ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3) на 2023-2024 учебный год направление «художественно-эстетическое» название «Калейдоскоп.»
рабочая программа (1 класс)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3)
на 2023-2024 учебный год
направление «художественно-эстетическое»
название «Калейдоскоп.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1b_klass_kaleydoskop_vneurochka_.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов ОКОУ «Курская школа» Протокол от « » августа 2023г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол от « » августа 2023 г. № 1 | Утверждено решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол от « » августа 2023 г. № 1 Введено в действие приказом по школе № от августа 2023 г. Директор школы ______Сеин П.В |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3)
на 2023-2024 учебный год
направление «художественно-эстетическое»
название «Калейдоскоп.»
Ответственный за реализацию
программы: Талдыкина Т.А
Курск – 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности.
Рабочая программа определяет:
- порядок, последовательность и время изучения разделов и тем образовательной программы;
- темы и краткое содержание каждого урока;
- основные требования к уровню подготовки обучающихся по разделам образовательной программы;
- порядок, последовательность и время выполнения практической части образовательной программы внеурочной деятельности;
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребѐнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного
происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Калейдоскоп» предназначен для обучающихся 1 дополнительного Б класса; рассчитан на 1 час в неделю (33 ч. в год).
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности для 1 дополнительного Б класса «Калейдоскоп» составлено с учетом рабочей программы воспитания ОКОУ «Курская школа» и направлена на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Важное направление уделяется нравственному воспитанию обучающихся. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Калейдоскоп» выделяет и другие направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- развитие коммуникативной активности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, выбор цвета, разметка линейкой, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками опорного учебного материала.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно- эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учѐтом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с школьными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Содержание программы
Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе необходимые для работы материалы, инструменты и приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять прядок на рабочем столе в процессе конструирования.
Обучение приемам работы с целью развития умения целостного восприятия объекта:
- складывание целого изображения из его частей;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов;
Различение формы предметов геометрических фигур при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб).
Формирование графических представлений формы предметов и геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал).
Ориентировка на плоскости: нахождение середины, верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное положение листе.
Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание деталей, формирование навыка произвольной регуляции нажима. Дополнение постройки отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности. Расположение приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета по образцу. Конструирование: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым продукт должен соответствовать (например, дом для собаки должен быть маленьким, а для человека — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что учащийся сам или с помощью педагога, без каких-либо внешних ограничений, создает образ и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу 1 года обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
- развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приѐмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приѐмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Календарно - тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Калейдоскоп» с учащимися 1дополнительного Б класса
№ | Тема | Дата |
1 | Правила работы на уроках. | |
2 | Аппликация из природных материалов на картоне «Ёжик» | |
3 | Аппликация из геометрических фигур. | |
4 | Аппликация из пуговиц. | |
5 | Мозаика из цветной бумаги. | |
6 | Мозаика из цветной бумаги. | |
7 | Аппликация из листьев «Зайчик». | |
8 | Аппликация из круглых Салфеток, бумаги и пуговиц. | |
9 | Открытка с аппликацией. | |
10 | Моделирование из бумаги. | |
11 | Аппликация. Коллективная работа. | |
12 | Аппликация из природных материалов на картоне. | |
13 | Работа с сыпучими материалами (различная крупа). | |
14 | Рисование пластилином. | |
15 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. | |
16 | Картина с использованием круп «Фрукты и овощи». | |
17 | Объемные игрушки из бумаги «Лиса». | |
18 | Лепим из пластилина. «Чудо-дерево». | |
19 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка для мамы. | |
20 | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». | |
21 | Аппликация «Салют». | |
22 | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка». | |
23 | «Одуванчик» аппликация. | |
24 | Аппликация «Русская матрешка». | |
25 | Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненные из салфеток, скатанных в шарики. | |
26 | Панно-мозаика с использованием макаронных изделий. | |
27 | Объемные игрушки из бумаги «Лягушонок». | |
28 | Размазывание пластилином «Цветы». | |
29 | Фантазии из «ладошек». | |
30 | Аппликация «Радужная рыба». | |
31 | Пластилинография «Любимые животные». | |
32 | Коллективная аппликация «Дерево дружбы». | |
33 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «духовно-нравственное» название «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» разработана на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (и...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «общекультурное» название «Чудеса своими руками»
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...
Программа внеурочной деятельности "Рукотворный мир" 1-9 классы, вариант 2
Программа внеурочной деятельности "Рукотворный мир" 1-9 классы, вариант 2 (для детей с ТМНР)....
Программа внеурочной деятельности "Я умею" 1-9 классы, вариант 2
Программа внеурочной деятельности "Я умею" 1-9 классы, вариант 2 (ТМНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...