Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"
учебно-методический материал

Куваева Власта Геннадьевна

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние годы  проблеме воспитания детей общество и государство уделяет большое внимание. Наконец-то многие граждане страны поняли, что воспитывать необходимо не только в семье, хотя именно там закладывается первая осведомленность юного гражданина о добре и зле, о правилах, принятых в обществе, о том, что можно, а что нельзя делать. Воспитывать необходимо и в школе. Много лет работая в школе, могу с уверенностью сказать, что в нашей школе этому аспекту уделялось всегда повышенное внимание. Так как школа носит имя Героя России Андрея Хмелевского, то патриотический аспект всегда был в приоритете. Кроме А. Хмелевского выпускниками нашей школы были Олег Ладыгин, майор СОБР, погиб в Афганистане, удостоен ордена мужества, Виктор Кузнецов, мичман атомной подводной лодки Курск, погибший в 12 августа 2000 года, удостоен орленом мужества.

Безусловно, на примере этих ребят воспитываются современные школьники. Но не только проведение уроков мужества, линеек, мемориальных часов, но и постоянная, кропотливая работа классного руководителя с классом, учителя на каждом уроке помогает реализовать воспитательный потенциал образования в целом и социальную адаптацию юного школьника.

Как сказано в примерной программе воспитания: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников».

Воспитание – процесс формирования личности, приобретения ею

личностно и общественно значимых ценностей, целенаправленного развития у нее качеств, которые наиболее ценны в обществе, в семье, в профессио-нальной деятельности. Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства.

Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.

Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.

В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.  Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.

Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности.

Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации учащимися своей учебно-познавательной деятельности. Однако на уроке учитель оценивает учеников по результату и способу его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходя вниманием организацию труда школьника. На практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства становятся всё более распространёнными среди школьников. Актуальность проблемы здоровье сбережения учащихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.

«Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению (Р. Мертон, Т. Парсонс) и самоактуализации, самореализации личностью своего потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс). Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.

Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения.

Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.

Обобщая вышесказанное, предлагаем схему аспектного анализа, цель которого – выявить степень реализации воспитательного потенциала урока.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Профессионализм учителя заключается в методической грамотности, в умении определять образовательные и воспитательные возможности урока, в тонком чувствовании возможностей своего предмета. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны системы современного образования . Знания, школьника являются базовыми для его развития и воспитания. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся, являющейся важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие у них творческих способностей и склонностей каждого из них», сказала Ушакова, Е. Н.в статье  «Использование воспитательного потенциала урока» / Е. Н. Ушакова, Т. Е. Иванюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 207-208.

Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны. И на каждом уроке. И только тогда от детей придет осознание. Понимание, осмысление того, что происходит вокруг ребенка, в его семье, в нашем обществе. И вот несколько примеров использования учебного материала на уроках в начальной школе.

Пример 1.

Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

Учитель: « Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?» ответы детей.

Учитель: « Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером».

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Учащимся предлагается самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, достижениях науки, спорте, здоровье. Такая работа способствует развитию творческого воображения младших школьников, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание, формирует идеалы.

Таким образом, если немного подумать, то сформировать воспитательные цели урока в начальной школе оказывается не так и сложно.

Выступление на педсовете «Воспитательные цели урока в начальной школе»

Подготовила учитель Куваева В.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА В АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащи...

«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»

Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...

Формирование коммуникативных навыков с целью организации коллективной работы на уроке в начальной школе

Организация различных видов деятельности с целью повышения коммуникативных навыков...

Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...