«Дивный старец Амвросий Оптинский и его уроки жизни».
классный час (2 класс)

Лисицина Эльвира Александровна

Тема классного часа: «Дивный старец Амвросий Оптинский и его уроки жизни».

Преподобный Амвросий, старец Оптинский, причислен к лику святых собором Русской Православной Церкви в 1988г. В этом же году состоялось обретение мощей св. Амвросия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amvrosiy_optinskiy.docx947.43 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

        «Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»

                        Волжского муниципального  района Республики Марий Эл

 

       

Тема:  «Дивный старец Амвросий Оптинский и его уроки жизни».

                                                                                 

                                                                      Выполнила: Лисицина  Эльвира Александровна

                                                                                                  классный руководитель 2 класса

д. Чодраял

2022г.

Тема: Дивный старец Амвросий Оптинский и его уроки жизни.

Цель: нравственное воспитание детей, которое проходит через:

-раскрытие значений христианских добродетелей великого старца Оптиной пустыни

-самостоятельную работу детей, заключающуюся в осмыслении и объяснении некоторых нравственных понятий своим сверстникам

Задачи:

  • Обучающая

Научить детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий, отличить добро от зла.

  • Развивающая

Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

  • Воспитывающая

Воспитывать в детях любовь и уважение к ближнему, друзьям и одноклассникам.

Виды деятельности: беседа – диалог.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, иконка Амвросия Оптинского, фотографии, толковый словарь.

Ожидаемые результаты:

  • Узнают о  духовном  старце Амвросии Оптинском, как об одном из 14 преподобных старцев монастыря Оптиной пустыни.
  • Научатся различать какие поступки влияют на искажение  души.
  • Участвовать в диалоге, сотрудничать в поиске и сборе информации, принимать решения

Ход классного часа

I. Организационный  момент. Психологический настрой.

Классный руководитель: Посмотрите на солнышко, какое оно радостное и яркое. Оно согревает всех своим теплом. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите друг другу тепло и радость.

II. Определение темы. Целеполагание.

Классный руководитель: Каждый человек, рождается на свет с чистой светлой душой, такой же чистой и незамутненной, как вода в роднике. Но проходят дни, месяцы, годы - и наши слова, дела, поступки и даже мысли преображают нашу душу.

  • Какие изменения могут произойти в душе человека? (Ответы учащихся)
  • Отчего это зависит?  (Ответы учащихся)

Каждый хороший поступок чистой капелькой вливается в вашу душу, как капелька чистой воды вливается в родник, каждый плохой – окрашивает душу в черный цвет, также как маленькие кусочки грязи попадая в чистую воду уничтожают родник.

Классный руководитель: Какие поступки влияют на искажение  нашей  души? (ответы учеников)

     Как это ни грустно, но и такую воду приходится пить людям: нашим родителям, близким, учителям, одноклассникам, всем, кто окружает нас в жизни, приходится терпеть наши капризы, непослушания и все прочие неприятности, которые мы доставляем им своими словами и поступками.

Классный руководитель: Что может случиться с человеком, который все время пьет такую воду?  (Ответы ребят)

Классный руководитель: Хотим ли мы, чтобы это случилось с  теми, кто нас окружает?

Что же делать? (Ответы ребят)

Классный руководитель: Кто может поделиться с вами своим опытом, поддержать в трудную минуту? (Ответы ребят)

  Вывод: Родители, учителя, взрослые люди – это те люди, которые всегда могут прийти на помощь. Они больше прожили, больше знают и оберегают нас от  зла, которого мы можем не видеть или не понимать, т.е. мудрые люди, святые угодники Божии. Святые люди вели праведную жизнь, делали людям добро. Ведь слова святых мы впитываем так же, как святую воду. 

Классный руководитель:

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на этом классном часе? (Ответы детей).

Тема нашего классного часа: «Дивный старец Амвросий Оптинский и его уроки жизни».

Преподобный Амвросий, старец Оптинский, причислен к лику святых собором Русской Православной Церкви в 1988г. В этом же году состоялось обретение мощей св. Амвросия.

III. Обсуждение, дискуссия 

 Давайте вместе ответим на вопрос: кто такой старец? Старец – это человек, отказавшийся от своей воли, посвятивший себя Богу, беспрестанно молящийся и способный лучше других разделять помыслы и планы людей на добрые и злые.  Он может разложить их пришедшему как на ладони: здесь добро, а здесь зло, и между ними черта. Обладая даром прозорливости, старцы наставляли, утешали, исцеляли от болезней, предостерегали от опасностей не только иноков, но и мирян. Они указывали им путь жизни, открывая волю Божию.

Классный руководитель:

 Какими качествами обладают святые люди, и к каким мы все должны стремиться?

Ученик 1: Смирение, скромность, кротость, доброта.

Ученик 2: Милосердие.

Ученик 3: Мужество, вера в бога.

Ученик 4: Любовь к людям.

