Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
для 2 класса
по социально-педагогическому направлению
«Мы вместе» (семейный клуб)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.docx | 40.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
для 2 класса
по социально-педагогическому направлению
«Мы вместе» (семейный клуб)
Составитель:
Пермякова Светлана Фёдоровна,
учитель начальных классов
Оглавление
Раздел 1.Пояснительная записка 3-4
Планируемые результаты 4-6
Содержание тем учебного курса 6-8
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………….....….8
Календарно- тематическое планирование 9-10
Раздел 2. Лист внесения изменений 11
Раздел 3. Контроль выполнения программы 12
Раздел 1.
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в массовой практике.
С одной стороны, в общеобразовательной системе очевиден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа все больше превращается в учреждение, предоставляющее образовательные услуги в ущерб формированию и воспитанию личности ребенка. Информационные технологии и «знаниевый подход» в образовании не способны решить воспитательных проблем: средство не может быть целью, иначе сама жизнь становится бесцельной.
С другой стороны, в силу серьезных объективных причин в стране наблюдается кризис семейных отношений, во многом обусловленный утратой их традиционных основ.
Только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и понять индивидуальные особенности детей. Для решения этих проблем разработана данная программа.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
· формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
· пропаганда и возрождение семейных традиций;
· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как основе российского общества;
· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Возрастная группа учащихся: 8 -10 лет.
Занятия проводятся во внеурочное время 1,5 ч. в неделю (51час в год).
Принципы функционирования программы.
- принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
- принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
- принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
- принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль.
- принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию
- принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- принцип оптимального выбора методов, форм и средств, направленных на развитие творческой и нравственной личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
Планируемые результаты
Личностные
Базовый уровень
- Формирование следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- Уважение к своему народу, к своей родине, своим родителям Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Повышенный уровень
ценностно-смысловая ориентация учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные
Базовый уровень
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Повышенный уровень
- приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах организации взаимодействия людей и общностей;о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
- Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- Выделение нравственного содержания своих поступков
Познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
- Умение адекватно оценивать свою деятельность
- Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
- Формирование основ оптимистического восприятия мира
- Формирование готовности к преодолению трудностей
Коммуникативные
- Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
- Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
- Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
- Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Содержание тем
№ раздела | Наименование раздела | Краткое содержание | Формы внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Сентябрь. «Осенняя мозаика» | знание: - мира осенней природы в художественных образах и в литературных произведения | конкурсы чтецов, художников, поэтов; викторина, КВН, игровое путешествие; выставка детского творчества; семейный праздник | 6 |
2. | Октябрь. «Живите долго- долго» | знание: истории жизни своих дедушек и бабушек; родословной своей семьи; уважение традиции поколений, соблюдение их преемственности | устный журнал, встреча поколений, беседа, КВН, праздник | 6 |
3. | Ноябрь. «Право быть ребёнком» | первоначальные правовые знания; побуждение детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. | игра-путешествие; беседа; творческая мастерская; театрализованное представление | 3 |
4. | Декабрь. «Новогодний калейдоскоп» | знакомство с традициями встречать новый год на Руси; дать представление о том, как отмечали праздники наши предки; воспитание любви к истории России, национальной гордости. | устный журнал, викторина, КВН, художественное творчество, театрализованное представление | 9 |
5. | Январь. «Все профессии нужны, все профессии важны» | знакомство с различными видами труда человека, многообразием профессий; воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; | экскурсия, беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская | 3 |
6. | Февраль. «Русские забавы» | знакомство с историей возникновения игр и забав; воспитание чувства патриотизма, любви к традициям родной страны, своего народа. | беседа; диалог; презентация; устный журнал; игры; массовое гуляние | 9 |
7. | Март. «Всё для мамы» | создание теплого нравственного климата между матерями и детьми; | беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская, семейный праздник | 9 |
8. | Апрель. «Природа и мы» | знание законов сохранения родной природы, окружающей среды и здоровья человека; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней. | круглый стол, анкетирование, викторина, конкурс-выставка плакатов, творческая мастерская, трудовой десант | 3 |
9. | Май. «Знай правила движения, как таблицу умножения!» | знакомство с опасностями, которые подстерегают детей на улицах, способами избегания неприятностей на дорогах, знакомство со знаками дорожного движения. | практические занятия по ПДД; творческие занятия; заочная экскурсия по городу; диалог | 3 |
ИТОГО: 51 час |
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: «Педагогика», 2007
- Крюкова С.В.,Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2009.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО «Издательство «Речь», 2008.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2009.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., «Просвещение», 2011 г.
- Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
- Совместные праздники для школьников и родителей/Коллектив авторов. - М.: «Глобус», 2012 г.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников.- М.: «Просвещение», 2011.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мы вместе»
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов |
1 | «Приметы осени» | устный журнал | 1,5 |
2 | «Осенняя ярмарка. Дары осени» | выставка детского творчества | 1,5 |
3 | «Загадки Лесовичка» | викторина о природе | 1,5 |
4 | «Волшебница Осень» | праздник | 1,5 |
5 | «Дорогие мои старики, мы ещё повоюем!» | фотовыставка | 1 |
6 | «Старость - к мудрости ступенька» | устный журнал | 1 |
7 | «Все цветы и подарки - для вас» | творческая мастерская | 1 |
8 | «Моя бабушка - самая лучшая!» | конкурсная программа | 1 |
9 | «От всей души» | праздник-концерт | 1 |
10 | «На что имеем право» | учебно-игровое путешествие | 1 |
11 | «Права детей – забота государства» | беседа | 1 |
12 | «День прав ребёнка» | театрализованное представление | 1 |
13 | «Новогодние загадки» | путешествие по станциям | 1 |
14 | «Откуда ёлка в гости пришла» | устный журнал | 1 |
15 | «Новогодние хлопоты» | творческая мастерская (изготовление открыток, газет, украшений для кабинета) | 1 |
16 | «Новогодний хоровод» | театрализованное представление | 1 |
17 | «Профессии моей семьи» | выставка рисунков | 1 |
18 | «Профессии в моей школе» | экскурсия | 1 |
19 | «Все работы хороши - выбирай на вкус!» | конкурс-представление профессии | 1 |
20 | «История возникновения забав, подвижных игр» | беседа | 1 |
21 | «Подвижные игры и забавы моих дедушек и бабушек» | встреча-презентация | 1 |
22 | «Масленица на Руси и в России» | массовое гуляние | 1 |
23 | «Жизнь забавами полна» | конкурсная программа | 1 |
24 | «Мамин день» | семейный праздник | 1 |
25 | «Моя мамочка» | выставка рисунков | 1 |
26 | «Я эти строки посвящаю маме» | конкурс чтецов | 1 |
27 | "Зеленый патруль" | конкурс плакатов о природе | 1 |
28 | "Природа и фантазия". | конкурс лесных поделок | 1 |
29 | "Чистота спасет мир" | экологическая акция | 1 |
30 | "Все о лесе" | эрудит-шоу | 1 |
31 | «Школа безопасности» | игра-практикум | 1 |
32 | «Знакомство со знаками» | творческая мастерская | 1 |
33 | «Почитаем знаки?» | заочная экскурсия по городу | 1 |
34 | «Чтобы лето было счастливым…» | беседа-диалог | 1 |
35 | Итоговое занятие. «Встречай лето красное!» | Семейный праздник | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Программа внеурочной деятельности начального общего образования
Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентированная на достижение результатов по духовно-нравственному направлению факультатив:"Основы православной культуры России"
Рабочая программа по ОРКСЭ направление: "Основы православной культуры России" для 4 класса...
Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...