Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики
методическая разработка по математике на тему

Филонова Ирина Александровна

 Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Задачей коррекционной школы является преодоление дефектов развития ребенка с особенностями в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития обучающихся. Особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Формирование познавательного

интереса у детей с особыми

образовательными потребностями

 на уроках математики

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 13»

Формирование познавательного

интереса у детей с особыми

образовательными потребностями

 на уроках математики

методическая разработка 

Исполнитель: Филонова Ирина Александровна

                                                   учитель начальных классов

        Юрга  2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.   Научно-теоретическое обоснование проблемы коррекции        

                 познавательного интереса у детей с особыми образовательными  

                   потребностями на уроках математики………………………………..6

1.1. Роль дидактической игры в процессе  обучения детей с  

        особыми образовательными потребностями………………………..6              

Глава 2.   Формирование коррекции познавательного  

                 интереса у детей с особыми образовательными потребностями….

            2.1. Обследование познавательного интереса детей с особыми    

                 образовательными потребностями………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………...        ……20

Приложения……………………………………………………………………...24

 

В настоящее время наблюдается ухудшение экологической  обстановки и социального фактора. Эти проблемы способствуют увеличению контингента детей, имеющих нарушения познавательной деятельности и испытывающих трудности в обучении.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития не могут обучаться в массовой школе.

Умственно отсталые дети способны к обучению. Они в состоянии овладеть предусмотренными программой учебными навыками, понять и запомнить несложный материал, усвоить небольшой  объем элементарных понятий. Реализовать эти возможности ученики могут в условиях специального обучения при наличии постоянного целенаправленного строго дозированного воздействия со стороны учителя в специальной коррекционной школе.

Трудности в усвоении материала учащимися коррекционной школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Ребята не могут длительное время активизировать свое  внимание на однообразной работе.

 Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом, становится математика.        

          Это и понятно, так как для овладения арифметическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся коррекционной школы резко снижены.

         Для успешного обучения и воспитания таких детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

В Российской Федерации обучение и воспитание умственно отсталых детей является частью общегосударственной системы образования. Коррекционная школа[1] находится в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, однако по своим задачам существенно отличается от массовой общеобразовательной школы.

Задачей коррекционной школы является преодоление дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным  дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития обучающихся. Другой не менее важной задачей вспомогательной школы является подготовка её учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, т.е. социально-трудовая  адаптация. Эта задача решается путём сообщения учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений и навыков.

Наконец, коррекционная школа ведет особую лечебно-оздоровительную работу, направленную на укрепление и исправление общего физического состояния школьников.

Исправление недостатков познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков. Конкретные пути обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья весьма специфичны.

Решение проблем  профессиональной ориентации, трудового обучения и воспитания учащихся, социально-трудовой адаптации выпускников    коррекционной школы определяет тесное сотрудничество олигофренопедагогики с такими отраслями гуманитарных знаний, как социология и право. Это делает олигофренопедагогику наукой социально-педагогической.

Наличие особых задач в обучении и воспитании умственно отсталого ребенка определяет структуру коррекционной школы: 90% коррекционных школ в стране  -  школы-интернаты. Это позволяет обеспечивать более длительное организационное воздействие на детей не только в процессе обучения, но и в системе внеклассных мероприятий.

Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном  (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка)  как фактор, организующий учебную деятельность.

 Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы коррекции

        познавательного интереса у детей с особыми образовательными

               потребностями на уроках математики

1.1. Роль дидактической игры в процессе  обучения детей с нарушением интеллекта

Дидактические игры достаточно широко используются  в школах, а особенно в начальной. Дидактические игры направлены, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Сущность игры (как ведущего вида деятельности) заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средство познания ребенком действительности.

В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая  о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Игра – творчество, игра – труд.  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,  развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Таким образом,  игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых  решается та или иная учебная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к  учебному предмету. Игра должна рассматриваться как  могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка.  Необходимо, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к  учебной.  Решающую роль в этом играет дидактическая игра.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть коллективной и индивидуальной.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения, во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций.  «Игры принято классифицировать по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.  Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки, или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема.  Так как игра может носить и репродуктивный характер, то считаем целесообразно выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.  

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей  в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте, ещё не потеряла своего значения (не случайно, поэтому дети приносят в школу           игрушки);
  • освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет              медленно;
  • имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;
  • недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив,  с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той          деятельности, которую он должен выполнить в  школе.

