Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
статья (русский язык, 3 класс) по теме

Поликарпова Лариса Дмитриевна

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_tvorcheskie_raboty_po_russkomu_yazyku.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 29

Письменные творческие работы

как средство формирования

коммуникативной компетентности учащихся

на уроках русского языка

(из опыта работы)

 Поликарпова Л.Д.

Автор: Поликарпова Лариса Дмитриевна, учитель начальных классов

 МОУ лицей №29, учитель высшей категории

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет основные задачи начального общего образования как развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.    

 Требования к развитию личности ребенка, формированию его новой социальной роли определяют необходимость усиления внимания к приобретению  учащимися опыта разнообразной деятельности, а значит к использованию личностно-ориентированного и компетентностного подхода к обучению.

Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом.

Компетентностный подход нацеливает учителя на то, чтобы не педагог, а сам ученик размышлял, говорил, писал, самостоятельно принимал решения и творчески их реализовывал.

Что же такое компетентность?

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»

Концепция модернизации российского

 образования на период до 2010 года

«...формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования в контексте

 модернизации российского образования

«Компетентный 1. Знающий, осведомленный... 2. Обладающий компетенцией»

 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

  «Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка»

«Истоки». Базисная программа развития  ребенка-дошкольника. Авторский

коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

«Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем...

Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности»

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //

 Школьные технологии. – 2004. - № 5. – С. 3-12.

Возникает вопрос,  какие компетентности и как можно формировать в раннем школьном возрасте (и можно ли?)?

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года также нацеливает на  формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Авторы стратегии модернизации содержания российского образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

  1. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний из разных источников информации;
  2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (освоение роли гражданина);
  3. компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
  4. компетентность в бытовой сфере;
  5. компетентность в сфере культурно-досуговой деятелности (включая разнообразие способов использования свободного времени).[1]

Этот перечень не оставляет сомнений: понятие «компетентность» тесно связано  как с обучением, так и с воспитанием. Ведь основа компетентности – самостоятельность индивида – напрямую зависит от мотивов (нравственных или безнравственных, социально полезных или социально опасных), которые лежат в основе принятия и реализации решений. Т.О. компетентность определяется как важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Одной из важнейших компетентностей, которая должна быть сформирована в начальной школе, является коммуникативная компетентность, предполагающая:

  1. постановку целей устной и письменной коммуникации;
  2. грамотное оформление необходимых в профессиональной и обыденной жизни документов;
  3. умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, личностным и т.п.) других людей;

Наличие этой компетентности позволяет человеку достигать поставленных целей коммуникации, получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. 

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

Анализ программы по русскому языку (Автор: Н.В.Нечаева)

Программа и УМК по русскому языку под редакцией Н.В.Нечаевой направлены на реализацию компетентностного подхода в обучении и формирование коммуникативной компетентности. Целью всего курса русского языка в начальной школе является освоение коммуникативной функции языка, а одной из задач – развитие речи школьника (внешней – устной и письменной, и внутренней). Эта задача решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи -  лексикой, грамматикой, звуками и буквами - в различных речевых ситуациях устного и письменного общения.

Основной способ усвоения устной и письменной речи учащихся - самостоятельная  речевая деятельность ученика в различных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Программа по русскому языку состоит из двух разделов. Первый  раздел – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются аспекты работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.

Как отмечается в программе, в УМК нового поколения под редакцией Н.В.Нечаевой на принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка осознанию признаков текста и умению его анализировать.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

В программе подчеркивается, что на первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений и впечатлений.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после го написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

Содержание программы по разделу

Развитие речевой деятельности

Устная речь

Письменная речь

1 класс

Особенности общения в школе, на улице и дома.

Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба.

Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы и т.д.

Речевой этикет. Орфоэпические нормы речи.

Текст, его признаки.

Восстановление деформированного текста и предложений.

Составление предложений из слов.

2 класс

Анализ чужой устной речи. Осознание собственной устной речи.

Диалог (спор, беседа).

Культура разговора по телефону.

Культура поведения в общественных местах, транспорте.

Монолог. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Стили речи (научный, деловой, художественный).

Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение.

Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление.

Сочинения.

3 класс

Монолог, диалог – расширение опыта на новом содержании.

Речевой этикет в повседневных ситуациях общения.

Смысловые связи между частями текста. План.

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Реклама, афиша, рецепт, различные виды объявлений.

Сочинения.

4 класс

Практика устного общения в повседневном общении и специально создаваемых ситуациях.

Речевой этикет.

Соответствие речи орфоэпическим нормам

Стили речи. Анализ научного (учебного) текста.

Самостоятельное составление плана, аннотации, отзыва.

Составление инструкций, словарных статей.

Заполнение почтовых бланков, конвертов.

Составление заявлений.

Сочинения индивидуальные и групповые.

Работа со словарем, справочной литературой, журналами.

Методическое письмо обращает внимание учителя на то, что коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку потребует от него пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиление объяснительного аспекта при изучении системы языка и, конечно, систематическое формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

«Изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Предполагается, что такие приоритеты в языковом образовании дадут хорошие результаты развития предпосылок коммуникативной и речевой компетенций школьника»

(Методическое письмо о преподавании предметов начальной школы

 в условиях введения федерального компонента государственного

стандарта общего образования)

Работа над сочинением

Наряду с устными формами общения в младшем школьном возрасте целенаправленно формируется письмо и чтение. Если становление у ребенка способности говорения и слушания, т.е. понимания речевого содержания на слух, в значительной мере зависит от семейного воспитания, то сформированность письма и чтения, как считает Зимняя И.А., – преимущественно от способа обучения в школе.

По структуре и языковому оформлению сочинения младших школьников, как правило, характеризуются незавершенностью и неполнотой выражения мысли, лексической бедностью, не говоря уже о неправильной орфографии. Часто отмечается отсутствие логической связи между предложениями, отдельными смысловыми кусками текста. Психологи полагают, что только в условиях решения творческих задач ребенок может продуцировать настоящий письменный текст. И здесь многое зависит от учителя, его умения формировать учебные мотивы, создавать творческую атмосферу на уроке, использовать оптимальные методы и приемы обучения.

Самым первым и самым важным шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема определяет содержание сочинения. Каждый новый класс требует от учителя новых интересных тем. Они должны быть связаны с жизнью класса, характером учеников, тем, что их волнует, событиями, происходящими в стране и мире, и т.п.

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, требующие высокого уровня обобщения. Знания, необходимые для их раскрытия, привлекаются из разных источников. Тема должна предоставлять ученикам возможность проявить свои сильные стороны и способствовать развитию недостаточно подготовленных. Для развития школьников очень важны темы, которые предоставляют полную свободу в выборе жанра и содержания. Тема должна вызвать интерес к работе, т.е. затронуть не только ум, но, прежде всего, чувства ребенка.

Вся работа, проводимая на разных уроках, создает общую готовность ученика к написанию сочинений. Во многих случаях достаточно на доске написать тему сочинения, как все дети погружаются в работу. Во время работы у учащихся могут возникнуть вопросы о написании слов. В этом случае им необходимо помочь.

Вопрос грамотности сочинений достаточно сложный. Я рекомендую детям пользоваться черновиком, который регулярно проверяю, исправляю ошибки, даю указания по редактированию текста. Оцениваю конечный результат, т.е. сочинение после редактирования.

