Проект по патриотическому воспитанию "Моя родина - Россия"
проект (2 класс)

Цель проекта:

Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма -воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

 

Воспитательные задачи проекта:

  • формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

 

Принципы реализации проекта:

  • личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи,  теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие  особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её  изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства,  в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

 

Участники проекта – воспитатель группы продлённого дня, обучающиеся 2-3 классов, классные руководители 2-3 классов, родители.

 

Срок реализации  проекта– 2023 -2024 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа проекта  по патриотическому воспитанию в группе продлённого дня

«Моя родина - Россия»

Пояснительная   записка.

Проект  разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания младших школьников и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.         

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того,  в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

  Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель проекта:

Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма -воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Воспитательные задачи проекта:

  • формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Принципы реализации проекта:

  • личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи,  теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие  особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её  изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства,  в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – воспитатель группы продлённого дня, обучающиеся 2-3 классов, классные руководители 2-3 классов, родители.

Срок реализации  проекта– 2023 -2024 учебный год.

  1 триместр -  «Я люблю свою малую Родину».

  2 триместр -  «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

  3 триместр -  «Нас много, а родина одна – Россия».

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация данного проекта предполагает сформированность:

  • начальной системы  краеведческих знаний,
  • устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  •  любви и бережного отношения к родной природе;
  •  посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  •   уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

Средства реализации проекта:

Возможные формы активных воспитательных  мероприятий:

  • 1.  Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
  • 2. Деловые игры;
  •  3.Диспуты, викторины;
  • 4. Исследовательская деятельность,
  • 5. Коллективные творческие дела;
  • 6. Смотры-конкурсы, выставки;
  • 7. Соревнования;
  • 8. Экскурсии, поездки, походы;
  • 9. Трудовые дела: акции, операции
  • 10.Тренинги общения
  • 11. Устный журнал «Путешествие по городам»;
  • 12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)» У фамильного древа»;
  • 13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
  • 14. Семейные гостиные:
  • -  «Духовно нравственные основы русского народа».
  • -  «Пишем историю своей семьи».
  • -  «Родословная семьи»
  • -  «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

      15. Создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава  моей семьи», «Наши династии» и др.

Содержание воспитания по ступеням:

1 триместр  – «Я люблю свою малую Родину»

Задачи:

1.     Воспитание люби  к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2.     Развитие творческой активности.

3.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: Саратовская  область – частица России. История города Энгельса  и области  в истории России. Архитектурные и культурные памятники города и  области. Административное деление области, символика. Природа и экологические проблемы.. Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков,  изучение значения жизни земляков,  родственников в истории страны во время ВОВ, Афганской  и Чеченской войн. Операция СВО.

2 триместр  – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

 

Задачи:

1.     Воспитание люби  к семье, родным и близким людям; уважения к  историческому прошлому и настоящему малой и большой родины;

2.     Развитие творческой активности.

3.   Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению связей  истории своей семьи с историей своего края,  своего Отечества.

    

Содержание программного материала:  отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.;  народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи русских народов. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

3 класс – «Нас много, а родина одна – Россия».

Задачи:

1.  Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения к природе, истории  к культуре,  традициям и обычаям   разных народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать  и умножать.

4.  Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Критерии эффективности проекта:

Обучающиеся 2-3 классов

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных:

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-где и кем работают родители;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения;

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каж дого члена семьи в частности;

-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

способами;

           -делать приятное своим родным и близким.

        

Действую:

             -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

             -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

- поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;

- добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

Основные (примерные) мероприятия по реализации проекта:

Название мероприятия

Форма

Класс

1

Русь, Россия, Родина моя

Клубный час  - КТД

2,3.

2

День матери

 Клубный час - КТД

2,3

3

Хранители земли русской

 Клубный час - КТД

2,3

4

Мой милый город, я тебя люблю

 Клубный час - КТД

2,3

8

Как украсить дом к Новому году.

Клубный час  творчества

2,3

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

2.3

11

 Масленица.

Игровая программа.

2,3

12

Из бабушкиного сундука.

Развлечение -выставка.

2,3

13

Красота родной природы

Фотовыставка

2,3

14

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

2,3

16

История школы

Фото – репортаж о школе.

2.3

17

Составляем правила поведения в коллективе.

Аналитическая беседа

2.3

18

 История улиц в истории нашего города

Игра-путешествие.

2.3

19

Семейные династии

Мини - проект.

2,3

21

Святые места Саратовской области

Экскурсия, мини- проект.

2,3

22

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

2.3

23

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой клубный  час

2.3

24

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Трудовое дело.

2,3

25

Поздравление ветеранов ВОВ.

Акция. Подарки своими руками.

2,3

26

Береги природу.

Акция. Конкурс плакатов, рисунков   

2,3

29

День Защитника Отечества.

Буду в Армии служить

Развлечение - соревнование. конкурс для мальчиков

2,3

30

Участие в проведении «Дня здоровья».

 Спортивное развлечение

2,3.

33

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

2,3

34

г. Энгельс  на карте Саратовской области. Символика.

Игра-путешествие по карте.

2,3

35

Население нашего города. Трудовые традиции

Беседа, встреча с интересными людьми.

2,3

39

Права ребёнка в новом веке

Клубный час.

2,3

40

Настоящий мальчишка, какой он?

Клубный час.

2,3

42

Неизвестные страницы истории.

Клубный час.

2, 3.

43

Всемирный День ребёнка.

Клубный час час.

2,3

44

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

2,3

45

Государственные символы России.

Классный час.

2 ,3

46

Народы севера  России.

Игра-путешествие.

2,3

47

Саратовская  область на карте России.

Игра-путешествие по карте.

2,3

48

История Саратовской  области в истории России.

Беседа

2,3

49

Памятники культуры и архитектуры города.

Игра-путешествие.

2,3

50

Природа Саратовской  области.

Интеллектуальная игра, работа с картой.

2,3

56

Честь имею.

Клубный  час.

2,3

57

Кому нужна моя помощь?

Клубный  час.

2,3

59

История моей семьи в истории Саратовской  области.

Проектная деятельность.

2,3

60

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 Клубный час, развлечение.

 2, 3

62

Детство наших бабушек и дедушек

Устный журнал

2,3

63

Я на бабушку похожа

Клубный  час.

2,3

65

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

2,3

66

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

2,3

67

Профессии в моей родословной

Клубный час.

2,3

68

Чтим великий День Победы

Клубный час.

2, 3

69

Кто я, какие мы?

Клубный час.

2,3

71

Зачем человеку семья

Классный час - диспут

2, 3

74

Семейные династии

Мини проект 

2,3

75

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

Устный журнал

2,3

76

Мир дому моему, мир дому твоему

Мини проект

2,3

Правовая база для составления проекта:

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".

Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...

Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Родина моих родителей»

  Проект «Родина моих родителей» ориентирован на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практическ...

Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию " Моя Родина - Россия!"

Конспект внеклассного занятия по патриотическому воспитанию старшеклассников на тему "Родина моя - Россия!" Стихотворения и пословицы о Родине. Символы нашей страны....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина россия"

laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог ...

Дорожная карта сетевого воспитательного проекта «Гражданско-патриотическое воспитание» на тему «Моя Родина!»

Дорожная карта сетевого воспитательного проектаНаправление воспитательное работы: «Гражданско-патриотическое воспитание»Целевые ориентиры: понимающий значение гражданских символо...