Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию Тема методической разработки: Льняные посиделочки
план-конспект занятия (3 класс)

Милькова Ирина Валентиновна

Внеклассное мероприятие - «Льняные  посиделочки».

Актуальность темы в том, что изучение национальных традиций помогает понять культурное и историческое наследие народа. Помогает сохранить самобытность своей земли. В наше время дети недостаточно знают о своём народе, а это важно знать каждому культурному человеку. Очень важно передавать сведения из поколения в поколение, чтобы не утратить традиции. У каждого народа есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом нужно рассказывать ученикам. Чтобы они задумались, что в их родных семьях хранится много важной и интересной информации о предках, старинные фотографии, вещи. Нужно побудить детей пополнять свои знания, беседуя с родителями, родственниками, соседями. Прошлое изменить нельзя, как не старайся, а вот настоящее  и , тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками, почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. Мероприятие  проводится с целью сохранения традиционных культур вилежан.  Мне очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым Виледи, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_3_klasse_na_tem1.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный дистанционный конкурс среди классных руководителей общеобразовательных организаций Вилегодского муниципального округа на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию

Тема методической разработки: Льняные посиделочки

 

Автор: Милькова Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

Павловская средняя общеобразовательная школа

2021год.

1.Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление.

«Приобщение к культурному наследию»

Развитие туризма, сейчас одно из главных направлений в процессе обучения. Путешествия способствуют знакомству школьников  с историко-культурным наследием, укреплению здоровья детей, сплочению коллектива. Изучение краеведения – одно из приоритетных направлений работы. Особенно важна краеведческая работа в начальной школе, поскольку молодое поколение – это будущее России. Любовь к Отечеству нужно воспитывать, чувство привязанности к судьбе  своей малой родины не возникает само по себе, его нужно постоянно пробуждать и развивать.

1.2 Тема мероприятия (актуальность)

Внеклассное мероприятие - «Льняные  посиделочки».

Актуальность темы в том, что изучение национальных традиций помогает понять культурное и историческое наследие народа. Помогает сохранить самобытность своей земли. В наше время дети недостаточно знают о своём народе, а это важно знать каждому культурному человеку. Очень важно передавать сведения из поколения в поколение, чтобы не утратить традиции. У каждого народа есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом нужно рассказывать ученикам. Чтобы они задумались, что в их родных семьях хранится много важной и интересной информации о предках, старинные фотографии, вещи. Нужно побудить детей пополнять свои знания, беседуя с родителями, родственниками, соседями. Прошлое изменить нельзя, как не старайся, а вот настоящее  и , тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками, почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. Мероприятие  проводится с целью сохранения традиционных культур вилежан.  Мне очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым Виледи, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

Мероприятие проводиться с обучающимися 3-4 классов (9-11 лет). Длительность мероприятия – 40 минут.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Идея данного мероприятия возникла после посещения Вилегодской избы, было решено провести серию внеклассных мероприятий, затрагивающих тему патриотического воспитания школьников, приобщение их к культурному наследию своего края. Эта тематика хорошо вписывается в основные направления внеурочной деятельности нашей школы. В начальной школе региональный компонент можно использовать учебной  и во внеурочной деятельности. Использования мною регионального компонента  –это  формирование знаний о родном селе, о своём районе, крае, развитие творческих и исследовательских умений учеников, воспитание любви к «малой» Родине и уважения к историческому  наследию родного края, находят место на таких внеклассных мероприятиях и  классных часах. Работа над ними ведется совместно с Краеведческим музеем, Вилегодской избой  и Павловским домом культуры.  

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель:

  1. Ознакомить с традиционной культурой и бытом Вилегодского района.
  2. Способствовать воспитанию любви к своей малой Родине, к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

  1. Развить интерес к  производству и использованию  натурального волокна из льна.
  2. Формировать  интерес к народной культуре и быту.
  3. Вызвать интерес к народному творчеству.
  4. Воспитать  интерес к различным народным промыслам, путешествиям  и  чувствам  уважения к своему родному краю.

Планируемые результаты:

     1)Ознакомление с последовательностью трудовых операций в работе со льном.

