Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Мы разные, но мы вместе»
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» составлена на основе авторской программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся (автор-составитель Ситникова Г. А. – Томск, 2013)
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» заключается в том, что она направлена на воспитание гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, на содействие их социализации для подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Форма организации курса «Мы разные, но мы вместе» представляет цикл развивающих занятий, которые проводятся раз в неделю. В 1-м классе – 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год.
Цель курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе»: Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
- Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре всех народов; — воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
- Содействовать накоплению школьником опыта самостоятельного позитивного социального действия;
В основе программы курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgoramma_my_raznye_no_my_vmeste.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия № 6 имени Зорина Федора Михайловича города Сочи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся
1-4 классов
«Мы разные, но мы вместе»
Форма организации: кружок
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 1 - 4 года
Сочи, 2022 г.
Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
- Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
Программа внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» составлена на основе авторской программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся (автор-составитель Ситникова Г. А. – Томск, 2013)
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» заключается в том, что она направлена на воспитание гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, на содействие их социализации для подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Форма организации курса «Мы разные, но мы вместе» представляет цикл развивающих занятий, которые проводятся раз в неделю. В 1-м классе – 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год.
Цель курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе»: Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
- Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре всех народов; — воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
- Содействовать накоплению школьником опыта самостоятельного позитивного социального действия;
В основе программы курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.
Результаты освоения курса
I.Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям общества;
II. Метапредметные:
Метапредметные результаты выражаются в сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Регулятивные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умения понимать причины успеха/неуспеха в своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
- понимание устройства общества и его основных социальных и нравственных проблемах, об общественных нормах и ценностях;
- познакомиться с культурой народов России;
- получение информации о ярких личностях наших предков и современников,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
- уважать культурное наследие своей страны;
- гордиться национальными героями своей страны;
- любить и беречь окружающую природу, национальные памятки и святыни;
- уважительно относиться к правам и свободам человека;
- правилам толерантного общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правилам бесконфликтного общения;
- способам выхода из конфликтных ситуаций;
IV. Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний
Об устройстве государства, государственных символах, народах, проживающих на территории России, знакомство с традициями народов России; знакомство с азами межличностного общения;
Формы достижения результатов первого уровня: Познавательные беседы, экскурсии, викторины, праздники, коммуникативные игры.
Формы контроля результатов первого уровня:
Результаты опросов (устных и письменных), выполнение проекта к концу года.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества):
- развитие ценностного отношения обучающихся к родному Отечеству, родной природе и культуре, к миру труда;
- познание внутреннего мира путём самоанализа и получения обратной связи от других обучающихся;
- получение первоначального опыта самопрезентации;
Формы достижения результатов второго уровня: групповая дискуссия, самопрезентация, ролевые коммуникативные игры, КТД, праздники, трудовые, экологические акции в школе;
Формы контроля результатов второго уровня:
- Проекты
- Праздник
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
- приобретение опыта исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления;
- опыт совместной деятельности с другими обучающимися;
- социальные пробы;
Формы достижения результатов третьего уровня: исследовательские работы, социальные акции; праздники, спектакли;
Формы контроля результатов третьего уровня:
- Социальный проект, акция;
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения (1 класс, 33 часа)
Тема 1. Моя Россия.
Государственное устройство России, государственные символы.
Моя семья. Связь культуры семьи с культурой народа. Семейная, национальная, государственная принадлежность.
Тема 2. Мои соседи.
Народы моего региона. Толерантное отношение к людям другой национальности.
Тема3. Я и ты.
Отношение со сверстниками. Мальчики и девочки, как наладить отношения. Коммуникативные игры, инсценировки.
Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении, разрешению конфликтных ситуаций посредством адекватного использования средств коммуникации.
2 год обучения (2 класс, 34 часа)
Тема 1. Все мы разные.
Традиции народов России (обычаи, костюм, праздники, игры). Сказки, пословицы, загадки.
Тема 2. Наша гордость.
