Индивидуальная образовательная программа ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по логопедии

абдулина марина наильевна

Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Преодоление особых образовательных потребностей у детей с речевыми особенностями. Достижение максимально доступного уровня образовательной подготовки для социальной адаптации и интеграции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_individualnaya_obrazovatelnaya_programma.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

         Абдулина Марина Наильевна

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

Индивидуальная образовательная программа ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 Индивидуальная образовательная программа ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья удовлетворяет требованиям совершенствования всех средств речи и её первостепенных назначений,  предназначенным обеспечением благополучного формирования в академической функции, сохранению нервно-психического здоровья и социализации детей. Преодолению негативных проявлений во всех сферах жизни детей, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, в определённой мере предопределяя их низкую информативную инициативу.

Аннотация:

  Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Преодоление особых образовательных потребностей у детей с речевыми особенностями. Достижение максимально доступного уровня образовательной подготовки для социальной адаптации и интеграции.

Цель:

Обеспечение  коррекционного подхода в создании условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории к подготовке адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Метод:

Обеспечение последовательного введения ребёнка в информационное поле, которое обеспечивает развитие сенсорного, моторного, интеллектуального, коммуникативного и социального развития.

  Влияние среды и формирование компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, памяти, речи.

Установление связи ребёнка с его окружением, доступность коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей социальную адаптацию. Формирование речевых интересов и потребностей, создание мотивации к общению с окружающими, возможность проявить себя и добиться успеха.

Программа коррекционной работы на ступени начального школьного образования включает в себя взаимосвязанные направления.

Отличительная особенность образовательной программы:

Совокупная подготовка информации о ребёнке на основании диагностических данных от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающего, выявление его резервных возможностей; установление адаптационных возможностей и уровня социализации ребёнка; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

 ИПР обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях школьного учреждения; способствует формированию УУД у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей анагенеза и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение ребёнка  на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы, преодолению  неуспеваемости  посредством  групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя достижению результата.

Результат: Мета предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик; устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; строить алгоритм поиска необходимой информации; определять логику решения практической и учебной задачи;  умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Результат логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

 Владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза; сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия; достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата, овладение основными лексико-грамматическими конструкциями, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению, расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования, расширение представлений об окружающем мире.

Вывод:

ИПР дает ребёнку возможность иметь равные возможности наравне с другими детьми, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в социальной жизни образовательного учреждения, преодолевать  при этом определенные барьеры в общении.

Ключевые слова: адаптация, преодоление, обеспечение, достижение, формирование, направление, развитие, интеграция.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма. СПб.:«Союз»,2003.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.:Просвещение,1991.

3. Кузнецова Е.В.,Тихонова И.А.Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.М.:ТЦ Сфера,2009

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

Индивидуальная образовательная программа ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Преодоление особых образовательных потребностей у детей с речевыми особенностями. Достижение...

Программа кружка «Волшебные краски» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья педагога-психолога МБУ ДО ЦПМСС ГО «город Якутск» Васильевой Р.С.

Актуальность             В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с м...