Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.
статья по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_okk.doc | 62.5 КБ |
doklad_alekseeva_t.p.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.
Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
ОКК направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным является самовыражение личности.
Компетентность включает следующие аспекты:
- смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
- проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
- коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.
Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
- социально-экономической;
- политико-правовой;
- в сфере науки, религии;
- экологической;
- эстетической;
- коммуникативной;
- бытовой;
- досуговой и др.
Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.
Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.
Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То - есть, культура школы начинается с культуры школьного быта.
Речь здесь идет о таком направлении формирования ОКК как преобразование сферы обитания – или, как принято сейчас говорить, - эстетизация окружающей среды. Ее характеристики: гигиена, удобство, порядок, красота, дизайн. Окружающее человека пространство напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие, поэтому его преобразованию уделяется так много сил, энергии, средств. Не случайно здание и интерьер “храма культуры”- театра имеет особый стиль (бархатные кресла, паркет, хрустальные люстры, зеркальные стены фойе). Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.
Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.
Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.
Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
Важнейшей задачей современной начальной школы, как подчеркивается в Федеральном стандарте начального общего образования, является создание условий для активного присвоения учащимися социального опыта, оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Все это должно достигаться в процессе активной деятельности самих школьников и базироваться на формировании у них ключевых компетенций (общекультурных, коммуникативных, социально-трудовых и др.) как предпосылок саморазвития и самосовершенствования.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности.
Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
Формирование общекультурных компетенций, в соответствии с содержанием ФГОС для начальной школы, осуществляется в различных видах деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Одна из главных проблем, которая встает перед учителем – на основе какого содержания формировать общекультурные компетенции на уроках изобразительного искусства в начальной школе. В новом стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт, который учащиеся постигают в ходе собственной деятельности, применяя усвоенные способы деятельности по отношению к определенным объектам (предметам, изделиям). Поэтому избрание объектов деятельности на уроках изобразительного искусства не менее важно, чем выбор способов, приемов деяельности по их изучению, разработке, выполнению в материале.
В образовательной сфере российского постиндустриального общества сильны идеи технократической модели образования в ущерб идеям культуросообразности, антропологизма, гуманизма, способствующим приобщению личности к традициям, культуры, формированию Человека культуры.
Вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации – это инкультурация (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Т. И Бакланова). Именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство «культурного человека», сохранение стабильности культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития [1].
Безусловно, что информационные технологии, которым стали уделять значительное внимание даже в дошкольном воспитании, незаменимы в современном обществе. Они значительно повышают эффективность деятельности в разных сферах, в том числе и в обучении, воспитании подрастающего поколения. Но нельзя забывать о том, что такие технологии – только средство, а не цель обучения и воспитания, и они не обладают ценностным смыслом.
Отсюда следует, что предметная область «Искусство» будет способствовать формированию общекультурных компетенций у младших школьников при условии, если в содержании учебного предмета будут предусмотрены активные формы усвоения знаний не только об инновационной деятельности на основе перспективных технологий, но, прежде всего, о традиционной предметной деятельности человека – народных художественных ремеслах, создавших основу для современных технологий, являющихся своеобразным эталоном преобразования и организации окружающего мира по законам целесообразности и красоты.
Изучение народных ремесел может обеспечивать процесс вхождения формирующейся личности в мир подлинной (а не массовой) культуры как сферу, способствующую развитию и саморазвитию интегральной личности, овладевающей социальным, этнонациональным духовным опытом; личности, обладающей развитым индивидуальным и этнонациональным сознанием и самосознанием.
Если обратиться к содержанию примерной программы по изобразительному искусству для начальных классов (по ФГОС), то можно отметить, что все деятельностные компоненты общекультурных компетенций могут быть успешно освоены на материале народных художественных ремесел.
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края младший школьник может на примере таких ремесел как гончарное (лепка традиционной посуды – кринок, кувшинов, горшков и других созданных мастерами на основе уподобления природным формам; декоративных сосудов-образов по мотивам скопинской керамики; керамических игрушек, отражающих картины окружающего мира – дымковской, филимоновской, каргопольской, региональной керамической игрушки; ремесел по художественной обработке бересты, соломки, других природных материалов).
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности можно на примере знакомства с деятельностью народных мастеров (на основе заочного путешествия в центры народных ремесел или на основе экскурсий к мастерам родного края). Именно в изделиях, выполненных на основе традиций, можно обнаружить гармоничный сплав утилитарности и декоративности, пользы и красоты. Народные мастера могут служить ярким примером необходимости глубоких знаний о свойствах материала для изделия и учета этих свойств при выборе технологии обработки, определения формы, размера изделия, способа декора.
