Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
опыты и эксперименты на тему
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Тушнолобова Светлана Владимировна
учитель начальных классов МКОУ СОШ №20
города Пласт
Содержание
1 | Введение. Обоснование актуальности педагогического опыта. | 2 |
2 | Психолого-педагогическое обоснование | 5 |
| Проблема развития мотивации учебной деятельности | |
Проблема включения в содержание образования рефлексии | ||
3 | Развитие рефлексивных умений школьников с учётом мотивационного компонента | 22 |
4 | Результативность реализации опыта. | 37 |
5 | Литература | 41 |
6 | Приложения | 43 |
Обоснование актуальности педагогического опыта
Процессы демократизации и гуманизации, протекающие в современном обществе, вызывают адекватные изменения целей образования.
Согласно «Концепции модернизации российского образования», развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями чувствовать, переживать, понимать ситуации, осознавать себя и окружающих людей. Другими словами, речь идет о том, что человеку необходимы определенные умения для социальной, профессиональной адаптации и саморазвития.
Общая дидактика и частные методики призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития в рамках определенного учебного предмета.
Педагоги и родители повсеместно отмечают, что к концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. К концу 4 класса угасает общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Одна (меньшая) часть школьников начинают страдать от скуки на уроках, а другая (большая) часть – испытывать перегрузку и постоянную тревожность. К сожалению, очень немногие учащиеся получают удовольствие от занятий, для них требования и сложность занятий находятся в соответствии с уровнем способностей и возможностей. Другая часть младших школьников воспринимает школу как источник либо скуки, либо тревожности.
Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности школьников и противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте.
Возникает необходимость и потребность в том, чтобы перевести учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже самым сложным, потому что сами понимают, зачем им это нужно. Отсутствие положительных мотивов учения неизбежно приводит к снижению общей успеваемости, снижению самооценки ученика.
Перед учителем самой актуальной становится задача - научить младшего школьника определенным оценочным умениям, чтобы добиться положительных результатов обучения.
Это тем более необходимо, что отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.
Организация рефлексивной деятельности учащихся – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности:
- самостоятельности,
- предприимчивости,
- конкурентоспособности.
Исходя из этого, можно определить в качестве одной из основных проблем современного образования - обеспечение положительной мотивации к учебе через развитие рефлексивных умений каждого учащегося.
Цель педагогической деятельности определяем так: формирование мотивации к учению обучающихся младшего школьного возраста через развитие рефлексии.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
- Повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.
- Использование современных образовательных технологий, форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию мотивации учения через рефлексию.
- Ведение мониторинга мотивации и уровня самооценки школьников.
Психолого – педагогическое обоснование опыта.
Поиск современных путей, способствующих повышению мотивации школьников к учению и развитию рефлексивных умений и навыков, - важное направление педагогической теории и практики.
Проблема развития мотивации учебной деятельности
На настоящем этапе развития современной школы психологии и педагогики весьма актуальной является проблема развития мотивации учебной деятельности. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии.
Само определение "мотива" представляет собой отдельную научную проблему, под мотивом следует понимать:
1)психическое явление, становящееся побуждением к действию;
2) мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;
3) мотив - это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности.
Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, В.Ф.Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Лкобсона, В.С.Ильина, А.К.Марковой, Н.В.Кузьминой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и др.
В работах вышеназванных ученых исследованы:
- структура мотивации учебной деятельности,
- механизм возникновения учебных мотивов,
- роль мотивации в осуществлении учебной деятельности.
В современный психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций:
структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р.Р. Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным,
обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой.
По их мнению, мотивы учебной деятельности формируются и развиваются достаточно эффективно в единстве с другими сторонами мотивационной сферы, т.е. потребностями, целями и т.д.
Изучив литературу, мы выделяем в качестве ведущего следующее определение понятия «мотив»:
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.
Мотивационная сфера, по мнению многих ученых, является ядром личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают?
