кл.час "Добрата спасает мир"
план-конспект занятия (4 класс)
Цель: формирование представление об «особом ребенке».
Задачи:
- Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
- Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
- Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_ko_dnyu_invalidov.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Доброта спасет мир».
Цель: формирование представление об «особом ребенке».
Задачи:
- Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
- Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
- Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Эпиграф классного часа: «Мы живем, чтобы нести миру добро и красоту».
Ход классного часа
- Организационный момент
Добрый день! Позвольте начать классный час со стихотворения «Кто такие дети – инвалиды» (прослушать)
Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а «Птица счастья».
Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест. (звучит релаксационная музыка)
Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым. Это означает, что мы уже летим… Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.
- Как вы думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где необходима наша поддержка, забота и тепло? (детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых )
- Сообщение темы и цели занятия
— «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.
— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
— Я предлагаю вам посмотретьсказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.
— Сколько лепестков было у волшебного цветка?
— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)
— К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
2. Основная часть
Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас птица «Счастья» перенесла нас в «Общество инвалидов». Сегодня, 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.
Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.
А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)
В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни
— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)
— Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?
— Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.
Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
Баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни (звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой)
Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница- слепая)
Таких людей называют «инвалид по зрению» ( на доске карточка). Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)
-Какой части речи это слово? (существительное).
Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)
-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)
- Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зале)
Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ( ответы детей)
В больших городах есть «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.
Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами»
Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами ) «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве дятел. На болоте - лягушки. Возле цветка шмель. В траве саранча».
Прочитай слова для справок жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось
О чем текст? (о звуках природы).
Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)
Скажите, что может привести к потере слуха.? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)
Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
- А ещё есть люди, у которых нет каких-либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Что испытывали? Что хотелось сделать?
— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице? (Ответы)
— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые и дети.
— Как мы должны относиться к таким людям? Что нужно для этого делать? (Ответы)
Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.
Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью
Хочу прочесть вам стихотворение “Ступени”, его автор мальчик Антон, 12-ти лет.
Практические упражнения (игры)
— Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного поиграем-подвигаемся.
Сейчас я попрошу встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
— Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
- Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?
Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
— Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.
— Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.
Предлагаю выполнить ещё одно задание «Принеси предмет с закрытыми глазами»
Завяжите глаза, подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу со 2- ой полки. Принеси её мне.
Рефлексия:
— Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
— Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
— А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
— Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
— А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?
— А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.
— Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда?
— А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется тактильной азбукой.
— Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.
— Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.
Рефлексия:
— Что испытывали? Что хотелось сделать?
— А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Давайте вспомним паралимпийские игры в г. Сочи 2014 года.
— В каких видах спорта соревновались спортсмены с ограниченными возможностями здоровья?
— Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
IV. Заключительная часть
— В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.
— Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»
— Как вы понимаете эти слова?
— Думаю, многие из вас не станут смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.
V. Итог классного часа.
— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?
— Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Рефлексия занятия.
— Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Экологическая агитбригада «Спасем нашу планету»
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи...
Спасите планету!
Внеклассное мероприятие по экологии...
Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.
Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской....
Коллективное изложение текста "Как Митя спас воробышка"
Урок разработан на основе системы обучения связной письменной речи Г.С.Щеголевой. Коллективное изложение текста "Как Митя спас воробышка"проводится по вопросам к каждому предложению. Урок сопровождает...
Сказка "Как Иван царство спасал"
2007 год - год русского языка в России. Сказку "Как Иван царство спасал" я изменила элементами русского языка. Показывали сказку перед учениками начальных классов и учителями географии школ города и р...
Воспитательная работа. Сценарии "Масленица" 1 кл. и "Яблочный Спас"
Сценарий праздника "Масленица" для 1 класса (в актовом зале)Сценарий праздника "Яблочный Спас" для 2 класса...
Новогодний праздник в начальной школе "Дед Мороз спасает сказки"
Предлагаю вашему вниманию увлекательное путешествие Деда Мороза , Снегурочки, Домовенка Кузи и других героев по сказочным тропинкам в поисках сундучка со сказками. В сценарий включен материал по русск...