Программа внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной школы «Разговор о профессиях»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Разговор о профессиях» | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной (внеклассной) деятельности
для начальной школы
«Разговор о профессиях»
Направление: социальное
1- 4 кл
7-10 лет (возраст)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Разговор о профессиях» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Общая характеристика
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом , с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке на предприятиях района и т. д.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессияхродного края и их особенностях.Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания младших школьников о профессиях . Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.
Новизнарабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.
Целесообразность. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности основывалась на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа», «человек – знаковая система».
Особенности реализации программы:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип практической направленности;
- принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Межпредметныесвязи на занятиях:
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение включает в себя:
- рабочий кабинет для группы учащихся до 15 человек, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога;
- отсутствует индивидуальная ученическая литература, в связи с чем используется размноженный раздаточный материал.
Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; написать стихотворение; создать презентацию.
Формы проведения занятий:
- экскурсии
- беседа
- практическая работа
- наблюдение
- коллективные и индивидуальные исследования
- проекты
- самостоятельная работа
- защита исследовательских работ
- консультация
Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Описание места программы «Разговор о профессиях»
в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Разговор о профессиях» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Форма организации детского коллектива – классная.
Всего программа содержит 135 часов.
№ п/п | Название раздела | Класс | Количество часов в год | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение в мир профессий | 1 | 33 | 11 | 22 |
2 | «Кем и каким я хочу стать» | 2 | 34 | 21 | 13 |
3 | «Радуга профессий» | 3 | 34 | 18 | 16 |
4 | Профессия или призвание? | 4 | 34 | 19 | 15 |
Программа внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов .
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Путешествие в мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Виды контроля и механизм оценкидостижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
- текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
- тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
- итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Введение в мир профессий 5 ч | |||
1 | Зачем человек трудится? | 1 | |
2 | Какие профессии ты знаешь? | 1 | |
3 | Мир интересных профессий | 1 | |
4 | Чем пахнут ремесла? | 1 | |
5 | Кем я хочу стать? | 1 | |
Профессии в школе 2 ч | |||
6 | Профессия - учитель | 1 | |
7 | Профессия -библиотекарь | 1 | |
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||
8-9 | Профессия - продавец | 1 | |
10-11 | Профессия - парикмахер | 1 | |
12-13 | Профессия - повар | 1 | |
14-15 | Профессия - почтальон | 1 | |
16-17 | Профессия - врач | 1 | |
18-19 | Профессия - художник | 1 | |
Проект «Азбука профессий» 9ч | |||
20 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | |
21-22 | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | |
23 | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | |
24-25 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | |
26-27 | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | |
28 | Оформление результатов проекта | 1 | |
Профессия моих родителей 3ч | |||
29-30 | Кем работают мои родители? | 1 | |
31 | Встреча с родителями | 1 | |
Итоговые занятия 2 ч | |||
32 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | |
33 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 |
Содержание программы 1 класса
Занятие 1.Зачем человек трудится?
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде».
Занятие 2.Какие профессии ты знаешь?
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!».
Занятие 3. Мир интересных профессий
Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Занятие 4.Чем пахнут ремесла?
Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
Занятие 5. Кем я хочу стать?
Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Занятие 6.Профессия – учитель.
Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа».
Занятие 7.Профессия –библиотекарь.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Занятие 8-9. Профессия – продавец.
Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
Занятие 10-11. Профессия – парикмахер.
Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую.
Занятие 12-13.Профессия – повар.
Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара.
Занятие 14-15.Профессия – почтальон.
Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту.
Занятие 16-17.Профессия – врач.
Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Занятие 18-19.Профессия – художник.
Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник».
Занятие 20.Организационное занятие. Предъявление заданий группам.
Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий.
Занятие 21-22.Представление мини-проектов на буквы А-Д.
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д.
Занятие 23.Представление мини-проектов на буквы Е-К.
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К.
Занятие 24-25.Представление мини-проектов на буквы Л-Р.
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р.
Занятие 26-27.Представление мини-проектов на буквы С-Я.
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я.
Занятие 28.Оформление результатов проекта.
Создание папки «Азбука профессий».
Занятие 29-30.Кем работают мои родители?
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».
Занятие 31.Встреча с родителями.
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?».
Занятие 32.Викторина «Что мы узнали?»
Разминка. Викторина «Что мы узнали?».
Занятие 33.Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Праздник для родителей и детей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Тематическое планированиево 2 классе
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Мы построим новый дом | 1 | |
2 | Кто такой - дизайнер | 1 | |
3 | Самый классный - классный уголок | 1 | |
4 | Как составить букет | 1 | |
5 | Фигурки из цветов | 1 | |
6 | Кто такой скульптор | 1 | |
7 | Лепка из глины | 1 | |
8 | Маленькие фея. Как придумать аромат | 1 | |
9 | Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье | 1 | |
10 | Вкусная профессия. Кто готовит нам обед | 1 | |
11 | Моя мама - парикмахер | 1 | |
12 | «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам | 1 | |
13 | Кто украшает книжку. | 1 | |
14 | Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация | 1 | |
15 | Кто рисует картины | 1 | |
16 | Художники - детям | 1 | |
17 | Когда возникла музыка. Музыканты оркестра | 1 | |
18 | Кто сочиняет музыку | 1 | |
19 | Композиторы - детям | 1 | |
20 | Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра | 1 | |
21 | Как стать писателем. Проба пера | 1 | |
22 | Писатели - детям | 1 | |
23 | Как рождаются стихи. Про поэтов. | 1 | |
24 | Поэты – детям | 1 | |
25 | Профессия - режиссёр | 1 | |
26 | Кукольный театр. Сыграем пьесу. | 1 | |
27 | Я хочу танцевать. Как стать танцором | 1 | |
28 | Кто придумывает танцы | 1 | |
29 | Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры | 1 | |
30 | Кто пишет статьи в газету | 1 | |
31 | Репортаж с места событий | 1 | |
32 | Что делает фотограф | 1 | |
33 | Фотография другу | 1 | |
34 | Итоговое повторение | 1 |
Содержание программы 2 класса
Занятие. 1. Мы построим новый дом.
Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором.
Занятие. 2. Кто такой - дизайнер.
Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером»
Занятие. 3. Самый классный - классный уголок.
Оформление классного уголка. Творческий проект.
Занятие. 4. Как составить букет
Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение».
Занятие. 5. Фигурки из цветов.
Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа.
Занятие.6. Кто такой скульптор
Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность.
Занятие. 7. Лепка из глины
Работа с глиной.
Занятие. 8. Маленькие фея. Как придумать аромат
Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов:колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящимпарфюмером?»
Занятие. 9. Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье
Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье.
Занятие. 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».
Занятие. 11. Моя мама - парикмахер
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик»
Занятие. 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам
Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам»
Занятие. 13. Кто украшает книжку.
Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?»
Занятие. 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями AngelDominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович.
Занятие. 15. Кто рисует картины
Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.
Занятие. 16. Художники - детям
Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников
Занятие. 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист.
Занятие. 18. Кто сочиняет музыку
Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя.
Занятие. 19. Композиторы – детям
Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.
Занятие. 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра.
Знакомство с профессией дирижёра.
Занятие. 21.Как стать писателем. Проба пера
Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры.
Занятие. 22. Писатели – детям
Знакомство с творчеством русских писателей.
Занятие. 23. Как рождаются стихи. Про поэтов.
Описание профессиипоэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д.
Занятие. 24.Поэты – детям
Знакомство с творчеством советских, российских поэтов.
Занятие. 25. Профессия - режиссёр
Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Занятие. 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2-го класса).Знакомство с особенностями пьесы. Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление.Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Занятие. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором
Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции.Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие.Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость
Занятие. 28 Кто придумывает танцы
Описание профессиихореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д.
Занятие. 29 «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества
Знакомство с творчеством танцевального коллектива «Самоцветы».
Занятие. 30Кто пишет статьи в газету.
Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм.
Занятие. 31Репортаж с места событий
Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы
Занятие. 32 Что делает фотограф.
Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения.
Занятие. 33 Фотография другу
Беседа «Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу»
Занятие. 34 Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Тематическое планирование «Путешествие в мир профессий»
в третьем классе
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? | 1 | |
2 | Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». | 1 | |
3 | Кем быть? | 1 | |
4 | Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». | 1 | |
5 | Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | 1 | |
6 | Встреча с нашими героями | 1 | |
7 | Кто такой мастер? Что такое призвание? | 1 | |
8 | Из истории слов. Работа со словарём. | 1 | |
9 | Профессии наших мам. | 1 | |
10 | Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» | 1 | |
11 | Профессии наших пап. | 1 | |
12 | Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» | 1 | |
13 | «Кем быть? Каким быть?» | 1 | |
14 | Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? | 1 | |
15 | Менеджер. Кто может работать по этой профессии? | 1 | |
16 | Спасатель. Кто может работать по этой профессии? | 1 | |
17 | «Калейдоскоп профессий». | 1 | |
18 | Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. | 1 | |
19 | Кто может работать по профессии риэлтор? | 1 | |
20 | Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? | 1 | |
21 | Экскурсия на фермерское угодье. | 1 | |
22 | Экскурсия в центр занятости населения | 1 | |
23 | КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 1 | |
24 | Знакомство с профессией бизнесмена. | 1 | |
25 | Кто может работать по этой профессии? | 1 | |
26 | «Какая профессия меня привлекает?» | 1 | |
27 | Поэтическая игротека «В мире профессий». | 1 | |
28 | Конкурс рисунков: « Все работы хороши». | 1 | |
29 | Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» | 1 | |
30 | Художник. Профессия или призвание? | 1 | |
31 | Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник? | 1 | |
32 | "Профессии нашего посёлка" | 1 | |
33 | «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. | 1 | |
34 | Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий» | 1 |
Содержание программы:
Занятие 1. Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах?
Знакомство с профессией – полицейский.
Занятие 2.Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы».
Знакомство с профессией – инспектор ГИБДД. Игра «Мы-пешеходы»
Занятие 3.Кем быть?
Проблемная ситуация: кем быть? Мини-рассказ учащихся о выбранной профессии.
Занятие 4.Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».
Тест: «Какая профессия мне больше подходит?».
Занятие 5.Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
В творческой форме выразить свои представления о взрослой жизни и запечатлеть на листе бумаги те профессии, которые привлекают их сейчас.
Занятие 6.Встреча с нашими героями.
Встреча с ветеранами труда пгт.Пойковский.
Занятие 7. Кто такой мастер? Что такое призвание?
Разобраться с терминами "призвание», "профессия","мастер», с их соотношением.
Занятие 8.Из истории слов.
Работа со словарём.
Занятие 9. Профессии наших мам.
Знакомство с женскими профессиями родителей.
Занятие 10.Сочинение на тему: «Моя мама - мастер».
Мамочка - краткое мини-сочинение.
Занятие 11.Профессии наших пап.
Встреча с папами. Совместный с родителями КВН.
Занятие 12.Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»
Папочка - краткое мини-сочинение.
Занятие 13.«Кем быть? Каким быть?»
Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.
Занятие 14.Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?
Знакомство с профессией – бухгалтер. Похожие профессии. История профессии.
Занятие 15.Менеджер. Кто может работать по этой профессии?
Знакомство с профессией – менеджмент. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 16.Спасатель. Кто может работать по этой профессии?
Знакомство с профессией – спасатель. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 17.«Калейдоскоп профессий».
Знакомство с профессиями наших шефов.
Занятие 18.Кто такой риэлтор?