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель и родители, его ставят в пример другим детям. В классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика — залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком — в зависимости от семейных традиций
Если 1 классе учение привлекает детей как серьезная социально значимая деятельность, то из дополнительных мотивов наиболее ярко проявляется интерес к внешней стороне школьной жизни. Уже к 3-4 классу одним из основных мотивов учения становится стремление занять определенное место в коллективе сверстников.
Таким образом, можно сделать вывод: мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника»- стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения - учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов
Мотивы могут делиться на внутренние или внешние:
Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом (самообразованием, танцами, посещение педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, ни наказание за его невыполнение?»
Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности. Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью (пакетиком сладостей или магнитофоном), ни социальным отношением (статусом, престижем, властью и т.п.), ни всеобщим средством для приобретения того или другого (деньгами). Внутренний мотив – это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела.
К факторам, оказывающим обычно положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся, следует отнести:
- ситуацию свободного выбора.
Выбор, совершаемый самими учащимися, дает им возможность почувствовать свободу и самодетерминацию в учебе. Психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора в процессе обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения.
- оптимизация требований деятельности
- воздействие примером
в работах ученых особо выделяется социальный мотив. Социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.
К широким социальным мотивам учения относятся помимо статуса хорошего школьника, также долг, ответственность, необходимость получить образование ("быть грамотным", как говорят дети) и т.п. Если ради получения высокой отметки или похвалы ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут.
Этапы формирования мотивации
Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:
- этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
- этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
– этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
Развитию мотивации учащихся способствует сочетание различных методов, средств и организационных форм, которые может использовать учитель при планировании обучения.
Педагогу необходимо уметь:
- оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов,
- определять характер содержания изучаемой темы,
- предопределять возможности учащихся в усвоении материала.
К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать учебно-познавательный мотив- интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
Учитель для формирования мотивации учения школьников может использовать различные методические приемы. Мы для себя выделили основные приемы формирования мотивации:
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
На создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся направлены следующие приемы:
а)включение учеников в коллективистские формы деятельности;
б)сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
в)поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
г)занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
д)умелое применение поощрения и наказания
ж)привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки
Приемы деятельности учителя, способствующие
упрочению отдельных сторон мотивации.
Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению.
Задания, предлагаемые школьникам, в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:
а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);
б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;
в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);
г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
Приемы деятельности учителя, обеспечивающие индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”.
Эта работа включает следующие направления:
а)восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
б)ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
в)укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Индивидуальная работа с конкретным учащимся позволяет развивать в нем самоуважение, свои возможности, волю, стремление к самоконтролю, коррекции собственного поведения, удовлетворению познавательных потребностей.
В работе с детьми, учитель должен найти активные формы сотрудничества с учениками, в результате чего сформируется увлеченное отношение к учению и доброжелательное отношение друг к другу.
Однако мотивационное обеспечение учебной деятельности остается сложной проблемой, т.к. требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка.
Ведь, заботясь о мотивации обучения, учитель должен ориентироваться:
во-первых, на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям,
во-вторых, на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию
Итак, подведем первые итоги:
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
Проблема включения в содержание образования рефлексии
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка.
Как известно, традиционные формы и содержание школьного обучения ориентированы на так называемого «среднего ученика».
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможности
Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать .
По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа.
Не все ученики начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку
При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит. Однако современное образование предполагает в ходе обучения ребенка его развитие. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Рефлексия является обязательным условием создания развивающей среды на современном уроке .
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Проблема включения рефлексии в содержание образования лишь начинает набирать актуальность. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе мало работ, специально посвящённых данной проблеме
В педагогике и в психологии со второй половины XX в. активно изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с рефлексивной деятельностью. В современной психологии наблюдается интенсивный рост теоретических, экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов.
В связи с реализацией идей личностно-развивающего образования с 90-х гг. изучение рефлексивных процессов начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская).
Рассматривая рефлексию как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности В.И. Загвязинский, Д.В. Тырсиков, А.В. Хуторской сосредотачивают свое внимание на возрастной сфере а А.А. Бодалев, А.Я. Найн, Г.Н. Сериков - на профессиональной сфере (речь идет о педагогической рефлексии). При этом в меньшей степени уделяется внимание развитию рефлексивных процессов у младших школьников.
Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу:
рефлексия не становится психическим новообразованием младшего
школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания.
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
- Адекватно воспринимать себя.
- Ставить цель деятельности.
- Определять результаты деятельности.
- Соотносить результаты с целью деятельности.
- Определять наличие ошибок в собственном поведении.
- Описывать прожитую ситуацию.
Для созданий условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
- рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого –быть в позиции учителя.
Опытные учителя отмечают, что при организации работы по развитию рефлексии учащихся, многие дети не могут принять именно этот этап деятельности. Некоторые школьники отказываются участвовать в рефлексии, говоря: «А зачем мне это нужно?», «У меня и так все хорошо!». «Включение» у участников механизмов собственной психологической защиты мешает осознать результаты собственной учебной деятельности.
Участие школьника в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства
В методических рекомендациях учителям советуют после выполнения каждого упражнения стимулировать самоконтроль учащихся, выявлять причины ошибок, соотносить результат выполнения упражнения с его целью. На этапе итога урока отмечается важность актуализации новых знаний, которые ученики получили на уроке, необходимость соотнесения учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию.
Рефлексия предельно конкретна. В отношении рефлексии не годятся критерии правильности и неправильности. У каждого свое видение, своя точка зрения. Рефлексия младшего школьника субъективна и полна переживаний.
Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса в начальной школе, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.
Рефлексия не становится психологическим новообразованием ребенка спонтанно. Сначала она развивается в совместной, коллективно распределенной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания школьника. Развитие рефлексивных способностей является одним из основополагающих факторов взрослеющей личности, влияющей на поведение и деятельность ученика.
Рефлексия — это сложная работа, требующая усилий, определенных способностей. В то же время именно она позволяет преодолеть недостатки, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.
Отличие рефлексивных высказываний учащихся.
Процесс рефлексии | Процесс анализа или оценки |
Учащийся в своих высказываниях использует местоимение «Я» | Учащийся в своих высказываниях не используем местоимение «Я», чаще всего он произносит фразы: «Наша группа сегодня…», «Учитель на сегодняшнем занятии…» |
Описывая деятельность, человек может четко обозначить цели, определить пошаговость ее достижений, выделить результат | Ученик говорит в целом о прошедшей деятельности |
Ученик говорит о ситуации объективно, без оценок, проговаривает границы своей ответственности | Ученик говорит о ситуации оценивающе, не принимает ответственности за происходящее в ситуации |
Ученик проговаривает, что он сам будет делать дальше | Ученик проговаривает, что должно произойти для изменения ситуации |
Таким образом, рефлексия на уроке – это такая деятельность учащихся и учителя, которая позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
Следующим этапом нашей работы явилось
сопоставление традиционных и инновационных технологий.
Сформировать умение самоконтроля и самооценки можно во всех педагогических технологиях. Однако для, того, чтобы данный подход реализовался, необходимы определенные условия. Для этого, безусловно, учитель должен осознавать роль рефлексии в развитии младшего школьника, важность ее формирования в процессе обучения, быть методически готовым к этому.
В целях повышения результативности учебного процесса мы постарались определить соотношение традиционных и инновационных технологи. Для построения нового типа образования предполагается смена самой парадигмы с информационной на смысловую. Только в этом случае обучение может ставить своей центральной задачей развитие личности всех участников педагогического процесса.
Сравнительные особенности
традиционной и инновационной педагогик
Параметры сравнения | «Знаниевая» педагогика | «Способностная» педагогика |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие личности: способность самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты |
Интегральная характеристика | «Школа памяти» | «Школа развития» |
Преобладающий тип и характер взаимоотношений |
Субъект-объектный |
Субъект-субъектный |
Девиз педагога | «Делай как я» | «Я вместе с тобой» |
Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность, монологичность, закрытость | Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность. |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные | Групповые, коллективные |
Методы обучения | Иллюстративно- объяснительные, информационные | Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный |
Ведущий принцип | «Продавливание» | «Выращивание» |
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий проблемный |
«Формула обучения» | Знания -репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность – рефлексия – знания |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия |
Функция учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний | Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовер-шенствованию, наличие интереса к деятельности |
Безусловно, «Способностная» педагогика предлагает больше возможностей для развития мотивации младшего школьника, особое внимание дожно уделяться развитию рефлексии.
