«Взаимосвязь семьи и школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся»
консультация (4 класс)
«Взаимосвязь семьи и школы
в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся»
Бурлацкая Н.А.
учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 11
из опыта работы
«Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Проблемы гражданско-патриотического воспитания приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире.
Анализируя уровень развития нравственной сферы обучающихся в классе за 1, 2, 3 классы, можно отметить, что обучающиеся 4 А класса стали серьезнее относиться к учёбе и к труду, повысился уровень работоспособности, активности, самостоятельности школьников; большее количество детей моего класса стали проявлять желание участвовать в общеклассных мероприятиях, особое желание ребята проявляют в организации мероприятий для ветеранов, воспитанников детских садов. Взаимоотношения в коллективе стали ровнее и дружелюбнее, нет агрессивных драк, ребята стремятся к сотрудничеству друг с другом, стали активнее рассказывать про свою семью. Благодаря правильно организованному самоуправлению ученики стремятся ответственнее выполнять общественные поручения, помогать ближнему. Главенствующее место в программе работы с классным коллективом отведено взаимодействию с родителями. Не секрет, семья в воспитании каждого человека имеет первостепенное значение. Дети – это наше отражение, скорректированное воспитанием. Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с детства, а значит в семье. Хотя, есть родители, которые говорят, воспитывать должны в детском саду воспитатели и в школе – учителя, а им воспитывать некогда, они не педагоги, и правильно это сделать не могут. Я работу с новым классным коллективом начинаю с совместной деятельности с родителями обучающихся.
Очень часто приходится преодолевать большие трудности, чтобы убедить родителей в правильности тех или иных суждений, касающихся их собственных детей. Учить их методам воспитания, которые очень просты. На мой взгляд, основным является личный пример. Общаясь с родителями, я использую различные формы работы: от тематических родительских собраний до совместных родительских собраний с детьми и презентаций опыта семейного воспитания, что служит сплочением общего коллектива. Дети, видя интерес родителей, стремятся делать всё лучше, тем самым укрепляются личностные качества учеников.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Семья, как специфический микроколлектив, имеет неоценимые потенциальные возможности в воспитании у детей патриотических чувств и убеждений. Именно в ней с помощью старших у детей рождается любовь к Отечеству, формируется в одних случаях -строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ. Однако в последние годы целенаправленная работа семьи по воспитанию подрастающего поколения патриотами своей Родины заметно ослаблена.
Поездки и походы родителей с детьми по родной стране при активной позиции родителей способствуют воспитанию патриотических чувств. Во время поездок и походов ребята непосредственно знакомятся с Родиной, ее народом, их жизнью в прошлом и настоящем, их культурой и языком. К сожалению, в настоящее время эта работа почти сошла на «нет».
В гражданско-патриотическом воспитании в семье неоценима роль произведений литературы и искусства. Вот почему я веду тесную совместную работу с библиотекой. Художественные образы произведений литературы, кино, театра, живописи, скульптуры возбуждают у ребят чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Семья и учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, чётче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Я начинаю эту работу с глубокого изучения семьи, её запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия учителя и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Здесь стараюсь призвать на помощь и социального педагога, и психолога, и совет профилактики, и беседы директора, помощь медработника, технического персонала, коллег, работающих в параллели.
Привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, широко применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»; совместные конкурсы: «Новогодние игрушки»; совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику, проявляют творчество в семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье; досугу, праздникам: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»; поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, посещения семьи.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких вопросов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача учителя: прививать детям мысль, что семья – это коллектив, где живут в согласии. Каждый: и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие люди – его родители. И для родителей - дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д..
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В нашей школе есть памятная доска герою Чайникову. Он дядя ученика нашего класса. Я обратила внимание всех учеников, когда мама Дениса Чайникова принесла цветы и возложила их у памятной доски. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у школьников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии школы и семьи, воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг педагога.
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс,
Работать вместе – это успех.
Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимосвязь семьи и школы
в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся»
Бурлацкая Н.А.
учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 11
из опыта работы
«Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Проблемы гражданско-патриотического воспитания приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире.