Знакомство с новой профессией – риэлтор. История профессии.
Занятие 19.Кто может работать по профессии риэлтор?
Кому подходит данная профессия. Перспективы профессии.
Занятие 20.Профессия – фермер.
Знакомство с профессией – спасатель. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 21.Экскурсия на фермерское угодье.
Занятие 22.Экскурсия в центр занятости населения.
Знакомство с центром занятости населения пгт. Пойковский. Познакомить с основными видами деятельности Центра занятости населения.
Занятие 23.КТД «Мой четвероногий друг».
«Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных.
Занятие 24.Знакомство с профессией бизнесмена.
Занятие 25.Кто может работать по этой профессии?
Занятие 26.«Какая профессия меня привлекает?»
Мини – проект.
Занятие 27.Поэтическая игротека «В мире профессий».
Занятие 28.Конкурс рисунков: «Все работы хороши».
Занятие 29.Выход в библиотеку.
Совместное мероприятие: «Все работы хороши!»
Занятие 30.Художник. Профессия или призвание?
Встреча с родителями, имеющих отношение к данным специальностям.
Занятие 31. Кто может работать по этой профессии?
Где может работать художник?
Художник — творческая профессия.Кто может работать по этой профессии?
Занятие 32."Профессии нашего посёлка"
Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях нашего поселка.Игра «Определить профессию»
Занятие 33.«Пишем «Книгу Мира»».
Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику.
Занятие 34.Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий».
Тематическое планирование
«Путешествие в мир профессий» в четвёртом классе
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Артист. Профессия или призвание? | 1 | |
2 |
| 1 | |
3 | Шоколатье. Профессия или призвание? | 1 | |
4 | Спецназовец. Профессия или призвание? | 1 | |
5 | Кинолог. Профессия или призвание? | 1 | |
6 | Человек – техника. Типы профессий. | 1 | |
7 | Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. | 1 | |
8 | Человек – природа. Типы профессий. | 1 | |
9 | Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. | 1 | |
10 | Флорист.Профессия или призвание? | 1 | |
11 | Человек – человек. Типы профессий. | 1 | |
12 | Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. | 1 | |
13 | Человек – знак. Типы профессий. | 1 | |
14 | Человек – художественный образ. Типы профессий. | 1 | |
15 | Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». | 1 | |
16 | Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 | |
17 | Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 | |
18 | Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 | |
19 | Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 | |
20 | Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 | |
21 | Урок – презентация: «Мой характер» | 1 | |
22 | Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 | |
23 | Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 | |
24 | Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 | |
25 | Использование функциональных средств организма. | 1 | |
26 | Урок – презентация: «Мои качества» | 1 | |
27 | Условия повышенной моральной ответственности | 1 | |
28 | Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога. | 1 | |
29 | Условия труда бытового типа. | 1 | |
30 | Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. | 1 | |
31 | Редкие и интересные профессии нашего посёлка | 1 | |
32 | Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!» | 1 | |
33 | Урок – презентация: «Это моя будущая профессия» | 1 | |
34 | Праздник «Что мы знаем о профессиях?» | 1 |
Содержание программы:
Занятие 1.Артист. Профессия или призвание?
Знакомство с новой профессией – артист. История профессии
Занятие 2. Метеоролог. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – метеоролог. |
|
Занятие 4.Шоколатье. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – шоколатье. История профессии.Совершенствовать знания детей о процессе изготовления кондитерских изделий из шоколада. |
Занятие 5. Спецназовец. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – спецназовец.Похожие профессии. |
Занятие 6. Кинолог. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – кинолог.Рассматривание картинок и фотографий с животными, чтение отрывков из книги К. Сергиенко «До свиданья, овраг», рассказов В. Чаплиной «Мухтар», Л. Толстого «Пожарные собаки». |
Занятие 7.Человек – техника. Типы профессий. Развивающие занятия: профессии «инженер», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас».. |
Занятие 8.Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. |
Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар». Игра «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия. |
Занятие 10.Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. Коллективная творческая деятельность «Украсим свою школу, село, планету». |
Занятие 11. Флорист. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией –флорист. История профессии. Загадки и пословицы о цветах. |
Занятие 12.Человек – человек. Типы профессий. Развивающее занятие: профессия «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по школе, улице, на которой расположена школа. |
Занятие 13.Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. |
Занятие 14. Человек – знак. Типы профессий. Экскурсия в технический кружок |
Занятие 15.Человек – художественный образ. Типы профессий. |
Занятие 16.Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». |
Занятие 17.Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. |
Занятие 18.Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. Пословицы и поговорки о природе. |
Занятие 19.Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. |
Занятие 20.Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. |
Занятие 21.Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. |
Занятие 22.Урок – презентация: «Мой характер» |
Занятие 23.Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. |
Занятие 24.Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. |
Занятие 25.Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. |
Занятие 26.Использование функциональных средств организма. Анкета для выявления трудового сознания младших школьников. Занятие 27. Условия повышенной моральной ответственности Занятие 28. Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога. Занятие 29. Условия труда бытового типа. Занятие 30. Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. Занятие 31. Редкие и интересные профессии нашего посёлка. Знакомство с редкими и интересными профессиями нашего поселка. Встреча с интересными людьми. Занятие 32. Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!» Занятие 33. Урок – презентация: «Это моя будущая профессия» Занятие 34. Праздник «Что мы знаем о профессиях?» Праздник для родителей и детей«Что мы знаем о профессиях?». |
Список литературы.
Для учителя:
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
- Психология. Учебное пособие для начальной школы. /под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
- Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
- Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.
Для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
Методические рекомендации
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
· художник
· оформитель
· маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
· печет хлеб
· выращивает хлеб – 1 балл
· сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
· строитель
· чертежник
· архитектор - 1
4. Представитель какой профессии лечит животных?
