Конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у школьников с ОВЗ
методическая разработка (1 класс)
Успешная социализация детей с ОВЗ зависит от того насколько они умеют сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить. Поэтому при формировании коммуникативной компетентности необходимо опираться на их возможности и, в первую очередь, развивать:
- «способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- умение воспринимать речь;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение выражать эмоции вербальными и невербальными способами;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни» .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема :Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у школьников с ОВЗ
Занимаясь вопросами инклюзивного и коррекционного образования, я столкнулась с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Учитывая все особенности, в коррекционной работе предлагаю использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» (конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы).
Основную цель я поставила: развитие интересов детей с особыми
Возможностями здоровья, любознательности, познавательной мотивации,
развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной
координации и пространственного восприятия на основе наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления.
Получая первичные представления об объектах окружающего мира, у детей
формируется умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях
развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами,
выполнять простейшие обобщения. Дети с особыми возможностями
здоровья учатся определять цвета, величину, форму развивая сенсорное
восприятие. Обучаются навыкам группировать предметы по нескольким
признакам, свойствам.
При развитии элементарных математических представлений при LEGO-
конструировании дети с особыми образовательными потребностями
овладевают навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам.
Знакомятся с приемами наложения и приложения, сравнивать предметы
контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине,
ширине, высоте, величине в целом.
Дети с ОВЗ – это особая категория школьников, формирование коммуникативной компетентности которых чрезвычайно актуальная проблема, так как степень её сформированности влияет не только на результативность их обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Успешная социализация детей с ОВЗ зависит от того насколько они умеют сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить. Поэтому при формировании коммуникативной компетентности необходимо опираться на их возможности и, в первую очередь, развивать:
- «способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- умение воспринимать речь;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение выражать эмоции вербальными и невербальными способами;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни» .
В нашей школе обучаются дети с нарушениями в развитии речи, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Трудности общения наших воспитанников проявляются в несформированности у них основных форм коммуникации, сниженной потребности в общении, его ситуативном характере, незаинтересованности в контакте, невыполнении норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, т.е. в отсутствии самой культуры общения. Полноценному общению детей с ОНР препятствуют бедность и не дифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, несовершенство связной речи. Поэтому целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании специальных образовательных условий в школе. «Одной из форм этих условий – систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку с ОНР правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях»
Современным средством, которое через созидательную игру помогает решать проблемы коммуникации ребенка с ОВЗ в специально организованном коммуникативном обучении, является Lego-конструирование. Основная цель в Lego-конструировании – научить школьников эффективно взаимодействовать в парах, подгруппе в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора. В процессе такого интерактивного взаимодействия происходит совместное освоение знаний, развитие коммуникативных навыков и умений, речи
Поэтому в качестве средства оптимизации работы с детьми с ОНР по коммуникативному развитию стали использовать Lego-конструирование. Поскольку оно «даёт возможность объединить детей не только общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, но и позволяет каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность и творчество» .
Мы определили задачи формирования коммуникативной компетентности:
- формировать правильность речи;
- развивать коммуникативные умения: слушать собеседника, договариваться, адресовать высказывания, выражать чувства симпатии, формировать открытость, доброжелательность;
- формировать умение видеть цель высказывания и прогнозировать его результат;
- воспитывать культуру общения (речевой этикет).
Решение поставленных задач осуществляли в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности школьников в рамках непрерывной образовательной деятельности, в проектной деятельности.
Алгоритм нашей работы по развитию коммуникативной компетентности в процессе Lego-конструирования был таким. В первую очередь, при создании постройки вместе с детьми обсуждали какая она должна быть, составляли план её возведения. Обратили внимание на то, что во время обсуждения дети старались согласовывать свои интересы с интересами партнеров, объяснять свой замысел, доказать правильность того или иного решения.
Далее, организовывая работу в парах или подгруппах, создавали различные постройки, например, «Домики для зверей», «Морское путешествие», «Стройка». В процессе создания построек предлагали дошкольникам речевой образец по определенной схеме, т.е. все свои действия ребенок для партнеров по игре проговаривал вслух: Что я делаю? Что я хочу сделать? Как я буду делать? Отметили, что дети с интересом распределяли обязанности в паре или подгруппе: кто что строит и к чему присоединяет, анализировали результаты коллективного конструирования.
Таким образом, в ходе создания построек воспитанники получали практические навыки ролевого диалога, у них развивались умения договариваться друг с другом, пояснять и объяснять свои действия, сотрудничать, работать в команде, достигать желаемого результата.
Затем созданные детьми постройки использовали в непосредственной образовательной деятельности при обучении рассказыванию, описанию. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы, рассказы способствовали расширению пассивного и активного словаря, развитию связной речи и умения обобщать, делать выводы.
Таким образом, в специально организованном коммуникативном обучении с использованием Lego-конструирования мы помогали нашим воспитанникам с ОНР преодолевать коммуникативные и речевые трудности, развивали их компетентность, способствовали расширению социальных контактов. Мы научили детей работать в паре и коллективе, общаться, поддерживать беседу со взрослыми и детьми, обсуждать. Дети в свободной деятельности стали применять полученные навыки: умение договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.
Формирование коммуникативной компетентности в школьном возрасте – актуальная проблема, решение которой имеет огромное значение для социализации и развития личности ребенка. Мы, педагоги должны помочь детям приобрести компетентности, помогающие жить в современном мире, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе людей.
Список литературы
Савчишина Д.А Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ – URL: https://урок.рф/library/kak_legokonstruktor_pomogaet_razvivatsya_detyam_s_164426.html (дата обращения: 26.10.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
Использование интерактивной доски на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся.
В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий....
Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"
Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
В работе описывается инновационный опыт работы по данной теме...
Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».
laquo;Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности»....
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....