Рабочие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования
рабочая программа

Чукреева Анастасия Вячеславовна

Программы дополнтельного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Принята на заседании

педагогического совета

от «     » _______ 2023г.,

протокол № ____

«Утверждаю»:

Директор МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

___________Чукреева Л.А.

Приказ №__от «    » ____ 2023г.

Дополнительная общеобразовательная

программа

социально-гуманитарной

 направленности

«Школьный медиацентр «Фокус»»

Возраст учащихся: 11- 17 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: стартовый

Автор - составитель:

Чукреева Анастасия Вячеславовна, учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями.

Старое-Татаурово, 2023 г.

Оглавление

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты        7

1.3. Содержание программы        10

2.Комплекс организационно - педагогических условий        14

2.1. Календарный учебный график        14

2.2. Условия реализации программы        14

2.3 Формы подведения итогов реализации программы        15

2.4. Оценочные материалы        15

2.5. Методические материалы        16

2.6. Список литературы        19

   

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы:

Дополнительная общеобразовательная  программа школьного медиацентра МОУ «Старо-Татауровская СОШ» - «Фокус» (далее - Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2)«Об образовании в РФ»https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализацииhttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".

https://docs.cntd.ru/document/420207400

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

  • Устав МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

https://sh-staro-tataurovskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/yctav.pdf

Актуальность программы:  обусловлена тем, что в настоящее время актуальность СМИ растет в связи с событиями, происходящими в мире и обществе. В период колоссального развития информационных технологий и скоростного распространения информации современному подростку тяжело не попасть под влияние различных видов средств массовой информации, будь то радио, телевидение и интернетиздания. Необходима активизация школьного госпаблика в ВК, новостной ленты на официальном сайте школы. Именно поэтому очень важно на пути становления личности выработать четкие моральные принципы и четкую жизненную позицию, а также научить подрастающее поколение обработке и фильтрации информации путем изучения СМИ изнутри. Программа развивает нестандартное мышление, формирует способности к творческому восприятию мира, а также активную и независимую жизненную позицию.

Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения происходит практическое познание различных медиапрофессий. За время обучения обучающиеся  проходят такой же путь создания контента, как и в больших продакшенах, диджиталагентствах или телекомпаниях. В программе особое внимание уделяется практическим навыкам создания контента, от фото или текста до полноценного короткометражного видео. Наряду с теорией и практическими задачами, оттачивающими навыки, учащиеся занимаются проектными работами, которые позволяют каждому члену группы проявить себя, свою жизненную позицию и сформировать свой взгляд на мир, продуцируя его в творчество. Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах деятельности, учитывает меняющиеся интересы и потребности современных детей.

Программа включает в себя следующие основные предметы (разделы):

Стартовый уровень 1 год обучения

Раздел 1. Введение в журналистику

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство

Раздел 3. Интервью

Раздел 4. Новости

Раздел 5. Операторское мастерство

Раздел 6. Монтаж и обработка

Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях

Вид программы: Модифицированная программа (программа разработана на основе авторской программе «Школьный медиацентр» разработанной Павлючковой М.С.)

    Направленность программы: социально-гуманитарная

  Адресат программы:  Программа школьный медиа-центр  «Фокус » для обучающихся 11-17 лет.  Рассчитана на 1 год обучения. Количество обучающихся в группе 1 года обучения – 60 человек.

Срок и объем освоения программы:

1 год, 68  педагогических часов

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 68 педагогических часа;

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. 1 год обучения 5-11 класс

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

Программа «Фокус»

2 часа в неделю по 40 минут

68 часов в год


1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой информации.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.

2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.

 3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.

 4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.

5. Создать живую, активно работающую информационную среду.

Развивающие:

  1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.

2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; 
  2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.
  3. Воспитывать дисциплинированность.
  4. Способствовать  работе  в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива  в достижении общей цели.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;

-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;

- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;

- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.).

Предметные результаты:

Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и  подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.

Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.

Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.

В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.

Стартовый уровень

Знать

- основные понятия предметной области «Информатика»;

- основные возможности базового программного обеспечения;

- возможности создания медиа - контента;

- возможность создания школьного радио

Уметь

- работать с компьютером; видеоаппаратурой; аудиоаппаратурой

- умение использовать абстрактное и логическое мышление,

- творческий и рациональный подход к решению задач;

- умения работать в мини группе, ведения диалога.

Владеть

Демонстрировать

уровень сформированности компьютерной компетенции.

Проявлять

Коммуникативные и лидерские способности в любой ситуации

1.3. Содержание программы

«Фокус»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в тележурналистику

7

4

3

Тестирование

1.1

Вводное занятие. Входной контроль

1

1

1.2

Основы радио

1

1.3

Печатные издания

1

1

1.4

Тележурналистика

1

1

2

Техника речи. Актерское мастерство

12

5

7

Презентации. Обучающие видеоуроки.

