Ты откуда русская зародилась музыка?
план-конспект занятия (4 класс)

Урок музыки в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_otkuda_russkaya_zarodilas_muzyka.docx33.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки 4 «А» класс (УМК «Школа России»)

Тема

Ты откуда русская зародилась музыка?

Педагогическая цель

Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Различать жанры русских народных песен; научить давать характеристику разновидностям музыкальных произведений, характерных для  Руси.

Личностные результаты

Уметь  сотрудничать; понимать  и осознавать важность  темы.; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Универсальные учебные действия (метапредметые)

-регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров; уметь проявлять способность к саморегуляциии; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки ..

-познавательные: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки; ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разном виде.

-коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне.

Основные понятия и термины

Жанр, русская народная песня.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

  1. Презентация, учебник «Музыка 4 класс» Е.Д.Критская

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап урока

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой на урок.

3.Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте!

Громко прозвенел звонок - начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,  

Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Теперь посмотрите на свои рабочие места, у вас на столе должны лежать тетради, учебники и пенал.

Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга. Эмоционально настраиваются на урок.

Внимательно слушают,

Обеспечивают рабочее место в соответствии с требованиями.

II. Актуализация знаний.

Цель: проверить полученные знания

1.Повторение раннее изученного.

2.Определение темы урока

- Какое произведение вы слушали на предыдущем уроке ? («Вокализ»)

-Что такое вокализ? (Произведения для пения без слов)

-А кто написал это произведение? (С.В. Рахманинов)

- А сейчас мы проведем музыкальную викторину.

-Но для начала, откройте тетради и запишите число, 20 сентября. Запишите в тетради Музыкальная викторина.

-Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение, и определите, какое произведение сейчас прозвучало и записать свой вариант ответа в тетрадь.

-Сядьте как слушатели и приготовьтесь записывать.

Прослушивание: 1)вокализ

                              2)Ты река моя, реченька

                              3)3 концерт Рахманинова

 - А сейчас проверим ваши ответы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. За каждый верный ответ – ставьте плюс, за неверный – минус.

1 произведение - вокализ

2 произведение - русская народная песня «Ты река моя, реченька

3 произведение - 3 концерт Рахманинова (Слайд2)

-Скажите, а все ли песни русские народные, одинаковые по настроению? По темпу? (Нет)

-Да, ребята вы правы, все эти песни отличаются друг от друга.

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о русской народной песни и о ее жанрах, и после сегодняшнего урока вы научитесь отличать жанры русских народных песен.

Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении.

Сочетает контроль и самоконтроль.

Определяет типичные недостатки в знаниях.

Сообщает основную идею изучаемого материала.  

Выполняют данные учителем задания.

 Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

III. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Раскрытие понятия «Жанр»

2.Виды жанров

3.Восприятие музыкального произведения

4.Анализ прослушанного

5.Слушание музыкального произведения

6.Анализ прослушанного

7.Слушание музыкального произведения

8.Анализ прослушанного

Ребята, а что такое жанр, по Вашему мнению? (Жанр-разновидность музыки ) (Слайд3) Запись в тетрадь

-Правильно.

-Дома вам необходимо было найти жанры русских народных песен, какие жанры нашли вы? (Колыбельный, лирический, хороводный, солдатский, трудовой)

-Ребята посмотрите на доску, вам знакомы эти слова « Темп, динамика, мелодия, лад»? (Это средства музыкальной выразительности)  

-Правильно. И поэтому сегодня, мы с Вами будет проводить урок в форме викторины. Ваша задача – определить жанр песни, опираясь на средства музыкальной выразительности. Т.е. определив ее темп, динамику, мелодию, лад, настроение.

Сядьте как слушатели приготовьтесь определить жанр песни, опираясь на средства музыкальной выразительности.

Прослушивание песни «А баю-баю-баю…»

-Итак, у кого какой вариант?

-Какой темп данной песни? (медленный) Динамика? (очень тихо) Мелодия? (протяжная) Лад? (минор)

-Так к какому же жанру относится данная песня( колыбельная).

- Верно. Колыбельная песня относится к особому жанру. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

-Сейчас мы прослушаем еще одну русскую народную песню.

Сядьте как слушатели приготовьтесь определить жанр песни, опираясь на средства музыкальной выразительности.

Прослушивание песни «Милый мой хоровод»

 

-Итак, какой темп у данной песни? (быстрый) Динамика? (не очень громко) Мелодия? (плавная) Лад? (мажор)

-Как вы думаете к какому жанру относится эта песня? (хороводная)

-Хороводное творчество – самый весёлый и любимый жанр русской народной песни. Хороводные песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части. Эти жанры народных песен несли в себе такое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

Сейчас мы прослушаем еще одну песню, а какому жанру она относится вы определите сами опираясь на нашу подсказку (Средства муз. выразительности вывешенные на доске). Сядьте как слушатели и приготовьтесь слушать.

Прослушивание песни «А мы просо сеяли, сеяли!»

