Приобщение обучающихся к культурному наследию. Виртуальное путешествие во времени и пространстве.
методическая разработка
Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг[1].
Данное воспитательное мероприятие имеет важное значение в системе работы классного руководителя младших подростков 10-12 лет (4 - 6 класс) по направлению краеведения и интегрируется с учебными предметами «География», «История», «Литература», «Окружающий мир». Оно ориентировано на актуализацию, обобщение и систематизацию знаний обучающихся о природе и истории Архангельской области, о культуре и традициях жителей Севера, на привитие интереса к родному краю. Воспитательные задачи реализуются через обращение к личному, практическому опыту детей.
[1]Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка / Н. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1305/ (дата обращения: 17.04.2023).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_region.docx | 147.89 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский дистанционный конкурс среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (региональный этап)
Приобщение к культурному наследию
________________________________________________________________
Тематическое направление
Виртуальное путешествие во времени и пространстве
________________________________________________________________
Тема методической разработки
____________________________
Автор:
Тюшина Светлана Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Сийская СШ №116»
2023 год
Любовьк родному краю, знание его истории –основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у неё не только ветви,
но и корни. Чрезвычайно важно,
чтобы рост начинался именно с корней.
Д. С. Лихачёв.
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества, необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг[1].
Данное воспитательное мероприятие имеет важное значение в системе работы классного руководителя младших подростков 10-12 лет (4 - 6 класс) по направлению краеведения и интегрируется с учебными предметами «География», «История», «Литература», «Окружающий мир». Оно ориентировано на актуализацию, обобщение и систематизацию знаний обучающихся о природе и истории Архангельской области, о культуре и традициях жителей Севера, на привитие интереса к родному краю. Воспитательные задачи реализуются через обращение к личному, практическому опыту детей.
Цель мероприятия: формировать у подрастающего поколения чувство сопричастности к истории родного края, к малой родине, уважительного и ценностного отношения к её традициям и культуре.
Задачи :
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой родине;
- воспитывать бережное отношение к историко-культурному, природному наследию северного края;
- воспитывать культуру общения и сотрудничества в ходе групповой работы.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению природы, культуры, истории родного края;
- развивать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего края;
- развивать основы ценностного отношения к малой родине;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать умение взаимодействовать в группе.
Образовательные:
- актуализировать, обобщать и систематизировать знания о географических, природных и культурно-исторических особенностях Архангельской области;
- совершенствовать умение самостоятельного познавательного труда с различными информационными источниками: картой, таблицей, текстом, иллюстративным материалом (формирование функциональной грамотности).
Планируемые результаты.
Личностные:
- становление ценностного отношения к своей малой родине;
- осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- проявление интереса и уважительного отношения к природе, истории, культуре, традициям своей малой родины
- позитивное взаимодействие в группе в ходе познавательной и игровой деятельности.
Метапредметные:
Базовые логические действия:
- развитие умения распознавать и называть географические объекты с использованием карты;
- развитие умения соотносить век, даты и исторические события;
- развитие умения распознавать объекты по их изображениям;
- развитие умения классифицировать объекты природы в соответствии принадлежностью к определённой природной зоне.
Работа с информацией:
- развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах: карта, таблица, текст, иллюстративный материал.
Универсальные коммуникативные действия:
- развитие умения позитивного общения и взаимодействия в группе;
- развитие умения составлять устные и письменные ответы на вопросы, составлять небольшие тексты по описанию животного.
Универсальные регулятивные действия:
- позитивное восприятие и принятие игровой задачи;
- включение в познавательную деятельность в ходе групповой работы;
- адекватное принятие оценки работы группы;
- осуществление самоконтроля в игровых ситуациях.
Форма проведения мероприятия: игра - путешествие.
Выбор формы соответствует возрастным и психологическим особенностям развития детей 10 -12 лет.
Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: мотивация и стимулирование к совместной игровой, познавательной деятельности; обращение к личному, практическому опыту детей; создание игровых ситуаций; поощрение.
Условия проведения мероприятия: обучающиеся заранее делятся на микро-группы, выбирают капитана и занимают места за отдельными столами; предварительно с участниками мероприятия организуется экскурсия в краеведческий музей. Перед началом игры на стол каждой команде выкладываются буквы разрезного алфавита (Е, В, Р, А,З, И, Я, О, П, К, М, Н); карточки с названием регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ; письменные принадлежности (ручка или карандаш, лист А5).
В завершении мероприятия возможна организация чаепития.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; раздаточный материал: карточки (Приложение 1-5), письменные принадлежности для каждой команды (ручка или карандаш, лист А5); разрезной алфавит, карточки с названием регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ; фото и видео материалы; самовар, заварочный чайник, скатерть, связка сушек (для оформления небольшой экспозиции «Традиция русского чаепития»); ёмкости для сушек для каждой команды (за правильный ответ команда получает сушку).