     2) Изучение песенного фольклорного материала о льне.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Учить осознавать себя как гражданина, как представителя русского народа, воспитание чувства гордости за бесценное наследие; стремление к красоте.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на мероприятии самостоятельно. Учиться, совместно с педагогом, формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужны дополнительные знания  для решения учебной задачи. Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других.

1.6. Форма и место проведения.

Свое мероприятие я проводила в форме  вечерних посиделок.  Такая форма проведения занятия с использованием музыки, видео и фотоматериалов, презентаций, позволяют усилить эмоциональное воздействие мероприятия. В Павловском доме культуры созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению. Комната оформлена в русском стиле: на полу домотканые половики; стол,  накрытый льняной скатертью, самовар, выпечка с добавлением льна, масло льняное;  вещи льняные (полотенце, рубашка, наволочка, простыня, платье); на скамейках веретена и прялки;  на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук; на отдельном столе — стилизованные орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка, ткацкий станок. Смена действий (песни, хороводы, игры, загадки, пословицы и поговорки, демонстрация льняных изделий) позволяет предупредить утомляемость учащихся при получении информации. Декорации выполнены с учётом выбранной темы  усиливают впечатление от происходящего действа.

1.7. Методы и формы  работы.

Мероприятие достигло планируемых результатов благодаря использованию исследовательских технологий, ИКТ, интерактивных технологий, технологий дистанционного обучения, метода  беседы, дискуссий, наглядных методов, метода работы с книгой и текстом, приема поиска информации.

На  мероприятии применяла  словесный, творческий, групповой методы. Разнообразила формы работы на каждом этапе: фронтальную, групповую и индивидуальная.

1.8. Оборудование.

Для проведения внеклассного мероприятия мне понадобилось: компьютерное сопровождение; записи спокойной музыки для общего фона; презентация.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки.

Данное мероприятие рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям начальных классов. Оно значительно расширит кругозор учащихся, поможет восстановить забытые сведения о родном крае. Я считаю, что изучение краеведения – одно из приоритетных направлений работы. Особенно важна краеведческая работа в начальной школе, поскольку молодое поколение – это будущее России. Очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю, нельзя забывать наше прошлое, мы должны его знать. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку», – сказал Н. В. Шелгунов.

Использованная литература:

1. Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 г.

2.Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.

3.Релли Н. «Русские обряды и традиции». - С-Петербург, 2002 г.

4. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. - С-Петербург, 2002 г.

5. http://azbukalna.ru/article/3000/scenariy-prazdnika-paraskeva-pyatnica-lnyanica.html

6. https://урок.рф/library/professionalnaya_prigodnost_i_samootcenka_223748.html

Компьютер с выходом в Интернет, медиапроектор, колонки, доска, фотографии из семейных архивов.

2.Основная часть

2.1.Описание подготовки мероприятия.

1.Определение темы, целей, задач и планируемых результатов мероприятия.

2. Выбор формы проведения.

3. Создание  группы помощников, распределение поручений.

4. Проектирование (разработка композиции предстоящего мероприятия, выбор используемых педагогических технологий).

5. Сбор информации по теме.

6. Репетиция выступлений учащихся.

7. Проведение мероприятия;

2.2. Сценарий мероприятия.

1.Организационный момент.

(В деревенской избе за прялкой сидит девушка (педагог-ведущий).)

Здравствуйте, дорогие ребята. Милости просим в нашу горницу.

2.Целеполагающий этап

Ведущий:

Подходит к концу октябрь месяц. А почему он называется «октябрь» кто  знает?

Это слово заимствовано у римлян. У римлян октябрь был восьмым месяцем, отчего и получил свое название (octo – восемь). У наших предков он известен под именем листопада, подзимника, свадебника.. 

Но чаще у крестьян именовался он нелестно – грязником, от осенних дождей. Это его досадное свойство отразилось в поговорках:

                        Всем октябрь взял, да мужику хода нет        

                        Ни извозом поехать, ни в поле работать.

                        Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Ведущий: Слякотная работа вызывала досаду: крестьянин был обречен на вынужденное безделье. Зато у женщин дел хватало вдоволь. На то и поговорка указывала:  Мни и топчи льны с половины грязника.

Ведущий: В октябре случался и гром. Он служил важной приметой:

Гром в октябре предвещает короткую зиму.

Но октябрьские грозы бывают редко:

В октябре та бабам и работа, что льны приспевают.

