Урок русского языка "Откуда к нам пришли фразеологизмы"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Лариса Евгеньевна Балдова

Это организация исследовательской работы на уроке русского языка во 2 классе, система Л. Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

*** Организация исследовательской работы на уроке ***

Класс: 2 – А, система Л. В. Занкова.   Урок: Русский язык.

Тема урока: Откуда в наш язык пришли фразеологизмы.

Актуальность и значимость темы: Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что словарный запас второклассников ещё очень мал, бедна и окраска языка, его яркость и выразительность. Чтобы это исправить, надо раскрыть перед учениками всю палитру русского языка, его богатство, гибкость и живописность. И тогда с русским языком можно творить чудеса. Помочь в этом могут пословицы и поговорки, меткие и яркие выражения исторических личностей, ученых, писателей, ставшие крылатыми. Огромную роль в речи играют фразеологизмы. Изучение фразеологии уже в начальной школе позволит совершенствовать речь ученика, повысит его речевую культуру. Благодаря свойствам фразеологизмов,  наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Вот почему нам так нужно знать фразеологию, научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать.

   Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале;
  2. Учить понимать их значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;
  3. Обогащение словарного и фразеологического запаса;
  4. Подготовка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска;
  5. Воспитывать интерес к русскому языку;
  6. Формирование коммуникативных навыков.

Урок подготовила и провела: Лариса Евгеньевна Балдова, учитель начальных классов МБ ОУ Починковской СОШ

30 января 2012                                                                                   Ход  урока

I

Орг. момент

Задание на внимание. Рассмотрите картинку и запомните, что и где на ней расположено. Ответьте на вопросы:

- Сколько человек на картинке? (5) Сколько из них детей? (4)  Что находится на верхней полке? (игрушки), а на нижней? (книги) Вы успели сосчитать носовые платочки? (8)  Как вы поняли сюжет картинки?

 Слайд №1.

(Открыть на 1 мин.,

Закрыть – вопросы,

Открыть - проверка)

Слайд №2. Дети называют слова, которые придумали дома, а учитель на слайде показывает свои.

Гости наши дорогие, редкие, долгожданные, важные, почётные, уважаемые, добро пожаловать!

II

Проверка первой части

дом. задания

- Дома вы должны были придумать слова, которые характеризуют гостя и записать их. Прочитайте свои слова.

- А теперь посмотрите на слайде, какие слова я приготовила дома. Постарайтесь за 30 секунд запомнить их и повторить в таком же порядке. Начните со слов «Гости наши …», а закончите приветствием.

III

Мотивацион-

ный момент

- Вы уже знаете, как работают учёные, которые изучают родной язык. Расскажите об этом.

- А что легче, изучать готовые правила в учебнике или самим добывать знания? Вам нравится быть учёными, вести исследования, находить доказательства? Я беру вас на работу в свою научную лабораторию по изучению …  Догадайтесь, что изучается в моей научной лаборатории. Вот письмо ученика 1 класса Вани Любознайкина.

«   Здравствуйте, дорогие второклассники. Я слышал, что вы можете ответить на многие вопросы, касающиеся нашей речи.

   Со мной недавно произошёл такой случай. Посылает меня мама в магазин за хлебом и говорит:

- Да поторопись, сынок, одна нога здесь, а другая там.

   Сколько я не пытался до магазина одной ногой достать, да ничего у меня не вышло. Даже с места не сдвинулся. Выходит мама на крыльцо и говорит:

- Эх ты, горе моё луковое! До магазина рукой подать, а ты всё ворон считаешь.

   Я призадумался, почему я «горе луковое»? Я что же на огородной грядке вырос? Может ко мне на грядку вороны прилетали? А до магазина я и рукой не достану. Ну никак не достану! Решил идти как обычно, как раньше ходил. Только с крыльца спустился, а мне навстречу бабушка идёт.

– Что, Ванюша, ты не весел, что головушку повесил?

    Да что это за день такой!

 - Никуда я голову не вешал, она всегда при мне, - сердито ответил я бабушке.

– Ох и острый у тебя язык, внучек. Меня старую за пояс заткнул.