Помочь грамотно написать сочинение может словарь. Активное привлечение словарей для проверки сочинений приучает к культуре умственного труда.

Заранее на уроках надо показать ученикам, как можно аккуратно исправлять ошибку. Все написанные сочинения необходимо обсудить с учениками и дать возможность отредактировать их.

Коллективное обсуждение сочинений способствует осознанию детьми законов письменной речи, формирует такие важнейшие качества личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся должны проявить определенный такт, доброту, внимание.

Сочинение - бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и молчунов.

В связи с тем, что сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, качества усвоения содержания начального образования и, в частности русского языка, возникает возможность их анализа.

Работы учащихся могут оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;
  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;
  3. логичность изложения;
  4. наличие обобщенных суждений;
  5. наличие авторских оценок и комментариев;
  6. соответствие формы изложения звучанию темы;

Сочинения можно использовать при обучении другим предметам.

Таким образом, процесс организации литературного творчества учащихся включает следующие этапы:

  1. Этап косвенной подготовки, достижения оптимального общего развития и общеязыковой готовности школьников.
  2. Этап непосредственной работы над сочинением.
  3. Этап работы над сочинением после написания (обсуждение, редактирование).

Работа над изложениями

Проведение изложений в начальных классах является важной составляющей частью всего учебного процесса, направленного на развитие учащихся, формирование прочных навыков грамотного письма.

Эти виды работ можно включать на начальном этапе. Они позволяют достичь определенного уровня общего развития и языковой подготовки необходимые для дальнейшей работы. Изложения способствуют умению формулировать мысль, ясно и четко ее излагать.

Выполняя эти работы, учащиеся должны проявить максимум самостоятельности. Как можно раньше необходимо переходить к творческим изложениям с элементами сочинения.

Система развивающего обучения уделяет серьезное внимание развитию творческих способностей учащихся через творческие письменные работы. Л. В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.

Сочинение, как и связная речь в целом - результат всего обучения, а значит и подготовка к нему начинается задолго до его написания с первых дней обучения в школе. Решающую роль в освоении учениками умения писать сочинения играет продвижение в общем развитии.

Обучая письменным творческим работам, учитель формирует личность младшего школьника, стремящуюся расширить границы своих знаний и совершенствовать их, владеющую такими умениями как слушать и слышать, думать и искать, чувствовать и сочувствовать, сотрудничать и помогать, приниматься за дело, анализировать свою работу и адаптироваться.

Творческие работы по русскому языку

2класс

I полугодие

Задания и упражнения, подготавливающие к написанию сочинений

1. Свободный диктант

Кто как одет

В огороде начали убирать овощи. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук - в бумажных рубашках, Потом бобы в шерстяных чулочках. Одна капуста осталась. Она холода не боится.

(Э.Шим)

  1. Расскажите, как одеты овощи?
  2. Почему огурцы автор назвал голышами?
  3. О каких бумажных рубашках идет речь?
  4. Что вы знаете о бобах? Почему стручки сравниваются с шерстяными
    чулочками?
  5. Как одета капуста? Почему она не боится холода?

Проговаривание трудных слов.

Записано на доске: в шерстяных, не боится, огурцы-голыши.

2. Изложение

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась... Теперь можно было пить.

(Л.Н. Толстой)

  1. Почему рассказ так называется?
  2. Что сделала галка, чтобы напиться?

Трудные слова: стоял, только, поднялась.

3. Выборочное изложение

Ворона (текст написан на доске)

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые или черные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

  1. Что вы знаете о вороне?
  2. Как она выглядит?
  3. Где живут вороны?
  4. Чем они полезны?

Задание

Подробно (2-3 предложения) ответить на один вопрос. Любой на выбор.

  1. Внешний вид вороны.
  2. Где живут вороны?
  3. Чем полезны вороны?

  1. Творческое изложение

Жил котенок во дворе с мамой, опытной кошкой. Увидел он утят и за ними. Утята побежали к собачьей будке. Из нее выскочил лохматый пес. Котенок пружиной взлетел на плетень. Утята спокойно пошли к воде.

Задание

  1. Придумать заголовок.
  2. Написать изложение от имени котенка, кошки, утят, собаки (по выбору).

Подготовка

Текст может быть записан на доске и воспринят на слух по усмотрению учителя.

Анализ текста

  1. Где жил котенок и с кем?
  2. Зачем он пошел за утятами?
  3. Почему они испугались котенка?
  4. Где утята спрятались?
  5. Как пес помог утятам?
  6. Что чувствовали утята, когда за ними бежал котенок?
  7. Что чувствовал котенок, увидев пса?

Пересказ от имени разных героев

Трудные слова: во дворе, увидел, за ними, к собачьей к будке, из нее, лохматый, спокойно.

Если это задание покажется слишком трудным, его можно провести в несколько этапов.

  1. Письменные ответы на вопросы.
  2. Изложение
  3. Творческое изложение.

II полугодие

Темы для сочинений:

1. «Новый год»

2. «Мое любимое блюдо»

3. «Я учусь в лицее»

                                          План

  1. Почему я решил поступить в лицей?
  2. Что мне нравится в нашем лицее?
  3. Что не нравится?
  4. А. Для чего нужно учиться?
  5. Кем я хочу стать, когда вырасту?

     4. «Моя мама»

                             План

  1. Как зовут мою маму.
  2. Как выглядит моя мама.
  3. Какой у мамы характер.
  4. Что любит и чего не любит моя мама.

5 «Самая дорогая вещь в нашем доме»

6 «Зима и Весна»

7 «Расскажи африканскому мальчику о зиме»

8 «Если бы я был директором нашего лицея»

9  Сочинение - загадка на темы «Что такое» или «Кто такой?»

10  «Моя мечта»

11 «Мое любимое занятие»

12  «Чему я научился в школе»

13 «Наш город»

14 «Мое любимое животное»

15 «Мой любимый праздник»

Тексты для изложений и свободных диктантов

1. Свободный диктант с творческим заданием (придумать продолжение)

Мурка и ежата

У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

Ежата уткнулись в прутья корзины и затихли. Грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Теперь они не были колкими. Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены.

                         Анализ текста.

  1. Какое несчастье произошло с ежатами?
  2. Что им грозило?
  3. Как их спасли?

Не забудьте придумать продолжение.

Орфографическая подготовка

Повторение правил: большая буква в кличках животных, безударная гласная, проверяемая ударением, правописание предлогов.

Подбор проверочных слов: маленьких, ежат, грозила и т.д.

Трудные слова написаны на доске: Пропала погибали подошла отбежала корзина не были спасены

2. Творческое изложение

Задание: передай содержание от имени кота.

Текст может быть написан на доске или прочитан вслух на усмотрение учителя. Как правило, в первом классе воспринимать самостоятельно гораздо труднее, чем со слов учителя.

«Живая шляпа»

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину- комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и ли швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

(По Н. Носову)

Анализ содержания

  1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
  2. Что такое комод?
  3. Как кот попал под шляпу?
  4. Что он чувствовал?
  5. Почему мальчики испугались?
  6. Как они себя повели?

Коллективное составление плана

  1. Васька сидел на полу.
  2. Упала шляпа.
  3. Темно и страшно.
  4. Освобождение из плена.