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы ученики начальных классов также могут на основе знакомства с технологиями народных художественных ремесел. Народный мастер всегда тщательно продумывает технологию работы с учетом назначения изделия, свойств материалов, набора инструментов и приспособлений, выбирает рациональные способы работы, учитывает предшествующий опыт – свой и старших мастеров.
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии) также возможно при знакомстве с народными художественными ремеслами. Младшим школьникам интересны мало знакомые современному человеку термины, обозначающие названия инструментов, приспособлений, изделий, их деталей, материалов, из которых изготовлены вещи; привлекателен внешний вид традиционных игрушек, предметов быта, украшенных лаконичной и в то же время выразительной и оптимистичной по цвету росписью, вышивкой, резьбой, плетением и другими видами декора. Сведения из истории появления и развития ремесел помогут сформировать у младших школьников опыт ориентации в технологической культуре и на основе сравнения понять специфику современных технологий производства и обработки материалов.
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения тоже стоит поучиться на примере создания изделий мастерами традиционных художественных ремесел. О необходимости тщательно продумывать предстоящую работу говорят пословицы и поговорки, сложенные народными умельцами: «Не начавши – думай, а начавши – делай», «Долго рассуждай, да скоро делай».
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Эта компетенция может быть сформирована в процессе интерактивной деятельности – дидактических игр в кабинете, в посиделках и других играх, помогающих ученикам самостоятельно прочувствовать и проживать ситуации, характерные для народного быта. Игра на уроке изобразительного искусства совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с окружающими.
Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы ученики могут на основе практического освоения творческих принципов народного искусства – повтора, вариации и импровизации.
Повтор – это задача на воссоздание главных отличительных традиционных форм, конструкций, традиционных приемов художественной обработкой материалов. Уроки повтора обычно включаются в начале изучения нового вида конструкции, художественной технологии: мер, основами знаний и умений в области создания образа с помощью наиболее простых и доступных приемов художественной обработки природных материалов.
Вариация – это установка на творческое эстетическое восприятие образа художественной вещи и задача на воссоздание традиционных приемов художественной обработки материалов с включением новых вариантов форм и конструкций. Задания на основе вариации могут наиболее широко применяться на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Может применяться варьирование на основе определенной «базовой формы», при этом обязательно проводится предварительный просмотр и художественный анализ зрительного ряда, демонстрирующего несколько возможных способов решения образа. Осознание многообразия способов выполнения работы стимулирует большинство учащихся на создание собственного варианта работы.
Импровизация – установка на творческое эстетическое восприятие образа художественной вещи и на создание нового художественного образа на основе комбинации главных отличительных традиционных элементов образа художественной вещи в новых условиях (изменение назначения материалов, привычной формы и конструкции вещи). Задачи на импровизацию ученики могут выполнять как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, комбинируя известные им или придумывая новые способы соединения деталей и декор изделия [5].
На уроках изобразительного искусства, посвященных изучению народных ремесел, ученики также имеют возможность освоить и такие важные компоненты общекультурной компетенции как способность оценивать результат деятельности и обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено.
Таким образом, освоение в начальных классах на уроках изобразительного искусства народных художественных ремесел может послужить действенной основой для формирования общекультурных компетенций у младших школьников.
В педагогическом процессе формирования общекультурных компетенций не должно быть противоречий между компетентностью в области современной техники, информационных технологий и в сфере традиционной материальной культуры, народных художественных ремесел.
Опору на традицию, традиционную культуру, народные художественные ремесла можно рассматривать как фактор самосохранения, самоутверждения, саморазвития народа в самых различных сферах духовного или материального бытия.
В заключение хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: “ Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он - соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше”.
Спасибо за внимание!
Библиография
1. Ершова, Л. В. Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования [Текст] / Л. В. Ершова // Наука и школа. – МПГУ. –2008. – № 2. – С. 3–4.
2. Ершова, Л. В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика [Текст] : монография / Л. В. Ершова. – Шуя : Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 208 с.
3. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Т. И. Бакланова. – Шуя : Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 23 с.
4. Шпикалова, Т. Я. Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Наука и школа. – МПГУ. – 2007. – № 5. – С. 49–51.
5. Щирова, А. Н. Этнохудожественный компонент в содержании технологического образования младших школьников [Текст] / А. Н. Щирова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 9. – С. 17–21.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства
В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...
Развитие общекультурной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства
Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружени...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Эта статья будут полезна педагогам школ-интернатов работающих с детьми ОВЗ....