3.Постановка проблемы. 
Как вы думаете, какова  же тема нашего сегодня  путешествия?

Конечно, мы сегодня отправимся в далекое прошлое по нашей малой Родине, познакомимся с производством  вилегодского льна. Начинаем  наше путешествие. 4.Этап получения новых знаний

Ведущий: Осенью 27 октября, по христианскому календарю отмечается праздник в честь Святой  Параскевы.  В народе  её  называли  Неонила – льняница.

-Как вы думаете, кто она?

Святая Параскева Сербская «ведала» в хозяйстве крестьянина возделыванием льна и всеми последующими делами связанными с переработкой льна, ткачеством, шитьем разных изделий.

Лен культура ценнейшая. Во все века славилась Виледь льном. Лен  здесь возделывали с незапамятных времен. В 1930 году был пущен в эксплуатацию единственный в то время Ильинский льнозавод. Завод завозил и реализовывал посевные льносемени, перерабатывал льнотресте  на льноволокно и реализовывал его потребителям. 

Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. 

- А знаете ли вы как  собирали и обрабатывали лен?

- Трудно растить и перерабатывать лен. Много сил, умения и знаний нужно. Сейчас мы с вами с этим  познакомимся.

Об этом нам поведают  три сестрицы- льняницы (девочки из старших классов)

1-я мастерица:   Уж я сеяла - сеяла ленок,

                              Я сеяла, приговаривала

                              Чеботами приколачивала.

После сева красные девицы заклинанье говорили. Выбирали самую высокую. Вставала она на скамейку, протягивала руки к солнцу и говорила: «Взрасти лен такой длинный, как я теперь».

2-я мастерица:   Я полола – полол ленок,

                              Я полола приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Начинает расти ленок. Сначала ничем от других травок не отличается. В пору белых ночей он свой рост останавливает. Однажды на восходе солнца расцвело  вилегодское  поле синими цветами. К вечеру цветки прятались, а на рассвете вновь открывались. Так цветет лен шесть недель, а на седьмую семя лелеет. Семя на племя, а платье в стебельке спрятано. (Дать детям стебельки льна).

3-я мастерица:   Уж я дергала – дергала ленок,

                              Я дергала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Не пытайтесь сломать. Сломать его трудно, а вырвать из земли дело не хитрое, но очень тяжелое. За день так намаешься, что спины не разогнешь. Затем лен расстилают на поле.
1-я мастерица:   Уж я стлала – стлала ленок,

                              Я стлала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

А дальше путь к платью, как в сказке, лежит через огонь и воду.
Поливает лен дожди, обжигает солнце, опускаются на него августовские росы и снова солнце сушит. Долго лежит лен в поле пока не начнет в руках трещать. Теперь разломить его можно, только, чтобы до его тайны много труда еще нужно.
2-я мастерица:   Я сушила – сушила ленок,

                              Я сушила, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Все дальше делали руками. И в те времена люди были смекалистые. Придумали деревянных помощников.

3-я мастерица:   Уж я мяла – то, мяла ленок,

                              Уж я мяла, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Мяли лен на мялке.
Мялка – приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем легче отделить волокна от внешней оболочки – костры.

1-я мастерица:   Я трепала – трепала ленок,

                              Я трепала приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Трепали с помощью деревянного трепала.
Трепало – деревянное орудие, которое имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала украшались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. Трепать – бить, теребить лен, очищать волокнистый внутренний слой стебля от костры.

2-я мастерица:   Ты удайся – удайся ленок!

                              Ты удайся, мой беленький ленок!

                              Лен, мой лен!

                              Белый лен!

3-я мастерица:   Я чесала – чесала ленок,

                              Я чесала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

Чесали деревянным гребнем.

Вот и раскрыл лен свой секрет, получились волокна тонкие, как волоски, длинные ни в лесу, ни в поле не сыщешь.

Зимними вечерами при свете лучины скручивали в длинную шелковистую нитку.

1-я мастерица:   Уж я пряла – то, пряла ленок,

                              Уж я пряла, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

А уж из нитки полотно ткали.

Какие ткани получаются славные, на весь мир знаменитые. Шей, что душе угодно.

Вот так из зернышек вырастает лен – ленок голубой цветок. Вырастает, весь мир одевает.

