Конспект занятия "Маленькие герои блокадного Ленинграда"
план-конспект

Данная методическая разработка  посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Занятие приурочено к 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны. Данная  работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_geroi_blokadnogo_leningrada.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

«Маленькие герои блокадного Ленинграда»

Провела: воспитатель СПб ГБУ «СРЦН «Воспитательный дом» Шубина М.А.

Аннотация.

Данная методическая разработка занятия «Маленькие герои блокадного Ленинграда» посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Занятие приурочено к 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны. Данная работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Мероприятие сопровождается презентацией.

Направление: Патриотическое воспитание

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, воспитание любви к своей стране, родному городу.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
  3. Формировать интерес к историческим событиям и судьбам людей,
  4. Способствовать формированию у детей сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  5. Развивать эмоциональное восприятие, любознательность, кругозор, обогащать словарный запас
  6. Воспитывать культуру речи, уважение к собеседнику
  7. Способствовать гармоничному развитию личности

Форма проведения:

- тематическое занятие с использованием презентации

Оборудование и оснащение:

Компьютер, телевизор, презентация, аудио и видео файлы

Предварительная работа: раздача детям стихов, подготовка к выразительному чтению.

Характеристика группы:

Воспитанники 20 квартиры «Пансион». Возраст от 7 до 11 лет

Ход занятия.

I. Организационный момент.

слайд 1. Звучит песня «Шёл ленинградский паренёк»

Тема нашего занятия выбрана не случайно. Стоит над Невой город - большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.

27 января 2024 года вся страна отмечает 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинграда. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие это страшные слова. Понятия дети и война несовместимы! 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Сегодня наше занятие посвящено маленьким героям блокадного Ленинграда.

II. Основная часть.

В 1941 году, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. (слайд 2)

Стихи читают дети. (слайд 3)

Убийство, война и блокада..

В тяжёлый для Родины час

Настигли детей Ленинграда –

Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе

И отняли мать и отца.

От голода, страха и боли

Забились ребячьи сердца.

Они, ленинградские дети,

Писали в своих дневниках

О самой последней конфете,

О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы

Повсюду лежат и гниют,

О том, что кончаются крупы,

И хлеба всё меньше дают.

Война их терпеть научила

И сделала старше в сто раз.

В героев она превратила

Обычных детей, вроде нас.

Ребята, а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.(слайд 4.)

На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (слайд 5)

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.(слайд 6)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.(слайд 7)

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Дети читают стихи

Шёл месяц май сорок второго

Бои, налёты и обстрелов шквал,

а Митька под ступенькою порога

нашёл конфету, кто-то потерял.

Стоит и смотрит он на счастье,

забыл и вкус, и даже цвет,

Её бы съесть, но как же Настя?

Сестрице ведь поменьше лет.

Зажав конфету в кулаке, домой

летел пацан к малой сестрёнке.

Вдвоём остались лютою зимой,

пусть будет радость у девчонки.

Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

туда, где был когда-то магазин...

но вместо дома, груды камня, яма.

В руке конфета. И один...Один...

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. ( Презентация . Слайд № 7 При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.(слайд 8,9)

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов) (слайд10,11)

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.(слайд 12,13,14)

В 1941 году новогодних праздников в школах не было, но на следующий год не смотря на голод и страшный холод все же решили провести для ребят школьные ёлки. Звучала музыка, перед ребятами выступали артисты, но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.

Просмотр видеоролика на песню «Дети блокадного Ленинграда» (слова и музыка Дмитрия Булавинцева).

.com/watch?v=RdEV2b8_sIw&t=187s

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.( слайд15)

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране (слайд 16,17,18). Даже во время войны дети находили время для творчества. Посмотрите рисунки детей военного Ленинграда(слайд 19-26).

III. Заключение.

Давайте подведем итог нашего занятия. Понравилось ли наше занятие? Что вам запомнилось? Поделитесь своими мыслями и чувствами. Вы видите, как важно, чтобы не нашей Земле был мир, чтобы все дети были счастливы. А что же мы с вами можем сделать, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой?

Исполнение песни караоке «Солнечный круг» (А. Островский и Л. Ошанин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие герои блокадного Ленинграда

Маленькие герои блокадного Ленинграда...

Внеклассное мероприятие «Железные люди» (герои – спортсмены в блокадном Ленинграде)»

Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления новой информации по теме занятия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихсяЦель деятельности учащих...

«Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Материал для учащихся 2 класса...

Классный час "Маленькие герои блокадного Ленинграда"

Классный час поможет пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных прои...

Сценарий классного часа в 1 классе тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...

Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...