- Какой темп песни? (быстрый) Динамика? (не очень громко) Какой характер песни?

-Какой жанр народной песни прозвучал? (трудовые песни)

-Как называется произведение, которое мы прослушали? ( «А мы просо сеяли, сеяли»)

Трудовые песни возникли при выполнение общественно необходимых работ, ритм песни соответствовал ритму трудовых усилий и воодушевлял на работу, а также облегчал ее.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Учитывает индивидуальные способы проработки изучаемого материала.

Ориентируется в процессе обучения изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем знаний

Слушают учителя.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют данные учителем задания.

Записывают в тетради.

Физминутка

Цель: снятие усталости детей

- А сейчас встаньте, выйдите из-за парт. Выполним физминутку.

  В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

  В облака зашла она.

  Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

  Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

   Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)

   И пониже перевесить. (Руки вниз.)

   Десять, девять, восемь, семь - (Ходьба на месте.)

   Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

- Молодцы. А теперь тихонько сядут девочки, и  – мальчики.

Осуществляет профилактику утомления.

Выполняют движения за учителем.

9.Восприятие музыкального произведения

10.Анализ прослушанного

11Восприятие музыкального произведения

12.Анализ прослушанного

-Сядьте как слушатели и приготовьтесь определить жанр следующей песни, опираясь на средства музыкальной выразительности.

 Прослушивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

Итак какой темп у данной песни? (средний) Динамика? (не очень тихая, средняя) Мелодия? (скачками) Какой характер произведения?

-К какому же жанру относится эта песня? (Солдатская)

-Верно. Ведь солдат поет о писарях, об учениях, тяжести солдатской службы с караулами, трудными переходами, о зное и холоде, о нечеловеческом с ним обращении.

-А у нас следующая песня, приготовьте определить ее жанр опираясь на подсказку, которая у нас на доске.

Прослушивание песни «У зори то, у зореньки»

Итак какой темп у данной песни? (медленный) Динамика? (тихая) Мелодия? (протяжная) Какой характер песни?

-К какому же жанру относится эта песня? (Лирическая)

-Правильно, лирические песни изображают, переживания связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Ориентируется в процессе обучения изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем знаний.

Слушают учителя. Выполняют данные учителем задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетради.

1.Раскрытие понятия кантата

2.Восприятие музыкального произведения

3.Анализ прослушанного

-Ребята, а кто помнит, что такое кантата? (Крупное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей для солиста хора и оркестра).

-Правильно, сейчас мы прослушаем отрывок из кантаты Александр Невский С.С. Прокофьева.

-Сядьте как слушатели и постарайтесь вспомнить, как называется эта часть кантаты.

Прослушивание части «Мертвое поле»

-Кто вспомнил, как называется эта часть кантаты? («Мертвое поле»)

-Какой голос исполняет эту часть? (Низкий женский голос- меццо-сопрано)

- Какие интонации вы почувствовали в произведении? (Интонации русской народной музыки)

-Ребята, а есть ли сходство этой кантаты с русской народной песней? (Есть)

-В чем заключается это сходство? (Большие распевы, которые характерны для народной пени)

-А если бы эта кантата была русской народной песней, то к какому жанру мы могли бы ее отнести (лирическая песня)

- Правильно, она нам напоминает плач, причитание.

IV.Подведение итогов.

Цель: обобщить знания полученные на уроке.

1.Подвидение итогов занятия.

2.Рефлексия

3. Домашнее задание.

-О каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке? (О русской народной песне)  

- А с какими жанрами русской народной песни мы сегодня с Вами познакомились? (Колыбельная, солдатская, трудовая, хороводная)

- Для чего эти песни нужны? (Чтобы в поле было веселее работать; чтобы ребенок быстрее заснул и т.п.)

-А что мы еще с вами прослушали? (Часть из кантаты А.Невский  «Мертвое поле»)

-А тоже такое кантата? (Крупное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей для солиста хора и оркестра)

- К следующему уроку вам необходимо подготовить небольшое сообщение о любом из русских святых. Сообщение должно быть небольшое, 5-6 предложений.

- Спасибо за урок!

- До свидания.

Определяет качественную  оценку работы класса и отдельных учащихся; подводит итоги.

Отвечают на вопросы поставленные учителем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Откуда к нам пришли фразеологизмы"

Это организация исследовательской работы на уроке русского языка во 2 классе, система Л. Занкова...

урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну....

"Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"

Презентация к уроку музыки в 4 классе по программе Сергеевой, Критской, Шмагиной "Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"...

Чай не пьёшь – откуда сила. Традиции русского чаепития.

Часть первая – в музее. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать  листьев вечнозеленого растения...

Африка, где зародилось человечество

Краткая информация о том, где зародилось человечество. Фото оз. Виктория, водопада Виктория и многое другое...

Семейное чтение. Как зародить традицию в вашей семье?

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать ег...

Ты откуда русская, зародилась музыка..

Конспект 4 класс 1 четверть...