ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
статья

Ахлёстина Анастасия Игоревна

 

В  статье  освещается  вопрос  формирования познавательной мотивации младших школьников, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесса.

Ключевые  слова:  Мотивация; познавательная мотивация, мотив, успех.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ахлёстина Анастасия Игоревна

учитель начальных клаасов

 «ГБОУ школа №691 с углублённым изучением иностранных языков»

Аннотация

В  статье  освещается  вопрос  формирования познавательной мотивации младших школьников, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесса.

Ключевые  слова:  Мотивация; познавательная мотивация, мотив, успех.

Текст статьи

Основным побуждающим компонентом к учебной деятельности является мотивация младшего школьника. Важность создания условий возникновения интереса к учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и социальными мотивами. Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер.

Важна внутренняя и внешняя мотивация учения младшего школьника. Для формирования внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.

Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности.

В ходе проведенной работы ясно, что многие педагоги и психологи делают акцент на развитии внутренней мотивации, которую лучше всего добиться путем правильной и гуманной постановки учебной задачи.

Начальное образование главным образом нацелено именно на это и только во вторую очередь на формирование знаний умений и навыков. Ведь главная цель педагога начальной школы не добиться освоение учеником необходимых знаний умений и навыков, а «научить учиться» то есть привить любовь к образовательному процессу, развить и поощрить мотив к самообразованию, то есть собственной познавательной активности.

На первых порах учебная задача определяет учитель и только от него зависит, какой посыл он получит в ответ от детей,  показав пример грамматически поставленной учебной задачи. Учитель, во-первых гарантирует максимальную усвояемость материала, а во-вторых воспитывает в детях собственную познавательную активность. В данном случае, в перспективе дети научатся самостоятельно ставить учебную задачу в любых образовательных областях, что поспособствует постоянному развитию позновательной мотивации ребенка.

Под конкретно-практическими задачами, как известно, понимают такие задачи, при решении которых ученики направляют свои усилия на получение искомого результата, между тем как цель и результат решения учетных задач состоит в изменении самого действующего ученика, в овладении им общими способами действий (Д.Б. Эльконин).

Список использованной литературы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов, общего образования. (Стандарты второго поколения) /  Под ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А.- М.: Просвещение, 2010
  2. Федеральный закон  Об образовании в Российской Федерации .- М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986-174с.
  4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995 - 496 с.
  5. Асмолов А.Г Психология личности: Учебник-М.: Изд-во МГУ, 1990 -       367 с.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996.
  8. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Просвещение, 2007.
  9. Зимняя И.А Педагогическая психология-М.: Изд-во Логос , 2000
  10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ , 2011
  11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Просвещение , 1988 – 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

"Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников"

Наличие учебно-познавательной мотивации является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и его правильной организации. XXI век - эпоха информационного общества. Информационные ...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

Формирование познавательной мотивации младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.- словесные;- наглядные и практические методы;- ...

Тема: Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством профориентационной работы.

В статье описывается создание условий для формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий во внеурочных занятиях. Работа ведется с целью повысить интерес к учебе. В педагогическ...