Таким образом,
-анализ исследований в области развития мотивации учебной деятельности,
-анализ исследований в области рефлексивной деятельности школьников,
-сопоставление традиционных и инновационных технологий
позволили нам сформировать представление о том, каким должны быть направления нашей деятельности для достижения более высоких результатов обученности детей.
Развитие рефлексивных умений школьников
с учётом мотивационного компонента
Новый подход к повышению мотивации школьников учащихся апробировался на одном начальном классе МОУ СОШ № 20 г.Пласта в течение трех последних лет.
Совместно с психологом школы мы анализировали динамику мотивации данной группы учеников в первом классе, во втором классе.
Анализируя динамику мотивации учащихся, мы отметили:
в 1классе ведущими мотивами были игровой и учебно-познавательный мотивы, т. е сам процесс совершения действия, детям нравилось писать, читать, рисовать, лепить.
Во 2 классе ведущими мотивами становятся: учебно-познавательный и позиционный мотивы ( позиционный мотив характеризуется стремлением ребенка быть школьником, а значит быть взрослее)
Рекомендации психолога классному руководителю были следующими:
- Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы),
- Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
- Создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами.
- Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
Изучив методическую, специальную литературу, ознакомившись с рекомендациями психолога, своей педагогической практике мы стремимся так организовать обучение русскому языку, чтобы стимулировать рефлексию учащихся в целях повышения познавательной мотивации.
В своей практике мы реализуем традиционно-вариативные курсы начального образования, частью которых является обучение русскому языку по учебнику Тамары Григорьевна Рамзаевой
Одним из принципов обучения русскому языку является следующий подход к развитию учащихся:
во-первых, процесс обучения русскому языку направлен на формирование у младших школьников умения учиться;
во-вторых, овладение школьниками лингвистическими знаниями и умениями осуществляется в форме учебной деятельности, когда они часто являются субъектами этой деятельности.
Мы считаем, что при данном подходе к обучению развитие младшего школьника будет характеризоваться появлением у него рефлексии.
При организации любого урока перед нами стоит задача - стимулировать рефлексию на всех этапах учебно-познавательной деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
В классе приняты определенные правила поведения на уроке, так как рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым учеником.
Правила (нормы) социальной жизни.
Нормы принимались всеми учениками, они оформлены в классе на стенде, для того чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться.
Правила ученика.
- Говори, не мешая другим (в паре – шепотом, в группе - вполголоса)
- Не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела.
- Слушай, не перебивая другого человека.
- Принимай мнение других членов группы.
- Уважай других.
- Корректно исправляй ошибки других людей.
- Согласовывай свои дела с другими и с пультом управления, как координирующим органом.
Наличие этих правил позволяет в нужный момент обратить внимание ученика на них, иногда это делают сами учащиеся.
Маленькие ученики еще не могут самостоятельно оценивать работу товарищей, поэтому на начальном этапе работы нужно научить их этому.
Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки используется такой прием. Дается развернутая содержательная оценка ответа ученика , из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа.
Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи,
анализируется ответ ученика: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Лизы был правильным: она верно дала определение имени прилагательного, сказала, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: Лиза не привела свои примеры».
В результате работы в тетрадях учеников получается примерно такая подсказка:
Критерии оценки «устного ответа»:
1. Правильность ответа.
2. Его полнота.
3. Наличие примеров.
После того, как выработаны правила поведения, определены критерии правильного ответа, можно перейти к индивидуальной рефлексии.
Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих это действие. При планировании уроков предусматриваются ситуации, в которых обязательно есть:
- включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую учителем или учащимся, владеющим приемами организации рефлексии;
- самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.