   Я от неожиданности даже присел на пенёк. Язык руками потрогал, вроде, не острый он у меня. Мне мой язык нравится. Да и с памятью поясом не носил . Да и не под силу мне это. Что-то я видно не так у меня всё в полном порядке. Никогда я свою любимую бабушку за понимаю в словах. Помогите мне разобраться в своей речи и в речи

- Что же изучается в моей лаборатории? Вот с фразеологизмами нам сегодня предстоит работать.моих родных. С уважением к вам Ваня Любознайкин.»


Слайд № 3.





IV

Образование

фразеологиз-мов

- Найдите фразеологизмы в тексте.  Из чего состоят фразеологизмы? Давайте вместе придумаем сказку о том, как простые слова становятся фразеологизмами.

Жили-были простые слова. Звали их

«горох», «стенка», «об». Жили они

далеко друг от друга, каждое в своём

 домике. Скучно им было, ни соседей рядом,

ни друзей. Поиграть не с кем, чай пить

одному и то не хочется. Встретились как-то

слова на полянке, разговорились, пожаловались

на жизнь свою скучную и решили жить вместе.

И домик себе один на всех нашли.

- Какое устойчивое сочетание получилось? (Как об стенку горох). Такие устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами.  А вы представляете, что происходит с горохом, когда его об стенку бьют? А в каком случае в жизни употребляют это устойчивое выражение?

Слайд № 4.


1.В зелёной палатке

 Колобки спят сладко,

 Палатка раскрылась. Ох!

 А там …    (горох).

2.Часть дома.

3. Поговорим … океане.









Слайд № 5.

















Об стенку горох – ничего не действует на кого-либо; бесполезно говорить, советовать.

V

Заполнение карты ис –

следователя

- Вы на примере увидели, как образуются устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы. А вот интересно ли вам узнать, откуда они к нам пришли, кто их придумывает, как это происходит? Давайте сегодня вместе проведём исследование на тему «Происхождение фразеологизмов». Надо заполнить карту исследователя.

Что вы об этом думаете, т.е. ваши гипотезы.

Слайд № 6.

У учеников листы, которые они заполняют по мере прохождения исследования.

VI

Работа над первой группой слов

- Вам надо выбрать нужное слово, чтобы получился фразеологический оборот.

Воробью по колено.(наблюдение в ладошке)

Заячья душа. (рассказ ученика)

Нем как рыба.(наблюдение за аквариумом)

- Что общего в этих фразеологизмах? Как же по вашему они могли появиться в нашей речи? (ответы детей) А вот Даша подведи итог всему сказанному. Даша дома поработала со словарём. (Ученица читает подготовленное дома сообщение)

- Итак, первый вывод. Наблюдения за животными подтолкнули людей на создание некоторых фразеологизмов. Запишите вывод на листах исследователя.

Слайд № 7.

         Охотники знают, что заяц, прячась от возможной опасности, всегда старается находиться в кустах или зарослях и поменьше шевели-

ться, чтобы не привлечь к себе внимание. Опытные охотники знают, что в лесу можно легко наступить на зайца, настолько незаметно он прячется. Что сделали древние люди с этим знанием? Они посчитали, что заяц труслив, раз прячется по кустам, т.е. перенесли черты человека на животное. Люди стали считать, что трусливый человек похож на зайца. Так появились фразеологизмы «Труслив, как заяц», «Заячья душа» и др.

     Воробей – маленькая птичка. И если уж говорят, что здесь воробью по колено, то водоём совсем мелкий.        Практически все животные издают звуки. Это их способ общения, т.е. как речь у человека. Выловив рыбу, люди не слышат от неё ни единого звука. Вот и пошёл обычай говорить о человеке малоразговорчивом, или от которого не могут добиться каких-то объяснений, «Он нем как рыба».

VII

Физ. пауза

В понедельник я купался,

 А во вторник я копал.

 В среду долго умывался,

 А в четверг в футбол играл.

 В пятницу я прыгал, прыгал,

 Очень долго танцевал.

 А в субботу, воскресенье

Целый день я рисовал.

Изображаем плавание

Изображаем рисование

Умываемся

Бег на месте

Прыгаем

Кружимся на месте

Изображаем рисование

VIII

Работа над второй группой слов

- Следующее задание. Узнайте фразеологизм по рисунку.

Зуб на зуб не попадает;

Глаза на лоб лезут;

Длинный язык.

- Что общего в этих фразеологизмах? Объясните их значение.  Как могли появиться эти устойчивые сочетания слов? (Из опыта общения друг с другом). Запишите этот вывод.

