работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по теме
Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание моей работы как классного руководителя. Воспитательная система моего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с классом в условиях реализации ФГОС | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №168 с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла»
работа классного руководителя
в условиях реализации ФГОС
Бровар Марина Юрьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С. Соловейчик.
В условиях модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
«Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства» – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования.
Цель деятельности классного руководителя
создание условий для саморазвития и самореализации личности его успешной социализации в обществе
Целью моей работы стало
- моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.
Свою работу я планирую, выделяя основные направления по годам обучения.
1 класс Тема года: «Своя семья – самые верные друзья»
2 класс Тема года: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам» В 3 классе планирую Тему года: «Дерево держится плодами, а человек – друзьями»
Основа моей работы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
В процессе работы я создаю условия для
- проявления самостоятельности;
- проявления активной общественной, гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
- аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
- организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
- коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).
Когда дети пришли в 1 класс, мне предстояло понять каждого ребёнка.
Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий – неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром, который мне предстоит открыть для себя и понять.
Мне предстояло изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности.
Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.
Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми. Сейчас у меня в классе 27 человек: 17 мальчиков и 10 девочек.
Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Поэтому в свою работу я включила беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков.
Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, , на классных часах.
Это принесло положительные плоды. К концу 1-го класса дети стали более организованы, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс формирования коллектива. Эта работа продолжается и сейчас во 2 классе.
Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
- при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
- стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
- учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
- создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.
Дети начиная со 2 класса активно принимают участие в школьных конкурсах, во всероссийских олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Лукоморье», принимали участие во Всероссийской Олимпиаде, где мой ученик Шох Стас занял 2 место по русскому языку.
Начиная с 1 класса каждый ребёнок ведёт портфолио ученика , что позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому школьнику видеть свои достижения.
В начальной школе регулярно проводятся предметные недели. Сначала в классе дети выполняют различные задания , а затем и по параллелям.
Работа в городской экспериментальной площадке. Приказом № 403/ОД Главного Управления Образования от 01.03.2012г. в целях совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях муниципальной системы образования города Новосибирска в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», создания оптимальных условий для функционирования сети городских экспериментальных площадок, нашему образовательному учреждению присвоен статус городской экспериментальной площадки. Я со своим классом активно включилась в эту работу. Работа в этом эксперименте дала хорошие возможности для анализа эффективности внеурочной деятельности моих учащихся. Внеурочная работа ведётся по пяти направлениям. Все ученики активно участвуют в работе кружков: «Зелёный дом», «Наш край», «Юным Умникам и Умницам», «Я - Гражданин», «Я - исследователь», «Общая физическая подготовка», кружки художественно-эстетического направления. Внеурочная деятельность – хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Воспитательная система класса построена следующим образом:
Класс поделен на группы, между которыми идет соревнование по определенным критериям (успеваемость, отношение к труду, культура поведения, участие в жизни класса, школы, а также участие родителей во всех проводимых мероприятиях). В классе есть ученики-консультанты (те, кто успевает на «4» и «5»), они помогают отстающим учащимся.
Получить дополнительные баллы для группы могут все, кто желает проявить инициативу по любому из критериев. Баллы записываются в дневнике группы, а затем озвучиваются и фиксируются в классном уголке в конце каждой недели. Полученные неудовлетворительные оценки, замечания, ведут к уменьшению количества баллов.
Я, как руководитель процесса, осуществляю контроль над оценками всех учащихся (ежедневное выставление в дневники), подведение итогов соревнования, записи в дневники для родителей.
Родители также не остаются равнодушными к занятости ребенка, радуются за его активность, достижения. Они оказывают помощь в организации работы класса. Родительский комитет работает очень хорошо.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Стараюсь сплотить не только детский коллектив, но и родительский.
Я стараюсь найти общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «День именинника», «День рождения класса», «Новогодний огонек», «Праздник мам», « День защитника Отечества»,«До свидания, школа, здравствуй лето!». В этих мероприятиях очень активно участвуют все родители класса, бабушки и дедушки.
Огромное значение я предаю укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия ,чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе.
* Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту.
Ориентируясь на сегодняшнее время, мы не должны забывать, что школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.»
Януш Корчак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...
Каким должен быть классный руководитель в условиях реализации ФГОС
Статья даёт ответ на вопросы:каким должен быть классный руководитель, каково его роль в современном воспитательном процессе?...
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Всякий из нас, кто предполагает,что может руководить другими,должен постоянно и напряженно учиться.Анатолий Васильевич Луначарский...
Презентация для педсовета "Работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координ...
Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...
Приказ № 25 О подготовке и проведении семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
Приказ № 25О подготовке и проведении семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...