Программа воспитательной работы "От истоков к современности"
материал (1 класс) по теме
Программа воспитательной работы От истоков к современности" с первого по четвертый класс, в ней уделяется большое внимание исследованию семейных традиций, а так же обычаев своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ
Участники программы:
ученики 1-4 классов
Классный руководитель:
Изварина А.В
Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек.
Эпиктет
Воспитать – значит научить жить в гармонии с окружающим миром, научить с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Это процесс двусторонний, основанный на взаимоотношении воспитателя и воспитуемого. Из поколения в поколение передаются нормы поведения в обществе, отношение к окружающей среде, которые сложились в данной культурной среде, на данной территории. И я считаю, что знание традиций и обычаев нашей родной Рязанской земли, поможет «прикоснуться» к сердцу каждого ученика.
Постепенно каждый человек выходит и на уровень «самовоспитания». Жизнь предлагает ему ситуацию выбора поступка, которая требует размышления и осмысления. Конечно, делать свой собственный выбор намного легче имея за плечами некоторый опыт, мои ученики, в силу своего возраста, не всегда пока им обладают. И именно поэтому в своей воспитательной работе огромное внимание я уделяю знакомству моих воспитанников с опытом не только великих людей, но простого народа.
Воспитание ребенка начинается с момента его рождения и продолжается весь период взросления и становления личности. Оно происходит через общение с окружающими людьми, с природой, через внутреннее общение, внутренний диалог с самим собой. Родители, члены семьи, детский сад, школа, город, край, страна, Земля, Вселенная - разные аспекты такого общения. Поэтому воспитание – процесс не только многогранный, но и непрерывный.
«Воспитание как общественное явление и необходимость – сложный и противоречивый социально- исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества: быт, общественно- производительную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями… Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений» ( Б.Т.Лихачев. Философия воспитания).
Различные направления моей воспитательной программы пронизывают весь учебный процесс и внеклассную работу: воспитание интеллектуальное и физическое, нравственное и эстетическое, духовное и экологическое, патриотическое и гражданское. Я не упускаю даже малейшей возможности акцентировать своё внимание на происходящем вокруг нас. Мы разговариваем, обсуждаем, анализируем и сравниваем, обговариваем любую ситуацию и поступок.
Из всех перечисленных видов воспитания гражданское воспитание - самое емкое понятие, которое включает в себя все направления. Чтобы воспитать гражданина, нужно привить ему любовь к Родине, заботу о ней, любовь и заботу о своих соотечественниках, родных и близких; любовь и заботу о природе своего края и всей Земли; умение видеть красоту в окружающем мире, искусстве, жить по правилам общечеловеческой нравственности, быть физически и интеллектуально развитым. Гражданское воспитание – это формирование у учащихся представлений о себе как члене общества, обладающего активной гражданской позицией, являющегося носителем ценностных ориентиров, нормативов, культурных традиций, принятых данным обществом. Огромная роль в моей программе уделяется именно гражданскому воспитанию: мы исследуем историю семей моих учеников, родного края, занимаемся постановками русских народных сказок, сами придумываем сценарии сказок и изготавливаем куклы для своего театра. Посредством такого рода работ я прививаю своим ученикам не только интерес к истории и традициям родной земли, но и уважение и любовь к «своему» прошлому.
«Умственное, физическое, нравственное, эстетическое – это и есть гражданское воспитание, ведь ум, физическая культура, нравственность, эстетическая культура важны для личности как способы самореализации в среде себе подобных. Поэтому цель гражданского воспитания… незримо присутствует во всем педагогическом процессе» (Н.Н.Яковлева. Воспитательная работа в школе). Таким образом, гражданское воспитание строится на взаимодействии всех видов воспитания.
Формирование у ребенка положительного, позитивного отношения к окружающему миру и людям - главная задача воспитательной программы «От истоков к современности»
Вспомнить прошлое, чтобы сделать будущее лучше – это девиз программы.
Цель: помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности жизни; привить положительное отношение к окружающей действительности; жизненный оптимизм, который должен стать источником их жизнедеятельности.
