Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
статья (3 класс) по теме
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.
Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы
«Формирование познавательных интересов у детей»
МБОУ ООШ № 16
Учитель начальных классов Байкова Ольга Александровна
г. Армавир
2012 г.
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.
Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности детей. Большое внимание я уделяю чтению. Чтение - важнейший источник знаний. Книга даёт объяснение тому, что вызывает удивление, интерес; воспитывает в детях внимательных читателей, способных правильно разбираться в эстетической и художественной стороне произведения; учит читать целенаправленно, пользоваться доступной литературой.
В феврале я планировала прочитать ряд произведений писателя В.Бианки и провести литературную викторину. Произведения Бианки нельзя читать, не сопереживая. Пусть большинство героев писателя – лесные звери и птицы, они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, находчивость, доброту, стремление к достижению цели. Первым мы прочитали рассказ «Лесные разведчики». Ребята с большим интересом прослушали этот рассказ- сказку. Они возмутились тем, что сова- неясыть, этот свирепый хищник, никому не даёт пощады, даже родной матери. Надо было видеть лица детей, их реакцию на прочитанное. Дети буквально заразились чтением рассказов и сказок писателя. Кто-то из ребят предложил сделать конкурс рисунков по прочитанному. Я поддержала инициативу детей и добавила, что будет интересней, если каждый защитит свой рисунок рассказом.
На следующем занятии ребята излагали содержание наиболее понравившегося рассказа, говорили о своём отношении к главному герою сказки или рассказа. На итоговом занятии состоялась викторина, на которой ребята вновь вспомнили и прочувствовали. Выявили победителей и в конкурсе – защите рисунков, и в викторине.
К юбилею А. Л. Барто в школе было решено провести праздник для учащихся начальных классов. Начали подготовку. Вначале я сама читала стихотворения А. Барто моим первоклассникам, и мы обсуждали прочитанное. Потом ребята принесли из дома свои книжки, среди них было много хорошо иллюстрированных. Ребята сами читали стихотворения и хорошо подготовились и к конкурсу чтецов, и к конкурсу рисунков, и к викторине. Конечно, в нашей работе многое зависит от того, стараемся ли мы понять, что волнует детские души. Когда ребята приносили книгу в класс, я тихонько спрашивала их: « А ты сам прочитал эту книгу?» И если ребёнок её не читал, я предлагала сначала прочитать книгу, чтобы потом можно было посоветовать другим прочитать её. И результат был на лицо: ребята из группы первых классов были самыми активными, заняли первое место и в викторине, и в конкурсе рисунков. В таком же плане проводилась работа по произведениям К.Чуковского, Н. Носова, С.Я.Маршака и других. Для того чтобы приобщить детей к чтению, я использую такую форму работы: назначаю ученика, который показывает всему классу презентации. Демонстратор должен хорошо читать: быстро, выразительно, без ошибок, чтобы все его слушали с удовольствием.
Полюбить книгу, лучше её понять, глубоко осознать прочитанное помогает работа над языком. Начиная с 1 класса провожу «Путешествие к источникам слова». Для этого на классных часах мы проводим часы поэзии. На них дети учатся понимать красоту авторского слова, его звучание. На отдельных листках у меня оформлен материал «Из жизни слов». Я объясняю детям, что означает то или иное выражение (например, «На воре и шапка горит», «Скатертью дорога», «Заруби на носу» и т.п.). Этот лист вывешиваю в уголке, чтобы дети ещё раз могли сами прочитать, запомнить, понять. Ребят это интересует, и постепенно они сами начинают подбирать материал. Иногда я даю ребятам задание: составить рассказ по картинке. Затем мы слушаем рассказы детей и решаем, чей рассказ интереснее. Такая работа учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность.