Слайд № 8.

- о дрожи от сильного страха, холода и т. п.

- глаза широко раскрылись от удивления

- о болтливом человеке

IX

Третья  группа слов

- У вас в листах исследователя есть такое задание: соедини фразеологизм с его значением. Вы сможете выполнить это задание, если правильно соедините свои карточки с карточками соседа. Прочитайте получившиеся фразеологизмы.

Пальчики оближешь – очень вкусно;

Работать спустя рукава – медленно и лениво;

Заговаривать зубы – отвлекать посторонними разговорами.

- Здесь я вам сделаю подсказку. Эти фразеологизмы произошли от общественных обычаев. Догадайтесь, от каких обычаев произошли эти фразеологизмы.

Слайд № 9.

 


 1. Говорят, что нет такого повара, который бы готовя пищу, не облизал бы при этом пальцев. Раньше, когда не было столовых приборов, пальцы облизывали не только повара, но и те, кто кушал. Надо было доесть всё до капельки, показав тем самым, что повар постарался на славу.

2. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава. У  мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее аж на 40 сантиметров!

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. А чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

3. Лечит зубы врач-стоматолог, а бабка-ворожея зубы «заговаривает». Эти бабушки на больной зуб пошепчут-пошепчут,  попрыскают на него водицей, чтобы боль прошла. И до сих пор можно найти таких людей, которые верят этим заговорам больше, нежели медицине. Но и раньше грамотные люди не верили в такие заговоры, считали их обманом. Отсюда пошло выражение  «Брось ты  заговорить зубы»,  т. е. обманывать, посторонними разговорами  отвлекать внимание человека, уклоняясь от ответа на прямой вопрос.  

X

Физ. пауза

Музыкально-танцевальная пауза «Колобок»

Слайд № 10.

  1. Наклоны.
  2. Ходьба.
  3. Грозим пальцем.
  4. Кружимся.

П/в: прыжки и приседания.

XI

Четвёртая   группа слов

- Представители каких профессий могли так говорить? Объясните значение этих фразеологизмов. Объясните самостоятельно их происхождение. Запишите вывод.

Слайд № 11.

Профессиональная речь

XII

Вывод

- Как вы думаете, мы всё сегодня смогли сказать о происхождении фразеологизмов? Фразеологизмов очень и очень много. Но и сегодня мы много чего узнали о них.

- Итоговая работа с листами исследователя. Были ли среди гипотез такие, которые мы смогли подтвердить?

XIII

Рефлексия

Как в воду опущены; готовы сквозь землю провалиться; сердце радуется; как выжатый лимон; на седьмом небе; нос повесил; душа поёт.

Выборочное объяснение.

XIV

Рубрика «Осталась минутка»

- Есть такая пословица: «У каждого свой царь в голове», где царь – это ум, мысли, соображения. А вот теперь, посмотрев на картинку, назовите фразеологизм, который произошёл от этой пословицы. Это фразеологизм «Без царя в голове». Так говорят про глупого, несообразительного, несмышлёного человека. На следующем уроке мы узнаем, как много фразеологизмов произошли из пословиц и даже из сказок. Желаю вашим головушкам отличного царя. А нашим гостям доброго пути, чтоб нас не забывали, да нас к себе в гости звали.

Слайд № 12.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ        Ф. И. __________________________________________

ТЕМА: ______________________________________________________________________

ГИПОТЕЗЫ: _________________________________________________________________

                        _________________________________________________________________

                        _________________________________________________________________

                        _________________________________________________________________

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"

Данный урок знакомит учащихся с устойчивыми словосочетаниями...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...

Развитие нравственных и эстетических чувств на уроках русского языка при работе с фразеологизмами

В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов называют идиомами (в переводе с греческого  idioma – своеобразное выражение) или фразеологизмами, или ф...

урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"

Тема урока: Значение  фразеологизмов.  Цели  урока:1.     Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...

Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"

Цель: - познакомиться с фразеологизмами, с их ролью в речи.- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их ролив обогащении речи.- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её об...

Урок русского языка в 4 классе. Фразеологизмы.

Цель:- обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  о...

Урок русского языка в 3 классе "Фразеологизмы"

Дать понятие "фразиологизм" с опорой на жизненный опыт учащихся; выяснить роль фразиологизмов в речи: упражнять в применении фразиологических оборотов в речи....