Задачи:
- изучение потребностей, интересов, ценностных ориентаций детей;
- формирование у детей первичных умений анализировать любую социальную ситуацию;
- приобщать детей к разнообразному социальному опыту отношений между людьми, основанному на общечеловеческих и культурных ценностях;
- формирование ценностных ориентаций личности (потребности и готовности к труду, к здоровому образу жизни, потребности в общении, совместной жизнедеятельности, саморазвитии и самопознании).
- создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности;
- способствовать формированию правил общения с людьми и окружающим миром, прививать любовь и уважение к Родине, природе, обществу, близким людям, самому себе;
- развивать ученическое самоуправление;
- приобщать учащихся к традициям школы, семьи, русского народа.
-Предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации
программы с учетом его социального опыта и возрастных
возможностей;
-Общности поколений. Влияние семьи и семейных традиций на развитие и
воспитание детей.
-Опора на общественно - значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;
-Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы взаимодействия всех участников программы;
-Принцип природосообразности – воспитание положительного отношения к ближайшему окружению, формирование чувства малой родины, освоение национальной культуры.
Воспитательная программа «От истоков к современности» имеет такие особенности построения процесса воспитания:
- Этот процесс должен быть целенаправленным;
- Он должен опираться на положительные факторы и эмоции;
- Это сложный, длительный, непрерывный процесс и его результаты проявляются не сразу, а из крупиц со временем составляется единое целое;
- Он должен быть основан как на национальной культуре, так и на общечеловеческой;
- Этот процесс двусторонний и основан на уважении к личности ребенка. Его индивидуальности: воспитание должно стать основой для его будущего саморазвития и самовоспитания;
- В процессе воспитания взаимодействие с семьей принесет положительные результаты;
- Процесс воспитания происходит индивидуально и коллективно.
Содержание программы
1 класс "Мой дом - моя крепость"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«В здоровом теле -здоровый дух» | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | *"Азбука Здоровья" *"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" *"Панорама развивающих курсов" *"Зимние забавы" | *конкурс рисунков *беседа о режиме дня *знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный *праздник на природе |
«Трудитесь! Мир не будет раем Для тех, кто хочет жить лентяем.» | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | *"Любимая школа - чистая школа" *"Содержи в порядке книжки и тетрадки" *"Как трудится моя семья" | *экскурсия *беседа *выставка рисунков |
«Мы – патриоты своей страны» | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | *"Ветеран живёт рядом" *"Достопримечательности нашего города" *"Символика родного края" | *изготовление поздравительной открытки *фотовыставка *беседа |
"Ученье — свет, а неученье — тьма.» | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | *"Мои любимые уроки" *"Мы уже писать умеем" *"Кто лучше считает?" *"Клуб Почемучек" | *викторина - игра *поздравительная открытка *математический ринг *поисковая деятельность |
"Отдых - это перемена занятий. " | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | *"День рожденья только раз в году!" *"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" *Сказка «Колобок на новый лад» | *праздник *концерт для мам и бабушек *кукольный спектакль показывают дети |
"Дети должны жить в мире красоты" | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | *"Птицам нужна помощь" *"Алло, мы ищем таланты!" *В мире сказки» | *изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" *конкурс * выставка кукол изготовленных детьми |
2 класс "Моя семья, мои истоки"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«В здоровом теле -здоровый дух» | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | *"Полезные привычки" *"Осенний кросс" *"Весёлые старты" *"Береги здоровье смолоду" | *викторина *соревнование в параллели классов *спортивный праздник *конкурс семейных плакатов |
«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.» | - приобщать к общественно - полезной деятельности | *"Книжкина больница" *"Мастера сказки" *Операция "Чистюлька" | *операция *Изготовление русской народной куклы *трудовой десант |
«Мы – патриоты своей страны» | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. -знакомить детей с историей своей семьи, с традициями прошлого. | *"Герои города в названиях улиц" *"Подарок ветерану" *"Символика России" *Моя семья- моя история» * «Семейные традиции прошлого» | *обзорная экскурсия *благотворительная ярмарка *беседа *Исследовательская работа. *Игра-путешествие |