Национальность. Развитие навыков самопрезентации и толерантного восприятия.
У каждого народа свой герой. Богатыри на Руси. Культурные ценности и святыни народов России.
Тема3. Учимся дружить.
Что значит дружба. Конфликты. Способы их разрешения. Коммуникативные игры. КТД (спектакль).
3 год обучения (3 класс, 34 часа)
Тема 1. Я и мир
Культура мира. Человек среди людей. Добро и зло. Совесть. Милосердие в мире. КТД. Толерантность в мире.
Тема 2. Толерантное отношение к окружающему .
Толерантность в литературе. Народные сказки. Авторские сказки. Спектакль « На планете Маленького принца» (По произведению Экзюпери). Права ребенка. Декларация прав ребенка. Тема детского бесправия в литературе. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Спектакль.
Тема 3. Жить в мире с собой и другими.
Я отвечаю за свои поступки. Расскажи мне обо мне. Моя дорога к себе и другим. О наших именах. Наш дружный класс. Каким я вижу свое будущее. Коллективный рисунок. «Я в будущем».
4 год обучения (4 класс, 34 часа)
Тема 1. Как прекрасен этот мир!
Проект «Вот оно, какое наше лето!» КТД Выпуск газеты. Как стать прилежным и старательным. Посеешь характер - пожнешь судьбу. Быть честным хорошо или плохо. Дружба крепкая. Для чего люди общаются. Как общаться толерантно. Будем беречь друг друга. Каждый интересен.
Тема 2. С чего начинается Родина.
Мой город. Моя улица. По знаменитым местам нашего края. История моей семьи. Обычаи моей семьи. Гордость моей семьи. Проект «Моя малая Родина»
Тема 3. Цените друг друга.
Доверие других. Я могу быть волшебником. Мои добрые дела. Лесенка достижений. КТД: «Подарите праздник». Коллективный рисунок «Мы целый мир».
Тематическое планирование
1 год обучения (1 класс, 33 часа)
Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тема 1. Моя Россия. | 10 | ||
Давайте познакомимся | 1 | ||
Страна, в которой я живу. Государственные символы. | 1 | ||
Столица моей Родины | 1 | ||
Моя «малая» и «большая» Родина. | 1 | ||
Я – россиянин. | 1 | 1 | |
Я и моя семья в фотографиях. | 3 | ||
Коллективный рисунок «Мы разные, но мы вместе» | 1 | ||
Тема 2. Мои соседи. | 13 | ||
Кто живёт рядом со мной. | 1 | ||
Русский народ | 0,5 | 0,5 | |
Чуваши | 0,5 | 0,5 | |
Мордва | 0,5 | 0,5 | |
Татары | 0,5 | 0,5 | |
Украинцы, белорусы | 0,5 | 0,5 | |
Армяне, азербайджанцы | 0,5 | 0,5 | |
Казахи, узбеки, таджики | 0,5 | 0,5 | |
Башкиры | 0,5 | 0,5 | |
Цыгане | 0,5 | 0,5 | |
Толлерантность – залог дружбы народов | 1 | ||
Праздник «Одна семья» | 2 | ||
Тема3. Я и ты. | 10 | ||
Жить в мире с собой и другими. | 0,5 | 0,5 | |
Мальчики и девочки. | 0,5 | 0,5 | |
Уважая себя, уважай других. | 1 | ||
Доброе слово, что ясный день. | 1 | ||
Нам счастья не сулит обида чья-то. | 1 | ||
О пользе прощения. | 1 | ||
Мой класс – мои друзья. | 0,5 | 0,5 | |
Товарищество и дружба. | 1 | ||
Путешествие в мир мудрых мыслей. | 1 | ||
Коллективный рисунок « Я и мир». | 1 | ||
итого | 33 | 13 (39 %) | 20 (61 %) |
2 год обучения (2 класс, 34 часа)
Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тема 1. Все мы разные. | 10 | ||
Обычаи народов России. | 1 | 1 | |
Костюм народов России. | 1 | 1 | |
Праздники народов России. | 2 | ||
Сказки народов России. | 1 | 1 | |
Пословицы, загадки народов России (викторина) | 1 | ||
Игры народов России. | 1 | ||
