Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».
статья на тему
«Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».
В последние годы Россия изменилась. Она стала страной, в которой приоритеты и акценты сдвигаются в сторону личности, её самодостаточности. Именно потому в условиях этих перемен происходит переосмысление задач образования и воспитания общеобразовательной школы.
Важными целями должно стать развитие у учащихся:
- самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умения отстаивать свои права;
- высокого уровня культуры;
- готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности;
- толерантности, терпимости к чужому мнению;
- умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Формирование коммуникативной компетентности должно осуществляться в деятельностной форме, при которой усиливается практическая направленность обучения. Поэтому необходимо предусмотреть такую организацию учебного материала и учебного процесса, которая позволяет гибко вводить новые элементы содержания образования в учебный процесс и интегрировать элементы содержания образования и учебные курсы. Отсюда налицо необходимость использования инновационных технологий в преподавании. Немаловажно, что уроки должны проходить в коммуникативно – деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология «РКМЧП».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и др.
Таким образом, технология РКМЧП способствует развитию: - коммуникативности;
- критического мышления;
- рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков);
- креативности;
- мобильности;
- ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему. В основе 3-фазовая модель занятия.
I . Вызов.
Цели:
а) вызов активного интереса к теме;
б) активизация каждого ученика;
в) актуализация знаний;
г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
Приемы на этой стадии:
- составление списка известной информации по теме;
- первичная систематизация известного материала в виде плана, схемы, кластера;
- рассказ-предположение на основе ключевых слов;
- корзина идей, понятий, имен;
- таблица «ЗХУ»;
- верное и неверное утверждение.
Значение стадии вызова:
- Осуществление нескольких познавательных видов деятельности.
- Вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.
- Активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.
- Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем
II. Осмысление.
Цели:
а) организация активного восприятия текста;
б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;
в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
Приемы на этой стадии:
- система маркировки текста – Инсерт;,
- чтение со стопом;
- «Зигзаг»;
- двухчастный дневник, трехчастный дневник.
Значение смысловой стадии:
- Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;
- Поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным;
- Критический и сравнительный анализ и синтез осуществляются на этой стадии.
III. Рефлексия.
Цели:
а) обеспечить закрепление полученных знаний;
б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;
в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;
д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;
е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Приемы на этой стадии:
- возвращение к ключевым словам;
- возвращение к верным и неверным утверждениям;
- возвращение к перепутанной логической цепочке;
- возвращение к схемам (проанализировать, исправить, добавить);
- заполнение кластеров и таблиц (с установление причинно-следственных отношений и взаимосвязи между блоками новой информации);
- написание синквейнов, эссе, организация дискуссий.
Значение стадии рефлексии:
- Выведение знания на уровень понимания и применения;
- Рефлексия своего процесса учения;
- Живой обмен идеями;
- Выражение новой информации своими словами.
Таким образом, хочется отметить, что педагогическая деятельность с применением технологии РКМЧП поможет выработать обще учебные умения: работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить информацию по степени новизны и значимости, обобщать полученные знания. Тем самым будут созданы все условия для вариативности, дифференциации обучения и самое главное – формирование коммуникативной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
Использование интерактивной доски на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся.
В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий....
Мастер - класс "Технология РКМЧП как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС", презентация
Мастер - класс состоит из трёх частей: научная , практическая, рефлексия.Даются определения критического мышления, технологии критического мышления, приёмы и стратегии технологии. Предлага...
Применение информационно-коммуникационных технологий обучения как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Инновационные технологии обучения....
Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...
Конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у школьников с ОВЗ
Успешная социализация детей с ОВЗ зависит от того насколько они умеют сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить. Поэтому при формировании коммуникативной компетентн...