«Роль отца в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
опыты и эксперименты

Слепцова Варвара Владимировна

Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.

  Традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ottsa.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

     

         «Роль отца в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

                                                                                       Работа Слепцовой В. В.

                                                                                   учителя начальных классов

                                                                                   МОБУ «Гимназия «Центр                        

                                                                                    глобального образования»

                                                                               

                                           Якутск – 2024г.

   Актуальность. Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.

  Традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

   Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших.

   Проблема отцовского воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.

  Особенно трудно приходится отцам. В современном мире все больше семей с одним родителем. И, как правило, этим родителем является мама. Подтверждением данному факту служить печальная статистика разводов, когда более половины семей расходятся и ребенок передается на воспитание одной из сторон. В России есть своеобразное не гласное правило, что ребенок остается с мамой, но тогда какую роль должен принимать отец в воспитании ребенка на расстоянии, с кого ребенок, а особенно мальчик должен брать пример? В нашем обществе так сложилось, что в основном воспитанием детей занимается женщина, отцу же ближе и привычнее статус «добытчика» в семье, а после «тяжелого» трудового дня папы удобно устраиваются перед телевизором на диване и просят их не беспокоить. Об этом и о многом другом пойдёт сегодня речь.

Введение: Мировосприятие малыша напрямую зависит от примера, подаваемого родителями – как мамой, так и папой. Для начала в своей работе мы разберемся с классификацией отцов. Поскольку, только поняв к какому «классу» относится ваш папа, можно понять какую роль он привнесет в воспитание ребенка, а также каким примером он может послужить для него.  

Отец непосредственно влияет на формирование у сына и дочери половой идентификации. Сын смотрит на отца как на пример. Это помогает ему развивать мужские черты характера и поведения. А дочери необходимо именно от отца получить признание своей значимости как женщины, которое происходит благодаря высокой самооценке девочки. Отец, который поддерживает ее в поступках и решениях, а также восхищается способностями и внешностью, закладывает те основы, благодаря которым девочка в будущем станет полноценной женщиной.

Если отец всегда раздражителен и нетерпелив, ребенку будет некомфортно рядом с ним. И брать с него пример ребенок не будет в силу того, что нахождение в обществе такого родителя будет неприятно, и малыш будет избегать его. В итоге ребенок не просто перестанет тянуться к папе, но и будет ввиду данного обстоятельства так же сторониться других мужчин и мальчиков. А значит будет перенимать интересы и манеры матери. Для девочки данное обстоятельство не так критично, как для мальчика, ведь не видя достойного примера отца и его влияния на семью, такие дети в более зрелом возрасте не способны создать собственную. Таким образом, образуется замкнутый круг. Из которого необходимо искать выход. Вот только как это сделать? Над этим вопросом, несомненно, ведутся бесконечные дискуссии семейных психологов, но универсального решения для всех семей не существует.

Все вышеизложенное это лишь небольшая толика того какое влияние оказывает отец на воспитание своего ребенка. Существует так же много на первый взгляд мелочей, которые с помощью влияния папы могут вылиться как в приятные детские воспоминания, так и в очень серьезные комплексы.

Теоретическая часть

Классификация отцов

Рассматривая множество предложенных классификаций по типу, по модели и т.д., мы предлагаем вам рассмотреть, как нам кажется, более подходящей.

Классификации отцов и их роли:

1. Большой друг. Вернувшись с работы, такой папа начинает бесконечную вереницу игр: собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки. Но на этом «большой друг» заканчивается, уверенный в том, что сделал все то, что от него требовалось. Посещение школы, проверка уроков - это всё он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что у ребенка будет много друзей, кто же ему будет папой?

2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях. Такие отцы рискуют стать еще одной мамой.

4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своих любимых увлечений. Такие отцы не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком.

Модели отцовского поведения:

1.Отец-педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство, по его мнению, состоит из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своего ребенка, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным тотальным контролем. При таком влиянии отца дети чаще всего растут бунтарями или же их воля полностью ломается, и они теряют свой жизненный стержень. Отсутствие эмоциональный поддержки со стороны такого отца приводит к длительным депрессиям. Особенно когда ребенок не оправдывает тех надежд, что возлагает на него отец.

2.Верный отец. Этот отец лоялен. Он говорит: «Мои дети для меня – важнее всего». Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему общество. Такой папа делает все, чтобы оставаться близким своим детям.

3.Беспечный отец. Действует по принципу «Я вас родил, материально обеспечиваю – этого достаточно. Вы должны быть мне за это благодарны.» Со всеми вопросами, капризами и просьбами обычно отправляют к матери. Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно что-то поменять, но обычно на это находится множество отговорок.

Типология отцовства как воспитательной деятельности

Тип 1 - «Традиционный ». Он - глава семьи, последняя инстанция при решении вопросов воспитания детей. Порой он строг, очень большое значение придаёт дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях он с каждым годом уделяет всё больше внимания воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания.