Устный пересказ от лица котенка Васьки

Орфографическая подготовка

Повторение правил:

  1. большая буква в именах людей и кличках животных;
  2. подбор проверочных слов: лежала, котенок, сидел, на полу, поползла, остановилась, побежали, выскочил.
  3. правописание предлогов.

Трудные слова (написаны на доске):

комод, раскрашивали, неожиданно, что-то, обернулись, кверху, из нее и др.

Открытки – поздравления к праздникам

Кроме вышеназванных видов работ во 2 классе ученики учатся писать поздравления к праздникам.

3 класс

I полугодие

 Темы для сочинений:

  1.  «Как я провел лето»
  2.  «Мой рабочий день»
  3.  «Мое любимое время года»
  4.  «Что мы узнали в картинной галерее»
  5.  «К нам приехал цирк»
  6.  Сочинение – отзыв о спектакле в драматическом театре.

Изложения:

1.Радость в луковице

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток.

Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.

Гиацинт украсил нам праздничный стол

Вот какая радость была в серой луковице.

Анализ текста

  1. Что привез папа девочке?
  2. Что папа сказал про луковицу?
  3. О какой радости идет речь?
  4. Расскажите о том, как вырос гиацинт?
  5. Что вы знаете об этих цветах?

Коллективное составление плана

  1. Что сказал папа о луковице?
  2. Как поступили с луковицей?
  3. Как девочка ухаживала за ростком?
  4. Какую радость принесла серая луковица?

Изложение от третьего лица

Орфографическая подготовка

Безударные гласные

Подбери проверочное слово: большую, отнесла, показался, поставила, колпачок, выглянул, перенесла, цветок.

Трудные слова (написаны на доске): через месяц, росток, прохлада, Гиацинт, праздничный, перед Новым годом.

2.Творческое изложение

Задание: Продолжи, объяснив, зачем звери это делают.

Звери меняют одежду

Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. Новые меховые шубки их гуще и теплее.

Посмотри, как нарядилась лисица. Она надела чудесную пушистую шубку.

Хлопотуньи - белочки летом были рыжие. Теперь они серенькие.

Летняя одежда зайца бурая. Она подходит под цвет травы и листвы. Зайцы легко прячутся в кустах и бурьяне.

Зимнее платье у зверька белое. И зовут его за это беляк.

Анализ текста

  1. Зачем звери меняют шубки?
  2. Как меняются лисы?
  3. Что происходит с белочками?
  4. За что зайца назвали беляк?

Орфографическая подготовка

  1. Безударная гласная. Подбор однокоренных слов. Выделение проверочного слова: меняют, меховые, хлопотунья, беляк, зовут.
  2. Парная по глухости – звонкости: наряд, шубки, цвет, легко.
  3. Жи - ши, чу - щу, чк чн.

Трудные слова:

его, в бурьяне, прячутся, хлопотуньи – белочки.

3. Творческое изложение

Изложение текста, воспринятого на слух, с творческим заданием придумать продолжение и заголовок.

 Юра и Лена летом часто ходили в лес. Однажды они пробирались в густой траве. Вдруг вспорхнула птичка. Мальчики шагнули к этому месту и увидели гнездышко. В нем лежало три маленьких яйца. Ребята очень обрадовались находке и понесли гнездышко домой. Они показали свою находку друзьям, но радость пропала.

Анализ текста

  1. Как вы думаете, почему радость пропала?
  2. Что могли сказать ребята мальчикам?
  3. Где ребята нашли гнездо? Что в нем было?
  4. Что мальчики сделали с гнездом?
  5. А как они должны были поступить?

Придумайте заголовок

Составьте план

Перескажите

  1. Прогулки в лес.
  2. Находка
  3. Огорчение
  4. Счастливый конец. (Придумать самим).

Трудные слова: Однажды, вдруг, пробирались, вспорхнула, увидели, к этому, в нем, яйца, находка.

4. «Колокольчики» (текст в напечатанном виде дается каждому ученику)

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, веселее всех лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

Анализ текста

  1. Почему автор удивился, когда вышел на луг?
  2. С чем он сравнивает цветы? Почему?
  3. Что испытал автор, увидев колокольчики?
  4. Почему он назвал их милыми?

Коллективное составление плана.

  1. Удивление
  2. Праздничный хоровод
  3. Лиловые колокольчики
  4. Милые цветы

Орфографическая подготовка

 Объясните написание слов: удивился, зеленому, белеют, желтеют, синеет, ветерка, цветут и др.

Трудные слова: праздничный хоровод, ромашки одуванчики, горошек, колокольчики, колышутся, приветствуют.

5. «Беличий гостинец»                                                           (По Г.Харламниеву)

Однажды мне поручили отвезти продукты лесорубам в дальний лес. Я обрадовался. Интересно побывать в лесу зимой!

Конь Бегач быстро домчал меня к месту работы. Рабочие похвалили меня за продукты и пообещали подарок. Удивился я. Какой подарок можно припасти в лесу? Тут лесорубы свалили старый дуб. В дупле был белкин склад. Я набрал из склада карман орехов. Остальные орехи и желуди сложили на пне. Белка радостно начала их переносить в новое место. А я вернулся домой с беличьим гостинцем.

Анализ текста

  1. Какое поручение дали автору?
  2. Почему он обрадовался?
  3. Чему он удивился?
  4. Для чего свалили старый дуб? (Очищали лес от старых деревьев)
  5. Что припасает белка на зиму в своих складах?
  6. Как поступил автор?
  7. Белка пострадала? (Нет, он взял маленькую часть)

Коллективное составление плана

  1. Интересное поручение.
  2. Обещание лесорубов.
  3. Орехи из склада.
  4. Белку не обидели.

Орфографическая подготовка

1.        Безударная гласная в корне. Подбери проверочные слова:

 похвалили, свалил, удивился, сложили, начала, переносить, вернулся, домой, гостинец.

2.        Правописание приставок (образовался, домчал, похвалили, припас, набрал, переносить)

  1. Подбери проверочное слово: радостно -радость.
  2. Лесоруб - сложное слово.

Слова для справок:

Поручили, конь, Бегач, пообещали, карман, с беличьим.

6. «Каникулы»

«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Это привычное земное слово родилось на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой. Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда то школьника давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебной работе зовут каникулами.

(по Г. Ганейзер)

Анализ текста

  1. Что такое каникулы?
  2. Где родилось это слово?
  3. Как называлась в древности звезда Сириус?
  4. Когда появлялась в небе звезда Каникула - Сириус?
  5. Почему именно 26 июля давали отпуск детям?
  6. Что теперь называют каникулами?

Составление плана

  1. Что сейчас означает слово каникулы?
  2. Что в древности называли Каникулой?
  3. Почему отпуск школьникам давали 26 июля?
  4. В честь чего летний отпуск назвали каникулами?

Трудные слова:

Каникулы, Сириус, Каникула

7.Сапог великана 

I часть. Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим. На одном празднике знатные господа посмеялись над ним.

-Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?

II часть. Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку.

III часть. У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог.

IV часть. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего великана.

(по Г. Циферову)

Анализ текста

  1. Что вы знаете об Андерсене?
  2. Какие его сказки вы читали?
  3. Кем был отец сказочника? Почему он эти гордился?
  4. Как вы думаете, почему знатные люди посмеялись над ним?
  5. Как решил им ответить Андерсен?
  6. Почему сапог заговорил человеческим голосом?
  7. Где сейчас находится сапог?