"Ученье — свет, а неученье — тьма.» | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | *Праздник первой отметки *Математический кросс *"Что? Где? Когда?" | *утренник *интеллектуальный конкурс *викторина |
"Отдых - это перемена занятий». | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | *"А, ну-ка, мальчики" *"В стране Мультфильмии" *"О бабушках и дедушках" *Кукольный спектакль | *игра - соревнование на открытом воздухе *игра -путешествие *исследовательская работа Спектакль показывают дети |
"Дети должны жить в мире красоты" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | *"Ярмарка чудес" *"Тропинка школьная моя" | *творческий конкурс *создание классного альбома |
3 класс "Быт и традиции земли рязанской"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«В здоровом теле -здоровый дух» | - формировать способности управлять своим здоровьем. | *"Скажем: "НЕТ!" вредным привычкам" *"Мои спортивные успехи и достижения" | *театрализация *круглый стол |
«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.» | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | *"Кто работы не боится, у того она и спорится" *Образ ученика "Мои поручения в классе и дома" | *субботник *конкурс отчёт |
«Мы – патриоты своей страны» | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | *"С чего начинается Родина?" "Быт и традиции земли рязанской" *"Имею право. Мои права" | *дискуссия групповая *поисковая деятельность *игра |
"Ученье — свет, а неученье — тьма». | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | *Олимпиада по русскому языку *Математическая олимпиада *Викторина "Я - исследователь" | *интеллектуальный конкурс *конкурс исследовательских работ по теме *«Быт и традиции земли рязанской» |
"Отдых - это перемена занятий». | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | *"Сотвори солнце в себе" *"Рыцарский турнир" *Операция "Новый год" *Проводы зимы | *акция добра *праздник *изготовление игрушек на городские ёлки праздник *"Масленица" |
"Дети должны жить в мире красоты" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | *"Самым любимым и родным:" *"Прекрасное в моей жизни" *"Правила хорошего тона" *"Учимся правильно жить и дружить" *"Сделай мир добрее" | *конкурс стихов *коллаж *учебная игра *практическая игра *акция |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«В здоровом теле -здоровый дух» | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
«Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем». | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде – порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
«Мы – патриоты своей страны» | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей |
"Ученье — свет, а неученье — тьма». | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы |
"Отдых - это перемена занятий». | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи детскому саду №116 |
"Дети должны жить в мире красоты" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные». "Гармония в природе" | поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
- Методы формирования познания:
- Рассказ
- Объяснение
- Разъяснение
- Этическая беседа
- Инструктаж
- Пример
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
- Упражнения
- Приучения
- Педагогическое требование
- Поручение
- Воспитательные ситуации
3.Методы стимулирования:
- Соревнование
- Поощрение
4. Методы воспитания и перевоспитания:
- Переубеждение
- Переучивание
- Реконструирование
- Самоисправление
5. Методы коллективной творческой деятельности:
- Сотрудничество детей и взрослых
- Нетрадиционность форм деятельности и творчества
1.В реализации программы участвуют:
- классный руководитель;
-администрация;
- совет класса;
- родительский комитет класса и школы.
2.Сотрудниками реализации программы являются родители. Они посещают родительские собрания, организуют тематические праздники, осуществляют контроль и помощь в учебе.
3.Для успешной реализации программы в школе имеется материально – техническая база:
- оборудованная классная комната;
- спортивный и тренажерный зал;
- компьютерный класс;
- игровая площадка;
- стадион;
- аудио- и видеоаппаратура.
4.Для реализации программы привлекаются к сотрудничеству:
(расширение образовательного и воспитательного пространства)
- Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
- Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
- Государственный музей-заповедник А.С. Есенина
- Дом творчества «Южный»
- Библиотеки г. Рязани
- Дворец детского творчества
- Театр кукол
- Рязанский Музыкальный театр
- Театр на Соборной
- Мемориал музей-усадьба И. П. Павлова
- Создает условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
- Получает и обрабатывает информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах.
- Контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств.
- Анализирует характер оказываемых на него воздействий.
