Выступление по теме "Современный урок в начальной школе"
материал

Попова Елена Николаевна

Выступление на шмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа учителя - это постоянный, непрекращающийся ни на один день поиск, поиск путей совершенствования процесса обучения.



    Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, для организации индивидуальной работы с ними очень важно, чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются.

     Кроме того, организация индивидуальной работы с учащимися зависит от типа урока: индивидуальная работа учащихся на уроках повторения будет иной, чем на уроках объяснения нового материала. Разные этапы урока также предусматривают различные виды индивидуальной работы с учащимися.

Обратимся к приведенным далее примерам.

Начало урока должно сразу включить в работу всех учеников, поэтому, на мой взгляд, самым эффективным приемом является самодиктант, поскольку такой вид работы посилен всем. Тексты для самодиктантов беру сама, чаще всего это отрывки из классической литературы, изучаемой в этом классе или подбираю текст упражнения. Причем с одним и тем же текстом можно работать нескольким ученикам, но задачи даю по уровням. Например, слабой ученице найти и обозначить все орфограммы в тексте, а ученице посильнее расставить знаки препинания, а более сильному ученику анализ всего текста.

Есть у меня в 4 классе такие ученики, которым даю просто списать текст. Для них это тоже будет достижением, если спишут без ошибок.

   Самодиктанты - удачный вариант организации индивидуальной работы, они сразу включают в активную и посильную работу всех учащихся.



Индивидуальная работа при самопроверке

В начале урока часто использую прием самопроверки, так как работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, так как он сразу увидит результат.

Еще разрешаю детям оценки ставить зелёным цветом. Им это очень нравится. Беда только в том, что они не видят свои ошибки. Предполагаю проверять по напечатанному, а более слабым детям читаю четко по слогам, они проверяют с голоса. За добросовестную работу хорошо поощряю. Без ошибок – «5», а за одну «2».  

Индивидуальная работа при создании задач творческого характера

Чтобы дети видели орфограммы в словах, даю такие задания. Создать пример по аналогии со словами и предложениями, которые я даю. Ученик должен найти все орфограммы в слове, обозначить их, и если в слове одна орфограмма, то записать одно слово, если две – два слова с разными орфограммами и т. д.

Например, слово разбирается; в нем четыре орфограммы (з-с на конце приставок; е-и в корнях с чередованием; е-и в окончаниях глагола и –тся и –ться в глаголах. Запись в тетради ученика должна выглядеть так:

А) развести (пишется на конце приставки -з, так как после приставки звонкий согласный)

Б) расстилается (после корня суффикс –а)

В)борется – 1 спряжение (бороться)

Г) кусается (что делает?) 3 л. ед. ч.

Ученики встают в позицию «исследователя», а это и создает ту истинную активность, учитывающую индивидуальность ученика.



Индивидуальная работа при проверке домашнего задания

Формы проверки домашнего задания разнообразны. Часто проверяем домашнее задание, собирая трудные случаи в диктовки « По следам выученных параграфов», «По следам выполненных упражнений». Такая работа проходит с последующей самопроверкой, если слова были без пропуска букв или знаков препинания.

Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания.

Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда оно тесно связано с новым материалом урока, тогда класс несколько раз обращается к домашнему заданию, и его проверка осуществляется рассредоточено.



Индивидуальная работа при объяснении нового материала

Индивидуальная работа с учащимися на главном этапе урока - на этапе объяснения нового - это, пожалуй, самое сложное дело.

Приведем пример построения урока, на котором изучалась новая тема.

 

Тема урока - «Сложные предложения».



На доске записаны слова: Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водой» всех, кто прикоснется к нему.

Общая работа с классом:

-    Почему именно эти слова записаны как эпиграф?

-    Что в записанном предложении требует объяснения? Индивидуальные задания: I группа разбирает предложение, II группа

разбирает по составу слова неиссякаемый, прикоснется, III и IV группы обозначают орфограммы в словах неиссякаемый, е сказке, живою, прикоснется. Отвечают по одному из каждой группы; все видят, что записанное предложение двусоставное.

Записываем следующий пример: Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. Учащиеся подчеркивают основу, и класс переходит к теме урока. Отвечаем на первый вопрос:

-    На какие группы по строению грамматической основы делятся простые    предложения?    Как    определить,    двусоставное    или односоставное предложение вам дано?

Записываем предложение: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно. Проводим общий лингвистический анализ текста:

-    Какую   картину  рисует  поэт?  Что   мы   видим  за  несколькими словами поэта? Подберите синонимы к словам бранить, блестеть. Почему   из   всех   слов-синонимов   поэт   берет   слово   бранить! Почему Пушкин называет красоту осени тихой! И т.д. какие еще строки   поэта   об   осени   вы   знаете?   Запишите,    определите, двусоставное   или   односоставное   предложение   вы   записали. Учащиеся записывают:

1)  Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

2)  Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад.

3)  Унылая пора!  Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье.

Как только учащиеся запишут предложение с одним главным членом - подлежащим, переходим ко второму положению урока: в односоставном предложении может быть только подлежащее.

Записываем строки Пушкина, определяя тип предложения и роль таких предложений в речи:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Индивидуальные задания: III группа находит орфограммы в глаголах, IV группа - в прилагательных, I и II группы - записывают свои примеры.

например: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Мороз и солнце! День чудесный.

Третье положение урока - односоставные предложения могут быть как нераспространенные - осмысляем, разбирая уже записанные предложения.

                    Закрепление будет состоять из двух частей.

I. Общее задание.

1)  Найти в параграфе положения, о которых не говорилось на уроке.

2)  Сделать сообщение по теме урока.

3)  Выслушать   описание   ситуации   и   привести   соответствующую строчку Пушкина.

-    Человеку трудно расстаться с близким для него существом, как вы скажете  об  этом   словами  поэта?   («Прощай,  мой  товарищ...», «Расстаться настало нам время...»)

-    Вы проснулись в ясное, солнечное утро, и на память приходят слова... («Мороз и солнце! День чудесный!»). И т.д.

4)  Нарисовать своими словами ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.

П. Индивидуальная творческая работа - создание миниатюры с использованием односоставных и двусоставных предложений по данному началу. Варианты начал написаны на доске (для I и II групп).

«Пушкин - один из самых умных людей на свете - и нас делает умнее. Читая его книги...»

«Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства...»

«Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и...»

III и IV группы получают листочки со стихами Пушкина: ученики должны через некоторое время, во-первых, выразительно прочитать текст; во-вторых, обозначить грамматическую основу предложения, указать, чем она выражена, подчеркнуть все трудности.

1)  Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

2)  Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Домашнее задание дается дифференцированно.

Современный урок не может быть эффективным без учета степени участия в нем каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе", ноябрь 2018 г

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе" ......