Орфографическая подготовка

Объясни написание слов, подобрав к ним проверочные слова: простым, гордился, посмеялись, давно, сидел, гостей, блестящий, поклонился, сказал, поняли, писатель, грустным, сапог.

Трудные слова:

 Андерсен, инструменты, в музее, великий, своего, на новогоднюю елку.

Сочинения – миниатюры

1.По заданному началу

Забавные медвежата

(По Е. Чарушину)

         Сидят мишки на крыше, важным делом заняты. Разбирают трубу по кирпичику.

Продолжение, которое придумали ученики:

(Трегуб В.)

А мимо по улице проходил взрослый медведь Топтыга. Он увидел, чем

занимаются медвежата и объяснил им, что без трубы не будет тепла холодной зимой. Медвежата слушали Топтыгу и никак не могли понять, что это такое холодная зима, но трубу разбирать не стали.

(Букин А.)

Три медвежонка важным делом заняты. А мама-медведица с папой-медведем их найти не могут. А когда медвежата слезли с крыши, их мама с папой очень обрадовались.

(Юдин Ю.)

Разобрали мишки трубу, влезли через дыру в крыши в дом. Нашли банку с медом. Наелись меда и уснули довольные. Пришли хозяева, видят три медвежонка спят. Позвонили в цирк, приехал дрессировщик и забрал их. Стали медвежата артистами цирка.

После того, как все придуманные учащимися продолжения будут проанализированы, их можно познакомить с авторским продолжением.

«Отвалят кирпич и спустят его по тесовой крыше. Ползет кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову наклонят и слушают. Очень нравится им это. А один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия».

  1. Сочинение - миниатюра на тему «Наступила зима».
  2. Сочинение - миниатюра на тему «Скоро Новый год».
  3. Сочинение - миниатюра на тему «Новогодние пожелания друзьям».

В I полугодии  ученики пишут различные объявления от лица литературных героев, исторических деятелей и своего собственного. Учатся заполнять почтовые бланки.

II полугодие

Темы для сочинений:

  1. Как я встретил Новый год.
  2. «Метель»   (по заданному плану):
  1. На лыжах в лес.
  2. Сказочный лес.
  3. Погода испортилась.
  4. Дорога к дому.

  1. Моя мама
  2. Каким должен быть учитель
  3. Каким должен быть ученик
  4. Все о белках
  5. Лыжная прогулка
  6. Мои советы (ученик сам решает, кому он хочет дать совет)
  7. Сочинение – инструкция. «Мое любимое блюдо»
  8. Правила поведения на экскурсии
  9. Мои друзья
  10. Наш город

Тесты для проведения изложений

1.Почему падежи так названы?

(свободный диктант)

В названиях падежей отразилось главное в их значении. Именительный падеж отвечает на вопросы кто?, что?, называет или именует предмет.

Существительные в родительном падеже указывают на принадлежность предмета, то есть откуда родом: ученик школы, реки Сибири.

Дательный падеж обозначает лицо, которому что-либо дают: подарить отцу, преподнести сестре.

Существительное в винительном падеже обозначает причину или по-старому вину действия: встретить друга, читать книгу.

Название творительного падежа нетрудно объяснить. Творить, делать: резать ножом, рисовать карандашом.

Существительные в предложном падеже употребляются только в предлогом. Поэтому он так называется: говорить о погоде, жить в селе.

Анализ содержания

  1. Почему падежи так названы? (подробно о каждом)
  2. Как вы понимаете выражение «откуда родом»?
  3. Что такое причина действия, а по-старому вина?
  4. Что означает слово творить?

Слова для справок:

 названия всех падежей, преподнести, по-старому, как оформить примеры, жить в селе

2.Изложение текста, воспринятого на слух, по коллективно составленному плану.

Дедал и Икар

У греческого царя Миноса жил замечательный художник Дедал. Минос не отпускал Дедала и держал его как пленника. Решил Дедал бежать вместе со своим сыном Икаром. Морем и сушей они не могли уйти. Всем владел Минос. Оставался один путь - небо.

Набрал Дедал перьев, скрепил воском и сделал четыре крыла. Отец с сыном надели крылья на руки и поднялись в небо. Быстрый полет увлек мальчика. Взмахнул Икар крыльями, поднялся к самому солнцу. Лучи солнца растопили воск. Разлетелись перья по воздуху. Со страшной высоты упал Икар в море и погиб в его волнах.

В этом мифе народ выразил свою мечту о полетах в небо.

Анализ текста

  1. Что вы знаете о Икаре?
  2. А что узнали из этого рассказа?
  3. Кто такой Икар?
  4. У кого в плену они находились?
  5. Почему Дедалу и Икару пришлось сделать крылья?
  6. Что случилось с Икаром?
  7. О чем этот миф?

Составление плана

  1. Жизнь в плену
  2. Побег по небу
  3. Крылья
  4. Гибель Икара
  5. Мечта о полете.

Слова для справок:

у греческого царя Миноса, пленник, взмахнул, миф

Повторение правила не с глаголом.

          3. Изложение текста воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану

Как вороны Дружка перехитрили

(И. Лебедев)

Дружок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.

Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, друга сзади подкрадывается.

Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая.

Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и ущипнула Дружка за хвост. И пока пес гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.

Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.

Анализ

  1. Чем собирался заняться Дружок?
  2. Что приготовила ему хозяйка?
  3. Как вороны обманули Дружка?

Деление на части. Составление плана

Орфографическая подготовка

  1. Правописание падежных окончаний существительного (к изгороди).
  2. Безударная гласная, проверяемая ударением.

Подбери однокоренные проверочные слова: сидели, следили, соскочили, оскалили, ущипнула, схватила и др.

3. Разбор по составу: похлебка  обидчица  перетаскали

Слова для справок:

хозяйка

внимательно

готовила

спереди

пельмени

сзади

пельменина

мигом

никто

зашевелилась

Для написания изложений использую статьи учебника «Мы и окружающий мир 3 класс» Н.Я.Дмитриевой и А.П.Казакова.

Материал для изложений – миниатюр

Изложения - миниатюры обычно проводятся 1-2- раза в неделю, как часть урока продолжительностью 10-15 минут. Методика проведения обычная: чтение, анализ содержания, разбор трудных слов, повторное чтение. Трудные слова записаны на доске (подчеркнуты).

1. В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие из них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.

Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на мясо крабов.

(А.Ивкин)

  1. Что вы знаете об Австралии и о крокодилах?
  2. Для чего разводят крокодилов?
  3. Как вы представляете крокодилью ферму?

2. Озаглавьте текст

Белая, красная, желтая, розовая чайная, черная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш взор. У него нежный, тонкий аромат. Вместе с тем роза лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота.

(Н. Палкип)

3. Волшебное стекло

Линза - это увеличительное стекло. С помощью линзы оператор снимает фильм, хирург делает самую сложную операцию, астроном изучает поверхность Луны. Линза увеличивает самый маленький предмет. Она позволяет увидеть самую далекую звезду и самый маленький микроб. Линзы ставят в телескоп и микроскоп.

  1. Что такое линза?
  2. Для чего она нужна?
  3. Как линзы помогают людям разных профессий?
  4. Что такое телескоп и микроскоп?
  5. для чего они нужны?

