Выступление на педагогическом совете
материал

Савельева Арина Алексеевна

Выступление на педагогическом совете по теме: "Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.

Савельева Арина Алексеевна

ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №87

Тема: «Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика».

Цель: «Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся».

Задачи:

  1.  Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения.
  2. Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся.
  3. Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.

План выступления:

  • Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников.
  • Что такое межпредметные  связи,  и почему их следует учитывать при построении современного урока?
  • Интеграция на уроках в начальной школе.
  • Выводы по выступлению.

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.

На наш взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано методистом и исследователем Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

 Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:

  • «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
  • «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,
  • «развивается умственная деятельность»,
  • «появляется желание учиться»,
  • «формируются положительные нравственные качества».

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

  • Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  • Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  • Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  • Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  • Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

  • Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
  • Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка.

Мы  пришли к выводу, что наиболее эффективными, интересными для учителя и обучающихся, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.

Список используемой литературы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost
  2. https://uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...