Тема 2. Наша гордость. | 14 | ||
Национальность. | 1 | ||
Богатыри на Руси. | 1 | ||
У каждого народа свой герой. | 2 | 6 | |
Православные святыни | 1 | 1 | |
Мусульманские святыни | 1 | ||
Святыни буддизма | 1 | ||
Тема3. Учимся дружить. | 10 | ||
Что значит дружба. | 1 | ||
Конфликты. | 1 | 1 | |
Способы их разрешения. | 2 | ||
Коммуникативные игры. | 3 | ||
КТД (спектакль) | 2 | ||
итого | 34 | 12 (35 %) | 22 (65 %) |
3 год обучения (3 класс, 34часа)
Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тема 1. Я и мир | 10 | ||
Культура мира. | 1 | 1 | |
Человек среди людей. | 1 | 1 | |
Добро и зло. | 1 | ||
Совесть. | 1 | ||
Милосердие в мире. | 1 | 1 | |
КТД. | 1 | ||
Толерантность в мире. | 1 | ||
Тема 2. Толерантное отношение к окружающему . | 14 | ||
Толерантность в литературе. | 1 | ||
Народные сказки. | 1 | ||
Авторские сказки. | 1 | ||
Спектакль « На планете Маленького принца» (По произведению Экзюпери). | 3 | ||
Права ребенка. | 1 | ||
Декларация прав ребенка. | 1 | ||
Тема детского бесправия в литературе. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») | 2 | ||
Спектакль. | 4 | ||
Тема 3. Жить в мире с собой и другими. | 10 | ||
Я отвечаю за свои поступки. | 1 | 1 | |
Расскажи мне обо мне. | 2 | ||
Моя дорога к себе и другим. | 2 | ||
О наших именах. | 1 | ||
Наш дружный класс. | 1 | ||
Каким я вижу свое будущее. | 1 | ||
Коллективный рисунок. «Я в будущем». | 1 | ||
итого | 34 | 14 (41 %) | 20 (59 %) |
4 год обучения (4 класс, 34 часа)
Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тема 1. Как прекрасен этот мир! | 10 | ||
Проект «Вот оно, какое наше лето!» | 1 | ||
КТД Выпуск газеты. | 1 | ||
Как стать прилежным и старательным. | 1 | ||
Посеешь характер - пожнешь судьбу. | 1 | ||
Быть честным хорошо или плохо. | 1 | ||
Дружба крепкая. | 1 | ||
Для чего люди общаются. | 1 | ||
Как общаться толерантно. | 1 | ||
Будем беречь друг друга. | 1 | ||
Каждый интересен. | 1 | ||
Тема 2. С чего начинается Родина. | 14 | ||
Мой город. | 1 | 1 | |
Моя улица. | 1 | 1 | |
По знаменитым местам нашего края. | 1 | 1 | |
История моей семьи. | 2 | ||
Обычаи моей семьи. | 2 | ||
Гордость моей семьи. | 2 | ||
Проект «Моя малая Родина» | 2 | ||
Тема 3. Цените друг друга. | 10 | ||
Доверие других. | 1 | 1 | |
Я могу быть волшебником. | 1 | ||
Мои добрые дела. | 1 | ||
Лесенка достижений. | 1 | 1 | |
КТД: «Подарите праздник». | 3 | ||
Коллективный рисунок «Мы целый мир». | 1 | ||
итого | 34 | 7 (21 %) | 27 (79 %) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1 «А» класса «Умники и умницы»
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1 «А» класса «Динамическая пауза»
Программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу «Динамические паузы» для 1 классов разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального о...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Читаем,решаем,живём»
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса ««Читаем,решаем,живём» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»
В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов "Давайте жить дружно"
Программа курса по адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению, снижению эмоциональной напряженности обучающихся, созданию у обучающихся ситуации успеха...