Тема: Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством профориентационной работы.
проект (3 класс)

В статье описывается создание условий для формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий во внеурочных занятиях. Работа ведется с целью повысить интерес к учебе. В педагогической работе присутствует проблема с детьми, у которых нет мотивации к обучению. Из-за этого у них низкая успеваемость, нет интереса к учебе.  Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать, как учителя начальных классов решают проблему профориентации и самоопределения детей в их дальнейшем жизненном пути с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. /Плутарх/.

Введение

Учитель начальных классов, на мой взгляд, должен быть творческим, креативным. Учитель работающий по ФГОС должен уметь планировать урок так, чтобы ученики были сами главными добытчиками знаний, уметь заинтересовать, замотивировать детей. Дети должны приходить на урок с воодушевлением от того что сегодня откроют для себя что-то новое.

В своей работе я люблю творчески подходить к планированию урока, стараюсь заинтересовывать учеников. В педагогической работе встретила трудности в обучении детей с низкой учебной мотивацией. Для того чтобы повысить интерес, мотивацию к обучению выбрала тему самообразования «Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством профориентационной работы». В данной работе описывается создание условий для формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий во внеурочных занятиях. Работа ведется с целью повысить интерес к учебе.

В педагогической работе присутствует проблема с детьми, у которых нет мотивации к обучению. Из-за этого у них низкая успеваемость, нет интереса к учебе. Таким образом, выбранная тема исследования является актуальной в настоящее время. Цель данной работы заключается в том, чтобы показать, как учителя начальных классов решают проблему мотивации, профориентации и самоопределения детей в их дальнейшем жизненном пути с раннего детства.

Тема: Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством профориентационной работы.

Цель: Создание условий для формирования познавательной мотивации у детей младшего возраста посредством профориентационной работы.

В соответствии с целью, объектом и предметом в процессе исследования решались следующие задачи.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и раскрыть сущность понятия об учебной мотивации, а также выявить специфику формирования учебной мотивации у младших школьников.

2. Организовать и провести диагностику развития учебной мотивации у третьеклассников на начальном этапе работы;

3. На основе результатов педагогической диагностики подобрать совокупность профориентационных работ для формирования учебной мотивации младших школьников;

Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе

Младший школьный возраст является фундаментом для начала формирования учебно-познавательной деятельности ребенка. Есть ученики, которые с первых дней обучения начинают с интересом достигать азы обучения. Но и бывают дети, которые неохотно занимаются на уроках. Много отвлекаются, нет интереса к обучению. В следствии этого у них низкая успеваемость. Отчего так бывает? Успешность (эффективность) учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации.

Ребенок, который имеет мотивацию к учебной деятельности начинает с интересом овладевать знаниями, умениями, имеет успехи в обучении. Очень важно чтобы ученик начал свой путь к познанию качественно.

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.

Мотив обладает характеристиками:

  • количественными (по принципу «сильный - слабый»)
  • качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы).

Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

В педагогической практике данная проблема очень актуальна. Каким образом можно побудить внутренние мотивы.

Знание и учет психологических особенностей детей позволит правильно выстроить учебно-воспитательную работу.

В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, И. В. Дубровина, Н.Ф Талызина, Л. С. Выготский писали Младший школьный возраст-период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности. В младшем школьном возрасте ребёнок любит подражать исходя из этого в педагогической работе сделала упор на профориентационную работу. Следуя этому чтобы была внутренняя мотивация у учеников провела работу:

  1. Диагностика школьной мотивации
  2. Профориентационная работа профпросвещение
  3. Контрольная диагностика

Изучение особенностей учебной мотивации у младших школьников на начальном этапе .

На основе анализа литературы были выделены критерии сформированности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. В методике Н.Г. Лускановой обучающимся предлагается анкета, которая состоит из десяти вопросов. Цель данной методики выявить отношение обучающихся к школе, к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Данную диагностику следует проводить в несколько этапов, для отслеживания динамики школьной мотивации

1) Результаты диагностики по методике Н.Г. Лускановой для выявления отношения детей к школе.