Индивидуальная рефлексия
Прием анализ собственных действий, переживаний, отношения
при помощи слов: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…».
Прием «Затруднение».
Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материала при самостоятельной записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л..сной, гр..бник и других есть слово на ветк.. и букву в окончании проверить привычным способом нельзя. Такой прием способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Применяя этот прием, можно научить школьников изменять привычный способ действия.
Прием «Отсроченный контроль»
учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу так важно для будущей учебной деятельности, что должно быть сформировано именно в начальных классах. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.
Прием «Ответ на вопросы»
Вопросы для учащегося:
Какова цель выполнения заданий?
Какими имеющимися умениями Сегодня воспользовался?
Какие задания показались трудными? Чем вызваны эти затруднения?
Что ты делал, чтобы преодолеть затруднения?
Какие новые умения появились?
Прием высказывания
«Я не знал… - Теперь я знаю…»
Прием синквейна,
Который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Результаты самооценивания дополнительно обсуждаются с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого занижена самооценка, выясняются причины их неуверенности. После таких уроков многие ребята хотят улучшить свой результат по собственной инициативе
Развитие рефлексии в парах
Чувство поддержки, взаимовыручки, взаимопомощи, способность к взаимодействию, сотрудничеству, совместному достижению высокого результата в деятельности развивает работа в парах. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников умения встать на место другого, понять причины действия другого человека (в процессе взаимодействия), адекватного воспринять себя и принять позицию одноклассника.
Прием «Зигзаг» и «Ты – мне, я - тебе»,
не только учат детей работать в паре , но и приучают их согласовывать знания и мнения.
При организации работы в парах используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.
На некоторых уроках учащимся предлагается сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания .
Коллективная или групповая рефлексия
Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.
Прием «Опорные слова»
Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используются опорные слова и фразы для высказываний:
Помощь, помогли,
вместе, все, один, друг
совет, посоветовал, рассказывал, подружились, и т. п. .
Мы учились вырезать…,
….. мне помог решить…,
…… молчали…,
Мы вместе рисовали…,
Мы хотели написать… .
Прием «Письмо по кругу»
помогает научиться размышлять на заданную тему, согласовывать и сопоставлять собственный опыт с опытом другого.
Прием «Знаки»
включает младшего школьника в контрольно – оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает, как ребенок оценивает собственный вклад в общее дело (чем выше находится человечек, тем вклад больше), или просто зеленый карандаш, который помогает сравнивать написанное собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот прием учит осмысливать собственных ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Прием «Зеркало».
На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы, рядом крепится маркер(карандаш). Каждый ученик может в течении дня написать то, что он думает по предложенным темам:
- Одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
- Понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других.
В ходе рефлексий можно использовать написанное для обсуждения.
Во время работы в группе между учениками могут возникнуть разные эмоции: отрицательные и положительные. Иногда эмоции бывают настолько сильны, что нарушают учебный процесс. Методика «Зеркало» становится в таких случаях помощником: учащийся самостоятельно делает запись, тем самым переводя свое эмоциональное состояние в когнитивное
Коммуникативные умения, соревновательность, взаимозависимость при достижении результата повышаются при работе в группах.
Появляется прекрасная возможность закрепить или изменить определенный статус учащегося, продемонстрировать собственные суждения и вести дискуссию, позволяющую проявить неповторимость, индивидуальность при обсуждении общих проблем
Методы и приемы формирования рефлексивных умений
на разных этапах урока
Для формирования рефлексивных умений ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов любого учебного занятия :
- проектирование своей деятельности,
- ее реализация,
- рефлексия деятельности.
Этап проектирования своей деятельности
На первом этапе (проектирования своей деятельности) ученики планируют свою учебную деятельность, делают записи в «Рефлексивном дневнике». Дети планирует свою деятельность по-разному: самостоятельно или с помощью учителя или своих товарищей, но записи в своем «Рефлексивном дневнике» они делает сами. Это может выглядеть как ответы на три вопроса
Что я знаю? | Что я должен узнать? | Что я хочу узнать? |
Этап реализации деятельности
На протяжении всего урока или его части, после выполнения определенного задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой.