А.В. Запорожец, оценивая  роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой  усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры,  лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это ещё и игровая форма, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах  обучения, то есть в младшем школьном возрасте.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.

Игра в свою очередь должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот,  способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

 дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включаются и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

При проведении игр, необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре  осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети, чаще всего непреднамеренно, усваивают знания. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре  усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются  при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Ценность дидактических игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающихся целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Дидактические игры разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

Итак, для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера.

С этой целью были подобраны и систематизированы дидактические игры. Проводились уроки с использованием дидактических игр на устном счёте. Проводя устный счёт на уроках математики, стараюсь оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей. Включаю в урок элементы занимательности.

        Начиная с простых упражнений: «Найди школьные принадлежности», «Напиши пропущенные числа», «Составь примеры». Затем задания даются посложнее.

Среди занимательных заданий видное место занимают сказочные герои, задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами: «Помоги Буратино», «Помоги Зимушке-Зиме подняться по ледяным ступенькам», «Помоги Емеле собрать поленицу» и более сложные: «Определи время и прочитай слова», «Заморочки из бочки» прочитай и отгадай загадку используя произведения, «Составь числовой ряд» по возрастанию данных чисел, «Определи, сколько лыжников в сугробе».

Всё это стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает его интерес к предмету.

В процессе обучения использую индивидуальный подход, который даёт возможность выполнять задания каждому ребёнку по его способностям и возможностям, а также дифференцированный подход по степени усложнённости данного задания через игровые и занимательные ситуации, тем самым закрепляем вычислительные навыки и повышаем уровень познавательной активности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей начального звена. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, такие дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом.  

Таким образом, наше предположение о том, что познавательный интерес у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного образовательного учреждения на уроках математики. Следовательно, используя систему игровых занятий, отмечается оптимальный уровень усвоения ключевых компетенций, предусмотренных государственным стандартом, наблюдается положительная динамика качества обучения.

Глава 2. Формирование коррекции познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями

2.1.  Обследование познавательного интереса детей с особыми образовательными потребностями

Одной из поставленных задач методической разработки было выявление отношений учителей и учащихся  к дидактической игре. В результате этого в «Специальной (коррекционной) школе интернат VIII вида № 13» было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 14 учителей. В процессе опроса были выявлены следующие данные:

Вопрос №1: “Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка”.  57% опрошенных учителей считает “самое главное”, 43% - “не самое главное”.

                                                                                                              Таблица №1

главное

не самое главное

второсте-

пенное

никакого места не занимает

не задумы-

вался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

Вопрос №2: “Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?” 57% учителей ответило “очень много”, а 43% - не очень много, но достаточно.

                                                                                                                               Таблица №2

много

не очень много

только на уроках матема-

тики

сегодня это никому не нужно

не задумы-

вался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

По мнению основной массы опрошенных учителей (10 чел. – 71,4%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 28,6% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.

                                                                                                              Таблица №3

отсутствие в школе необходимых условий

равнодушие

детей

не задумывались над этим

не знаю

нет

8

57%

-

2

14%

-

4

29%

Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени. Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр. В школе интернате № 13 также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 32 ученика по произвольному выбору. В таблице  указаны те ответы, которые выбрали ученики.

                                                                                                              Таблица №4

Какие уроки ты больше всего любишь?

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры:

Как ты относишься к игре на уроке?

Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

люблю все уроки

12

работы с учебни-

ком

6

очень часто

8

очень хочется участв.

32

очень большая

12

с использо-

ванием схем, табл., картин

8

таблиц, схем, картин

2

часто

8

большая

12

с использо-

ванием:

10

различ-

ных игр

18

не очень часто

16

не очень большая

4

главное, чтобы на уроке было интересно

2

самосто-ятельных работ

6

неболь-

шая

4

Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Был проведён сравнительный анализ работ учащихся в 3 а классе МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида № 13». В классе обучается 8 человек. Основной контингент учащихся составляют дети олигофрены в степени дебильности. На уроках математики проводилась частично экспериментальная работа  по исследованию влияния дидактической игры на уровень познавательной активности учеников.

В ходе работы проводилось педагогическое наблюдение, беседы с учащимися. В начале учебного года было проведено анкетирование с целью выявления уровня познавательной активности обучающихся. В анкету были включены следующие вопросы.

1. Зачем ты ходишь в школу, выполняешь домашнюю работу.

