цель и определять вариативные пути ее достижения;
  • Видеть варианты развития событий и быть готовым к преодолению;
  • Уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
  • Владеть коммуникативными навыками ведения диалога;
  • Стремиться к достижению жизненного успеха;
  • Быть готовой к профессиональному самоопределению в новых условиях;
  • Иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность, уметь преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

К концу 4 класса у учащихся должны сформироваться такие качества личности:

  • Интерес к самому себе.
  • Самопознание себя как личности.
  • Управление самим собой.
  • Уважение чужого мнения.
  • Терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам.
  • Любознательность и вовлеченность в деятельность.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Желание действовать и совершать поступки.
  • Ответственность за порученное дело.
  • Соотнесение своих желаний с желаниями других людей.
  • Открытость к восприятию новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Азбука Истоков" для 1 класса

Программа внеурочной деятельность для 1 класса...

Воспитательная работа в студии современного танца.

Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников. А также создание условий для позитивной адаптации и развития личности ребенка, социализации и...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"

В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...

Программа по воспитательной работе "Исток".

Эта программа разработана на 4 года обучения детей 1-4 класса...

Разработка занятия воспитательной направленности с использованием современных образовательных технологий

Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.Тип занятия: изучен...

Истоки и современность в национальных костюмах татарского народа

особенности татарских  национальных костюмов...