4. Зоопарк на дому

В домашнем зоопарке часто держат попугаев. Некоторые из них легко поддаются дрессировке. Волнистых попугайчиков можно научить бегать по лесенке, кувыркаться на перекладине, возить друг друга в коляске, съезжать с горки.

(По А. Куприянову)

5. Озаглавьте

Капуста растет даже в Заполярье. Название свое она получила в Древнем Риме. Капуста значит голова.

В капусте много целебных веществ. Римляне прибегали к помощи капусты. Когда надо было избавиться от головной боли и бессонницы, остановить кровь на ране, снять боли в желудке.

  1. Что нового о капусте вы узнали?
  2. Что вы знаете о Древнем Риме?
  3. От чего помогает капуста?

6. Небесный слон

По небу шла туча, похожая на слона. Вдруг хлынул дождь. Но какой дождь. Настоящий волшебный ливень! По крышам домов, по тротуарам забарабанили ... головастики, лягушата, маленькие рыбки.

Потом выяснилось, что смерч поднял из лесного озера вместе с водой его обитателей. Этой водой напиталась туча - слон.

Туча промчалась много километров по небу и сбросила на улицы городка свою добычу.

(По В. Бианки)

  1. Почему рассказ так назван?
  2. Откуда взялась эта туча?
  3. Как вы думаете, что произошло потом?

В 3 классе ученики учатся писать аннотации к различным книгам и анонсы к телепередачам, а также составлять отзыв о работе своих товарищей.

4 класс

В этом классе работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся выходит на новый уровень. Учащиеся должны уметь анализировать текст. Сравнивать художественные, научные, деловые тексты. Проводить анализ научного текста. Самостоятельно составлять план, конспект, писать реферат, отзыв, инструкцию, словарную статью.

Для написания конспектов и рефератов хорошо подходят уроки окружающего мира. На уроках русского языка и литературного чтения ученики пишут аннотации и отзывы. Написанию инструкций уделяю самое серьезное внимание, так как этот вид речи формирует не только коммуникативную компетентность, но и технологическую, и информационную.

Темы инструкций:

  1. Как готовить домашнее задание
  2. Как ухаживать за комнатными растениями
  3. Как дарить подарки
  4. Как послать SMS
  5. Как купить нужную книгу
  6. Как принимать гостей
  7. Как написать реферат
  8. Как подготовиться к сочинению
  9. Как убирать комнату

Важное место в работе по развитию коммуникативной компетентности отводится изложениям, которые не только закладывают основу для дальнейшего обучения написанию конспектов и рефератов, но и являются компонентом федерального стандарта, с которым ученики должны уверенно справляться.

Изложения

1.                                                         Скрипка

Современная скрипка - один из главных инструментов симфонического оркестра.

Первые скрипки появились во Франции и Италии. Вскоре их стали изготовлять во всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия. Их изготавливали выдающиеся мастера А. Страдивари, П. Амати, А. Гварнери.

Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок ели и клена до сих пор отличаются великолепным звуком с удивительно богатой тембровой палитрой. На инструментах этих гениальных мастеров играли и поныне играют выдающиеся скрипачи.

Скрипка имеет четыре струны, каждая из которых обладает своей неповторимой окраской. По своим техническим возможностям скрипка - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.

Анализ текста

  1. Если рассказ так назван, о чем он?
  2. Что вы знаете о скрипке?
  3. Что такое симфонический оркестр?
  4. Какую роль играет скрипка в оркестре?
  5. Где появились первые скрипки?
  6. Из чего делают скрипки?
  7. Назовите лучших мастеров?
  8. Как вы понимаете следующие выражения:

современная тембровая палитра великолепный, гениальный технические возможности смычковые инструменты?

Слова для справок:

современная

симфонический оркестр

Франция Италия Европа

А. Страдивари, П. Амати, А. Гварнери

высушенных

великолепный звук

богатая тембровая палитра

неповторимая

технические возможности

смычковые

Если детям трудно передать содержание текста, его можно попробовать пересказать.

2. Творческое изложение

Задание: изменить текст так, чтобы был хороший конец. (Барри должен остаться в живых)

Памятник собаке

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели, во время спасения сорок первого - погиб»

Как же это произошло?

Сенбернары - это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первой помощи: одеяла, продукты.

Если собака не в силах откопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей.

Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил.

История сенбернара взволновала весь мир, и люди собаке по кличке Барри в Париже поставили памятник. 

Анализ

  1. Если рассказ называется «Памятник собаке», о чем он?
  2. За что собаке можно поставить памятник?
  3. Где, кому и за что поставили этот?
  4. Как помогают людям сенбернары?
  5. Что случилось с Барри?
  6. Как отреагировали люди?
  7. Что нужно изменить в тексте, чтобы был хороший конец?
    (Надпись на памятнике, 3 и 4 части)

Примерный план (Его можно составить коллективно или самостоятельно):

  1. Памятник в Париже
  2. Сенбернары - горноспасатели
  3. История Барри
  4. Умной собаке от благодарных людей.

Трудные слова:

доблестный, лизать, очнулся, не в силах откопать, селение.

Слова для справок (разобрать устно):

Пьедестал, сенбернар, собаки-горноспасатели, приторочены, пострадавшего.

Знаки препинания: перед что, чтобы, но, который всегда ставится запятая.

3.                                           Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули. У скал лежал красный снег! Песец протрусил, а за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали и красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки, а позади полосы красные. Хоть глазам не верь

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел! Только - то и всего.

(По Г. Гладкову)

Лексическая подготовка

  1. О чем будет рассказ с таким заголовком?
  2. От чего снег может покраснеть? (Вопросы задаются перед чтением текста)

Вопросы после чтения текста:

  1. Где происходит действие рассказа?
  2. Когда?
  3. Что вы знаете о песцах и куропатках? Как понимаете слово протрусил?
  4. Почему полярники не поверили глазам?
  5. Что явилось причиной красного снега?

Пересказ рассказа

Орфографическая подготовка

Устная работа

Разбери по составу, подбери проверочное слово.

Высадились, наследили, пробежали, скатились, слепили, разрослась, зацвел. Знаки препинания (!, запятая перед а, но и другими союзами)

Слова для справок:

только-то и всего              полярники

протрусил                           песец                      

куропатки                           не верь                       водоросль

4. Изложение текста, воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану.

Ежик

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал еж. На иголках у него были зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.

Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. Еж опять направился к своему тайнику. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик приносил то яблоки, то груши.

Лексическая подготовка

1.Анализ текста

  1. Когда и где происходили события?
  2. Что привлекло внимание автора?
  3. Как хозяйничал ежик?
  4. Объясните значение слов: шорох, копошился, тайник, фыркнул.
  5. Что вы можете сказать о ежике?
  6. Для чего он таскал яблочки?

2..Составление плана

  1. Шорох в кустах
  2. Как ежик хозяйничал
  3. На следующий день

  1. Пересказ

Орфографическая подготовка

  1. Пунктуация в сложном предложении, при однородных членах.
  2. Предлоги с местоимениями.
  3. Подбор проверочных слов. Объяснение орфограмм:

рассвет, зашелестел, хрустнула, пробежал, вернулся, добыча, глядел, оттуда, приносил, наколотыми.