Прием «Цветовая методика»
- красный –«нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»;
- синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»;
- зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал» .
Этот прием используется на оначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения можно поменять .
! -- Я доволен и могу двигаться дальше.
? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.
– -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!
Прием «Методика цветового дерева»
по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок-символ на своё дерево.
Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»,
жёлтый – «получилось, но не всё, что задумал»,
красный - «пока многое не получается, нужна помощь».
Цветовую методику можно использовать после выполнения проверочной или контрольной работы до проверки работы учителем.
Такие цветовые приемы используются на наших уроках довольно часто. У каждого ученика появляется свой в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций.
Например: если результат фиксировался в кружочками, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждается конечная отметка, если это необходимо. То же самое происходит при использовании приема цветового дерева. Элемент занимательности превращает формирование процессов рефлексии незаметно.
Рефлексия деятельности в конце урока
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Использование различных приемов рефлексии в конце каждого урока позволяет провести качественный анализ деятельности: учитель - ученик, ученик – ученик, ученик - учитель
Прием «Шкала успеха»
Определите свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
∆ - Я мог(-ла) бы работать и лучше.
- Сегодня я понял(-а), чего мне не хватает для успешной работы.
- Сегодня я работал(-а) в полную силу. У меня все получилось.
○ – Я очень старался(-ась), но у меня не все получилось
~ - Я сегодня плохо работал(-а)
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.
Прием «Неоконченные предложения для самоанализа учащегося»
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________
Наиболее трудным мне показалось ____________________
Я думаю, это потому, что __________________________
Самым интересным было ___________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее: __________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: _________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _________________
Прием « Анкетирование»
В конце урока часто ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, а учителю позволяет провести качественную самооценку работы . Некоторые пункты анкеты варьируем, дополняем, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Если позволяет время и цель урока , учащиеся аргументируют свой ответ.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Прием « Рефлексивный экран»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось
Прием Достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
Мы ставили правильно ударение в словах.
Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова.
Мы соблюдали паузы и т
Письменная рефлексия
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и достаточно популярные сегодня:
– тесты,
мини-сочинения,
письмо другу,
схема,
таблица,
синквейн о котором мы уже говорили выше
Начиная работу по организации рефлексивной деятельности на данном этапе учебного занятия мы предлагали учащимся ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, афоризмы и т.п.
Анализ пословицы: Под лежачий камень вода не течет; Чем больше науки, тем умнее руки; Какие труды, такие и плоды; Что одному не под силу, то легко коллективу
«Выбор афоризма или пословицы».
Для включения учащихся в урок , в самом начале урока предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь ученики возвращаются к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой
Формы обобщения результатов развития
рефлексивных умений учеников
1 . Документы ученика
Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании перепрограммировать деятельность.
Форма «Рефлексивного дневника»
Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности.
Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), все учащиеся класса ведут «Портфолио», который состоит из «индивидуальных листов продвижений» по предметам и внеклассной работе. С течением времени папка пополняется, ученики чертят графики достижений, что помогаем им преодолевать трудности, быть более инициативными, отслеживать свои успехи. Учителю легко с ее помощью наблюдать за изменением состояния ученика, его личным образовательным приращением знаний, способностей и опыта.
По «листам продвижения» ученик может увидеть свой рост, проследить над чем ему надо работать. Очень важно, что анализируя «листы продвижения», родители следят за развитием ребенка, а не гоняются за хорошими отметками
Ученик вкладывает в «Портфолио» свои творческие работы, грамоты и дипломы.
2.Документы учителя
В течение учебного года для определения сформированности навыка самоконтроля учеников проводится обобщение по параметрам:
- результаты анкет ,
- результаты письменных работ
- результаты работы на уроках
по результатам каждой четверти составляется журнал
Фрагмент журнала учета рефлексивных умений учащихся.
