Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
статья по теме

Кузьмина Любовь Алексеевна
 Фольклорный праздник   "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.
Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредством праздника Масленицы.
    Задачи:
знакомство учащихся  с народным праздником Масленица;
привитие интереса к  народным традициям и  фольклору;
развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассная работа40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

       Вот уже стало доброй традицией каждый год отмечать праздник Масленицы в  школе №22  г. Саранска.  Празднование Масленицы во все времена было самым радостным, веселым, хлебосольным, запоминающимся славянским праздником. Ведь Масленица – это проводы зимы, и если не попрощаться с зимушкой как следует, то и весна вряд ли порадует своим теплом. А тот человек, кто плохо и скучно праздновал Масленицу, считали на Руси, будет неудачлив в течение всего года. Праздник Масленицы предполагает такие обряды и обычаи, как сжигание чучела Масленицы, катание с гор, взятие снежного городка, игры и соревнования на улице, поедание блинов.

       Любой праздник должен создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру, позволяющую детям узнать о традициях праздника, о его организации. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого у них формируются нравственные и эстетические качества.

При организации и проведении праздника мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

     Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредством праздника Масленицы

    Задачи:

  • знакомство учащихся  с народным праздником Масленица
  • формирование навыков культурного поведения
  • воспитание патриотизма, основанного на народных традициях
  • проведение праздника  через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщение всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
  • привитие интереса к  народным традициям и  фольклору
  • развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников

Праздник. Что несет в себе это понятие?

Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Это день, когда люди объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». С другой стороны, праздник – это далеко не безделье. Это деятельность, направленная на физическую или душевную разрядку.

 Освоение детьми праздничного фольклорного наследия, является одним из приоритетных направлений воспитания в виду значимости осознания своих «корней» и первоисточников как исторической памяти.  

 В «старой» России, и у мордвы в том числе, ребенок был активным участником подготовки к празднику, он сам изготавливал простые праздничные атрибуты. Слушая речь взрослых в повседневном быту, их размышления о празднике, пословицы и поговорки, ребенок постепенно, органично проникался идеей праздника. Он принимал активное участие наряду со взрослыми во всех обычаях и обрядах.

Самые первые праздники у русских и у мордвы имели свои обычаи и традиции, свой сценарий. Своеобразие традиций зависело от идеи праздника,  поэтому праздник имел свои атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Праздники способствовали сближению родных и близких людей, они являлись первичной формой культуры, а сама культура праздника слагалась из культуры игры, культуры слова, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

 При подготовке к празднику нужно постараться затронуть сердце и душу ребенка. Знакомя детей с праздниками народного календаря, им необходимо объяснить, что это не день безделья, а день сочетание труда и веселья.  Ведь Масленица – это прощание с периодом отдыха; это начало трудового периода (пахота, посев). У детей и взрослых на масленичной неделе господствует внутреннее ожидание обновления. Ведь Масленица – это прощание с зимой (холодом) и встреча весны (тепла, новой жизни). Необходимо познакомить детей с обычаем  ходить к родственникам, просить прощения у родных и близких. Этот обычай  вырабатывает такие качества, как уважение близких, почитание старших, укрощение гордыни (умение просить прощение). Но, с другой стороны  Праздник Масленицы способствует и эстетическому развитию детей. Почитаемую особу наряжали в красивые одежды, сами крестьяне всю неделю ходили нарядными и опрятными.

        Праздник Масленицы мы проводим в школе перед началом Великого поста.  Для проведения праздника проводится большая подготовительная работа. В музее на фоне избы вывешиваются символ Масленицы – Солнце, плакаты с надписями по-русски и по-мордовски: Масленица – Мастя. На столах накрыты угощения: блины, пироги, сладости, чай, подготовлены сувениры.

       Все дети одеты в народные костюмы: мордовские, русские, костюмы животных (животные  по сценарию привозят на санках Масленицу). Каждый ребёнок  не просто пассивный слушатель, а играет какую-то особую роль. На праздник  приглашаются гости,  родители. Они также принимают активное участие в   подготовке праздника: готовят костюмы, помогают учить детям стихи, песни, шьют чучело Масленицы, пекут блины, пироги.

        Масленица проходит по сценарию, где участниками являются дети разных национальностей: жители мордовской и русской деревень, ведь в жизни так и есть: мордва и русские живут по-соседству, вместе трудятся, отдыхают, встречают праздники, помогают друг другу.

        На празднике много интересного дети узнают о Масленице, что означает каждый день недели, разыгрывают сценки, прибаутки, играют в народные игры, исполняют  русские  и мордовские народные песни,   рассказывают пословицы, поговорки, отгадывают загадки, кличут весну:

 А тундыне, тундыне!

       Тонь тердеме кундынек!

 Сака, сака, тундыне,

Сака, цецяв пацине!

   Тонеть каша пидинек,

  Тонеть брага теинек!

         Весёло проходит ярмарка, где продают пирожки, баранки, игрушки.

         Кульминацией праздника, конечно, становится сжигание чучела Масленицы, катание с гор, игры и соревнования на улице, поедание и угощение всех блинами, пирожками, сладостями, чаем.

         Как  же отрадно видеть огромный интерес детей к фольклорному материалу, народным обычаям и традициям. Подготовка к этому празднику непринужденно и естественно вызывает у них положительные эмоции, раскрывая творческие способности каждого ребенка.

        Хотелось бы, чтобы наши ребята могли осознать мудрость народной культуры, понимали его жизненный уклад, особенности языка, ведь приобщение детей к традициям вызывает уважение к культурному наследию народа, духовно развивает, делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица».

Сценарий ориентирован на развитие духовно-нравственных качест, знакомство с народными традициями....

Фольклорный праздник "Масленица."

Сценарий праздника "Масленица" для всей начальной школы....

Фольклорный праздник Масленица

Данное мероприятие было проведено как открытое занятие в рамках планирования воспитательной работы в группе продлённого дня среди учащихся 1 класса.Выбор направления для воспитательной работы не случа...

Роль проектной и исследовательской деятельности в приобщении к историко-культурному наследию младших школьников

В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школ...

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...

Приобщение обучающихся к культурному наследию. Виртуальное путешествие во времени и пространстве.

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию ...

«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...