· врач
· животновод
· ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 20 и более баллов
Средний уровень – 15-19 баллов
Низкий уровень – 14 и менее баллов
Приложение 3
Методика незаконченных предложений
1.Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…
Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Приложение 4
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
1. Для чего нужно трудиться?
2. Какова цель труда?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии самые нужные людям?
5. Какие профессии самые сложные?
6. Какой труд сложнее: умственный или физический?
7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
8. Нужно ли любить свою профессию?
9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
11. Как ты учишься?
11. Твое любимое занятие в школе и дома.
12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
13 .Что читаешь?
14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Мы веселые девчата,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть!
На сцену выходит команда «Добры молодцы».
Капитан. Команда «Добры молодцы! Приветствует вас. Наш девиз…
Все. «Всякому молодцу ремесло к лицу».
Приложение 5
Загадки о профессиях
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр).
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
На работе день деньской
Управляет он рукой
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь – здоровый и веселый.
(Медсестра или врач)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет, где помашет,
Ни соринки не видать.
(Половая щетка)
Он охотно пыль вдыхает, не болеет, ни чихает.
(Пылесос)
Приложение 6
Игра «Определить профессию»
Задание первое. Определить профессию по пантомиме.
Ученики старших классов «изображают»несколько профессий, а члены команд их отгадывают.
Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий:
Повар – повариха
Певец – певица
Портной – портниха
Продавец – продавщица
Пианист – пианистка
Поэт – поэтесса
Писатель – писательница
Плотник - …
Пекари - …
Школьник – школьница
Ученик – ученица.
Задание третье. Закончить фразу.
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудиться … (шахтер),
В жаркой кузнице - … (кузнец),
Все кто знает - … молодец)!
Приложение 7
Конкурс «Пословицы о труде»
Данный конкурс состоит из четырех заданий.
В первом задании команды должны вспомнить как можно больше пословиц.
1. Без дела жить – только небо коптить.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Без труда нет и плода.
4. Было бы терпенье будет и уменье.
5. Всякий человек в деле познается.
6. Дело мастера боится.
7. Делу – время, потехи – час.
8. Долог день до вечера, коли делать нечего.
9. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
10. Не говори - не умею, а говори научусь!
11. Под лежачий камень вода не течет.
12. Пролениться - и хлеба лишиться.
13. Судят не, по словам, а по делам.
14. Терпенье и труд все перетрут.
15. Труд человека кормит, а лень портит.
16. Умелые руки не знают скуки.
17. Что сделано наспех, то и сделано на смех.
Во втором задании необходимо закончить пословицу. Например: Труд человека кормит, а … (лень портит).
Какая команда вспомнит большее количество пословиц.
Задание 1-й команде.
Какова пряха … (такова и рубаха).
Скоро сказка сказывается … (да не скоро дело делается).
Мало хотеть … (надо уметь).
Задание 2-й команде.
Маленькое дело … лучше большого безделья).
Глаза страшатся, а …(руки делают).
Терпенье и труд … (все перетрут).
Ведущий. В третьем задании необходимо «оживить» пословицу.
Командам на выбор предоставляется пословица. Участники команд должны без слов в любой форме передать ее смысл.
Ведущий. И наконец, четвертое задание – «Пословица в рисунке». Нужно сложить в слова первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать пословицу за минуту.
Ответ: Тише едешь – дальше будешь.
Приложение 8
Шуточная игра «Труд и профессия»
Ведущий. Эх, я! Рубаха новая,
И голова садовая!
Надо же соображать:
Пора конкурс капитанов начинать!
Задание первое. Прочитать слова.
Ведущий.
Какие буквы странные…
Совсем, как иностранные…
Ответы: стачной шов, верстак.
Задание второе. Запеленать куклу.
Задания третье. Ответить на шуточные вопросы:
1. Кто такой солист? (Мастер по засолке огурцов.)
2. Что такое показуха? (Посещение врача»ухо-горло-носа» - показ уха.)
3. Назовите имя первой женщины-летчика? (Баба-Яга)
4. Что самое первое вы делаете утром? (Просыпаюсь.)
Приложение 9
Занятие: Школьное и профессиональное образование
Цель. Показать детям необходимость школьного и профессионального образования.
Задачи.
1. Убедить детей, что образование является потребностью человека: оно необходимо для работы, общения, реализации своих интересов.
2. Показать зависимость между образованностью и уважением к человеку.
3. Выделить источники получения образования.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий для 1-го класса.
Основные понятия и категории. Образование, знания.
Ход занятия
К этому уроку дети уже знают о физиологических потребностях (еда, вода, воздух, тепло и др.), о потребности в безопасности и сохранении здоровья. Теперь настало время познакомиться с потребностью людей в образовании.
Учитель. Скажите, зачем каждый из вас пришел в школу?
Дети.
- Так захотели родители.
– Хочу получить знания, чтобы стать ученым (коммерсантом, летчиком, банкиром, парикмахером).
– Все ходят в школу и т.д.
Учитель обобщает высказывания детей, подводит их к мысли о том, что в школе они получат необходимые знания и умения, разовьют интересы, воспитают самостоятельность и другие качества, необходимые в жизни. Показывает связь между экономикой как способом рационально вести хозяйство и образованием человека. Ведь даже личное и домашнее хозяйство нельзя разумно вести без определенных знаний.
У. Пусть поднимут зеленые карточки те дети, кто пришел в школу только по настоянию родителей.
Часть детей поднимают зеленые карточки.
У. Ваши родители уже поняли, что без образования невозможно нормально организовать жизнь, поэтому они хотят, чтобы их дети хорошо учились. Поднимите зеленые карточки те, кто пришел в школу, чтобы получить знания и стать учителем, летчиком, банкиром... Почему вы хотите получить образование?
Д. Чтобы много знать.
– Чтобы уметь писать, считать, рисовать, танцевать.
– Чтобы быть умным.
