Главные вкладки
Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.
статья по логопедии
ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta_4.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков ведёт к нарастанию трудностей в общем обучении, усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы.
Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.
Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.
Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.
Для этого необходимо решение следующихзадач:
своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;
коррекция звукопроизношения;
развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;
развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;
развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
опоры на сохранное звено нарушенной психической функции
учёта механизма данного нарушения
учёта «зоны ближайшего развития»
опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику.
приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).
Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).
На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
II. Коррекция дефектов звукопроизношения.
III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице.
Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;
- обогащение словаря подбором родственных слов;
- формирование представлений о предлогах и способах их использования;
- дифференциация приставок и предлогов;
- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.
Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.
Систематическая коррекционно-логопедическая работа позволяет учащемуся быть успешным в школе и избежать школьной дезадаптации.
Необходимость учета обозначенных этапов корррекционно-логопедической работы очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями. Обозначенные в рамках новых стандартов цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы.
Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание мое...
Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО.
Опыт работы учителя начальных классов с учебниками в условиях реализации ФГОС....
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
План работы МО "Здоровьесбережение в условиях реализации ФГОС"
план работы методического объединения...
План работы МО "Здоровьесбережение в условиях реализации ФГОС"
План работы методического объединения...
Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...
Презентация для педсовета "Работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координ...