5.Физкультминутка.
Поют русскую народную песню «Уж мы сеяли ленок» с движениями

Лен воспевали не только в песнях. Многие поэты и писатели восхищались этим удивительным растением.
Ведущий: Вот таким нелегким путем вилегодские  мастерицы получали льняные нити и ткали полотно. Затем шили одежду или изготовляли рушники и другие вещи.(показываем одежду из льна)  

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Виледи  и  целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

В канун  Неонилы – льняницы крестьянки старались намять и натрепать несколько первых вязок льняного волокна. 

А в день этой  святой  несли лен в церковь для освящения. 

В этот день не работали. Грешно было прясть, но шить что – либо разрешалось. 

А уже на следующий день в каждом дворе вновь начинали мять и трепать льны.  Следовали мудрому совету: «Мни лен доле, волокна будет боле». У льна все шло в дело. Обтрепанный лен расчесывали, очески пряли. Из грубой, но крепкой очесной пряжи ткали полога, мешковину.  

Некоторые льняные изделия старинной ручной работы представлены вашему вниманию на нашей выставке.

6. Конкурсы и игры.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем. Для этого мы с вами, ребята, разделимся на две команды. Придумайте себе название в соответствии с нашим праздником и назначьте капитана.

1-й конкурс: « Загадки».

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Сейчас я проверю, насколько хорошо это у вас получается. Посмотрим, какая команда отгадает больше загадок.

  1. Били меня, били, колотили, колотили, клочьями рвали, по полю валяли.(Лен) 
  2. Маленький Данилка в петельке удавился. ( Пуговка) 
  3. Бежит свинка, вырезана спинка. (Челнок) 
  4. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
  5. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс) 
  6. Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка) 
  7. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу-привечу. (Шапка) 
  8. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка) 

Ведущий: Молодцы, загадки отгадывать вы мастера. А сейчас переходим к следующему конкурсу.

2-й конкурс: «Назови пословицы обо льне.»

А пословицы и поговорки народные про лен знаете? Какие назовете?

Лён вымотает, лен и озолотит.

Лён не уродился - в мочало пригодился.

Мни лён доле - волокно будет боле.

Не земля родит лён, а мочило.

Не домнёшь мялкой - вспомнишь за прялкой.

3-й конкурс: «Кроссворд».

(Кроссворд выводится на монитор компьютера.

(Команды разгадывают кроссворд, по очереди отвечая на вопрос ведущего.)

1. Чем ведала святая Неонила-Льняница? (Льноводство)

2. Как называли крестьяне октябрь (Свадебник, грязник)

3. Какое слово пропущено в пословице «…в октябре предвещает короткую зиму» (Гром)

4. При каком царе стало развиваться льняное ремесло? (Петр)

5. Что оставалось после того, как расчесывали обтрепанный лен? (Очески)

6. Что пряли из грубой очесной пряжи? (Мешковину)

4-й конкурс: «Золушка».

(Звучит веселая народная песня)

Для каждой команды предлагаются смешанные на блюдцах по 25 – 30 зерен гречки, риса и пшена. Необходимо за 5 минут разобрать как можно большее количество крупы в разные блюдца, не рассыпав ее на стуле.

Ведущий: А теперь подведем итог конкурсов. Кто у нас победил? Подсчитаем баллы.(выдают небольшие сувениры)

 7.Этап практической работы (можно для закрепления провести его в классе)

В завершении нашего мероприятия, давайте  изготовим цветочек льна.

Ребята, будьте осторожны при работе с ножницами и сцеплером.

Посмотрите  сколько лепестков у этого удивительного цветка?

  1. Вырезать 5 кругов.
  2. Скрепить их сцеплером.

3.  Сложить 4 раза.
4. Края обрезать по дуге..
5. По отдельности прижимаем лепестки пальчиками к центру..
6. В центре приклеиваем кружочек .

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые цветы у нас получились!

8.Рефлексия.

Учитель помогает организовать выставку работ.

(Учащиеся прикрепляют  свои работы на обтянутую зеленой тканью рамку.)

Посмотрите, как красиво расцвело наше поле.

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше знакомство со льном. Теперь мы знаем, что есть праздник Параскевы Пятницы, бабьей заступницы, которая любила помогать рукодельницам женщинам.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Я думаю, что сегодняшнее  мероприятие принес нам радость общения друг с другом. Большое спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...