Дидактическая карта мероприятия
№ | Структура мероприятия | Методы и приёмы организации деятельности | Формы организации деятельности | Время (мин) |
1 | Организационный этап. | Беседа | Фронтальная | 2 |
2 | Мотивация к совместной игровой, познавательной деятельности. | Вербальное восприятие и принятие игровой задачи. Визуальное восприятие информации. Поиск решения познавательной задачи в ходе групповой работы. Поощрение. | Фронтальная Групповая | 5 |
3 | Основной этап. Обращение к личному практическому опыту детей. Применение практическогоопыта в новой игровой ситуации. Работа с различными источниками информации. | Беседа. Визуальное восприятие информации. Поиск решения познавательной задачи в ходе групповой работы. Поощрение. Игровая ситуация «Фермер» (работа с таблицей Приложение 1). Просмотр видео-фрагмента «Русский Север. Поморье» . https://disk.yandex.ru/i/ccAs3J9GgEqI0A Игровая ситуация «Распознай по силуэту» (работа с силуэтными изображениями Приложение 2). Игровая ситуация «Узнай животного» (работа с текстом Приложение 3). Игровая ситуация «Составь загадку - описание» (работа с текстом). Игровая ситуация «Лукошко»(работа с иллюстративным материалом Приложение 4). | Фронтальная Групповая Групповая Фронтальная Групповая Групповая Групповая Групповая | 35 |
4 | Рефлексия (подведение итогов игры-путешествия). | Заполнение информационной карты туриста. Самоконтроль. Поощрение. | Групповая | 3 |
5 | Организация чаепитя | Включение в деятельность неформального общения. | Коллективная | Не регламенти ровано |
Сценарий мероприятия
№ | Деятельность ведущего мероприятия | Деятельность участников игры | Время |
1 | Организационный этап. | 2 мин | |
(Держит в руках песочные часы) - Ребята, внимание, посмотрите, что у меня в руках? - Время течёт незаметно, бесшумно. Вспомните пословицы и поговорки о времени и часах. - Не будем тратить драгоценные минуты напрасно, приступим к делу. Работать будем в командах, в группах. В каждой группе выбран капитан. Капитаны, поднимите, пожалуйста, руку. Поддержим капитанов аплодисментами и вспомним правила групповой работы. - Посмотрите все, пожалуйста, на доску, а капитанов я попрошу озвучить правила, начиная с капитана команды, которая находится у окна. | Отвечают на вопрос. (Это песочные часы). Примерные ответы обучающихся: - Делу время - потехе час. - Упустишь минуту - потеряешь час. И др. Капитаны поднимают руку, все поддерживают их аплодисментами. Капитаны зачитывают правила: - Слушай других внимательно. - Не перебивай! - Не согласен, возражай вежливо. - Возражаешь - предлагай своё решение! | ||
2 | Мотивация к совместной игровой, познавательной деятельности. | 5 мин | |
- Сегодня нам предоставится возможность совершить небольшое виртуальное путешествие во времени и пространстве. Поиграем в путешественников. Настоящие туристы всегда берут с собой сухой паёк. За каждый правильный ответ команды будут получать сушку. Чтобы отправиться в путь, необходимо определиться с маршрутом. - Посмотрите на экран и определите, на какой материк мы отправимся? - Составьте ответ из букв разрезной азбуки, поднимите карточки так. Покажите, что у вас получилось. - В какой части Евразии мы будем путешествовать? Составьте ответ из букв разрезной азбуки, поднимите карточки. Покажите, что у вас получилось. - Границы какой территории на карте России выделены цветом? -Выберите карточку с правильным ответом. (На столах карточки с названием нескольких регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ - Проверим ответы, поднимите карточки. - Дополнительный вопрос командам. Что объединяет эти два регионы? - Ещё один вопрос, который позволит заработать дополнительный балл командам. Как связаны представленные на карточках регионы с Архангельской областью? - Итак, отправляемся в виртуальное путешествие во времени и пространстве по Архангельской области (фиксируется на доске). Какую цель преследуют путешественники? Цель любого путешествия – это получение новых впечатлений, эмоций, открытие нового. Наше путешествие будет необычным, сначала мы отправимся в прошлое. | Вербальное восприятие и принятие игровойзадачи. Визуальное восприятие информации. (Видят на экране карту мира). https://disk.yandex.ru/i/E7pg0-zRw2yReA Из букв разрезной азбуки собирают ответ, поднимают карточки с буквами: Евразия. (За правильный ответ получают сушку та команда, которая выполнила задание первой). (Видят на экране карту России). https://disk.yandex.ru/i/knbSvz8mwzyfeQ Из букв разрезной азбуки собирают ответ, поднимают карточки с буквами: Европа. (За правильный ответ получают сушку). (Видят на экране карту России, на которой цветом выделена Архангельская область и Ненецкий автономный округ).https://disk.yandex.ru/i/tDUUjgdNhmLDbg Поднимают карточки с ответом: Архангельская область и Ненецкий автономный округ. (За правильный ответ получают сушку). - Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. (За правильный ответ получают сушку). - С этими регионами граничит Архангельская область. (За правильный ответ получают сушку). Визуальное и вербальное восприятие темы мероприятия. Предлагают свои варианты. | ||
