Урок ОПК " Добро и зло".
план-конспект занятия (4 класс)

Ковыршина Елена Николаевна

Целесообразность : урок откроет  понятийное содержание двух основных понятий «добро» и «зло» не только с позиции светского понимания ,но и со стороны христианского учения. Обучающиеся ознакомятся с причиной  происхождения зла, рассмотрят качества характера человека которые несут доброе и злое  в жизнь человека. Урок поможет задуматься к самооценке своих личностных качеств и как следствие, совершение добрых  поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

                   Урок ОРКСЭ. Добро и зло в православной традиции.

Модуль: Основы православной культуры.



?

 

                                           Санкт-Петербург

                                                     2022

  1. Пояснительная записка.
  2. Современный мир стал яркий и привлекательный для мира детства. Акцент расставлен на внешнюю сторону жизни : яркие игрушки, красивые наряды. В любой момент можно просмотреть любимый   фильм, мультфильм, поиграть в компьютерные игры. Любимые герои наших детей  монстры, ведьмочки или жуткие герои. Умы героев  фильмов настроены на поступки, которые несут страдания и боль другому герою, т.е. несут зло.

1.3 Актуальность темы урока , в том ,что  наше подрастающее поколение утрачивает самое        ценное - умение  сочувствовать , сопереживать, прийти на помощь  т.е. творить добро. И это происходит из-за того, что дети не имеют целенаправленной информации , которая подтолкнула и заставила бы задуматься над вопросом  сущности добра и зла. Поэтому главная миссия  учителя  указать грань между богооугодными поступками человека  и  поступками при которых  человек утрачивает   божественное начало.

1.4 Целесообразность : урок откроет  понятийное содержание двух основных понятий «добро» и «зло» не только с позиции светского понимания ,но и со стороны христианского учения. Обучающиеся ознакомятся с причиной  происхождения зла, рассмотрят качества характера человека которые несут доброе и злое  в жизнь человека. Урок поможет задуматься к самооценке своих личностных качеств и как следствие, совершение добрых  поступков.

1.5  Урок проводится в 4 классе. Обучающиеся готовы к получению информации . На уроке обучающиеся расширят свои знания по теме с позиции христианского  учения.

2.Цель занятия : Сформировать у учащихся ценностного отношения к понятиям добра, зла .

3. Задачи:

Обучающие : познакомить учащихся с представлениями о добре, зле, грехе в  православной  традиции;  раскрыть учащимся ключевые понятия урока;  создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении к собственным поступкам.

Развивающие : развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, развивать кругозор, словарный запас обучающихся , работать в парах, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные  : воспитывать стремление к богоугодным  поступкам  и действиям, совершаемым на основе свободы  выбора,   к принятию ответственности за их результаты.

4. Планируемые результаты:

Предметные результаты: познакомить учащихся с представлениями о добре, зле, грехе в  православной  традиции;  раскрыть учащимся ключевые понятия урока;  создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении к собственным поступкам.

Метапредметные : знания, которые школьник должен расширить и углубить по другим предметам, изучая православную культуру: истории, литературе, музыке, изобразительному искусству, географии и т.д.

формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

коммуникативных УУД- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, развивать словарный запас обучающихся.

регулятивных УУД.- панировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, развивать кругозор, работа в парах

Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений нравственных нормах; воспитание доброжелательности к сверстникам и окружающим ;умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей;;

5. Место: аудиторное

6. Формы занятия:   аудиторная.

7. Технологии: педагогическая мастерская, методы : беседа, мозговой штурм.

8. Формы контроля: ответы на вопросы, творческое задание.

9. Ход урока.

Тема урока: Добро и зло в православной традиции.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный  момент.

  1. Организация начала урока.

Проверка к готовности к уроку

     

Определяют  готовность к уроку.

                                      Мотивация  учебной деятельности

- Сегодня урок я хочу начать с притчи Л.Н. Толстого « Старик и яблони».

 

(Прослушивание притчи, 1 слайд.)

-О чем эта притча?

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

- Скажите пожалуйста, зачем старик сажал яблони ? ( слайд № 2).

