«Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
план-конспект занятия (2 класс)
Материал для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_vo_2v_klasse_na_temu.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час во 2в классе на тему: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. Началась война. (Звучит Вставай, страна огромная)
Ребята, а вы знаете, что такое война?
А почему она бывает?
Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Во главе Фашистской Германии стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).
Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие это страшные слова.
Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда.
В 1941 году, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Стихи читают дети.
1 ученик.
Убийство, война и блокада..
В тяжёлый для Родины час Миша
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.
2 ученик.
Настигли за партою в школе Аня
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.
3 ученик.
Они, ленинградские дети, Даня
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,
О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.
4 ученик.
Война их терпеть научила Дима
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас.
Ведущий. Ребята а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
Разбомбленный дом входят дети со свечами ставят свечи в общую чашу, греют руки
Ученик. Наш дом стоит без радио, без света,
Лишь человеческим дыханием согрет.
А в нашей шести комнатной квартире
Жильцов осталось трое — я да ты
Да ветер, дующий из темноты.
Нет, впрочем, ошибаюсь — нас четыре.
Четвертый, вынесенный на балкон,
Неделю ожидает похорон.
Ученик. Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем,
И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном.
Как стынут ноги, нас согревает свечка…
….
Вокруг ее слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Ученик. Скрипят полозья в городе, скрипят.
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
(стих читает ученик.)
Шёл месяц май сорок второго. Аня Г.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой Матвей Б.
летел пацан к малой сестрёнке.
Вдвоём остались лютою зимой,
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин...
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал..
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула Феня
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград! Миша
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград. Дима
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.
В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране (песня о мире в исполнении детского хора «Не отбирайте солнце у детей.»)
Этот Урок не пройдёт бесследно в ваших сердцах.
Ведь Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала народу преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады
Приложение 1
Не отнимайте солнце у детей
1. Один рассвет для всех
Горстями дарит солнце.
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьется.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб улыбались дети.
Припев:
Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется!
Чтоб над Землей звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!
2. Мы вырастем и все
Поможем вам исправить.
И крест ваш понесем,
И не порушим память.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб жили твои дети.
Приложение 2.
Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.
Неумолчный гремит метроном.
Дети войны
Набивались в теплушки открытые.
Дети войны
Хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.
Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать.
Дети войны –
В городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны,
Нас баюкали добрые женщины...
Буду помнить я тысячи дней
Руки близких чужих матерей.
Руки близких чужих матерей.
Дети войны,
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны,
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми!
Мир их дому!
Да сбудется мир!!
Дети Войны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие герои блокадного Ленинграда
Маленькие герои блокадного Ленинграда...
Внеклассное мероприятие «Железные люди» (герои – спортсмены в блокадном Ленинграде)»
Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления новой информации по теме занятия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихсяЦель деятельности учащих...
Классный час "Маленькие герои блокадного Ленинграда"
Классный час поможет пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных прои...
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда) При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...
Сценарий классного часа в 1 классе тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...
Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...