Интересно проходят и «весёлые уроки» по русскому языку. Тема одного из занятий звучала так: «Почему коза сидорова?» За неделю до занятия предложила детям подобрать пословицы и поговорки, в которых фигурируют разные имена. Дети подобрали такие пословицы, как: «Мели, Емеля, твоя неделя», « На бедного Макара все шишки валятся». «Драть, как сидорову козу» и др. «Почему именно Емеля, Сидор, Макар?» - спросила я у ребят? Ребята начали строить разные догадки. Я рассказала детям, что иногда имена выбирались только с целью создать рифмованную поговорку, но иногда имена носили символический смысл. Объяснила, что Сидор в пословицах и поговорках символизирует обычно богатого, но скупого и мелочного человека. Выражение « Драть, как сидорову козу» идёт от исчезнувшей сказки. Эта поговорка выражает стремление отомстить Сидору: если он сам недосягаем, то пусть, хоть его козе достанется основательно. Дети узнали о том, что в дореволюционной России имена имели сословный характер и делились на «дворянские « и «крестьянские». Рассказала я и о происхождении некоторых имён детей. Каждому захотелось узнать, что означает его имя. Я предложила ребятам самим найти ответы на возникшие вопросы, подсказала книги, в которых это можно узнать. В разные режимные моменты применяю игры со словами. Именно в игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, провожу различные игры со словами. С первоклассниками и второклассниками провожу игры: «Кто больше?», «Буква заблудилась», «Какое это слово?», « Из двух слов одно», «Загадка в загадке» и др. В 3 и 4 классах проводим игры посложнее. Например, играем в игру «Подбери букет». На столе лежат карточки с названиями цветов. Вызываются 3 ученика, которые должны собрать карточки с именами существительными, обозначающими названия цветов. Каждый ученик должен выбрать карточки с существительными лишь одного склонения (ромашка-1-го, василёк-2-го, герань- 3-го). Аналогичны условия в игре « Собери урожай» (на карточках напечатаны названия овощей). К каждой новой теме по русскому языку подбираю занимательный материал. Так, по теме «Предлоги» провожу игру «Как писать?». Задание такое: «Назови слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному. Почему они пишутся по-разному?» Вот один из примеров: Сугробы снега вьюги намели, И у ворот, как баржа на мели, Полуторка стоит. Ну и занос! Я вышел за ворота, а мороз Как затрещит – и хвать меня за нос!
Во время этой игры закрепляется правило правописания приставок и предлогов. Постепенно приучаю детей и самих подбирать нужный материал. Так к теме « Мягкий знак» ребята подобрали загадки, оформили их в тетради и нарисовали отгадки. Две ученицы выучили стихотворение о мягком знаке. Подготовили сценку-сказку «Мягкий знак». Составили и оформили ребус со словами, в которых пишется мягкий знак. Очень любят ребята разгадывать анаграммы, метаграммы, бирюльки. Этот вид работы я часто использую в такой момент, как переключение на умственную деятельность. В уголке « Угадай-ка» вывешиваю листы с трудными анаграммами, логогрифами, требующими большего внимания и времени на ответ. Часто в работе использую загадки. Работа над загадками - это развитие детской сообразительности, воображения. Например, на уроке по теме «Мягкий знак» использовались такие загадки: В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется …( медведь). Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша…. (львица). Предлагаю ребятам ответить на вопрос: «Какую роль играет мягкий знак в словах медведь и львица? А теперь подумайте, как изменяются слова в следующих предложениях:1. С буквой «ь» - заострённые палки, без неё- имя мальчика (колья- Коля).2. С буквой «ь» - группа близких родственников, а без неё – синоним слова зерно (семья- семя). В конце урока предлагаю детям сделать вывод. И дети, даже слабые, говорят о различных значениях мягкого знака. Заканчиваем чтением слов на доске.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором, Колья - Колей никогда!
Большое значение в развитии познавательной активности детей имеют экскурсии в природу и беседы о природе и бережном отношении к ней. «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить - можно», - говорил Н. Сладков. И сделать это обязаны учителя.
Я стараюсь научить детей видеть природу, помогаю им раскрыть тайны природы, чтобы в простом обыденном они находили ответы на свои многочисленные « почему». Во время экскурсий у детей возникает много вопросов, но я не спешу сразу ответить на любое детское «почему»,а стараюсь научить детей терпеливому наблюдению, радости открытия нового в знакомом мире. Во время прогулок загадываем загадки о птицах и зверях – обитателях нашего зимнего леса. Весной мы наблюдаем за деревьями – первоцветами. Подходим к кустику вербы и внимательно наблюдаем, что изменилось в нём за последние дни. Ещё трещит мороз по утрам, а красноватые прутики вербы, ощутив тепло солнечных лучей, уже опушились серебристыми барашками. Е. Ф. Трутнева так написала в своём стихотворении» Верба»: У корней ледок хрустящий, Тонкий, звонкий, настоящий, А вот верба у колодца Распушилась и смеётся, Как зайчиха на дворе - Вся в пуховом серебре. В своей работе я постоянно обращаю внимание детей на бережное отношение к природе, говорю о том, что надо любить, беречь и обогащать родную природу. Все перечисленные виды работ, которые я провожу с детьми, вызывают у них познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».
quot;Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств". Франческо Патрици...
Доклад: "Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка"
Широко используя различные приёмы повышения познавательного интереса и применяя их, можно добиться положительных результатов в обучении школьников...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"
В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
Сложность и однообразие уроков русского языка снижают интерес учащихся к предмету. Сначала такое отношение распространяется на урок и личность учителя, а затем и в целом к предмету как науке. Задача п...