Да, действительно,  старик сажает яблони и  заведомо понимает , что плодов яблонь он не дождётся. Обратите внимание , что  несмотря на свой солидный возраст старик выполняет нелёгкую работу , тратит свои оставшиеся силы, садит яблони для других людей.

Герой притчи Л.Н. Толстого долго живёт на свете  и  познал смысл жизни  человека.

Как вы думаете , в чём заключается смысл жизни каждого человека ,какой урок  старик преподнёс молодым людям?

На мой вопрос ответьте используя пословицы , представленные на доске.( слайд № 3)

Всякое уменье трудом дается.

Глаза страшатся, а руки делают. 

Жизнь дана на добрые дела

Добрый человек говорит мало.

Учись доброму- плохое и на ум не пойдёт.

 Где хотенье, там и уменье.

Старик осознал за свою жизнь , что каждый человек рождён для того, чтобы творить добро.

Определение темы урока.

А теперь давайте сформулируем тему урока :

 Верно, мы будем сегодня говорить  о добре , которое несёт  в нашу жизнь только добрые и светлые помыслы и дела .

Но можем  ли мы осознать всю глубину и важность добра в нашей жизни, если мы не вспомним о  противоположном  понятии к слову добро?

Какое  противоположное понятие к слову добро ?

Сформулируем тему нашего урока :

Добро и зло

Т.к. у нас  урок православной культуры

мы и будем говорить о том, как у православных верующие традиционно   (то что перешло от одного поколения к другому) трактуют понятие  добра и зла . (слайд № 4  тема урока ).

-Запишите в тетрадь тему урока.

Организация познавательной деятельности.

 Давайте рассмотрим понятие «добра» в толковом словаре Т.Ф.Ефремовой ( слайд № 5)

Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие,  пользу (противоп.: зло).

Символом добра , милосердия и всего хорошего является Ангел.( слайд № 6)

В православной традиции добро -  является и сам Бог , Господь на всё распространяет лучи своей благости. Поэтому ангел является символом добра.

Добро это и  когда  человек исполняет Божественную волю и каждый совершённый богоугодный  поступок ведёт человека  к духовному совершенству.( слайд № 7).

У вас на парте лежит  рисунок ангела,  приклейте наш символ добра в тетрадь,

справа от ангела запишите добрые поступки , которые совершаете вы в повседневной жизни.

Перечислите свои добрые поступки.

Посмотрите  каждый ученик  нашего класса в своей жизни совершал и продолжает совершать добрые поступки.

А как называют людей , которые совершают добрые поступки ?

А как вы думаете много ли  добрых людей на свете ? При возможности обоснуйте свой ответ.

Давайте прочитаем стихотворение Генриха Акулова « Добрые люди» и узнаем его ответ на вопрос: « Много  ли добрых людей на свете ?» ( слайд № 8)

Проанализировав строки стихотворения  подберите  присущие доброму человеку нравственные качества .

-Запишите нравственные качества доброго человека в левый  столбик.

-О каком ещё важном качестве доброго человека напомнил нам Генрих Акулов ?

-Добрый человек  это ещё и бескорыстный человек.

А теперь давайте проанализируем, ваши добрые поступки , которые вы написали справа от символа добра - ангела.

Многие написали что они помогают родителям в уборке квартиры. А теперь подумайте и ответьте всегда ли эта помощь  от вас  бескорыстна ? Или может родители обещают вам поход в кино, сладости или грозят наказанием ?  Подумайте, что было движущей силой помочь? Может это и не добрый поступок ?

Ребята , а как вы думаете если каждый человек , живущий на Земном шаре будет стараться стать добрым человеком   то каким станет мир? ( слайд № 9)

Кластер «Добрый мир»

Физ. минутка

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

 

А если   Добрый мир это мир  счастливый, радостный, светлый,  весёлый, ласковый,

Значит в  Добром  мире в нет печалей, горя ,  страданий, несчастий, воен , нет зла.( слай № 10).

Давайте попробуем сформулировать понятие к слову «зло». За основу возьмём понятие добро и будем подбирать слова противоположные к понятию добро.( возврат к слайду № 5)

Если добро в православной традиции это исполнение Божьей воли,  и каждый совершённый богоугодный  поступок ведёт человека  к духовному совершенству.

То зло рассматривается как нарушение Божественной воли, отпадение от Бога.(слайд № 11).

Назовите качества злого человека. Сначала запишите качества , которые начинаются со слова -зло- Запишите рядом в столбик качества злого человека.

-Для того, чтоб другие  люди ели плоды.

Высказывают своё мнение, предлагая свой выбор пословицы.

Приходят к  мнению,  что верной будет пословица : «Жизнь дана на добрые дела».

Ответы обучающихся :тема нашего урока о добре

Ответы :противоположное понятие - зло.

Записывают в тетрадь тему урока.

Читают понятие со слайда.

Делают записи .

Записывают добрые поступки в тетрадь.

3-4 обучающихся зачитывают свои добрые поступки.

-Добрые люди.

Ответы обучающихся.

Работают в парах и приходят к выводу , что если «в ногу со слабым шагают» это терпеливый человек.

«щедро больным помогают» это милосердный

, добросердечный;

в остальных случаях :

мягкосердечные, добродушный, отзывчивые, справедливый,

радушные.

Ответы обучающихся : все что делают добрые люди они не ждут наград, похвалы ,а делают это бескорыстно, от души.

Записывают в столбик нравственное качество-бескорыстие.

Размышления обучающихся.

Ответы обучающихся :мир станет  добрее !

Дети подходят  к доске и заполняют кластер: счастливый, радостный, светлый, весёлый, ласковый.

Обучающиеся  читают понятие к слову « добро» ( слайд№ 5)и подбирают противоположные  по значению слова. Получается понятие:

 Зло - всё плохое, отрицательное, всё то, что приносит  несчастье, вред.

Ответы:

злопамятный, зловредный, злобный, жадный , лживый, ненавистный, завистливый, агрессивный, гордый, равнодушный.

Посмотрите на столбик с нравственными качествами доброго  человека. Закройте ладошкой столбик с нравственными качествами злого человека. Бог при сотворении мира  задумал и сотворил  мир только добрым и светлым. Зло появилось позже .

Как же появилось зло ?

Вы знаете,  что Бог сначала создал мир ангелов.( слайд № 12) Ангелы были наделены разумом и свободой воли. 

 Свобо́да во́ли  — это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий.(Слайд№ 13)

-В мире ангелов был ангел Денница «утренняя звезда» , который  изначально принадлежал к одному из высших чинов небесной иерархии,  обладал многочисленными совершенствами, был приближён к Богу. И вот любуясь собой , своими достоинствами , Денница возгордился. И в  его сердце зарождались мысли :«Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».  (Слайд№ 14)

Рождал одну клевету Денница за другой  и стал «дьяволом», т.е  клеветник, лжец.

Он перестал слушаться Бога и стал сатаною, что означает «противник». Так в мире появилось зло. В своё восстание  против Бога сатана увлёк  треть ангелов, которые отпав от источника жизни превратились в мерзких бесов.

Сатане противостоял архангел Михаил со словами : « Кто подобен Богу ?  НИКТО КАК БОГ !»( слайд № 15).

И произошла война на небе, и разделился тогда весь Ангельский мир .( слайд № 16).

-Так что же стало причиной грехопадения ангелов ? ( слайд 17 ) 

Бог одарил всеми благами архангела Денницу.

О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:14-15).

-О каком беззаконии говорил Господь?

-Да, гордыня заполонила мысли Денницы и гордец  упустил из вида  то ,что всё что он имеет это не его заслуга , а Божья. И, свободная его воля, также подаренная  Богом  .

Синоним зла - грех.

А ведь Денница не перешёл бы на сторону зла, не совершил бы грех, если бы у него  не было возможности свободного выбора.

-Скажите пожалуйста , смог ли Бог сотворить ангелов без права выбора, быть преданными ему и послушными ?

Так почему же не сотворил ? 

-Бог мог сотворить ангелов  без возможности  свободы  воли. Но Бог это любовь, а любовь не может действовать по принуждению. ( слайд № 18)

-Первое зло вошло  в мир из-за гордыни.