4.Слова для справок:

неподалеку        шорох        будто

копошился        кто-то куда-то

удивленно        из-под

5.                                               Веселая Маричка

Год назад холодным зимним днем я с приятелем шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. Впереди на дорожке мы заметили лисичку.

Поймать синичку не стоило труда. Я посадил ее за отворот пальто и принес домой. В тепле она оживилась и быстро освоилась с новой обстановкой.

Так прижилась у нас дома эта синичка. За веселый нрав мы назвали ее Маричкой.

Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Ее первой жертвой всегда был котенок Васька. Только он растянется в теплом месте, прикроет глаза, Маричка тут как тут. Прыгает перед самым носом, дразнит.

 Как только весеннее солнце стало пригревать, упорхнула Маричка на волю.

Анализ содержания

Вопрос перед чтением текста.  

-О чем может быть рассказ с таким названием?

Вопросы после чтения текста:

  1. Когда происходили события, описываемые в рассказе?
  2. Почему автор решил взять птичку домой?
  3. Как вела себя Маричка дома?
  4. Чем закончилась эта история?
  5. Как мы помогаем птицам зимой?

Задание:

Передать содержание текста от 3 лица

Орфографическая подготовка

Повторение правописания:

  1. предлоги с местоимением;
  2. не с глаголом;
  3. правописание наречий (у наречий нет предлогов)
  4. знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Трудные слова (написаны на доске):

приятелем        насытиться

растянется        тут как тут

6.Творческое изложение текста, воспринятого на слух по самостоятельно

составленному плану.

Творческое задание: написать изложение от имени галчонка.

Как галчонок научился есть

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг, галчонок, как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червячка, и съел.

Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с нее лапша свивает. Несет мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел все премудрости еды.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

  1. Что значит самостоятельно есть?
  2. Как галчонок научился самостоятельно есть?
  3. Расскажите с чем сравниваются лапшинки?
  4. О чьей маме идет речь?
  5. Как вы понимаете слово премудрость?
  6. От чьего имени ведется рассказ?
  7. Представьте эту ситуацию глазами галчонка и попробуйте рассказать от
    своего имени.

Пересказ(коллективно)

Составление плана

  1. На сколько частей можно разделить пакет? (на 3)
  2. О чем говорится в каждой части?

Составьте план, помня о том, что вам предстоит передать содержание от имени галчонка.

Пересказ (самостоятельно сам себе).

Орфографическая подготовка

Знаки препинания при однородных членах, в сложных предложениях, пред союзами а, но, чтобы и др.

Слова для справок:

клянчит        лапшинка

зачерпнула        расплескать

цоп        потряхивает

откуда        понемножку приподнимать

одолел премудрость

7. Изложение (сжатое) текста, воспринятого на слух.

Проделки попугая

         Было раннее утро. Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл ее.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Не прошло трех минут - он был уже на верхушке. Там от радости захлопал крыльями и издал такой потрясающий вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.

Я проснулся довольно поздно. Мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли и обмерли. Вся земля под яблоней была укрыта спелыми яблоками. А сам виновник хлопотал на опушке. Он пробирался к висевшему яблоку, срывал его, брал в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а яблоко бросал вниз на траву.

Результат его деятельности мы видели на земле.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

Вопросы до чтения рассказа:

  1. О чем может быть рассказ с таким названием?
  2.         Какие проделки может выкинуть попугай?

Вопросы после прочтения:

  1. Как вы думаете, почему попугая вынесли в сад?
  2. Что сделал попугай?
  3. Зачем он портил яблоки?
  4. Как вы думаете, что потом стали делать люди с яблоками и с попугаем?

Составление плана

Выделите главное, о чем вы будете писать, и составьте план.

Пересказ по плану самому себе. (Ученик вполголоса пересказывает)

Пересказ содержания от 3 лица

Орфографическая подготовка

1) Знаки препинания

2). Как выделять сравнения: ,как акробат,  ,как горох,

Слова для справок:

Михалыч, вперевалочку, акробат, карабкаться, потрясающий вополь, сидевшие, баловник, обмерли, подбирался, результат его деятельности

8. Творческое изложение

Этот же текст надо передать от имени попугая, придумав начало (т.е. почему его вынесли в сад) и продолжение (что произошло после).

Текст анализируется с точки зрения попугая. План составляется от имени попугая.

Материал для изложений - миниатюр

1. Озаглавь

В древности соль была очень дорогой. За нее платили мехами, золотом, слоновой костью, янтарем.

Египтяне собирали соляные пласты у соленых африканских озер. Римляне выпаривали морскую воду в прудах. Жители севера добывали соль в подземельях и варили в горшках над кострами. В России соляные варницы дали названия городам Соликамск, Усолье, Сольвычегодск.

  1. Что вы знаете о соли?
  2. Что нового вы узнали из этого рассказа?
  3.  Почему соль так высоко ценилась?
  4. Как добывали соль египтяне? Римляне? жители севера?
  5. Какие города в России названы в честь соли?
  6. Как можно озаглавить?

Слова для справок:

 египтяне        римляне

соляные пласты          африканские озера

подземелья        соляные варницы

Соликамск, Усолъе, Сольвычегодск

2. Озаглавь

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом.

Наливное, восковое, румяное, золотое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.

  1. О чем этот рассказ?
  2. Что нового вы узнали из него?
  3. Кто такой Ярослав Мудрый?
  4. Как можно озаглавить этот рассказ?

Слова для справок:

 яблоневый сад        на Руси      

 Ярослав Мудрый                нередко

3. Воспитанный человек

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям. Быть воспитанным - значит быть внимательным, скромным, тактичным человеком.

  1. Какого человека можно назвать воспитанным?
  2. Что значит с уважением?
  3. Кого мы называем скромным и тактичным? Приведите примеры
  4. Что значит быть воспитанным?

Слова для справок:

манеры        воспитанность

Сочинения:

В 4 классе сочинения являются видом литературного творчества, средством самовыражения. Ученики сами выбирают жанр и стиль своего сочинения. На тему , заданное учителем, ученики могут написать обычное сочинение, рассказ, сказку, детектив, научное исследование или научно-популярную статью.

Темы для сочинений:

1. Что мне нужно для счастья.

2.Самые нужные профессии.

3.Самая интересная книга.

4.Все, что я знаю о … (компьютере, Тамбове, нашем лицее и т.п.).

5. Новогодняя история.

6.Мой любимый день недели.

7.О чем я мечтаю.

8.Моя семья.

9.Я живу в России.

10.Советы будущим первоклассникам.

11.Чему я научился в начальных классах.

12.Города, в которых я бывал.

13.Мой самый любимый школьный предмет.

14. Расскажу вам о … .


Заключение

Сочинение - уникальное средство развития личности, средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Творческие работы развивают мышление учащихся, их речь, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, позволяют осознать необходимость владения родным языком в устной и письменной речи, формируют основы коммуникативной компетентности, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Творческие работы дают возможность индивидуально работать с каждым учеником, понять его внутренний мир, помочь раскрыться и реализоваться. Создавая работы, ученики постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, познают себя, как личность.

Основные условия работы над сочинениями: от спонтанно написанных работ без предварительной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, становится возможным за счет нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей формирования ключевых компетенций.

Уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, экскурсии и походы в театр, праздники - все это развивает учащихся, является средством накопления впечатлений, закладывает основы для формирования личности.

