Ты откуда русская, зародилась музыка..
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
((Урок № 3)
Россия-родина моя.
Тема урока: «Т откуда, русская, зародилась, музыка?»
Цели:
- расширение кругозора обучающихся в области народного творчества;
- развитие творческих способностей на уроке;
- воспитание уважения к русской народной культуре.
Задачи:
- познакомить обучающихся с музыкально-танцевальным жанром русского фольклора – хороводом;
- определить значение хоровода на Руси;
- познакомить обучающихся с движениями хоровода;
Оборудование: инструмент (пианино), народные костюмы, венки,
кукла, плакаты, кроссворд, музыкальный центр, проектор, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход детей в класс (хороводная песня по выбору учителя).
-Здравствуйте, ребята!
Ребята, что за музыка сейчас звучала? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о хороводе).
Слайды 1-2.
2. Повторение пройденного материала.
Прежде чем перейти к разговору о хороводе, я хотела бы проверить, насколько вы владеете тем материалом, который был пройден на предыдущих уроках.
Для этого мы вместе с вами заполним этот кроссворд. Я буду задавать вам вопросы или показывать пример того или иного жанра фольклора, а вы угадываете и отвечаете.
(На плакате – кроссворд, решение кроссворда).
По горизонтали:
1. Какой музыкально-поэтический жанр русского фольклора дает маленькому человеку первые впечатления о мире? (колыбельная)
2. Жили – были старик со старухой… (жанр) (сказка)
3. Божья коровка улети на небко… (жанр) (приговорка)
4. Хлеб – всему голова!
Без труда не вынешь рыбку из пруда. (жанр) (пословица)
5. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
По вертикали:
1. Музыка, танец и игра одновременно. (хоровод)
2. Песенные обращения к дождю, солнцу, радуге… (заклички)
3. Ответ прячется за мудреными и хитрыми словами. (загадки)
Слайд 3.
-Ребята, а какое значение играют колыбельные песни в жизни ребенка? (ответы детей).
Сейчас мы посмотрим, так ли это на самом деле. Кто уложит малыша спать?
(Инсценировка)
Баю – баюшки, бай, бай
Глазки Маша закрывай.
Я тебя качаю, тебя величаю.
Спи, дочка, до вечера
Тебе делать нечего. (Кукла неожиданно «плачет»).
Ребенок должен найти выход из положения.
Пестушка: Кто у нас плачет, не получит калачик
Кто у нас ревет, не получит сухарёк.
-Ребята, какие из вышеперечисленных жанров народного творчества можно отнести к музыкальному фольклору?
-Практически все. Ведь мы говорили, что музыкой может сопровождаться многое из того, сто создал наш народ. Это и сказки, и загадки, и игры. На прошлом уроке мы уже немного коснулись хоровода – игры. Давайте вспомним игру «Теремок».
(Инсценировка игры).
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, ни высок, ни высок.
Вот по полю, полю мышка бежит
У ворот остановилась и стучит.
-Кто, кто в теремочке живет?
-Кто, кто в невысоком живет? (наверно, нет никого, тогда я буду здесь жить).
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, ни высок, ни высок.
Вот по полю, лягушка бежит
У ворот остановилась и стучит.
-Кто, кто в теремочке живет?
-Кто, кто в невысоком живет?
- Я мышка – норушка.
- А ты кто?
- А я лягушка – квакушка. Можно с тобой жить?
- Заходи, будем вместе жить - берутся за руки и ходят по кругу, напевая:
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, ни высок, ни высок.
Вот по полю, полю зайчик бежит
У ворот остановился и стучит.
-Кто, кто в теремочке живет?
-Кто, кто в невысоком живет?
- Я мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- А ты кто?
- А я зайчик –побегайчик. Можно с вами жить?
- Заходи, будем вместе жить - берутся за руки и ходят по кругу, напевая. Так игра продолжается до прихода медведя, который рушит теремок.
-Вот видите, ребята, вы уже можете водить хоровод. Теперь познакомимся с ним поближе.
3. Основная часть.
-«Что ж тут сложного, - подумаете вы, да это же для самых маленьких – ходить кругами под музыку». Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.
Как же появились хороводы?
Слайд 4.