Ученик 5: Терпение, целомудрие.

Классный руководитель: Правильно, и сегодня мы с вами  узнаем о жизни и подвиге старца Амвросия (показ иконки святого Амвросия), научимся понимать, как люди должны жить, чтобы украсить свою душу добродетелями. 

1.Обсуждение ситуации:

  Классный руководитель:

Перед вами  ситуация:

 Однажды мудреца спросили: "Какой период жизни человека является самым главным: прошлое, настоящее или будущее?"

  • Каков ваш ответ на этот вопрос?
  • Как вы думаете, что ответил на этот вопрос мудрец Амвросий Оптинский?

"Самый главный миг в жизни человека - это настоящее. Ибо прошлое нам уже не вернуть, будущее нам не подвластно, а сейчас спешите делать добро".

Вывод: Мы должны каждый свой день проводить так, чтобы все наши поступки приносили только добро. 

2.Рассказ о Амвросии Оптинском

Классный руководитель:

Чем же знаменита Оптина пустыня? А знаменита она своими старцами. В Оптиной пустыни было 14 преподобных старцев. Прочитаем их имена на доске: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II. Самым известным является преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891) Я хочу рассказать немного об Амвросии Оптинском.

    Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых.

В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета.

    Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву.

Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Он не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам, а принял назначение со смирением, как из уст Самого Господа.    

Через три года, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия и рукоположен в иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».    

Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания.

После кончины преподобного Макария (30 сентября 1860 года) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь К.К.Романов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой и многие другие.

Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария.

IV. Физкультминутка.

Каждый день зарядку делай-

Будешь сильным, будешь смелым.

На зарядку становись!

Руки вверх! Руки вниз!

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

V. Работа в группе (обсуждение высказываний)

Классный руководитель: У Амвросия Оптинского есть поучительные высказывания. Давайте раскроем их смысл. (Дети сидят группами и объясняют смысл высказывания)

  • Будь сам справедлив и не обижай никого.
  • Старайся не оправдывать себя.
  • Кто уступает, тот больше приобретает.
  • Не люби слушать о недостатках других – у тебя будет меньше своих.
  • Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота.
  • Надо ко всем быть почтительным.

Вывод: Каждое высказывание, как добрая пословица. Учит нас справедливости, доброте, быть почтительными.

VI. Поэтическая страница.

Подготовленный ученик рассказывает стихотворение наизусть:

   Астрологам и колдунам не верю!

   Кому открыты тайны бытия

   И мудрости божественные двери?

   Тому, кто жив душою, как дитя!

   Живущему в гордыне и пороках

   За подвиги, любовь и послушанье

   Бог наградил Амвросия всезнаньем

   И высшим даром – даром прорицанья.

Классный руководитель:

  • Почему святой Амвросий не верил астрологам и колдунам?
  • Каким даром обладал старец? Как бы вы озаглавили это стихотворение? (ответы учащихся)

VII. Итог классного часа.

Классный руководитель: 

Перед вами 3 пути: добро, зло, святая жизнь.

  • Какой из этих путей самый легкий?
  • Самый трудный?
  • Какой путь вам по силам пройти?
  • Какой воды вы хотели бы испить на своем жизненном пути?
  • О жизни какого святого вы узнали сегодня?
  • Каковы уроки его жизни? (ответы учащихся)

И всем вам, дорогие друзья, я бы хотела  в конце нашего классного часа напомнить завет, девиз, наставление преподобного Амвросия, старца Оптинского. Он говорил всем нам:

«Если хочешь жить легко

И быть к Богу близко,

Держи сердце - высоко,

А голову - низко».

Вывод: Пусть молитвы оптинского старца Амвросия помогают нам с вами, - и его наставления, и его советы - на нашем нелегком жизненном пути.

VIII. Рефлексия.

 - Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

- Чем вам было полезно это занятие?

- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

IX. Домашнее задание.

Написать сочинение, темой которого будет «Мои добрые поступки ко всем окружающим»

Приложение

https://svyatsy-shop.ru/pictures/product/big/17792_big.jpg  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cb2c636667f71c54a8009b3ac1ba0d19_l-3027871-images-thumbs&n=13

https://img-fotki.yandex.ru/get/6846/132387107.106/0_12b165_da08602e_XL.jpg   https://www.shamordino-m.ru/upload/iblock/250/250e73f180feae4ff857d2ac37803344.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Жизнь луга"

Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Уучебник под редакцией  Н.Ф.Виноградовой ( "Начальная школа 21 века", изд."ВентанаГраф")...

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)

На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Технологическая карта урока Тема урока: Жизнь птиц

Предметные умения:- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;- называть отличительные особенности птиц;- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;- нау...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Презентация. Амвросий Оптинский.

laquo;Жить – не тужить.Никого не осуждать,Никому не досаждать и всем мое почтение.Надо жить так, как колесо вертится,Только одной точкой касаться земли,Все же остальное должно принадлежать небу...