Анализируя уровень развития нравственной сферы обучающихся в классе за 1, 2, 3 классы, можно отметить, что обучающиеся 4 А класса стали серьезнее относиться к учёбе и к труду, повысился уровень работоспособности, активности, самостоятельности школьников; большее количество детей моего класса стали проявлять желание участвовать в общеклассных мероприятиях, особое желание ребята проявляют в организации мероприятий для ветеранов, воспитанников детских садов. Взаимоотношения в коллективе стали ровнее и дружелюбнее, нет агрессивных драк, ребята стремятся к сотрудничеству друг с другом, стали активнее рассказывать про свою семью. Благодаря правильно организованному самоуправлению ученики стремятся ответственнее выполнять общественные поручения, помогать ближнему. Главенствующее место в программе работы с классным коллективом отведено взаимодействию с родителями. Не секрет, семья в воспитании каждого человека имеет первостепенное значение. Дети – это наше отражение, скорректированное воспитанием. Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с детства, а значит в семье. Хотя, есть родители, которые говорят, воспитывать должны в детском саду воспитатели и в школе – учителя, а им воспитывать некогда, они не педагоги, и правильно это сделать не могут. Я работу с новым классным коллективом начинаю с совместной деятельности с родителями обучающихся.
Очень часто приходится преодолевать большие трудности, чтобы убедить родителей в правильности тех или иных суждений, касающихся их собственных детей. Учить их методам воспитания, которые очень просты. На мой взгляд, основным является личный пример. Общаясь с родителями, я использую различные формы работы: от тематических родительских собраний до совместных родительских собраний с детьми и презентаций опыта семейного воспитания, что служит сплочением общего коллектива. Дети, видя интерес родителей, стремятся делать всё лучше, тем самым укрепляются личностные качества учеников.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Семья, как специфический микроколлектив, имеет неоценимые потенциальные возможности в воспитании у детей патриотических чувств и убеждений. Именно в ней с помощью старших у детей рождается любовь к Отечеству, формируется в одних случаях -строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ. Однако в последние годы целенаправленная работа семьи по воспитанию подрастающего поколения патриотами своей Родины заметно ослаблена.
Поездки и походы родителей с детьми по родной стране при активной позиции родителей способствуют воспитанию патриотических чувств. Во время поездок и походов ребята непосредственно знакомятся с Родиной, ее народом, их жизнью в прошлом и настоящем, их культурой и языком. К сожалению, в настоящее время эта работа почти сошла на «нет».
В гражданско-патриотическом воспитании в семье неоценима роль произведений литературы и искусства. Вот почему я веду тесную совместную работу с библиотекой. Художественные образы произведений литературы, кино, театра, живописи, скульптуры возбуждают у ребят чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Семья и учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, чётче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Я начинаю эту работу с глубокого изучения семьи, её запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия учителя и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Здесь стараюсь призвать на помощь и социального педагога, и психолога, и совет профилактики, и беседы директора, помощь медработника, технического персонала, коллег, работающих в параллели.
Привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, широко применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»; совместные конкурсы: «Новогодние игрушки»; совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику, проявляют творчество в семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье; досугу, праздникам: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»; поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, посещения семьи.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких вопросов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача учителя: прививать детям мысль, что семья – это коллектив, где живут в согласии. Каждый: и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие люди – его родители. И для родителей - дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д..
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В нашей школе есть памятная доска герою Чайникову. Он дядя ученика нашего класса. Я обратила внимание всех учеников, когда мама Дениса Чайникова принесла цветы и возложила их у памятной доски. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у школьников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии школы и семьи, воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг педагога.
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс,
Работать вместе – это успех.
Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Взаимосвязь семьи и школы в воспитании младших школьников на традиционных ценностях
Данная статья была представлена на V Международном педагогическом форуме в г.Санкт-Петербурге в июле 2013 года, посвящена проблемам взаимодействия семьи и школы в воспитании ответственной, сознательно...
Тема: «Взаимосвязь семьи и школы»
Организация и проведение родительского собрания в школе для детей с ОВЗ (из опыта работы). Данный материал полезен для начинающих педагогов. В сообщение много интересных , полезных теоретич...
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
Родительское собрание по теме: "Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста".
Родительское собрание. ...
Обобщение опыта «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося»
Обобщение опыта...
Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания
Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине. Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите свое...
- Мне нравится (1)