-Слово «хоровод» означает круг. Оказывается в глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила. Раньше ведь люди жили общинами и делали все сообща. Соберут, бывало, урожай зерна или другой культуры, засыпят в закрома, и водят вокруг них хороводы, для того, чтобы боги уберегли этот урожай от нечистой силы. Постепенно до нашего времени (когда многие люди перестали верить в сверхестественные силы) такое значение, как оберега утратилось. Но остались хороводы в виде танца, игры.
Слайд 5.
- Наши древние предки – славяне были, как известно, язычниками, т.е. поклонялись природе – ветру, солнцу, лесам, полям, Матери - земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Их необходимо было задабривать, чтобы они не мешали человеку в труде.
Слайд 6.
-Сама форма хороводов – кругообразное движение – символ солнечного движения. А движение – это жизнь. Наверно, поэтому хороводы имели особенное значение. Хоровод был, пожалуй, самым желанным гостем на народных праздниках и участником веселых гуляний.
-Многие народные обряды сопровождались хороводами.
- Хоровод принимает в себя всех. Не нужно обладать особенными танцевальными способностями, и, тем не менее, участвовать в танце. Хороводные движения бывают простыми и сложными.
Слайд 7. (по слайду)
Слайд 8.
-Вот участник, взявшись за руки, плавно идут в одну сторону, затем в другую. И это уже хоровод. Но вот круг разомкнулся, внутри него образовался второй, поменьше. И кружатся они в разные стороны. Вот из круга образовались две колонны, которые соединив вверху руки изображают «ворота». А вот, пожалуй, самое любимое движение хоровода - «ручеек», когда пары непрырывно двигаясь, стараются проскочить в «ворота», изображая течение воды в ручейке, ведь вода не стоит на месте. Теперь участники перестраиваются в ряды. Привычного круга уже нет – но это тоже хоровод.
-Я предлагаю вам разучить небольшой хоровод. Послушайте мелодию, под которую вы будете водить хоровод.
Слайд 9.
(Исполнение «А я по лугу»)
-Хороводы почти всегда сопровождаются хороводными песнями. И сейчас мы разучим песню «По малину в сад пойдем».
(Разучивание песни)
Итак, ребята, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Такой вопрос встречался в кроссворде и вы на него, кстати, правильно ответили. Некоторые хороводные песни превращаются в сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне.
-Давайте поиграем в игру «Коршун». С чего начинается игра? (со считалки).
Дети выбирают «коршуна». Проводится игра.
Слайд 10.
- Хороводы бывают медленные, плавно скользящие и скорые плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения исполнить. Хороводы сопровождаются обычно коротенькими припевками, которые время от времени выкликивают участники:
- Ой-ли, ой ли Лёль!
Поплясать еще изволь»!
- Веселей – ко бей ногами
Бей ногами, пляши с нами!
- Скачи, скачи по соломушке
Не жалей лаптей в хороводушке!
Слайд 12.
А вот из хоровода выбегают самые ловкие плясуны. Каждый может щегольнуть «коленцем», которое у него особенно хорошо получается.
Сейчас мы посмотрим, кто из вас на что способен. Сможете ли вы исполнить скорый хоровод, показать свое «коленце».
Исполняется хоровод «Светит месяц» (дети сами придумывают движения, пробуют импровизировать ).
4. Закрепление.
Молодцы, ребята, освоили вы такой жанр музыкального фольклора, как хоровод. Урок подошел к концу, и в заключении мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали на уроке?
Слайд 13.
Обратите внимание на слайд. Перед вами вопросы, на которые я хотела бы получить ответы.
5.Подведение итога, выставление отметок.
До свидания, ребята.
6. Выход из класса (хороводная песня по выбору учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».
IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...
Русская духовная музыка
Урок в 6 классе знакомит детей с музыкой Русской православной церкви....
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему: "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"...
Интегрированный урок русского и музыки
Интегрированный урок русского языка и музыки «Звучащий образ Родины», написание орфограмм корня....
"Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"
Презентация к уроку музыки в 4 классе по программе Сергеевой, Критской, Шмагиной "Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"...
Реферат "Русская салонная музыка"
Цель исследования - изучение исторических и теоретических аспектов развития русской салонной музыки....
Ты откуда русская зародилась музыка?
Урок музыки в 4 классе...