Анализ результатов у 3 в класса показал, что 12% (4 чел.) имеют низкий уровень учебной мотивации. Это говорит о том, что дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий, на уроках чаще занимаются посторонними делами, играми. У таких детей имеются затруднения в учебной деятельности. 40% (13 чел.) показатели среднего уровня мотивации. Таких детей школа привлекает больше во вне учебной деятельности. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. 46% (15чел.) – у этих детей высокий уровень школьной мотивации. Дети успешно справляются с учебной деятельностью, активно участвуют при выполнении заданий на уроках, школу посещают для получения знаний. Такие дети ответственные и целеустремлены.

По результатам данной диагностики можно сделать вывод, преобладает количество детей с высоким уровнем учебной мотивации, то есть большинство детей позитивно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельность, им нравится учебный процесс. Результат диагностики подтвердил, что у кого был низкий показатель мотивации по наблюдениям имеет трудности в обучении. Эти дети на уроках не активны, много отвлекаются, получают не удовлетворительные оценки.

Применение педагогических профориентационных средств для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Чтобы побудить внутреннюю мотивацию у данных учеников решили провести профориентационную работу:

  1. Классные часы с представителями разных профессий.
  2. Экскурсии по предприятиям.
  3. Тестирование «Какая профессия мне подойдет» для младших школьников. Советы.
  4. Проектная работа «кем я хочу стать»
  5. Ярмарка кружков. Запись на кружки.

Классные часы с приглашенными гостями которые имеют успехи в своих профессиях. Это именитые спортсмены, известный дизайнер, актеры театра и кино, шеф- повар и. т. д. При беседе с представителями профессий ученики с интересом слушали рассказы гостей. Они рассказывали о своем детстве. Как учились, старались. Давали советы детям как достичь результатов. Какие предметы изучаемые в школе необходимы чтобы овладеть их профессией.

Следующим шагом стало экскурсии по предприятиям. Пожарное депо, фабрика по изготовлению выпечки, ветеринария. Детям было интересно наблюдать как идет процесс работы, попробовать себя в роли, также охотно сами участвовали в этом процессе.

Также провели тестирование Тест по профориентации для младших школьников

По результатам были даны советы

Как итоговая работа по профориентации провели проектную работу «Кем хочу стать в будущем». Каждый ученик по данной теме выполнил проектную работу. Ученики в классе выступали со своим проектом,

Рефлексия. Какие школьные предметы нужны для этой профессии.

В школе прошла ярмарка кружков. Руководители кружков рассказывали о своем кружке. Дети записывались на кружки которые им понравились.

Итоги практической работы по теме исследования

Через год после первого исследования была проведена повторная педагогическая диагностика. Диагностика проводилась по тем же методикам, что и на начальном этапе. По методике исследования учебной мотивации Н.Г. Лускановой были выявлены следующие результаты: у 62% (20чел.) высокий уровень школьной мотивации, дети старательно работают на уроках, ответственно выполняют все задания, предложенные учителем. Также, у 34% (11 чел.) средний уровень мотивации, таких детей школа в большей степени привлекает общением с одноклассниками и учителем. И 3% (1 чел.) с низким уровнем мотивации, обучающийся посещает школу неохотно, на уроках занимается посторонними делами. Виден положительный результат. Вывод: профориентационная работа для младших школьников как стимулятор для старта, как способ мотивации показал положительные результаты.

Важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать эти навыки. Выбрать предметы для углублённого изучения или курсы, связанные с будущей профессией. Тогда шансы, что карьера будет успешной и не придётся жалеть о своём выборе, сильно повышаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

Установленные признаки зависимости между степенью усвоения учениками общих подходов к работе с информацией (текстовой, графической, числовой и др.) и уровнем их познавательной самостоятельн...

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

В  статье  освещается  вопрос  формирования познавательной мотивации младших школьников, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесс...

Формирование познавательной мотивации младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.- словесные;- наглядные и практические методы;- ...