– Чтобы получить потом хорошую работу и зарабатывать много денег.
У. Представьте, что перед вами стоит ученик, у которого нет желания учиться. Постарайтесь за 30 секунд привести как можно больше аргументов, которые повлияют на его желание учиться.
Д. В школе интересно, много друзей.
– Ты сможешь потом поступить в институт.
– Ты будешь много знать и уметь: читать...
– Без образования нельзя найти работу.
– У тебя зарплата будет больше.
– Если не будешь ходить в школу, останешься глупым.
У. Образование влияет на экономику семьи, предприятия, государства и даже на мировую экономику. В тех государствах, где много образованных людей, выше экономические результаты: лучше используются материалы и оборудование, дешевле производство продуктов питания, одежды.
Далее целесообразно предложить школьникам выполнить задания из Тетради творческих заданий (ТТЗ).
В задании 1 учащимся предлагается отметить знаком "+" изображения предметов, помогающих удовлетворять потребность в образовании. В задании 1 нарисованы: часы, конфеты, компьютер, клюшки и шайба, кукла, книга, глобус, мяч, карандаши, циркуль.
В задании 2 предлагается указать стрелками названия учебных предметов, изучение которых поможет детям справиться с изображенными на рисунках делами: девочка пишет письмо (русский язык); мальчик оплачивает покупку в кассе (математика); мальчик разговаривает с индейцем (иностранный язык); мальчик убегает от злой собаки (физкультура); дети делают скворечник (труд).
Когда школьники справятся с заданиями в ТТЗ, учитель спрашивает у трех-четырех учеников: какие предметы у них самые любимые? Выслушав ответы, организует беседу с детьми.
У. Всем ли людям нужны одинаковые знания?
Д. Да.
У. Отличается ли образование летчика от образования, например, повара?
Д. Это разные профессии.
– Для каждой профессии нужно свое образование.
– Сначала все в школе учатся. Значит, наполовину одинаковое.
У. Где можно получить образование?
Д. В школе.
– Дома.
– В библиотеке.
– В институте.
У. Образование получают в образовательных учреждениях: школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете. Все люди получают сначала общее образование в школе, а уже потом профессиональное. Профессиональное образование помогает людям правильно пользоваться инструментами, оборудованием, творчески относиться к делу. Можно ли сразу поступить в университет, не получив образования в школе?
Д. Нет, нужно знать то, что изучают в школе.
– Нет. Возраст не тот.
Затем учитель предлагает детям открыть в ТТЗ задание 3 и написать рядом с изображенными там предметами, люди каких профессий используют их в своей работе. Там изображены краски и кисти, швейная машинка, кирпичи и мастерок, кастрюли и половник, скрипка, термометр, шприц. Дети выполняют задание 3.
В заключение урока учитель читает школьникам стихотворение С.Маршака "Мастер-ломастер", текст которого приведен в методическом пособии.
У. А теперь ответьте на следующие вопросы:
За что герой стихотворения получил такое прозвище?
Легко ли быть настоящим мастером?
Что необходимо предпринять, чтобы хорошо выполнять работу?
Приложение 10
Занятие на тему «Без чего человеку не обойтись?»
Цель. Формировать понятие о необходимости предметов, товаров, услуг.
Задачи.
1. Разъяснить зависимость потребностей от ситуации.
2. Формировать умения обобщать, оперировать понятиями.
3. Формировать умение выделять главное, необходимое.
4. Дать представление о необходимых атрибутах профессии.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий по экономике для 2-го класса, цветные карандаши.
Основные понятия и категории. Необходимые, обязательные, желательные предметы. Профессия.
Ход урока
Учитель начинает урок с повторения, что такое экономика.
Учитель. Давайте вспомним, что такое экономика.
Дети. Экономика – наука о разумном ведении хозяйства.
– Экономика изучает ограниченность ресурсов.
– Экономика помогает правильно делать выбор.
У. Вам знакомо понятие "выгода", на основе которой человек часто выбирает тот или иной вариант решения проблемы. Однако не всегда человек руководствуется выгодой. Вспомните, какие решения вы принимали?
Д. Кормил бездомную собаку…
– Помогал бабушке...
У. А на основе чего мама выбирает, что приготовить на обед: суп и мясо или мороженое?
Д. Суп и мясо полезнее.
У. Что ты выберешь: бутерброд или жвачку?
Д. Если голоден, то бутерброд.
Учитель задает несколько аналогичных вопросов. Дети отвечают.
У. Какой вывод можно сделать? Чем приходится руководствоваться при выборе?
Д. Иногда что-то обязательно нужно.
– Что-то полезно.
У. Сделаем вывод. Не всегда при выборе руководствуются соображениями выгоды или вкуса. Иногда приходится решать, можешь ли ты обойтись без этого или нет. Назовите вещи, без которых человек не может обойтись.
Д. Лекарства.
– Еда. Теплая одежда.
– Квартира.
– Игрушки. Собака....
У. Среди этих предметов есть необходимые, обязательные и желательные. Потребность в тех или иных вещах зависит от сезона, климата, профессии, возраста.
А теперь самостоятельно выполните задания 22, 23, 24 в ТТЗ и ответьте на вопросы. Какие предметы вы дорисовали и почему без этих предметов нельзя обойтись? Какие предметы, по вашему мнению, лишние и почему?
Дети выполняют задания 22, 23, 24 в ТТЗ и отвечают на вопросы.
Задание. У Антона в шкафу перепутаны все предметы. Помоги Антону разобраться, что ему понадобится зимой, а что – летом. Покажи стрелками, в какое время года потребуются предметы.
На рисунке к заданию 22 в ТТЗ изображены следующие предметы: пальто, темные очки, спасательный круг, шапка, лыжи, сандалии, валенки, свитер, кепка, шорты, майка, варежки.