5.Координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Повышение педагогической культуры родителей является основой успешного семейного воспитания. Родительский всеобуч играет важную роль в просвещении родителей. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные и новые формы работы:
- Родительские собрания;
- Родительские конференции;
- Психологические игры (тесты, анкеты);
- Тренинги;
- Дни творчества детей и родителей;
- Открытые уроки и мероприятия с привлечением родителей и социальных партнеров;
- Конференции;
- Индивидуальные и тематические консультации;
- Участие родителей класса в работе родительского комитета.
Цель работы с родителями: воспитание родителей и родительского коллектива, формирование родительского общественного мнения, просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.
Правила подготовки родительского собрания:
- Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
- Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
- Родительские собрания не должны навешивать ярлыков.
- Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Задачи родительского всеобуча:
- Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.
- Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
- Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
- Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
- Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
Права родительских собраний:
- Обратить внимание родителей на:
- Неукоснительное выполнение решений родительского собрания;
- Выполнение п.4 ст. 52 Закона РФ « Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за воспитание, получение ими основного общего образования);
- Выполнение п. 4 ст.17 Закона РФ «Об образовании» (ответственность за ликвидацию обучающимися задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей;
- Выполнение Устава школы.
- Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений.
- Приглашать на собрание специалистов:
- Юристов;
- Врачей;
- Психологов;
- Работников правоохранительных органов;
- Членов администрации школы;
- Представителей общественных организаций.
Все предложения родительских собраний рассматриваются должностными лицами Учреждения с последующим сообщением о результатах рассмотрения; срок рассмотрения предложений – один месяц.
Родительский всеобуч, проводимый на родительских собраниях, может меняться в связи с изменением: социума, направления работы школы, уровня образования родителей.
Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются совместно с администрацией, социальным педагогом, руководителем методического объединения классных руководителей.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежит и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Первый раз – в первый класс»
3. Разное
|
3. Выборы родительского комитета |
торжественное собрание
|
«Трудности адаптации первоклассников к школе» 1. Ознакомление родителей с психологическими особенностями адаптации детей к школе 2. Организационные вопросы | 1. Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 классе. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. |
творческая лаборатория родителей |
«Самооценка младшего школьника»
|
2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей
|
информационно-аналитическая беседа
|
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - второклассники»
3. Разное
|
|
торжественное собрание
|
«Как научить ребенка стать самостоятельным»»
|
|
информационно-аналитическая беседа
|
«Мама – главное слово в каждой семье»
| 1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей 2.Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье
|
Классный праздник
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
творческая лаборатория родителей
|
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - третьеклассники»
|
|
торжественное собрание
|
«Организационное» 1. Ознакомление родителей с учредительными документами и локальными актами школы 2. Утверждение состава родительского комитета | 1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа |
«Дом моей мечты»
|
|
круглый стол |
«Праздники и будни нашей жизни»
|
|
Родительско-ученический капустник
|
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы – четвероклассники»
|
|
семейный праздник
|
«Особенности организации учебного труда в 4 классе» 1. Ознакомление родителей с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы 2. Организационные вопросы | 1. Познакомить родителей с учебными задачами на новый учебный год. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 классе. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа
|
«Наши трудные дети»
|
2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми. |
круглый стол |
«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»
|
2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.
|
занятие в школе интеллектуаль-ного развития ребенка
|
«Как научить ребенка жить в мире людей» 1. Критерии культуры личности 2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей
|
|
дискуссионный клуб
|
«О поощрениях и наказаниях в семье»
|
|
круглый стол обмен мнениями |
«Прощай, начальная школа!» Выпускной вечер | Организовать семейный праздник, посвященный окончанию начальной школы. | семейный праздник
|
Тематика классных часов
1 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.
Требования к диагностике личности и коллектива:
- Направленность на выявление особенностей развития ученика.
- Оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик.
- Исследование в течение всего периода обучения учащихся.
- Выявление потенциальных возможностей в развитии ученика.
- Направленность на решение педагогической задачи.
- Педагогический оптимизм.
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Охват исследованием всех учащихся.
- Системность и комплексность.