Учащиеся | Рефлексивные умения | ||||
Адекватно воспринимать себя | Ставить цель деятельности | Соотносить результаты с целью деятельности | Определять наличие ошибок в собственном поведении | Описывать прожитую ситуацию | |
1.А. | + | + | * | — | |
2. А. | + + | + + | + + | + | + |
Условные обозначения: «—» - умение не сформировано «+» - умение в целом сформировано «*» - умение проявилось частично «+ +» - умение хорошо сформировано |
Журнал учета рефлексивных умений учащихся заполняет учитель.
Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:
- Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
- Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.
Используются также дополнительные критерии:
Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной
Результативность содержания опыта.
В конце второй четверти нынешнего 2011-2012 учебного года психолог школы провела очередную диагностику мотивации учеников класса 3 «Г». Результаты представлены в диаграммах
Внешний мотив – 4 %;
Игровой мотив – 14 %;
Оценочный мотив - 9 %;
Позиционный мотив – 41 %;
Социальный мотив - 4 %;
Учебный мотив – 32 %.
Анализируя динамику мотивации учащихся за 3 года, мы можем наблюдать, что в 1классе ведущими мотивами были игровой и учебно-познавательный мотивы
Во 2 классе ведущими мотивами становятся: учебно-познавательный и позиционный мотивы.
В 3 классе ведущими мотивами по прежнему остаются позиционный и учебно-познавательный мотивы, однако, мотивация процессом постепенно угасает и происходит нарастание мотивация содержанием, т. е. стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.
Подводя итог можно сказать, что в целом по классу мотивация на достаточно высоком уровне.
К концу 3-го класса позиционный мотив исчерпает себя, и учеба станет обязанностью и долгом. Социальный мотив - стремления быть образованным человеком не является ведущим в данный возрастной период.
Результат исследования самооценки учащихся 3 «Г» класса ( методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн ) показал у детей 3 «Г» класса
Завышенная самооценка – 0 %;
Высокая самооценка – 32 %;
Средняя – 44 %;
Заниженная – 12 %;
Низкая – 8 %.
Рекомендации педагога-психолога учителю
- Продолжать работу по формированию устойчивой учебной мотивации, используя три основных источника:
- ощущение самостоятельности поиска;
- ощущение свободы выбора;
- ощущение успешности, компетентности.
- Продолжать работу, направленную на развитие внутренней учебной мотивации, используя приемы рефлексии, позитивной обратной связи и
Выводы:
таким образом, представленный опыт педагогической деятельности по формированию и развитию рефлексивных умений учащихся начальной школы позволяет сделать определенные выводы:
при организации процесса рефлексии собственной деятельности
-через различные методические или дидактические средства,
-через последовательно выполняемые действия,
-через особенности организации учебного занятия или иной единицы учебного процесса,
возможно добиться повышения мотивации школьников.
Рефлексия деятельности дает возможность учителю и ученику осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, способствует поиску наиболее рациональных. Определенный вид рефлексивной деятельности приемлем на каждом этапе учебного занятия. при выполнении домашнего задания, при защите проектных работ. Применение рефлексии дает возможность оценить активность каждого школьника.
Описание приемов, развивающих рефлексию, которые используются нами в педагогической практике показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации.
Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка, то есть развивает очень важные качества современной личности:
- Самостоятельность,
- Предприимчивость,
- Конкурентоспособность .
Литература
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:
Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1986.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //
Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
8. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
9. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
10. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.-N 5.
11. Волина И.С. Учимся играя. М.,1994.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004.
13. Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий// Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2007. №9.
14. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания //
Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
15. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании
ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
16. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005. №4.
17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
19. Мкртчян М.А., Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. 2009. №2.
20. Паравян Е.В., Пономарева Е.А. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе // Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2005. №8.
21. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов
по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.
22. Симанский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
23. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире:
книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -
Минск: Народная газета, 1978.
25. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. Красноярск, 2007.
26. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.
Тушнолобова Светлана Владимировна МКОУ СОШ № 20 г.Пласта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Курсовая работа на тему: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"
Курсовая работа на тему; "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"...
Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"
Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...
Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»
Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»...
Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Повышение уровня учебно...