Я думаю, что данный опыт работы будет интересен и учителям, работающим по системе Л.В. Занкова, и всем учителям, интересующимся данной проблемой. Все виды творческих работ, представленных в данном пособии, можно проводить в классах, обучающихся по любым действующим УМК по русскому языку, но наиболее оптимальным считаю УМК под редакцией Н.В.Нечаевой.

Сочинения учеников

За несколько лет работы над этой проблемой накоплен большой материал. Привожу лишь малую часть наиболее удачных, на мой взгляд, сочинений.

2 КЛАСС

«Новый год»

(Трегуб Вика)

Я встречала Новый год дома с мамой, папой, братом, бабушкой и собакой Боем.

Нам с братом подарили подарки. Мне большую игрушку и много сладостей. Мы очень рады подаркам.

Самая дорогая вещь в нашем доме 

(Букин Антон)

Самая дорогая вещь в нашем доме - это книга. Книга для меня много значит. Без книги не научишься читать. Книги помогают мне в учебе. Я люблю читать в свободное время. Я уже прочитал много книг. Мне нравится, когда в книгах добро побеждает зло. Папа и мама тоже читают книги. Когда мама просит меня почитать, я с удовольствием делаю это. Книга - мой самый лучший Друг.

Моя мечта

 (Малышкин Дима)

Моя мечта дружить с котом Клайдом. Клайд - герой мультфильма Том и Джерри. Клайд ходит как человек. Он добрый, немного смешной. Очень любит дружить с теми, кто его спасает.

Клайд часто попадает в смешные ситуации. Но я над ним не смеюсь. Я очень хочу с ним подружиться. Из-за этого я даже плакал три раза.

Кассета с этим мультфильмом - моя любимая. Каждый вечер я встречаюсь с котом Клайдом.

(Когда мама этого ученика прочитала это сочинение, она купила ему живого котенка).

Мое любимое занятие

(Зимин Алеша)

Мое любимое занятие рисовать кукол. Почему? Потому, что я хочу быть художником. Художники рисуют разные картины: пейзажи, натюрморты, портреты. Я хочу рисовать людей, особенно их лица. Уже сейчас я хорошо рисую. Художники делают нашу жизнь красивее, вот почему я люблю рисовать.

Наш праздник 

(Букин Антон )

8 мая в 10 часов проходил праздник Посвящения в лицеисты. На это праздник я пришел с папой и мамой. Все участники и гости собрались в большом зале. Нам задавали много разных вопросов, на которые мы должны были дать правильные ответы. Вопросы задавали Принц и Принцесса из Замка Наук, а правильность ответов оценивала Академия Мудрецов.

За правильный ответ вручали «Орден бархатного Умника». В конце праздника нас посвятили в лицеисты. Мы зажгли свечи от Факела Знаний. Академия Мудрецов вручила нам удостоверения «Юного лицеиста».

Я получил большое удовольствие от праздника, а папа и мама были рады за меня.

Лето

(Чанышева Лера)

Лето - это три счастливых месяца. Летом - трава зеленая, яблоки красные, груши желтые. Летом мы ездим на дачу. Там мне очень весело. Я купаюсь в реке. Наша речка чистая, вода в ней прозрачная и теплая. Я очень люблю купаться, и поэтому лето мне нравится больше других времен года.

3КЛАСС

Как я провел лето 

(Пронин Артем)

Летом я жил у бабушки и дедушки в деревне. Там у меня был друг Андрей. Он тоже приехал к бабушке на каникулы. Нам с Андреем было очень весело. Мы катались на велосипеде, ходили купаться и загорать на озеро, играли на песке до ночи. Дедушка брал меня за сеном и за грибами. Бабушке я помогал встречать овец, козу с маленькой козочкой и коров.

Когда бабушка доила Зорьку, я отгонял от нее веткой мух, чтобы Зорька стояла смирно. Зорька - белая красивая корова.

У бабушки с дедушкой большой сад и огород. Летом я ел там вишни и яблоки, помогал поливать овощи.

Мне в деревне очень понравилось и не хотелось уезжать.

Мой рабочий день

 (Букин Антон)

Утром я встаю очень рано, и мы с мамой едем к бабушке. Мама идет на работу, а я сажусь за уроки.

Когда я выучу русский, математику и чтение, я иду немного поспать. После сна мы с мамой идем в школу. В школе очень интересно. Мы изучаем много интересных предметов, у нас очень хорошие учителя.

После школы я иду домой. Дома я ужинаю, смотрю телевизор, гуляю. Иногда по вечерам хожу в танцевальный кружок. К вечеру я очень устаю, ложусь спать и мгновенно засыпаю.

Кем я хотел быть

(Толстов Владимир)

Я бы хотел быть доктором. А каким доктором? Зубным! Почему зубным? Потому что у мамы очень часто болят зубы. Когда я вырасту и стану стоматологом, то вылечу маме все зубы.

Я вылечу зубы не только маме, но и папе и всем, у кого они болят. И поэтому я хочу стать зубным врачом.

Что мы узнали в картинной галерее 

(Сухова Валерия)

В понедельник мы всем классом ходили на экскурсию в картинную галерею.

Из рассказа экскурсовода мы узнали много интересного.

Мы узнали что такое портрет, пейзаж, натюрморт, морена.

Оказывается в нашей картинной галерее есть картины очень знаменитых художников: Брюллова, Айвазовского, Саврасова.

Еще мы узнали, что такое скульптура. Они бывают из бронзы, мрамора. Мы видели разные скульптуры.

Экскурсовод рассказала нам, как нужно вести себя в картинной галерее и как смотреть картины. Мы узнали много нового, нам было очень интересно.

Как я встретил Новый год

(Бетин Серафим)

 Новый год я встретил в Москве. Мы гуляли по улицам Москвы, взрывали петарды. Вернувшись домой с родственниками, мы сели за накрытый стол и встретили Новый год.

Мы веселились. Играли в разные игры, рассказывали сказки.

Мне понравилось встречать Новый год. Это мой любимый праздник.

Метель

(Рудаков Александр.)

Была зима и везде были сугробы. Лыжники поехали в лес. Дорога была длинная и тяжелая.

Когда лыжники приехали в лес, они удивились. Там было так красиво! Лес казался сказочным.

Там росли большие ели, украшенные снежными шапками и сосны покрытые инеем.

Лыжники не заметили, как испортилась погода и началась метель. Дорогу занесло снегом.

Лыжники бродили по лесу два часа. Наконец они нашли дорогу и поехали домой.

Моя мама 

(Сухова Валерия.)

Моя мама очень хорошая и добрая. Ее зовут Марина. Она часто ругает меня за «тройки», и я понимаю, что она ругает меня по заслугам. Мама очень вкусно готовит. Моя мама очень веселая, она любит играть на компьютере.

Мама очень любит моего кота, но бьет его за дело. Она любит, чтобы я приносила из школы «пятерки». И очень любит цветы, особенно колокольчики.

Моя мама умеет шить, вязать, плести кружева. Моя мам умеет принимать гостей и любит ходить в гости. Она умеет печь торт. Я люблю свою маму.

Каким должен быть учитель 

(Юрина Юлия)

Учитель должен быть добрым и хорошо знать предмет, который он ведет. Он должен понятно учить и хорошо объяснять, и любить учеников. А главное - учитель должен ценить работу ученика.

