Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект по теме
Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путешествия, предполагает смену видов деятельности, использование разнообразного наглядного материала, а также сюрпризных моментов.
Ожидаемые результаты: обобщение, уточнение знаний детей о различных эмоциях, совершенствование умения понимать собственное эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей, умения распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их с помощью мимики и жестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого психологического занятия
по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Составитель - педагог-психолог И.Ю. Добрынина
Цель: уточнение знаний детей об основных эмоциях, совершенствование умения дифференцировать эмоции и выражать их.
Задачи:
- Уточнить представления о различных эмоциях;
- Совершенствовать умение анализировать свое эмоциональное состояние, выражать свои эмоции с помощью мимики и пантомимики, переключаться с одного эмоционального состояния на другое;
- Воспитывать доброжелательное поведение, чувство эмпатии.
Оборудование и материалы:
- светофор настроения;
- ромашки-пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний;
- "Кубик эмоций"
- карточки с изображением детей в различных ситуациях с не прорисованными лицами
- прищепки с именами детей, небольшой сундучок
- фломастеры
- МР3-проигрыватель, музыкальные записи
- сладкие призы для детей.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Сегодня мы повторим то, что мы узнали о настроении и эмоциях, будем узнавать и выражать их с помощью мимики и жестов, а также внимательно слушать и выполнять различные задания. Как вы уже заметили, на занятие к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Что же такое – эмоции? Правильно, это все то, что мы с вами переживаем и чувствуем. Мы не можем оставаться равнодушными, поэтому в разные моменты своей жизни мы радуемся или огорчаемся каким-то событиям.
А сейчас давайте порадуемся!
Упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете -
(разводят руками)
Доброго дня пожелаем всем, дети!
Упражнение «Светофор настроения»
Педагог-психолог: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное сказочное путешествие. Вы согласны? (Ответы детей).
Посмотрите, дорога, ведущая в сказку, привела нас к необычному светофору.
Дети рассматривают светофор и определяют свое настроение, прикрепив к нужной пиктограмме прищепку с именем.
А сейчас закройте глаза и повторите за мной заклинание: «Трэкс – пэкс – фэкс!» (звучит «сказочная» музыка, дети открывают глаза)
Педагог-психолог: Вот мы и очутились в сказочной стране! Познакомьтесь, пожалуйста, с феей Эллой (рисунок 1). Что необычного в ее облике? (Ответы детей). Злая волшебница заколдовала Эллу, теперь у нее не всегда получается быть доброй и веселой - часто Элла бывает злой, сердитой, обиженной. Но ей больше нравится быть доброй, она хочет оставаться такой всегда. Элле можно помочь - если мы правильно выполним три задания, то найдем волшебный предмет, который разрушит злые чары. Вы готовы помочь Элле? (Ответы детей).
Упражнение «Ромашки настроений»
Психолог раздает детям отдельно цветы-ромашки с различным настроением и стебельки и листья, на которых указана эмоция.
Педагог-психолог: Ребята, рассмотрите свои ромашки, определите их настроение: радость, испуг, грусть, задумчивость и др., а затем совместите цветки со стебельками и листьями, где обозначена нужная эмоция.
Назовите, какие ромашки настроений вы собрали в свои букеты?
Динамическая пауза
Педагог-психолог: а сейчас мы представим себя такими же ромашками, растущими на лугу. Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и повторяйте за мной слова и движения:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это - не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Педагог-психолог: Сейчас я раздам каждому карточки - внимательно рассмотрите их. На карточках изображены дети в различных ситуациях. Вот только их лица художник не нарисовал. Ваша задача – догадаться, какое настроение у детей на картинках и нарисовать лица – улыбающиеся, грустные, задумчивые или удивленные.
Дети получают фломастеры и по карточки с изображением 4-х ситуаций (девочка увидела, что котенок размотал клубок ниток, мальчики стоят на пьедестале почета с медалями, мальчик падает в лужу, девочка ела мороженое и испачкала платье и т.п.).
После выполнения задания дети меняются карточками и проверяют друг друга, аргументируя свой выбор эмоций.
Упражнение «Кубик эмоций»
Педагог-психолог: Третье задание спрятано в этом маленьком сундучке. Как вы думаете, что там находится? (Ответы детей). Дети открывают его и находят кубик настроения (Рисунок 3). Посмотрите, какой необычный кубик! На каждой его стороне нарисовано лицо, выражающее какое-либо настроение. Я первая брошу кубик. Вам нужно будет изобразить настроение соответствующее выпавшему. Тот, кто удачнее выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
Каждый ребенок бросает его по очереди и изображает ту эмоцию, которая выпала, с помощью мимики и пантомимики. Обсуждается, какие причины могут вызвать то или иной эмоциональное состояние.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Теперь мы получим то, что сделает Эллу доброй и веселой. Ой, что это? Смотрите – кажется обыкновенное зеркало…
Дети прикладывают зеркало по линии, разделяющей картинку с феей напополам и видят ее добрую и веселую.
Подведение итогов, рефлексия занятия
Педагог-психолог: Ребята, Элла благодарит вас за помощь. Она хочет узнать, как же вам удалось расколдовать ее? Что вы узнали? Повторили? Что вам особенно понравилось и запомнилось? (подведение итогов, рефлексия)
Наше занятие подошло к концу, пора возвращаться из волшебной страны.
Посмотрите – вот и наш светофор. Как изменилось ваше настроение? Или осталось прежним? (Дети отвечают; если настроение изменилось, пересаживают своих пчелок.)
Педагог-психолог: Пришло время прощаться. Давайте встанем в круг, позовем гостей, возьмемся за руки и сыграем в игру «Мы тоже»:
Психолог: Я довольна нашим путешествием в сказочную страну!
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я хочу быть доброй и веселой, не обижать и не огорчать других людей.
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я дарю вам улыбку!
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я дарю вам эти сладости!
Дети: Мы тоже! (получают сладости и берут с собой, чтобы угостить других детей в группе)
Приятных всем эмоций!
Ожидаемые результаты: обобщение, уточнение знаний детей о различных эмоциях, совершенствование умения понимать собственное эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей, умения распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их с помощью мимики и жестов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...
Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).
Открытое мероприятие. Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....
Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...
Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)
Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....
Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений непосредственно влияет на...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья о влиянии Адаптивной физической культуоы нв детей с ОВЗ...