Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине. Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания младших школьников»

                                 Подготовила: учитель начальных классов         МКОУ «Мартыновская СОШ» Горелова Т.Н.

                                                   2024 год

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С.Лихачев.

Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Поэтому все острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован   на становление личностных   характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы):

-любовь к своему народу, краю и Родине;

-уважение и принятие ценности семьи и общества;

-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.

 Проблема патриотического воспитания школьников является одним из важнейших направлением в работе педагогов.    Все то, что сегодня мы вкладываем в наших детей, завтра даст соответствующие результаты.

    Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, месту своего рождения, уважения к памяти предков, традициям, культуре, всему укладу жизни. 

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию создают благоприятные условия для накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора способа поведения. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Под младшим школьным возрастом понимают период жизни ребёнка от 6-7 до 10 лет. В это время у ребёнка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание школьников, в общеобразовательном учреждении – это систематическая и целенаправленная работа по формированию у учащихся высокого патриотического сознания.

    Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Не всегда родители  считают нужным рассказывать ребенку об истории малой Родины, памятниках, исторических местах, посещать музеи. Они думают, что дети маленькие и ничего не поймут, а родительская забота заключается в необходимости одеть, обуть и накормить, поэтому важно вовлекать родителей в совместную работу, например  над проектом «Моя малая Родина», это даст возможность  выяснить, на каком уровне находится один из аспектов воспитания – воспитание любви к своей малой Родине в семьях. В ходе работы над проектом дети знакомятся с историей своего села, своего города .  

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды  истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи, все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.                                       

Регулярно в школе проводятся экскурсии, походы на природу, с целью привития любви к родным местам; развития видения красоты, богатства природы. Учащиеся вовлекаются в различные акции, связанные с тематикой родного края. Это и муниципальные фотоконкурсы, посвященные природе нашего края, нашей страны. Это и участие в мероприятии на сайте Учи.ру в ходе которого дети узнали для себя много нового о культуре, обычаях ,о природе Курского края. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Этому также способствуют посещения Суджанского краеведческого музея.

  Важной и значимой работой способствующей развитию патриотизма и духовно- нравственных качеств личности ,  было  составление родословного дерева. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины. Пусть родители помогали детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему.

Обучающиеся 3 и 4 классов в этом году приняли участие в областном конкурсе «Читательский чемпионат» среди обучающихся общеобразовательных учреждений «Юные герои Курской земли». Поучаствовали в поэтическом челлендже «Стихи Победы» в честь 80–летия со времени полного  освобождения Ленинграда от фашистской блокады  , который проводился Министерством образования и науки Курской области, присоединились к акции «Лента Памяти», организованной «Движением первых». Участвовали в третьем этапе Всероссийского конкурса детского рисунка, посвященного полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

 Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи. Перед праздником Великой Победы мы изготавливаем открытки, проводим тематические классные часы, принимаем участие в шествии Бессмертного полка. В процессе этой работы дети получают практические знания об истории и духовных традициях Родины. А самое главное-это, что ни одного мероприятия не проходит без активного участия родителей.

    Самыми яркими и красочными проходят праздники-концерты посвященные Дню матери, Дню семьи, Дню пожилого человека. В таких мероприятиях принимают участие все. Одни готовят концерт, рисуют поздравительные газеты, другие оформляют открытки, выставки рисунков и работ, кто-то украшают зал и всю школу. Каждый ученик школы и родитель старается внести посильный вклад в такие творческие дела. Очень важно для каждого ребенка услышать слова благодарности за свою работу. Родители гордятся своими детьми, а дети радуются возможности показать своё мастерство, свои способности.             

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части гражданско- патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем. Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. В этом случае навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью.

Физическая культура — один из компонентов гражданско- патриотического воспитания младших школьников — состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей чувства обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учёбы. Важно сформировать у ребёнка представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять простейшие физические упражнения и пробудить интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины. Следует добиваться у детей твёрдой привычки выполнения правил личной гигиены.

В этом возрасте авторитетные для ребёнка взрослые воспринимаются как эталон поведения. Поэтому родители должны быть примером для своих детей. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле - и видеоаппаратуры, компьютера детьми младшего школьного возраста. Сейчас появилось много возможности для физического развития детей в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребёнка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту.

По-прежнему эффективна такая форма гражданско- патриотического воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.

Педагогическое взаимодействие  школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями  являются:

-    взаимное доверие между педагогом и родителями;

-    соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

-    учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

-   сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;

-    взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-    одновременное влияние на родителей и детей;

-    системность в работе с родителями;

-    учет особенностей социокультурного окружения школы;

-    использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

-   моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

-   совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;

-  активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

-  опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;

-   интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.

Примерный алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким:

1)   определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);

2)  постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;

3)  разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям

4)   практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;

5)  анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.  Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Итак, родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения,   
это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

Основные направления взаимодействия семьи и школы в вопросах укрепления здоровья детей

Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....