Основной этап. Обращение к личному практическому опыту детей. | 35 мин | ||
- Вспомните, какие науки помогают нам заглянуть в прошлое. Назовите эти науки? - Прочитайте, какой исторический период обозначен на доске. - Например, моя бабушка, Анисья Григорьевна, родилась в 1927 году, это относится к началу XX века.Это событие имеет большое значение для истории моей семьи. Вспомните события XX века, которые имеют большое значение для истории всей страны. Обсудите в команде и приведите свои примеры, зафиксируйте даты на листочке. Приступайте к обсуждению, договоритесь, кто будет отвечать. Время на обсуждение 1 минута. | Отвечают на вопрос устно. (История, археология). Записывают, например: 1905, 1917, 1941, 1945, 1961. Представители команд по очереди называют год и важное историческое событие XX века. (За правильный ответ получают сушку). | ||
Только ли науки помогают нам заглянуть в прошлое? О чём напоминают вам эти фотографии? - Музей помогает нам заглянуть в прошлое? В последнее время мы часто задаём себе вопрос, а что обозначает то или иное слово, каково его лексическое значение. - Каждой команде необходимо дать письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете значение слова «музей». Запишите своё объяснение. - Ребята, а знаете ли вы, что северяне, очень гостеприимный народ? Входные двери деревенского крестьянского доманикогда не закрывали на замок. Когда уходили, то ставили к дверям приставку (обычную палку). Гостей обязательно угощали чаем. Для дорогих гостей всегда набирали свежую воду и делали высокий чай: наливая его в чашку, чайник заварочный поднимали высоко над чашкой (показывает). А главным украшением стола, конечно, был самовар. К чаю подавали пироги, шаньги, калачи, баранки (уголок со столом и самоваром подготовить). Вот и мы, сохраняем северные традиции, за правильный ответ получаем рассыпчатую сушку, а после будем чаёвничать. | На экране видят фотографии. Примерные ответы детей: - Фотографии напоминают нам о поездке в музей деревни Покшеньга. - Да, музей помогает нам заглянуть в прошлое. Музей - это _________________ . Ответы записывают и озвучивают по очереди, за правильный ответ получают сушку. Примерные ответы:
2. Музей - хранилище редких, уникальных предметов. 3. Музей — место, где хранятся ценные предметы и документы. Вербальное и визуальное восприятие информации. | ||
Основной этап. Применение практического опыта в новой игровой ситуации. Работа с различными источниками информации. | |||
-В музее мы посетили с вами экспозицию (выставку), которая была посвящена домашнему животному? Какому? Корова для северянина всегда была кормилицей. Игровая ситуация «Фермер» (работа с таблицей) - Каждая команда сейчас станет обладателем небольшого фермерского хозяйства, в котором будет несколько коров. Ваша задача, дать кличку каждой корове (помните какое было отношение к этому животному у хозяев) и определить количество надоев. (Таблица. Приложение 1). -Вспомните и назовите имя и фамилию писателя, прославившего наш Пинежский район. Его имя сегодня носит международный аэропорт города Архангельска. Послушайте, что пишет Ф.А.Абрамов о родном крае. Просмотр видео-фрагмента сопровождается речью учителя. «Русский Север. Поморье. Или ещё - Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы. Край невероятных просторов и раздолья, край редкого богатства и редкой красоты. Беспредельные леса, кишмя кишевшие зверьём и птицей, многоводные реки и озёра, серебряные от плещущейся рыбы, белые колдовские ночи и ошеломляющее, воистину божие величие северного сияния - таким увидели этот край первые русские пришельцы» («В краю родникового слова» Ф.Абрамов). Игровая ситуация «Распознай по силуэту» (работа с силуэтными изображениями) - Вспомните в каких природных зонах расположена Архангельская область. Для каждой природной зоны характерны свои погодные (климатические) особенности, растительный и животный мир. Каждой команде необходимо распознать животного по силуэту и записать его название в нужную графу в соответствии с местом его обитания. (Таблица. Приложение 2). -Поверьте правильность выполнения задания. Если все ответы совпадают. Команда получает заветную сушку. Игровая ситуация «Узнай животного» (работа с текстом). - Сейчас каждой команде необходимо распознать животного по описанию и записать его название на карточке. (Узнай животного. Приложение 3). Игровая ситуация «Составь