Дети обводят красным карандашом предметы, необходимые летом, синим – зимой.
Задание. Давай наведем порядок на твоем письменном столе. Чего не хватает, без чего ты не можешь обойтись, делая уроки? Напиши. Подумай, может быть, здесь есть что-то лишнее? Вычеркни. Обведи необходимые и обязательные предметы красным карандашом, а желательные – зеленым.
На рисунке к заданию 23 в ТТЗ изображен письменный стол, на котором находятся тетрадь, подставка для книг, ручка, карандаш, книги, ножницы, настольная лампа, глобус, фонарик, магнитофон, рогатка, тарелка, телефон.
Задание. Антон отправляется в путешествие. Посоветуй, что ему положить в чемодан. Обведи зеленым карандашом те предметы, которые ему пригодятся во время путешествия, и вычеркни те, которые не следует брать.
На рисунке к заданию 24 в ТТЗ изображен Антон, стоящий перед раскрытым чемоданом. Сбоку – в беспорядке различные предметы: тарелки, книги, ракетки, валенки, ласты, ботинки, лыжи, пальто, глобус, настольная лампа, ванна, картина, фотоаппарат, одежда.
У. Что бы вы посоветовали Антону взять с собой, чего не изображено на рисунке, почему? Напишите или нарисуйте эти предметы.
Если дети начнут спрашивать, куда едет Антон, надолго ли и т.п., то учитель просит их объяснить, каким образом набор предметов зависит от данных факторов, не ограничивая фантазию детей.
Следующий этап урока имеет целью не только вспомнить виды основных ресурсов, но и формировать умения детей находить общее, обобщать, оперировать понятиями.
– Сейчас я зачитаю список различных предметов. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют. Отвечать можно только по моей команде.
А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища.
Б. Книга, школа, библиотека, институт – образование.
В. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье.
Г. Театр, кукла, мяч, телевизор – развлечения.
Д. Сок, вода, чай – жажда.
Е. Кровать, подушка, одеяло – сон.
Ж. Печь, камин, батарея, костер – тепло.
И. Спасибо, пожалуйста, простите – вежливые слова.
К. Газеты, книги, радио, телевизор – информация.
Л. Огнетушитель, сейф, каска, решетки – безопасность и т.п.
– Как одним словом назвать потребности в пище, тепле, сне?
Д. Физиологические.
У. Какую потребность человека удовлетворяют вежливые слова?
Д. В уважении…
Далее учитель продолжает формирование у детей умений делать выводы и обобщения на профориентационном материале.
У. Вы знаете, что представители различных профессий нуждаются в различных средствах и предметах труда. Предлагаю вам поиграть в следующие игры.
"Кто использует в работе?"
Учитель предлагает перечислить все профессии, представители которых в своей деятельности используют:
– ножницы (портной, парикмахер, хирург, садовод ...);
– зеркало (водитель, парикмахер, стоматолог ...);
– иглу;
– кисть;
– молоток.
Оценивается количество правильных ответов детей, оригинальность (чем реже упоминается профессия в ответах, тем оригинальнее ответ).
"Угадай профессию"
Перед учениками ставится задача загадать профессии и описать, какие материалы и инструменты необходимы для выполнения профессиональных обязанностей (в случае затруднения – только инструмент). Например, дерево, рубанок – столяр; ткань, игла – портной; дерево, топор – лесоруб; кульман, бумага – чертежник. Загаданную профессию, инструмент, материал ученики записывают в ТТЗ, задание 25. После подготовки школьники предлагают друг другу угадать профессии. Задание может выполняться группами учеников, в этом случае группа задумывает три профессии. Учитель оценивает качество (правильность), оригинальность и количество задуманных профессий.Задание. Заполни таблицу.
|
Профессия | Инструмент | Материал |
Урок на тему: Твой вклад в доходы семьи
Цель. Развивать навыки самопознания школьника с точки зрения его участия в экономической деятельности.
Задачи.
1. Рассмотреть различные возможности участия школьников в формировании доходов типичной семьи.
2. Развивать умения по самопознанию: оценке уровня развития личностных качеств, умений.
3. Воспитывать у школьника необходимость экономии времени, ресурсов.
4. Показать необходимость образования.
5. Дать понятие о производительности труда.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий по экономике для 2-го класса; все необходимое для изготовления на уроке нужного в быту предмета (кормушки, вазочки и т.п.).
Основные понятия и категории: производительность труда, домашнее хозяйство, доходы семьи, вклад.
ХОД УРОКА
Учитель начинает урок с беседы о вкладе различных членов семьи в семейный бюджет.
Учитель. Помогал ли кто-нибудь из вас родителям в профессиональном труде (на работе)?
Дети. Мы открывали салон (родители – дизайнеры).
– Я помогала бабушке выдавать номерки в гостинице.
– Мама просит меня включать ей компьютер.
– Часто отношу бумаги в офис.
У. А как вы помогаете в домашнем труде? Какие виды работ по дому вам известны?
Д. Я забираю брата из детского сада.
– Иногда мою посуду, когда мама на работе.
– Я всегда сам делаю уборку в своей комнате.
У. От каждого члена семьи требуется много усилий для поддержания домашнего хозяйства в хорошем состоянии. В домашнем хозяйстве столько работы, что каждому найдется дело по силам и в зависимости от его умения.
На предыдущем уроке вам было задано поговорить дома с родителями и подсчитать, сколько времени уходит на выполнение работ по дому за неделю. Давайте проверим, как вы справились.
Д. Я говорила с бабушкой. Она вчера готовила завтрак 30 минут, обед – 2 часа, пылесосила 1 час. Еще она стирала в машинке 2 часа.
Организовав обсуждение этой проблемы с учащимися, учитель заполняет на доске, а дети в ТТЗ (задание 60) таблицу затрат времени на работу по дому.
