Сценарий классного часа в 1 классе тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
классный час (1 класс)

Моргунова Евгения Юрьевна

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Показать  все ужасы войны, незащищенность и трагизм детских жизней. Мероприятие сопровождается видеороликом. Классный час приурочен к 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны. Данная  работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Методическая разработка полезна учителям  начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_blokada_leningrada.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий классного часа в 1 классе  

тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Моргунова Евгения Юрьевна

                                                                  (учитель начальных классов)

Сценарий классного часа  в 1 классе на тему

«Маленькие герои блокадного Ленинграда».

Аннотация.

                Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Показать  все ужасы войны, незащищенность и трагизм детских жизней. Мероприятие сопровождается видеороликом. Классный час приурочен к 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны. Данная  работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Методическая разработка полезна учителям  начальной школы.

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Оборудование: компьютер,  мультимедийная доска.

Ход мероприятия.

Ведущий. (Звучит  песня «Шёл ленинградский паренёк» ).

Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.

 Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города -пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда.

В 1941 году,  когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже,чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

 Ведущий.

 Ребята а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

(Просмотр видеофильма  «По воспоминаниям детей блокадного Ленинграда»)

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм.

(Демонстрация кусочка хлеба)

Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

(стих читает ученик.)

Шёл месяц май сорок второго.          

 Бои, налёты и обстрелов шквал,

 а Митька под ступенькою порога

 нашёл конфету, кто-то потерял.

 Стоит и смотрит он на счастье,

 забыл и вкус, и даже цвет,

 Её бы съесть, но как же Настя?

 Сестрице ведь поменьше лет.

 Зажав конфету в кулаке, домой

 летел пацан к малой сестрёнке.        

 Вдвоём остались лютою зимой,

 пусть будет радость у девчонки.

 Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

 туда, где был когда-то магазин...

 но вместо дома, груды камня, яма.

 В руке конфета. И один...Один...

 Шёл месяц май сорок второго.

Бои, налёты и обстрелов шквал..

Ведущий.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

(Просмотр видеофильма о Тани Савичевой)

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

(читает ученик)

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)  

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым

(Просмотр фильма «Дорога жизни»)

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

(читает ученик)

Такого дня не видел Ленинград!    
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.    
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ленинград  выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух  нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами, не дожившими до наших дней, и почтим их  светлую память минутой молчания.

(Звучит метроном)

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

 В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране.  Даже во время войны дети находили время для творчества. Посмотрите рисунки детей военного Ленинграда.

(Песня о мире в исполнении детского хора «Не отбирайте солнце у детей»)

              В  современное время не во всем мире,  к сожалению, существует  мир. Во многих уголках мира идёт война. Это – Сирия, Ливия, Афганистан, Судан, ЧАД, неспокойно в дружеской нам Украине. Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть. Самыми незащищенными в этих конфликтах являются – дети. Мы должны дать детям солнечное, мирное детство. Всей ценой мы, взрослые должны сохранить мир во всём. Если надо – его защитить. Чтобы никогда в истории человечества никогда не повторились все ужасы Великой Отечественной войны.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны

Люди! Покуда сердца стучатся, -

помните!

Какою ценою завоевано счастье, пожалуйста, -

помните!

Список использованных источников.

1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/авт.-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-303с. День Победы Классный час Н.И.Еременко.

2.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Калининград, 1995

3.Колесникова И.А.., БородькоН.М.,.Поляков С.Д, Селиванова Н.А. Воспитательная деятельность педагога М., Академия 2005.

4.Научно-методический журнал Классный руководитель для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. «Мы не должны забывать наших дедов» - сценарий праздника победы для школьников и ветеранов. Говоркян Л.С., педагог-организатор, школа № 21, г.Ереван.40. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В.И.Лесняк // Педагогика. – 2006.- №5. – С.110-114.

5.Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И.Лутовинов //   педагогика. – 2006. - №5. – С.52-59.

6. Макарова, Б. Песни военных лет: [литературно-музыкальный вечер] / Б.Макарова // Воспитание школьника. -2005. -№1. –С.65-68.

7.Старкова, Т. Быть Человеком…: [классный час] / Т.Старкова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. –С.26-29

Введение.  

Тема классного часа выбрана не случайно. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.   27 января 2020 года вся страна отмечала  75-ю годовщину снятия блокады Ленинграда.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

                Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года : «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

                На защиту родного города поднялись все ее жители.  До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час,  и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории  нашей страны и в судьбах ребят. Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.  Понятия дети и война несовместимы!  27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Мы должны помнить какой ценой досталась нам  победа, не забывать о цене победы, переносить это все в наших детей.

        Данная разработка несёт огромную воспитательную, патриотическую функцию: пробуждает  в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие герои блокадного Ленинграда

Маленькие герои блокадного Ленинграда...

«Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Материал для учащихся 2 класса...

Классный час "Маленькие герои блокадного Ленинграда"

Классный час поможет пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных прои...

Сценарий классного часа, посвящённый 23 февраля: «Нет героев от рожденья, они рождаются в бою»

Данное мероприяте можно провести в канун праздника Дня защитника отечества в 3-5 классах. Музыкальное оформление можно подобрать по своему усмотрению. Основными целями мероприятия являются: актуализац...

Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...

Конспект занятия "Маленькие герои блокадного Ленинграда"

Данная методическая разработка  посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Занятие приурочено к 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда и ...