загадку-описание» (работа с текстом). - Сейчас, каждой команде необходимо составить описание одного из животных, силуэты которых представлены на доске. Для образца используйте текст из предыдущего задания. Помните, что в тексте нельзя упоминать название животного, чтобы получилась загадка для команд соперниц. - Договоритесь, кто будет отвечать. Зачитайте описание животного, не называя его. Команды соперницы должны угадать, о ком идёт речь. Игровая ситуация «Лукошко»(работа с иллюстративным материалом). - Сбор шишек, грибов и ягод – традиционный промысел жителей Поморья. Лето проходит на севере быстро. А ягод в лесу много. Но мелки северные ягодки. Трудно их собирать. Из этих вкусных ягод варят морс, варенье. Распознайте, какие ягоды лежат в лукошке. Впишите названия северных ягод в клеточки лукошка. (Лукошко. Приложение 4). | -Экспозиция была посвящена корове. Обрабатывают информацию, которая занесена в таблицу и дают письменные ответы на вопросы. Озвучивают полученные ответы, за правильный ответ при выполнении подсчётов получают сушку. - Фёдор Александрович Абрамов. Визуальное и вербальное восприятие информации. https://disk.yandex.ru/i/ccAs3J9GgEqI0A - Зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, тайга. Видят изображение силуэтов животных на экране. https://disk.yandex.ru/i/8aOjbfjA3VX-IQ Распознают животных по силуэту, классифицируют объекты природы в соответствии спринадлежностью к определённой природной зоне. Осуществляют самоконтроль: проверка с ответами на доске, представленными в таблице. https://disk.yandex.ru/i/POGUzpobfWBDGw Читают текст – описание, определяют и записывают название животного на карточке. Поднимают карточки с ответами. (За правильный ответ получают сушку. Видят изображение силуэтов животных на экране. https://disk.yandex.ru/i/8aOjbfjA3VX-IQ Составляют текст - описание. Озвучивают описание животного. За точное описание получают сушку. Распознают по иллюстрациям северные ягоды и записывают их названия. Осуществляют самоконтроль: проверка с ответами на экране. Полное лукошко) https://disk.yandex.ru/i/xZAWC4jkvG358g Получают заработанные сушки. | ||
6 | Рефлексия (подведение итогов игры-путешествия). | 5 | |
- В завершении путешествия вам предстоит заполнить небольшую информационную карту туриста, используя физическую карту Архангельской области. (Информационная карта туриста. Приложение 5). Организация чаепития. | Видят на экране карту Архангельской области, заполняют информационную карту.https://disk.yandex.ru/i/m02bTD2Vi1H5zg Осуществляют самоконтроль: проверка с ответами на экране.https://disk.yandex.ru/i/h__Hl9flUB23tQ Получают заработанные сушки, пьют чай. | Не регламентировано. |
Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями в рамках реализации регионального компонента в образовании, а также в ходе проведения работы по адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено. Игра «Виртуальное путешествие во времени и пространстве. Архангельская область» возможна для организации общешкольного мероприятия в 4-6 классах. Команды - участницы игры могут быть смешанными по возрасту.
Список источников
- Интеллектуальный турнир для учеников 3-4 классов общеобразовательных организаций «Север синий на краю России». Сайт АО ИОО.
- Шиловская Жанна Валерьевна, учитель музыки МБОУ «Гуманитарная гимназия №8» г.Северодвинск, Архангельской области. Внеклассное мероприятие познавательная игра «Путешествие по северному краю».
[1]Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка / Н. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1305/ (дата обращения: 17.04.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.
Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...
Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.
В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....
« Виртуальное путешествие по культурным достопримечательностям города Тамбова».
Тамбов на карте генеральнойКружком означен не всегда;Он прежде город был опальный,Теперь же, право, хоть куда.Там есть три улицы прямые,И фонари и мостовые,Там два трактира есть, одинМосковский,...
Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
Фольклорный праздник "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды посредс...
Роль проектной и исследовательской деятельности в приобщении к историко-культурному наследию младших школьников
В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школ...
Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию Тема методической разработки: Льняные посиделочки
Внеклассное мероприятие - «Льняные посиделочки».Актуальность темы в том, что изучение национальных традиций помогает понять культурное и историческое наследие народа. Помогает с...
«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...