Задание. Заполни таблицу "Затраты времени на работу по дому за неделю".
№ | Перечень работ | Кто делает эту работу | Продолжительность |
Стирка | Мама | 4 часа | |
Далее учитель предлагает детям подумать, а затем рассказать, помогают ли они родителям в работе по дому и довольны ли родители их участием и т.п. Ответы детей.
У. Таким образом, эффективность работы характеризуется производительностью труда: кто быстрее работает, тот работает производительнее. А теперь выполните задание 61 в ТТЗ.
Задание. Выбери для себя одно повседневное дело (приготовление уроков, мытье посуды, уборка комнаты и т.п.). Заметь, сколько требуется времени для выполнения этого дела, и ответить на следующие вопросы:
А. Делаешь ты эту работу так быстро и эффективно, как можешь? Подчеркни: ДА или НЕТ.
В. Выполняют ли другие ученики, взрослые эту работу быстрее, чем ты? Подчеркни: ДА или НЕТ.
Как они этого добиваются? Напиши.
С. Напиши, как, по-твоему, лучше и быстрее выполнять эту работу.
Далее учитель организует дискуссию на тему "Могу ли я получать доход?". Дети рассматривают серию рисунков, предложенных в ТТЗ (задание 62), и составляют по ним соответствующие рассказы.
Задание. Рассмотри рисунки. Составь рассказы, как дети пополняют доходы семьи.
В задании 62 в ТТЗ приведено несколько серий рисунков:
Серия 1. Школьники ухаживают за садом, собирают яблоки, а затем продают их.
Серия 2. Мальчик изготавливает, а затем продает табуретку.
Серия 3. Девочка участвует в соревнованиях по бегу, побеждает и получает ценный приз.
У. А приходилось ли вам самостоятельно получать доход?
В ходе высказываний учитель организует дискуссию детей по следующим проблемам.
1. Доходы из отходов. Что делать с исписанными тетрадями, кусочками ткани и т.п.
2. Сделанное своими руками. Ремонт и обновление одежды и предметов обихода. Изготовление нужных в быту предметов.
3. Доход от реализации ненужной собственности: фигурки из киндер-сюрприза, старые игрушки.
4. Доход от оказания платных услуг: мойка автомобилей, продажа газет и др.
В ходе беседы учитель оценивает нестандартность предлагаемых способов, их доступность, трудозатраты, а также нравственный аспект предлагаемых дел (по способу получения и назначения доходов).
Учитель использует упражнения, являющиеся диагностикой нестандартности мышления, предлагает детям придумать, как можно использовать окружающие предметы необычным способом. Например, найти нестандартное применение старым газетам, пакетам от молока (изготовление кормушек), пластиковых бутылок (изготовление рукомойника, вазы для цветов), вешалки для одежды (весы).
Обсуждение лучше всего организовать в группах учащихся. Учитель распределяет детей по группам – 4 человека в каждой. Предлагает каждой группе выбрать какой-либо предмет (список подготовлен заранее) и определить как можно больше способов его вторичного использования.
Между членами каждой группы распределяются следующие роли:
– секретарь (кратко записывает предлагаемые способы);
– докладчик;
– организатор (следит за ходом обсуждения, регулирует взаимоотношения членов группы);
– технолог (оценивает реалистичность предлагаемых способов).
После того как группы завершат обсуждение и выпишут найденные способы на листочках, заслушиваются докладчики от каждой группы, а остальные ученики класса высказывают свое мнение. Приведем некоторые решения, предложенные школьниками.
Карандаш можно использовать:
– вместо скалки для раскатывания теста;
– весы – если приделать 3 крючочка;
– как стрелу для лука;
– распилить на кусочки – вот и патроны для пистолета;
– если есть клей, то можно сделать макет избы;
– надеть на концы два шарика-попрыгунчика – вот вам игрушка;
– сделать мачты для корабля;
– если на доску налить клей, то можно сделать разноцветную мозаику из грифелей;
– то же, но мозаика из стружек, когда точишь карандаш;
– клеммы для выключателя;
– если вынуть грифель, то получается трубочка – можно стрелять, пить сок;
– если распилить пополам и вынуть грифель, то как ручку на веревку, когда несешь что-нибудь тяжелое (чтобы веревка руку не резала);
– с помощью карандаша можно свивать антенну из проволоки;
– как подставку для катушки с нитками;
– как катушку для наматывания проволоки;
– как стебли для искусственных цветов;
– можно вынуть грифель и вставить веревки – получается метелка.
Урок можно завершить, предложив учащимся практическую работу по изготовлению какой-либо вещи, полезной в быту. Целесообразно также на ближайшем уроке технологии предложить школьникам изготовить своими руками какую-либо полезную вещь, разучить способ починки одежды.
В заключение урока (либо как домашнее задание) учитель предлагает школьникам написать письмо другу по плану: что я люблю, что я умею, что у меня хорошо получается, кем я хочу быть, могу ли я приносить доход семье уже сейчас.
Приложение 14
Викторина «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Выбор профессии у вас впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. И на только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или иной работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
Разминка
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
- «человек – природа»,
- «человек – человек»,
- «человек – техника»,
- «человек – художественный образ»,
- «человек – знаковая система».
Задание: названную профессию необходимо правильно соотнести с одним из перечисленных типов (профессии уже распределены по группам, ведущий называет их вразнобой)
«Человек – художественный образ»: скульптор, художник, искусствовед, гравер, портной, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, артист, дирижер.
«Человек – природа»: геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, пекарь, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник.
«Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, арматурщик, столяр, моторист-рулевой, пилот, водитель.
«Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, гид-переводчик, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач, учитель.
«Человек – знаковая система»: программист, экономист, фармацевт, радиооператор, стенографистка, чертежник, штурман гражданской авиации, техник-математик.