Тип 2 - «Отец, озабоченный семейным благополучием». Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он всё равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. Неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо. В этом случае жена может прибегнуть к маленькой хитрости – время от времени уезжать на несколько дней к родным, оставляя детей под присмотром мужа. Тогда он поймёт, что жена доверяет ему, как отцу.

Тип 3 - «Современный отец». Для такого отца общение, забота о детях – вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обычно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняясь это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и с ним, и с матерью.

      Итак, рассмотрев: классификации отцов и их роли; модели отцовского поведения; типология отцовства как воспитательной деятельности можно сделать выводы к какому типу отцов относится непосредственно отец ребенка. А зная все плюсы и минусы можно уже сейчас помочь ему достичь взаимопонимания с ребенком, чтобы он стал для ребенка не только близким другом, но и предметом для подражания.

    Что касается детей, которые воспитываются в неполной семье, то несомненно необходимо постараться не забывать, что в первую очередь вы родители и ответе за своих детей. Не важно по какой причине распались отношения необходимо сделать все возможное, чтобы папа (мама) всегда оставались папой (мамой) и не сложившиеся отношения не отразились на ребенке. Перед разводом или расставанием желательно спокойно обсудить все спорные моменты – кто и сколько будет общаться с общими детьми и т.п., а после – постараться остаться друзьями, а главное – внимательными и любящими родителями.

Практическая часть

   В 4 «А» классе обучается 29 человек. Из них 15 девочек и 14 мальчиков.
Проживают в полных семьях 25 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.
В неполных семьях проживают 4 человека.

   По итогам тестирования отцов. Мы получили такие результаты.

   Была разработана программа для отцов обучающихся нашего класса «Наши папы», целью которой является повышения имиджа отцовского воспитания в семье.

    Основные формы работы: спортивная эстафета «Папа и я», родительские собрания (круглый стол) «Роль отца в воспитании ребенка», «Школа, родители и дети», «Кто в доме хозяин», «Читающая семья», классные праздники «Наши бабушки и дедушки», «В семье единой».

  Правила для семьи:
1. Для семейного благополучия важны уважение, доверие и понимание, но основой для них должна служить любовь.

2. «Действуем вместе». Это правило касается большинства моментов, начиная от обсуждения меню на ужин и вплоть до каких-либо поездок. Так же это правило касается и конкретно родителей, когда дело касается воспитания. Нельзя перечить друг другу в присутствии ребенка, так как ребенок понимает, что если мама не разрешила, то разрешит папа и наоборот. Нужно действовать сообща.

3. «Родитель и ребенок». Это правило для тесного общения папы и ребёнка. Например, мама по магазинам или в гости, а папа с ребёнком на хозяйстве.

4. «Уроки с папой». Научно доказано, что папа отвечает за умственную основу для ребенка. Дети, которые воспитываются в полной семье и больше времени проводят с папой лучше учатся.

5. «Час в день для семейного отдыха». Это то время, которое мы проводим всей семьей. Настольные игры, возможен и вариант с игральными картами. Главное это должно быть интересно всем.

   Выводы:

Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов, имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. [1,2,3,4]

  • Следуя этим несложным правилам было отмечены улучшения отношений между отцом и ребёнком.
  • Было отмечено улучшение внутрисемейной атмосферы.
  • Произошло сближение отца и ребёнка.
  •  Улучшилась успеваемость ребенка в школе.
  • Ребенок стал более спокоен и ответственен, самостоятелен.
  • Совместно проведенное время дарит положительные эмоции и объединяет.

Как итог можно сказать следующее - наиболее счастлив ребенок, когда его мама и папа любят его и друг друга. В семье царит мир, уважение, согласие и равноправие. И если папа осознает, тот факт, что именно он пример для подражания и именно от него зависит дальнейшее благополучие ребенка, то ребенок, видя, как хорошо в его семье, и свою семью построит по примеру своих родителей. А именно будет верным другом, защитником и хорошим примером и для своих детей. Только так можно разорвать замкнутый круг.

Список использованной литературы

  1. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьей
  2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений
  3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных уловиях
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  5. Овчарова Р.В. Научные предполыски к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности
  6. Э.Фромм. Искусство любви. 1990

Интернет ресурсы

  1. Надежда Власова психоаналитик http://www.nvlasova.ru/sayt_nadegdi_vlasovoy/publikatsii/vozrastnaya_psihologiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России"

Проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России....

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Данный материал представляет собой лекцию для родителей....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их ...

Сценарий конференции отцов «Роль отца в развитии и воспитании детей в семье»

Цель встречи – вовлечь в воспитательный процесс отцов, активизировать их отцовские чувства, пробудить ответственность. Мероприятие направлено на привлечение родительской общественности к совместной ра...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников...