Технологическая карта урока. "От доброго слова к доброму делу"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Комлева Елена Ивановна

Урок по ОРКСЭ.4  класс "Милосердие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия нового знания «От доброго слова к доброму делу»

Урок открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам открытия нового знания, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

Моделируем способ открытия нового знания. Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока. Фиксируем те образовательные результаты, которые будут развиваться в ходе этого урока. В соответствии с планируемыми образовательными результатами, подбираем упражнения, которые включаем в проект построения нового знания.

Название предмета  

ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры». Тема  №10

«Милосердие и сострадание»

Класс

4

 Технологии

Технология деятельностного метода. Основными элементами технологии являются:

  • Введение социально и личностно-значимой нормы на основе базовых ценностей;
  • Проектирование работы по усвоению нормы, в т.ч. самостоятельной;
  • Рефлексивная деятельность.

Форма организации

Индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Цель и задачи урока

Цель: осмысление обучающими понятий «добро», «благотворительность» и «милосердие», как основополагающих  в  жизни человека и общества, которые облагораживают и улучшают жизнь людей;  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

  • познакомить  обучающихся со смыслом слов «добро», «благотворительность» и «милосердие»;
  • показать на примере представителей династии Демидовых  суть  христианского отношения к ближнему;
  • усвоить, что дела милосердия и благотворительности  богатых людей в большей степени изменяют к лучшему  жизнь многих людей и всей страны.

Основные термины, понятия

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца. Благотворительность оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи. Добро - всё положительное, хорошее, полезное. Второе значение - имущество, вещи. 

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные:

научатся: 

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции ;

–– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры

в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями.

Метапредметные:

научатся:

познавательные УУД  –

  •  способам решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
  • использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
  • извлекать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • давать определение базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

пользоваться словарями на начальном уровне читательской культуры.

коммуникативные УУД – 

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общее цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

регулятивные –  

  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • соблюдать нормы  этики и этикета;

начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

получат возможность научиться: 

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные:

будут сформированы

  • гуманистические  ценностные ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;
  • самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

получат возможность для формирования

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Время урока

45 минут

Оборудование

Экран, ноутбук, проектор, магнитная доска, магнитики, белая бумага,


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приложение

1.Мотивация к решению проблемы.

Добрый день,  дорогие дети!

- Посмотрите  фотографии и послушайте стихотворение, попробуйте поразмышлять о каком человеческом качестве пойдёт речь на нашем занятии.

Чтение стихотворения вслух на фоне презентации

Его нельзя поймать за хвост, 

Веревкой привязать!

Его характер так непрост, 

Что трудно описать.

 

Но ты почувствуешь его

Как нежное тепло внутри,

Когда у дома твоего

Тебя встречают у двери.

 Его ты можешь увидать

В прекрасных любящих глазах, 

Какими смотрит только мать,

И в друга преданных слезах.

 

Оно всегда с тобой в дороге

Тебе поможет на пути,

Прогнать сомненья и тревоги, 

Покой и счастье обрести.

 

Но если в сердце нет любви,

И злоба на душе скребется,

Но как его ты не зови,

Оно тебе не улыбнется.

2. Актуализация и фиксация затруднения.

- А как вы понимаете слово добро?  

- Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление заботится о ближних, помогать слабым.

- Какое ещё значение имеет слово добро? 

- Добро - имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.

Ответ: Добро

 Рассуждения детей.

Рассуждения детей.

3. Постановка проблемы.

- В этом году исполняется 300 лет династии Демидовых .

- Что интересного вы узнали об этих людях в краеведческом музее.

- Познакомившись с историей этого рода в краеведческом музее  и поработав в группах, вам легко будет ответить на вопрос –КАК правильно сказать «Они наживали добро или творили добро»?

Ответы детей

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас мы разобьёмся на группы, каждая из которых подробно исследует определённое направление деятельности Демидовых и сделает вывод, что доброго они сделали для людей и своей страны.

5. Реализация построенного проекта.

1 группа. Промышленное наследие

2 группа. Строительство и материальная поддержка больниц и приютов

3 группа. Строительство и материальная поддержка учебных заведений

4 группа. Поддержка российской науки

5 группа. Создание музеев, пожертвования им произведений искусства и культуры

Самостоятельная работа в группах.

Дети распределяются по группам и получают раздаточный материал по истории династии Демидовых.

 Изучают и обсуждают  тему. Готовят выступление от группы.

 №1

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Мы видим, что вряд ли найдётся в России ещё одна династия предпринимателей, как Демидовы, которая бы принесла столько пользы своей стране.

Выступление представителей каждой группы по своей теме.

На доске оформляется краткая важная информация по каждой теме в виде опорных слов. Самые главные достижения рода Демидовых, приносящих большую пользу людям и стране.

7. Закрепление материала с использованием краеведческого материала.

-Наш город также не остался без внимания Демидовых. Наши одноклассники под руководством Елены Валерьевны Товстокорой  создали мультфильм «Были о Демидовском Тагиле», который  расскажет нам, что сделали Демидовы на благо нашего города.

Представление  и просмотр творческого проекта детей  - мультфильма «Были о Демидовском Тагиле»

№2

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация эвристической беседы

- Изучив исторический материал, посмотрев мультфильм, вам будет легко ответить  на вопрос

КАК правильно сказать «Демидовы наживали добро или творили добро»?

 -«Демидовы  и наживали добро, и творили добро»

Они развивали промышленность и занимались благотворительностью.

- А что такое благотворительность ?

- БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ -оказание материальной помощи нуждающимся.

- Интересно, вы не богатые люди и не взрослые, по силам ли вам творить добро, заниматься благотворительностью?

-  Сообщение-презентация ученика

 о благотворительной деятельности  детей и родителей  гимназии 18.

- У истоков детской благотворительности стояла великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. О ней нам расскажет наша одноклассница.

Рассуждения детей

Рассуждения детей

Рассуждения детей

Сообщение-презентация ученика.

9. Рефлексия.

-Сейчас попробуем изготовить символ детской благотворительности ЛИЛИЮ. А вы передадите этот символ благородства и взаимопомощи своим знакомым, близким и родным, которая будет напоминать им и вам:

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

 Мастер-класс «Изготовление лилии из бумаги».

Подготовленные ученики в каждой группе показывают и рассказывают, как изготовить лилию.

Дети читают стихи.

У нас задача так проста:

Дарить добро от сердца к сердцу

И в ваше сердце поскорей

Вы- доброте откройте дверцу!

Она как чудо, что дано нам свыше.

Она, как Ангел, шествует с тобой,

Она стучится в твое сердце, слышишь?

 Идет по миру чудо-Доброта.

Из сердца в сердце мы ее несем.

Они ведь сестры: Доброта и Красота.

Давайте вместе этот мир спасем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час" с тестом....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)

Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с малень...

Технологическая карта урока № 4 ОПК "Зачем творить добро" 4 класс

Технологическая карта урока № 4 "Зачем творить добро". Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» класс 4...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...