Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.
статья по логопедии

абдулина марина наильевна

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta_4.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков ведёт к нарастанию трудностей в общем обучении, усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы. 

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.

Для этого необходимо решение следующихзадач:

своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;

коррекция звукопроизношения;

развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;

развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

учёта механизма данного нарушения

учёта «зоны ближайшего развития»

опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику.

приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице.

Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:

- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;

- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;

- обогащение словаря подбором родственных слов;

- формирование представлений о предлогах и способах их использования;

- дифференциация приставок и предлогов;

- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа позволяет учащемуся быть успешным в школе и избежать школьной дезадаптации.

Необходимость учета обозначенных этапов корррекционно-логопедической работы очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями. Обозначенные в рамках новых стандартов цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы. 

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание мое...

Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО.

Опыт работы учителя начальных классов с учебниками в условиях реализации ФГОС....

Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение  реализации новых п...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Презентация для педсовета "Работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координ...