Взаимосвязь семьи и школы в воспитании младших школьников на традиционных ценностях
статья по теме

Рогожникова Надежда Фёдоровна

Данная статья была представлена на V Международном педагогическом форуме в г.Санкт-Петербурге в июле 2013 года, посвящена проблемам взаимодействия семьи и школы в воспитании ответственной, сознательной личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь семьи и школы в воспитании младших школьников на традиционных ценностях

Рогожникова Н.Ф.

Во все времена и у всех народов школа стремилась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе:  умение определять свои  перспективы для самореализации, усвоение личной  сопричастности к истории великой страны, присвоение лучших патриотических традиций  предшествующих поколений, чтобы не оставаться  равнодушным к насущным социальным проблемам общества.

Сегодня в отечественной педагогике происходят непростые процессы, связанные с поиском оптимальной модели образования, которая бы выполняла социальный заказ в формировании социально активной личности. Если проанализировать основные идеи, то можно выделить три варианта организации педагогической деятельности.  

Первый связан с формированием знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие.

Второй характеризуется введением в отечественную педагогику европейских образовательных технологий с русифицированной  спецификой.

Третий вариант предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания в классической гимназии.

На мой взгляд, третий вариант является наиболее перспективным, поскольку связан с восстановлением традиций и форм национального опыта.

В истории отечественной педагогики воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добрым, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Осознавая эту задачу для себя приоритетной в развитии младших школьников, я отдаю себе отчет в том, что духовно-нравственные основы возникают и растут под сенью семьи, которая остается главным институтом воспитания. Именно в ней закладывается личность ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность, хотя и маленькая. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса,  должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

В своей практике мне приходится сталкиваться с мнением родителей, что как только ребенок пришел в школу, их ответственность за воспитание снижается, так как  основное время дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи должно не только не снижаться, но и возрастать. Поэтому важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей и незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергетика, в которой он живет. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве, и сегодня уже неправильно сводить взаимодействие с семьей школьника к информированию  родителей об успехах и проблемах ребёнка. Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания, коммуникативной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей, позволяющей решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации. 

Для формирования такой модели неисчерпаемыми возможностями  обладают народные традиции, веками вырабатывающие каноны правильного, разумного поведения. Носителями традиций выступает все та же семья, потенциал которой мы можем активно использовать для воспитания достойного человека. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», никогда в полной мере не будет обладать чувством собственного достоинства, являющегося основой полноценной личности.  Обращение к народным традициям, включающим духовный опыт народа, способствует возрождению в человеке национальной гордости и чувства собственного достоинства.

Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу?  Общие интересы – залог успешных взаимоотношений, поэтому необходимо показать родителям школьников влияние семейных отношений на формирование личности их ребенка. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит этот процесс, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Оптимальной формой подобного опыта выступает совместная деятельность школы и семьи, при которой ребенок выступает центральным связующим звеном.

Положительный опыт такой совместной деятельности накоплен нами в ходе реализации детских проектов, посвященных семейным династиям и семейным традициям. Разработка таких проектов предполагается в рамках разработанного мною курса «Я – гражданин!» (отмеченного дипломом 1 степени на областном этапе Всероссийского конкурса методических работ «Растим патриотов России») и является первым шагом в проектной деятельности младших школьников. Поэтому поддержка и помощь со стороны родителей имеет большое значение, а тематика курса подобрана  в интересах развития семейной педагогики.

Удачный опыт реализации одного из таких проектов «В семье единой», создавшийся в совместной деятельности детей и взрослых, отмечен  Дипломом второй степени на XI Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ в  Москве в 2013 году.

Определяя актуальность работы,  автор проекта, мой ученик Егоров Сергей, отметил:  «Все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции. Россия - страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свою культуру.  Иногда мы пренебрегаем национальной культурой, считая её вымирающей. На самом деле, мы впитываем национальную культуру «с молоком матери», потому что семейные традиции всегда восходят к национальным традициям. Работа над проектом помогла собрать материал о культурных традициях,  научила относиться к ним бережно и с уважением».

В процессе работы обучающийся много времени провел в общении с бабушкой и дедушкой, поведавших ему исторические  традиции  своего народа – марий эл. Это, несомненно, стало прочной основой взаимопонимания между разными поколениями семьи. Это ярко отразилось в выводах, сделанных Сергеем по окончании проекта: «Мы убедились,  что в семьях, где чтут традиции, - царит дружба, любовь и уважение и это  лучше всего укрепляет  и защищает семью».

Хотелось бы вспомнить ещё об одном успешном проекте, реализованном в рамках использования семейной педагогики. Его название нетрудно было определить: «Семейные династии» так, как он был посвящен семейным династиям наших школьных учителей, дети и внуки которых стали участниками  проекта. В обосновании актуальности темы проекта школьники обозначили следующее: «За 40 лет существования Сайгинской школы выросло не одно поколение сайгинцев. Никто не станет спорить, что все эти годы важнейшей задачей школы являлась задача формирования личности, способной строить жизнь достойную человека. История школы - это, прежде всего история человеческих судеб.  Нам интересно было работать над проектом, потому что мы обратились к реальным жизненным  историям людей  и узнали много нового о  тех людях, которых видим ежедневно рядом с собой».

Мне представляется, что  такое живое взаимодействие семьи и школы даёт позитивный  результат, поскольку создает душевный контакт с ребёнком, передачу от сердца к сердцу энергии души и понимания настоящих ценностей. Вспомним, что В. Сухомлинский считал «годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».

Известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться учитель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.

Воспитание младших школьников можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Но без взаимодействия и содействия со стороны семьи эта работа не может быть реализована в полной мере.

 

Список литературы

1.       Брюхова В.М. Школа и семья. / В.М. Брюхова // Классный руководитель. - 2007. - № 6 . -С. 126-138.
2.     Гуров. В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. М., 2006.
3.       Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. - 2006. - № 7. - С. 26 - 43.
4.       Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. - 2007. - № 1. С. 13-19.
5.     Джунгурова Т.Н. Сценарий родительского собрания «Родительские посиделки» /Т.Н. Джунгурова // Классный руководитель - 2006. - № 7. - С. 82-84.
6.       Елькина О.Ю. Игры профориентационной направленности во внеурочной работе с младшими школьниками // Начальное образование. - 2009. - № 5. - С. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном.  В ней показаны основные формы и методы работы, ...

Статья "Единство школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Укр...

Статья "Единство школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Укр...

Программа воспитательной работы "Сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников"

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня....

Презентация "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Данный материал содержит статью и презентацию по теме: "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравсткенном воспитании младших школьников"...