Приложение 15
Профессиональный словарь
Определить, к каким профессиям относятся группы слов.
- лекало, ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье (портной)
- рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, здания, строительство (архитектор)
- верстак, рубанок, мебель, станок, древесина, мастерская (столяр)
- грим, театр, сцена, зрители, аплодисменты (артист)
- игра, прогулка, сон, наглядные пособия, хоровод, утренник, ясли (воспитатель д/с)
- книга, фонд, каталоги, эрудиция, знания, тишина, читатели-пользователи (библиотекарь)
- газета, новости, люди, оперативность, факты, редакция (корреспондент, журналист)
- телефон, кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации (инженер электросвязи)
- земля, поле, теплица, сорта, зерно, уход, удобрения, урожай (агроном)
- изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съемка, экспедиции, глазомер (техник-топограф)
Приложение 16
Вопросы викторины
■ Врач, сталевар, строитель— это... Ответ: Профессии.
■ Кто обучает школьников основам разных наук? Ответ: Учитель.
■ Кто главный на корабле? Ответ: Капитан.
■ Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? Ответ: Ветеринар.
■ Кто главный человек в лесу? Ответ: Лесник.
■ Кто сочиняет музыку? Ответ: Композитор.
■ Кто исполняет сочинения (произведения) композитора? Ответ: Музыкант.
■ Кто управляет самолетом: поднимает его в воздух, ведет по нужному курсу, приземляет на аэродроме? Ответ: Летчик.
■ Кто пишет книги? Ответ: Писатель.
■ Кто старается сделать здания не похожими друг на друга? Ответ: Архитектор.
■ Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? Ответ: Журналист.
■ Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт? Ответ: Художник.
■ Какая профессия самая героическая? Ответ: Военный.
■ Кто добывает из-под земли каменный уголь? Ответ: Шахтер.
■ Как называют повара на корабле? Ответ: Кок.
■ Кто умеет делать новую обувь и чинить старую? Ответ: Сапожник.
■ Кто всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное? Ответ: Ученый.
■ Кто вступает в бой с огнем? Ответ: Пожарный.
■ Кто водит посетителей музея по залам, рассказывает про экспонаты? Ответ: Экскурсовод.
■ Кто приводит в порядок музейные диковинки? Ответ: Реставратор.
■ Кто поможет найти нужную книгу? Ответ: Библиотекарь.
■ Кто изучает, что происходит с разными живыми существами, когда вокруг них изменяется воздух или вода, появляется лишний шум или яркий свет? Ответ: Эколог.
■ Кто на станке делает из тоненьких нитей красивые полотна — ткани? Ответ: Ткач.
■ Как называют человека, который придумал (изобрел) что-то новое, раньше неизвестное? Ответ: Изобретатель.
■ Кто шьет одежду для детей и взрослых? Ответ: Портной.
■ Кто делает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого металла? Ответ: Кузнец.
■ Кто выплавляет металл? Ответ: Металлург.
■ Протекает дома кран: кто его починит? Ответ: Сантехник.
■ Кто работает с холодным металлом? Ответ: Слесарь.
■ Что за дом без мебели? А кто ее делает? Ответ: Столяр.
■ Кем работал Печкин из книги про дядю Федора? Ответ: Почтальон.
■ Благодаря его мастерству на сцене оживают любимые герои. Ответ: Актер.
■ Кто готовит к работе в театре и цирке зверей и птиц? Ответ: Дрессировщик.
■ Кто путешествует по разным местам и изучает недра земли? Ответ: Геолог.
■ Кто все знает о работе различных машин и создает новые машины? Ответ: Машиностроитель.
■ Кто помогает людям других профессий управлять техникой? Ответ: Инженер
Приложение 17
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Что проверяет кардиолог?(сердце)
2. Специалист в области макияжа — это...(визажист)
3. Кем стал главный герой сказки Г. Цыферова «Жил на свете слонёнок» (пожарником)
4. Чем занимается гуртоправ? (пасёт скот)
5. Доктором каких наук является бабушка в сериале «Папины дочки»? (биологических)
6. Какая профессия у главного героя фильма «Ночь в музее»? (охранник)
7. Кто готовит спортсменов к олимпиадам? (тренер)
8. Какая из перечисленных профессий не является творческой? (экономист)
9. Кем работает Лёня из сериала «Воронины»? (милиционером)
10. Чем не занимается мерчендайзер? (составлением заказа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для учащихся начальной школы "Разговор о правильном питании"
Данная программа для учащихся начальной школы. Для 1-3 класса даны темы для занятий кружка, для 4 класса - темы по спецкурсу (1 час в неделю), занятий кружка (2 часа в неделю)....
Внеклассное мероприятие в 3 классе. ОДИ "Профессия на все времена... Пекарь"
Внеклассное мероприятие с испльзованием ИКТ требует большой подготовительной работы педагога, детей, родителей. Проведена интересная исследовательская работа о профессии пекарь. Учащиеся получили возм...
Внеклассное занятие по профориентации "В мире профессий"
Данное мероприятие познакомит ребят с разнообразным миром профессий и покажет ценность и важность каждой выбранной профессии...
Внеклассное мероприятие "Кем быть в мире профессий"
Данное мероприятие предназначено для знакомства детей с миром профессий...
Рабочая программа 3 класс УМК Перспективная начальная школа разговор о правильном питании
разговор о правильном питании...
Разновозрастное внеклассное занятие на тему: Калейдоскоп рабочих профессий
Разновозрастное внеклассное занятие на тему: Калейдоскоп рабочих профессий. Наша жизнь – это процесс, имеющий целостность, направленность, преемственнос...
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Ярмарка профессий" в 4 классе.
Цель данного внеклассного мероприятия на английском языке в 4 классе -активизировать и закрепить изученный на уроках материал по теме "Профессии людей."Тема - достаточно сложная для учащихся мла...