Выступление на педагогическом совете
материал
Выступление на педагогическом совете по теме: "Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.
Савельева Арина Алексеевна
ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №87
Тема: «Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика».
Цель: «Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся».
Задачи:
- Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения.
- Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся.
- Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.
План выступления:
- Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников.
- Что такое межпредметные связи, и почему их следует учитывать при построении современного урока?
- Интеграция на уроках в начальной школе.
- Выводы по выступлению.
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.
С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.
На наш взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано методистом и исследователем Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.
Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:
- «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
- «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,
- «развивается умственная деятельность»,
- «появляется желание учиться»,
- «формируются положительные нравственные качества».
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.
- Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
- Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка.
Мы пришли к выводу, что наиболее эффективными, интересными для учителя и обучающихся, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.
Список используемой литературы:
- https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost
- https://uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...