2. Какова твоя реакция на звонок?

3. Как ты думаешь, успешное учение в школе поможет тебе при выборе              и освоении профессии?

Вопросы анкеты представлены в приложении №1. Результаты анкетирования представлены в таблице №5.

По данным, приведенным в таблице, видно, что у большинства 75% (6 чел.) учащихся уровень познавательной активности низкий. У 25%, (2чел.) – средний уровень познавательной активности. У 0%, (0 чел.) учащихся не наблюдается высокий уровень познавательной активности.

                                                                                                           

Таблица №5

Уровни познавательной активности

Низкий

Средний

Высокий

1.

Артём Д.

+

2.

Оля Е.

+

3.

Анастасия К.

+

4.

Артём М.

+

5.

Артём П.

+

6.

Ирина С.

+

7.

Юра М.

+

8.

Ришат Х.

+

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

8

100

6

75

2

25

-

-

Также в начале года проводился срез по математике с целью выявления уровня знаний на данный момент (см. Приложение 2). Результаты этой работы отражены в таблице №6.

                                                                                             

                                                                                                                      Таблица №6

Результаты срезовой  работы

Кол-во

положительные

отрицательные

Кол-во

%

Кол-во

%

8

2

25

6

75

         

Из 8 присутствующих учеников со срезом по математике справились 8 учеников. Положительные оценки получили 2 ученика, что составляет 25%, а отрицательные оценки – 6 человек, что составило 75%.

На основе проведенных педагогических наблюдений, бесед (с обучающимися, родителями, учителями),  анкетирования, проверочной работы было выявлено, что 6чел. (75%) обучающихся класса не умеют самостоятельно решать задачи. Допускают ошибки в вычислениях  при решении простых примеров. Знания учеников недостаточно высоки. Большинство учеников в классе испытывают затруднения при самостоятельной работе.

Основная часть учащихся успевала по математике только на «3». Это помогло разделить детей на группы: дети с нарушениями логического мышления (Артем М., Ирина С.), дети с неустойчивым слуховым вниманием (Оля Е., Артем П.), незаинтересованных к предмету (Юра М., Артем Д.), со слабой зрительной памятью (Ришат Х.), заинтересованных в результате работы (Настя К.).

Поэтому перед данным классом  были поставлены следующие задачи:

- повысить заинтересованность предметом;

- повысить уровень познавательной активности;

- повысить уровень знаний.

С этой целью проводились уроки с использованием  дидактических игр на устном счете. Игру надо заранее планировать, продумывать её место в структуре урока, определять форму её проведения, готовить материал для проведения игры.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Самое главное, учитель должен уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока. А цель такого урока – помочь сделать серьёзный труд детей занимательным, интересным и продуктивным через устный счет.

Устный счет повышает общий уровень познавательной активности, является рациональным средством для развития и закрепления вычислительных навыков.

Устные упражнения на уроках математики имеют большое значение. Во-первых,  они повышают общий уровень развития учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, во-вторых, являются рациональным средством для развития и закрепления вычислительных навыков. Устные упражнения вырабатывают навыки быстрой и рациональной ориентировки к разрешению разнообразных практических вопросов, также имеют и воспитательное значение, так как развивают внимательность, сообразительность, инициативу, способствуют развитию речи.

Заключение

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей начального звена. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, такие дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом.  

Таким образом, наше предположение о том, что познавательная активность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного образовательного учреждения на уроках математики. Следовательно, используя систему игровых занятий, отмечается оптимальный уровень усвоения ключевых компетенций, предусмотренных государственным стандартом, наблюдается положительная динамика качества обучения.

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под редакцией К. С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982. – 125 с.

2. Актуальные проблемы  методики обучения математике в начальных классах [Текст] / Под редакцией М. И. Моро, А. М. Пышкало. – М.: Педагогика, 1977. – 248 с.

3. Аналитическая психология: прошлое и настоящее [Текст] / К. Г. Юнг [и др.] / Сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич. - М.: Мартис, 1995. – 320 с.

4. Богачек, И. С. Своеобразие понимания  наглядно-образного материала детьми с задержкой психического развития [Текст] // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью / И. С. Богачек. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. с. 25-28.

5. Векнер, Л. М.  Психические процессы т.2. Мышление и интеллект [Текст] / Л. М. Векнер. - Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976. – 342 с.

6. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973.

7. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под редакцией Д. Б. Эльконина,  В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.