-Бог сотворил  и  человека  с правом на свободную волю. И только от человека зависит на чьей стороне ему быть  : творить добро  для других людей , тем самым радовать Бога или перейти черту дозволенного, совершить грех, творить окружающим зло и радовать дьявола.

Давайте прочитаем притчу о добре  и зле.

Как вы поняли  последние слова притчи ? (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь).( слайд №19)

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод,  если человек «кормит» светлого  волка , он следует Заповедям ( законам ) Божьим совершая добрые дела , поступки. Побеждает светлая сторона души. 

Очень важно чтобы добро совершалось не по принуждению, не ради похвалы, награды, а от чистого сердца. Своими добрыми поступками мы благодарим Бога за  его любовь к нам (благость Божию). ( Слайд 20).

 А если человек переходит  грань, свыше ему определённой Господом ,начинает творить злые поступки , он « кормит» тёмного волка Побеждает тёмная сторона души. ( Слайд 21).

-Как вы думаете какой стороны души у вас больше  ? Какие поступки последнее время вы совершали ? Добрые или злые ? 

Со времени грехопадения человека               человеку очень сложно бороться с грехом. Так же православные , замечая у себя в душе поросль греха ( синоним греха-это зло),стремятся исповедаться и причастится.

А как вы, обычные школьники, можете не допустить в своей душе умножения  тёмной стороны ?

Самый верный способ  проявления любви к своему создателю мы читаем  в Новом завете

Петра 3:9-13 Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте тем, что просите у Бога благословить этого человека, ибо вы призваны Богом так поступать, чтобы унаследовать благословение Божье.

- Как вы понимаете прочитанное наставление ?

Слушают, следят за ходом мысли учителя.

Ответы обучающихся :он возгордился и стал считать себя наравне с Богом.

.

Читают слова Божьи  , выделяют словосочетания

«доколе не нашлось в тебе беззакония»

Ответы :  Денница начал вести себя беззаконно.

Денница  перешёл грань дозволенного Богом. Поставил себя на один уровень с Богом .

 

Ответы : да, смог, ведь Бог всемогущ.

Размышления обучающихся.

Один ученик читает притчу вслух, остальные обучающие следят.

Рассуждения обучающихся.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающегося :не совершать поступки, которые приносят другим страдания, горе, неприятности.

Не переходить грань дозволенного, а если совершил грех попросить прощения за неподобающий поступок.

Размышление обучающихся.

Рефлексия деятельности

- Посмотрите на качества доброго человека и на качества злого, а теперь прочитайте высказывания поэта Н. Заболоцкого: «Два мира есть у человека — Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».

-Как связаны наши записи  нравственных качеств человека и высказывания  Н.Заболоцкого по отношению к Другому мира?

- Да, действительно, от самого  человека очень много зависит  то, каким «Миром» (нравственным) он  будет наделён  в жизни. Если трудно справиться с злыми помыслами , нужно молиться , просить помощи у Бога, просить чтоб он недопустил греха в наши действия.

Как Господь показал что любит людей ?

-Как сделать чтоб зла стало меньше и мир стал Добрым ?

-Посмотрите ещё раз на символ добра и помните , что

если мир станет добрым, то зло перестанет существовать !  ( слайд №23 )

Ответы :  благодаря своей работе , усилиям над собой ( или её отсутствием) в течение жизни человек приобретает те или иные качества. . Нужно приложить огромное количество усилий , чтоб перебороть злые помыслы, искоренить ростки зла в своей душе .

Ответы : Господь подарил человеку свободу выбора.

Ответы :не отвечать на зло злом, раскаиваться  в совершённых злых поступках, просить прощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

       Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты"

Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты" -коллективный, годоаой проект, направленный на воспитание духовности, главных человеческих ценностей,через совместное творчество учащихся, учителей...

Урок этики :"Добро,добрые дела"

Эта методическая разработка содержит конспект и презентацию урока этики в 2 классе.Цели занятия:- ориентировать на ценности человеческой личности;- развивать потребности в нравственном самосовершенств...

Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.

Урок  итоговый в рамках проекта " Добро и зло" В уроке формируются  нравственное понятие  добра. Применяла различные формы работы детей  с целью создания ощущения у детей успешно з...

ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...