Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"
статья по теме
Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Пепенина Л.Г.
МБОУ «Лицей № 9»
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
В современных условиях задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность учащихся смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.
Групповое обучение − это использование малых групп 3-7 человек, оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления и интеллекта учащихся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие детей осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным и личностно направленным.
Приведу пример использования групповой технологии на уроке литературного чтения в 3 классе по теме: «Творчество И.А. Крылова». На уроке дети работают в трех группах. Примеры заданий:
1) Определите литературный жанр каждого из отрывков. Докажите свой выбор. (Каждой группе раздается конверт с отрывками на бумаге одного цвета)
*Проверка – каждая группа называет номер карточки и жанр.
(1 группа – желтая – 1)сказка, 2)стихотворение, 3)басня
2 группа – розовая – 1)рассказ, 2)басня, 3)сказка
3 группа – белая – 1)басня, 2)рассказ, 3)стихотворение)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1)Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес, по грибы да по ягоды. | 1) Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. И невольно заслушиваешься им в задумчивой тишине. Нет в мире голоса прекрасней, чем голос этой маленькой птички. | 1) В ком сердце так сотворено, Что дружбы, ни любви не чувствует оно И ненависть одну ко всем питает, Тот всякого своим злодеем почитает. |
2) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печальный свет она. | 2)Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно». Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. | 2)Выглянуло яркое солнце. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей. И в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки. |
1)Мальчишка, думая поймать угря, Схватил Змею и, воззрившись, от страха Стал бледен, как его рубаха. Змея, на Мальчика спокойно посмотря: «Послушай,-говорит,-коль ты умней не будешь, То дерзость на всегда легко тебе пройдет. На сей раз Бог простит; но берегись наперед И знай, с кем шутишь!» | 2)Живало-бывало – жил дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и не довернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. | 3)По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный утомительно гремит. |
2) «Узнай, из какой басни этот герой». В каких баснях Крылова так ярко изображены эти звери? (Представители групп отвечают по очереди)
1.Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши до сыта накупалась;
И из гостей домой
Пришла свинья – свиньей. («Свинья»)
2.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. («Волк на псарне»)
3.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша. («Ворона и Лисица»)
4.Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет. («Мартышка и Очки»)
5.А Васька – кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. («Кот и Повар»)
6.Волк, евши, никогда костей не разбирает. («Волк и Журавль»)
- Как вы думаете, почему Крылов в своих баснях использовал образы животных, а не людей? (Чтобы обратить внимание на человеческие пороки, недостатки, высмеять их, поэтому он наделял своих животных характерами людей – одна из особенностей жанрового своеобразия басни).
- Может быть, кто-то вспомнит, как называется этот прием иносказания в баснях? (аллегория)
- Ребята, вы сказали, что поучительная часть в басне называется… (мораль)
- А сейчас каждая группа соберет фразу – мораль и угадает, из какой она басни.
3) «Собери фразу». Из слов, написанных на карточках, собрать фразу – мораль к одной из басен Крылова. Прочитать ее.
ДЕЛО НЕТ ЛАД НА В НЕ ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ ИХ ,
КОГДА ПОЙДЕТ
(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
- Из какой басни эта мораль? («Лебедь, щука, рак»).
4) «Литературное лото». Дети должны узнать басню по ее началу. Раздаются игровые поля с названиями басен и карточки с началами басен. Нужно правильно разложить карточки на игровом поле.
«Ларчик» | «Волк и Журавль» | «Ворона и Лисица» |
«Лебедь, щука, рак» | «Слон и Моська» | «Волк и ягненок» |
Данные виды работ можно использовать как универсальные шаблоны для изучения творчества любого писателя или поэта.
У сильного всегда бессильный виноват
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться…
Уж сколь раз
твердили миру,
Что лесть гнусна,
вредна: но только
все не впрок,
И в сердце льстец
всегда отыщет уголок…
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас…
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
только мука…
Что волки жадны, всякий знает.
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
Современный этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-576330-1422783122.jpg)
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
В работе описывается инновационный опыт работы по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-592395-1446625940.jpg)
«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Из опыта работы по применению информационных коммуникативных технологий, как средство развития познавательных способностей младших школьников на различных ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/18/picture-464805-1597778274.jpg)
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-592395-1446625940.jpg)
«Информационные коммуникативные технологии , как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Мы живем в « цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-1467437-1680439410.jpg)
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....