8. Воспитание учащихся при обучении математике: книга для учителя [Текст] / Сост. Л. Ф. Пичурин. - М.:Просвещение, 1987. -175 с.

9. Выготский, Л. С.  Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 520 с.

10. Гринченко, И. С.  Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной роботе: учебно-методическое пособие [Текст] / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ,  2002. – 80 с.

11. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под редакцией Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. – 208 с.

12. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под редакцией Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной: Научно-исследовательский институт дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

13. Дурова, Н. В. Ступеньки к познанию [Текст] / Под редакцией Ю. В. Богатова. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 56 с.

14. Егорова, Т. В. Некоторые особенности умственного развития неуспевающих младших школьников [Текст] // Дети с временными задержками развития /  Под редакцией Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. –с. 157-163.

15. Ёлкина, Н. В. 1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабыкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 190 с.

16. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития психологии [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1978. – с. 243-267

17. Клих, С. А. Некоторые особенности взаимодействия образа и слова в познавательной деятельности умственно отсталых дошкольников [Текст] // Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях / С. А. Клих. - Л.: Изд. ЛГПИ, 1986. – с. 27-32.

18. Кликс, Ф. Пробуждение мышления [Текст] / Ф. Кликс. - М.: Прогресс, 1983.

19. Коломенских, Я. Л. Детская психология [Текст] / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988. – 223 с.

20. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст] / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. - М.: РПА, 1996.

21. Леонтьев, А. Н.  Проблемы развития психики. Изд. 4 [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд. Москов. Ун-та, 1981. – 584 с.

22. Леушина, А. М.  Занятия по счету в детском саду. Изд. 2 [Текст] / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1965. – 190 с.

23. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989.

24. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р.  Лурия. - М.: Издательство МГУ им. М. В.Ломоносова, 1962.

25. Люблинская, А. А.  Очерки психологического развития [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение,1965. – 356 с.

26. Матасов, Ю. Т  Изучение мыслительной деятельности  учащихся вспомогательной школы: учебное пособие к спецкурсу [Текст] / Ю. Т. Матасов. - Л., 1986. – 73 с.

27. Матасов, Ю. Т.  Динамические особенности мышления  детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и нормальным психическим развитием [Текст] // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Ю. Т. Матасов. – М.: Изд. ЛГПИ, 1981. – с. 76-89.

28. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / Р. Л. Березина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

29. Михайлова, З. А.  Занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

30. Перова, М. Н  Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе: пособие для учителя [Текст] / М. Н. Перова. - М.: Просвещение, 1972. – 126 с.

31. Перова, М. Н.  Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя [Текст] / М. Н. Перова. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.

32. Перова, М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: учебное пособие для студентов. Изд.2, перераб. [Текст]. - М.: Просвещение, 1984. – 352 с.

33. Петрова, В. Г.  Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов [Текст] / В. Г. Перова. - М.: Просвещение, 1968. – 160 с.

34. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. – 318 с.

35. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / Сост. В. М. Остапов, Ю. В Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 96 с.

36. Психологические процессы и свойства личности и свойства личности умственно отсталых детей: учебное пособие [Текст] / ГПИ им. А. И. Герцена. - Л. , 1981. – 62 с.

37. Рубинштейн, С. Л.  Проблемы общей психологии [Текст] / Отв. ред.  Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

38. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студентов [Текст] / С. Я.  Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

39. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

40. Сорокина, А. И.  Дидактические игры в детском саду (ст. группы): пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. – 96 с.


[1] Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа) для умственно отсталых детей; вспомогательная школа-интернат  (школа) – официальное название данного типа учебного заведения в нормативных документах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"

Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

«Формирование познавательного интереса на уроках математики у детей с нарушениями интеллекта через средства информационных технологий».

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Современные к...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики средствами геометрического материала.

Аннотация:В статье автор рассматривает значимость геометрического материала на формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Ключевые слова: геометрический материал, познавательные...

Система работы по выявлению и формированию познавательного интереса одарённых детей средствами дистанционного взаимодействия на образовательном портале Якласс

Презентация содержит наглядный материал (таблицы, графики, краткие аннотации) по теме "Система работы по  выявлению и формированию познавательного   интереса  одарённых  ...

Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

Занятие по формированию познавательных интересов у детей старшей группы на тему "Зима"

У детей недостаточное представление о характерных особенностях зимней погоды, о свойствах снега и о том, почему животные и птицы ведут себя по-разному. У них также отсутствует понимание взаимосвязи и ...