2.1

Культура речи

1

1

2.2

Постановка голоса

1

1

2.3

Дикция

1

1

2.4

Сценическое внимание

1

1

2.5

Упражнения на актерское мастерство

1

3

3

Интервью

10

3

7

Творческая работа

3.1

Виды интервью

1

1

3.2

Структура интервью

1

2

3.3

Стендап

1

4

4

Новости

10

4

6

Создание репортажа «Новости школы»

Введение странички ВК школы

4.1

Телевизионный репортаж

1

1

4.2

Стиль и отбор новостей

1

2

4.3

Ведение в кадре

1

2

4.4

Телевизионный мейкап

1

1

5

Операторское мастерство 

11

5

6

Создание новостного видео  -  ролика. Работа со школьной газетой «ОКНО»

5.1

Ракурс

1

1

5.2

План

1

1

5.3

Работа с камерой

1

1

5.4

Композиция, свет, цвет

1

2

5.5

Репортажная и портретная фотография

1

1

6

Монтаж и обработка

15

5

10

Итоговая творческая работа

6.1

Основы видеомонтажа

1

1

6.2

Монтаж сюжета

1

4

6.3

Монтаж новостей

1

2

6.4

Обработка фотографий

1

3

7

СММ: продвижение в социальных сетях

3

Итого

68

26

39

Содержание учебного плана

 1 год обучения 68 часа (2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение в тележурналистику (7 часов)

Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий.

Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.

Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.

Форма контроля: тестирование

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (12 час)

Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция

Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство

Форма контроля: создание презентации в программе Power Point. Создание медиа - продукта

Раздел 3. Интервью (10 час)

Теория: структура и виды интервью, стендап.

Практика: поиск героя, создание интервью.

Форма контроля: промежуточная аттестация: творческая работа

Раздел 4. Новости (10 час)

Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.

Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.

Форма контроля: Школьный публицистический диспут «Прямой эфир»

Раздел 5. Операторское мастерство (11 часов)

Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.  

Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео

Форма контроля: Создание видеоролика «Наши звезды»

Раздел 6. Монтаж и обработка (15 часов)

Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.

Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка   фотографии.

Форма контроля: итоговая аттестация: творческая работа

Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (3 часа)

Практика: работа на госпаблике школы ВК

2.Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней

68

Продолжительность каникул

с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.

Даты начала и окончания учебного года

С 1.09.2024 по 26.05.2025 г.

Сроки промежуточной аттестации

Декабрь 2024 год

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Май 2025 год

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

- Школьный кабинет №3

-актовый зал

- Электронные учебники и электронные учебные пособия

- Методическая литература

- Программы Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net

-Инструкции по технике безопасности

- Таблицы, схемы, фотоматериалы

- Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики

Информационное обеспечение

ноутбук, персональный компьютер, колонки, фотоаппарат, видеокамера, видеомикшер, проектор, жесткий диск, штатив для камеры, флеш карты, радиосистема, свет, стойка для света, накамерный свет, цветной принтер ,буклетный финишер.

Кадровое обеспечение

Педагог начальной школы, стаж работы 7 лет, опыт работы в журналистике 4 года

2.3 Формы подведения итогов реализации программы

  • Входной контроль – тестовая работа ; входной контроль позволяет выявить у детей начальные знания о журналистике в целом.
  • Промежуточная аттестация – творческая работа.
  • Итоговая аттестация – творческая работа.

2.4. Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методики «Склонность к творчеству», «Мой творческий потенциал» Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Тесты, результаты викторин, игр, интерактивные тесты

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации)

1. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run.  

2. Авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика.

3. Авторская презентация в Power Point

4. Тренинг "Игра с залом".

5. Практическое занятие «Дублер»

6. Творческая работа «Интервью»

7. Инсценировки реального или вымышленного исторического события;

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;
  • наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.);
  • практические - выполнение практических заданий, участие в тренинговых и игровых формах занятий;  тестов, видео - экскурсии для изучения программного материала;
  • исследовательские - работа с источниками информации по тематике образовательной программы.
  • в обучении - практический (практическая работа в школе, практическая работа при организации мероприятий в школе, в поселке, сотрудничество с общественными организациями); наглядный (изучение основ журналистики); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с информационными ресурсами ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение, практика).
  • в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. «Фотодизайн»

2. Создание презентаций

3. Школьная газета «ОКНО»

4. Госпаблик в ВК МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

5. Школьная интернет - страница ВК «Движение Первых» МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

6. Школьное телевидение.

7. Школьное радио

8. Создание видео – роликов о школе и о школьной жизни

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Акция
  • Беседа
  • Выставка
  • Игра
  • Презентация
  • Мастер-класс
  • Семинар
  • Турнир

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Здоровьесберегающая технология

В том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • Технологические карты
  • Образцы изделий

2.6. Список литературы

  1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 2019,- 200с.
  2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М., Дрофа, 2018, - 380с.
  3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты  - Спб.: Питер, 2017
  4. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
  5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video.

— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2018.—206 с.

  1. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2017 - 160 с.
  2. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты, 2014.

Электронные ресурсы:

  1. Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей

Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...