Учитель должен быть веселым и сообразительным, умным, добрым, иметь чувство юмора.

Он должен любить своих учеников, помогать им, советовать как лучше.

Вот каким должен быть учитель.

Каким должен быть ученик

 (Юрина Юлия)

По-моему, ученик должен быть в первую очередь трудолюбивым. Мой дедушка всегда говорил, что труд - это 95% успеха.

Способности и врожденный ум надо постоянно развивать и упражнять.

Важно также, чтобы ученик был дисциплинированным. Без дисциплины и режима трудно осилить сложную учебную программу.

А еще, я думаю, ученик должен быть прилежным и аккуратным.

Правда в младших классах это все мы не очень сознаем и часто нарушаем дисциплину, безобразничаем.

Но со временем мы вырастем, поумнеем и не будем огорчать наших учителей и родителей.

Мое любимое время года 

(Кондратьева М.)

Больше всего мне нравится весна. Весной мой день рождения и поэтому я люблю весну.

Весной расцветают подснежники, и пробивается зеленая травка. Весной отмечают пасху. Мы с подружками играем с пасхальными яйцами.

Весной оживает природа, все зеленеет, цветут цветы. Это очень красиво.

Весна - это конец зимы и начало лета. Поэтому весна - мое любимое время года.

Я буду любить весну всегда.

Что мне нравится в школе

 (Петренко Александр)

В школе мне нравится гоняться на перемене, играть в крутилки. Из уроков мне нравится труд и математика.

На уроках труда мы занимаемся конструированием, лепим, делаем аппликации. Мне нравятся эти занятия.

Математика мне нравится потому, что мы решаем трудные и интересные задачи, очень длинные и запутанные примеры.

Еще мне нравится урок истории. На уроке истории мы узнаем про древние времена.

Я очень люблю писать сочинения и изложения. Их мы пишем на русском языке.

В школе я встречаюсь со своими друзьями. Но больше всего мне нравится дружить с Костей.

Мне нравятся наши учителя. Вот и все, что мне нравится в школе.

4 КЛАСС

Советы нашим учителям

(Коллективное сочинение)

Вот какие советы дали ученики 3 класса «А» своим учителям:

Не нервничать, потому что нервные клетки не восстанавливаются. Задавать поменьше на дом, так как не успевают дети погулять в волю. Давать поменьше контрольных работ - это трудно. Ставить больше пятерок, они поднимают настроение.

Чаще улыбаться! Хорошее настроение учителя передается детям.

На уроках физкультуры больше играть в разные игры, меньше бегать.

На уроке музыки учить побольше разных песен, дети очень любят петь.

Учителям немецкого языка задавать меньше учить наизусть, это трудно. Больше делать на уроках, меньше задавать на дом.

Учителю труда не так строго оценивать работы. Сделать хорошую работу очень трудно.

Учителю изо больше давать свободных тем, чаще рисовать животных, ставить оценки.

Всем учителям беречь свое здоровье. Заниматься физкультурой, хорошо питаться.

И главный совет - любить своих учеников!

Что мне нужно для счастья

(Щербакова Аня)

Мне для счастья нужно завести котенка. Я очень люблю котят. Они такие забавные, все время играют, возятся, гоняются за игрушками. Наблюдать за ними очень интересно. Поэтому хочу не простого котенка, а необыкновенного! Этот котенок должен всегда оставаться маленьким. Когда котята вырастают, они становятся котами, которые только спят и гуляют на улице.

Еще мне для счастья нужно, чтобы люди не старели и не умирали. Всегда грустно наблюдать, как близкие люди стареют, и бывает очень тяжело, когда они умирают.

Счастливой чувствуешь себя, когда получаешь пятерки. Получать пятерки очень приятно! А еще приятно получать подарки. Какое счастье без подарков? И, вообще, мне для счастья надо, чтобы родители и учителя всегда были добрые и веселые. Когда они на меня ругаются, то какое же это счастье?

Сочинение - сказка

Три желания 

(Козлова Л.)

План

  1. Случайная встреча.
  2. Три желания.
  3. Что произошло вокруг.

Новогодний вечер. За окном медленно падает снег. Мама хлопочет на кухне, а мы с папой устанавливаем пушистую, пахнущую смолой елочку. Аромат хвои смешивается с ароматом мандаринов. Я помогаю папе украшать елку. Елка украшена, скоро будут накрывать на стол.

Вдруг от елочки отделяется облачко и приближается ко мне. Это волшебница. В новогоднюю ночь она обещает выполнить три любых моих желания. О чем же попросить?

 Хочу, чтобы не было войны, разрухи, голода и, чтобы все были здоровы!

Как жаль, что феи живут только в сказках. И только в сказках исполняются твои желания!

Мои любимые книги 

(Гришин Илья)

План

1.На свете много разных книг.

2.Любимые книги - книги А. Линдгрен.

На свете есть много книг. Книги бывают разные: фантастика, детективы, приключения и многие другие.

Но из всех книг, которые я читал, мне особенно понравились три. Эти книги написала Астрид Линдгрен. Эти книги «Эмиль из Леннеберги», «Малыш и Карлсон». «Рони, дочь разбойника».

Очень интересно было читать, как Эмиль из Леннеберги выдумывал много разных смешных шалостей. Про его «ружарик», «кепарик» и игрушки. Книга «Малыш и Карлсон» очень веселая и добрая. Малыш и Карлсон каждый день попадали в интересные ситуации: гуляли по крышам, играли в приведения, пугая домомучительницу.

Книга «Рони, дочь разбойника» - самая интересная. Эта приключенческая книга рассказала мне о дружбе двух детей - Рони и Бирка. Все книги, которые написала А. Линдгрен. О дружбе, о том, что ко всему нужно относиться с юмором, о том, что надо быть добрым. Эти книги хорошо почитать детям, которые иногда дерутся, обзываются и шалят.

Список использованной литературы:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология  М.: ЛОГОС, 2005
  2. Зимняя И.А. Психология обучения письменной речи  

      http://www. vopsy. ru| AUTHORS| ZIMNYAIA. HTM

  1. Методическое письмо о преподавании предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

http://www.school.edu.ru

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования

http://www.school.edu.ru

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии.  2004. - № 5. – С. 3-12.

  1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система  Л.В.Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом Федорова. 2007.

  1. .Нечаева Н.В. «Организация литературного творчества», М., 1993.

  1. Блинов Г.И., Антохина В.А. «Сборник диктантов по орфографии и  пунктуации» 5 класс. М., Просвещение, 1992.

  1. Яковлева В.И. «Сборник текстов для изложений в начальных классах», М., Просвещение, 1972.

  1. Капинос В.И. и др. «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом», М., Просвещение, 1999.

  1. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку» Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. Для 2 класса: для 4 класса, М., Просвещение, 1991.

  1. Матвеева А.Н. «Тематические и контрольные работы по русскому языку», М., «Дрофа», 2005.

Содержание

Компетентностный подход

3

Анализ программы по русскому языку

5

Работа над сочинениями

7

Работа над изложениями

8

Творческие работы по русскому языку

2 класс


9

3 класс

12

4 класс

20

Заключение

27

Сочинения учеников

29

Список использованной литературы

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

Статья «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»

В статье говорится о том, как нужно строить обучение на уроках русского языка  с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков....

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)...

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...