Показатели эффективности воспитательной работы в классе:
- Уровень воспитанности школьников;
- Уровень развития классного коллектива;
- Уровень организации воспитательного процесса в классе.
Системная диагностика качества воспитательной работы в классе:
1.Социометрия, ранжирование.
Цель: выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе, изучение ценностных представлений и отношений учащихся.
2.Уровень воспитанности (анкетирование, наблюдение). Уровень школьной тревожности.
Цель: установление достигнутого уровня воспитанности.
3.Изучение степени адаптации. Какой у нас коллектив?
Цель: анализ уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом.
4.Учебная мотивация.
Цель: выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности.
5.Незаконченные предложения.
Цель: изучение школьной мотивации.
6.Наши отношения.
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
7. Социально – психологическая самоаттестация коллектива.
Цель: изучение степени удовлетворенности учащихся коллективом.
В своей работе планирую использовать следующие методики:
- Анкета школьной мотивации (Лускановой Н.Г.);
- Методика Е.Е.Кравцовой «Да и Нет»;
- Проективный тест «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Рисование семьи» Дж. Дилео;
- Диагностическая методика «Наши отношения»;
- Диагностическая методика «Социально – психологическая самоаттестация коллектива»;
- Диагностическая методика «Социометрия» Дж. Морено.
Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей самого ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства.
В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- контактности – установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель – ученик – класс»;
- принятия – уважение самооценки личности ученика;
- деятельности – вовлеченность учащихся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- последовательности – усложнение и повышение требований к учащимся по мере продвижения.
Организация индивидуальной работы с учащимися разных типов темперамента:
Характеристика темперамента | Правила индивидуальной работы |
Холери - вспыльчив, резок, раздражителен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий. |
|
Сангвиник – подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен, не всегда доводит дело до конца. |
|
Флегматик – инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен. |
|
Меланхолик – необщителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, медлителен, рассудителен, внешне не эмоционален. |
|
Знание темперамента учащихся класса позволит классному руководителю успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, работоспособность и коммуникативность.
Название сектора | Школьные поручения |
«Знания» | Учебные консультанты, ответственные за подготовку к уроку. |
«Здоровье» | Санитары |
«Любитель книг» | Библиотекарь |
«Синоптики» | Цветовод, ответственный за прогноз погоды. |
«Спорт» | Физорг |
«Труд» | Ответственные за санитарное состояние класса, экономию воды и электроэнергии. |
«Досуг» | Художник – оформитель, организатор досуга. |
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению. Определим ожидаемые результаты успешной социализации школьника и становление его как гражданина своей страны:
- Иметь активную жизненную позицию;
- Уметь ставить цель и определять вариативные пути ее достижения;
- Видеть варианты развития событий и быть готовым к преодолению;
- Уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
- Владеть коммуникативными навыками ведения диалога;
- Стремиться к достижению жизненного успеха;
- Быть готовой к профессиональному самоопределению в новых условиях;
- Иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность, уметь преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
К концу 4 класса у учащихся должны сформироваться такие качества личности:
- Интерес к самому себе.
- Самопознание себя как личности.
- Управление самим собой.
- Уважение чужого мнения.
- Терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам.
- Любознательность и вовлеченность в деятельность.
- Эмоциональная устойчивость.
- Желание действовать и совершать поступки.
- Ответственность за порученное дело.
- Соотнесение своих желаний с желаниями других людей.
- Открытость к восприятию новой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Азбука Истоков" для 1 класса
Программа внеурочной деятельность для 1 класса...
Воспитательная работа в студии современного танца.
Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников. А также создание условий для позитивной адаптации и развития личности ребенка, социализации и...
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"
В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...
Программа по воспитательной работе "Исток".
Эта программа разработана на 4 года обучения детей 1-4 класса...
Разработка занятия воспитательной направленности с использованием современных образовательных технологий
Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.Тип занятия: изучен...
Исследовательская работа "Курские женщины : от истоков до современности"
Исследовательская работа...
Истоки и современность в национальных костюмах татарского народа
особенности татарских национальных костюмов...