Мастер - класс "Ябедничество"
методическая разработка (2 класс)
Создание условий по развитию групповой познавательной активности родителей в рамках решения проблемы детского ябедничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yabeda_teh_karta.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта фрагмента мастер-класса
Ф.И.О.
Тема: «Ябедничество»
Класс:2
Цель (методическая): создать условия по развитию групповой познавательной активности родителей в рамках решения проблемы детского ябедничества
Задачи:
- Рассмотреть причины возникновения проблемы детского ябедничества
- Найти способы решения проблемы ябедничества
-Сформировать навыки решения проблемы детского ябедничества с помощью приёмов технологии критического мышления
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Этап мастер-класса | Задача этапа | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность родителей | Форма организации деятельности (Ф-фронтальная, И-инд.,П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1.1Выбор темы собрания (ссылка на приглашение, на заранее изученную информаци) | Включение в мастер-класс на личностно-значимом уровне | Беседа | Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! начать наш разговор я хотела бы с такого стихотворного отрывка.. Тронь ее нечаянно – Сразу: – Караул! Ольга Николаевна, Он меня толкнул! – Ой! Я укололась! – Слышен Сонин голос. – Мне попало что-то в глаз. Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы: – Голова болит... Я бы полежала бы – Мама не велит. Сговорились мальчики: – Мы откроем счет: Сосчитаем жалобы – Сколько будет в год? Испугалась Сонечка И сидит тихонечко. (А. Барто) Недавно в нашем классе проиизошла ситуация, как из видеофрагмента. Давайте его посмотрим. Я провела небольшую диагностику и выявила, что дети считают ябедничество, вполне уместным в своей жизни. Наши дети, в полной уверенности считают, что серьезной проблемы из ябедничества возникнуть не может, но так ли это? Давайте с вами постараемся это сегодня выяснить. | Приветствуют Слушают Смотрят видео | Столы расставлены для групповой работы, все сидят полукругом за общим столом) | видеофрагмент | Внутренняя потребность включения в деятельность «хочу» |
1.2 Целеполагание | Постановка цели | Подводящий диалог | Как вы думаете, существует в нашем классе проблема ябедничества? Вы наверное уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Проблем с детским ябедничеством очень много, но я бы хотела остановиться на одной «Как искоренить у ребенка тягу к ябедничеству?» | Да О проблеме детского чтения | Ф | С1. | Тема и цель мастер-класса |
1.3 Изучение научно-методической литературы (достоверность) | Актуализация знаний | Сообщение Побуждающий диалог | Я сейчас приведу некоторые статистические сведения по нашей теме, которые могут вам быть интересны. Ябедничество в современном понятии свойственно детям, особенно в возрасте 6-8 лет, когда они только поступают в подготовительный или первый класс. В этом возрасте у детей формируется понятие т.н. объективной ответственности: придя в школу, дети сталкиваются с множеством правил поведения и возводят их в ранг закона, правила для них «священны». Входя в школьную жизнь, они осваивают эти правила: выполняют их и следят за выполнением со стороны других детей, ведь правила обязательны для всех. Нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью. По словам Эльконина, дети не столько хотят «донести», сколько просто показать взрослым о том, что они знают правила. Основные причины: - Низкая самооценка ребенка. В частности, может быть вызвана авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет. - Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать - Не знание, как решить проблему. Подчас ребенок обращается к взрослым, потому что не знает, как правильно поступить и ищет у него совета. - Помощь взрослым. Ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их. Стоит задуматься, правда? Детское ябедничество - склонность из личной выгоды, или из чувства мести, зависти, обиды, восстановления справедливости ,трусливо наговаривать, оболгать, очернить кого-то. Детское ябедничество было предметом внимания многих выдающихся деятелей науки. Феномен ябедничества относится к сферам личностного и морального развития ребенка. Проблема развития личности в детском возрасте, находящаяся постоянно в поле внимания психологии, рассматривалась как в работах отечественных (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В, так и зарубежных ученых (Пиаже Ж., Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л., Туриэль Э., Айзенберг Н., Гиллиган К., Рест Дж. и др.) В условиях существующих запросов практики и недостаточной теоретической проработанности исследование феномена ябедничества является актуальным и необходимым. | Слушают Да | Ф | С2 | Актуализация |
1.4Проведение микроисследования(беседа с родителями, анкетирование и т.д.) | Мотивация | Коммуникативное взаимодействие Беседа | И конечно же встаёт вопрос. А каковы же главные причины детского ябедничества? Я предлагаю сейчас каждому выполнить задание «Ассоциативное колесо»(1 мин.) Заполните сектора словами-синонимами словосочетания «причины нелюбви к ябедничеству» Поделимся мнениями Сегодня мы с вами попробуем определить способы решения проблемы. Но перед этим я предлагаю вам заполнить анкету «До и после»(1 мин) Отметьте балл на шкале от 1 до 10 | Выполняют задание на бланках(кружок с 8 секторами)Вписывают причины в сектора ручкой Желающий кладёт бланк и поясняет причины, остальные дополняют Выполняют задание на бланках(«ДО») | И И | Документ-камера С3 | Актуализация+ затруднение в инд.деятельности |
1.5Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приёмов работы с участниками | сообщение | Итак, мы с вами выявили проблему, установили причины, сейчас все вместе определим пути устранения этой проблемы с помощью ролевой игры «Шляпы», и получим ценные советы как с этим справляться | Слушают | Ф | С4 | Определили этапы и способы работы | |
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Интерактив | Построение нового способа действий | сообщение Приём технологии критического мышления «4 шляпы» ИГРОВАЯ ситуация | Давайте посмотрим, какие причины вызывают ребенка. В общем то те же, что вы и называли Итак, как же устранить? Уважаемые родители, проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала мы хотели бы вам рассказать небольшую притчу: «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет. Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше». Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой группы и выберите шляпу. Итак, у нас образовано шесть групп: Цвет шляпы определяет направление развития мысли. (см.презентацию). У каждого из вас будет шляпа определенного цвета. Ваша задача, подобрать оптимальное решение, согласно мировоззренческой позиции вашей шляпы. 1 мин.на обсуждение, представление ответа. (после подготовки высказываются, другие дополняют.) | Все надевают шляпы одного цвета и высказываются исходя из роли шляп. Ответы записывается, затем один от группы озвучивает результат. | Ф Г | С5 С.6 | Внешняя речь |
2.2 Памятка 3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 3.1Принятие решения собрания | Создание ситуации успеха Усвоение нового способа действий Интериоризация нового способа действий Включение «открытия»в систему знаний | Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную фиксацию «цепочка» Коммуникативное взаимодействие;побуждающий и подводящий диалог самоконтроль | Замечательно! Поаплодируем! Весело получилось, правда? Вы практически правильно все аспекты назвали. Методисты называют такие способы (см.слайд) Вы знаете, в русском языке есть такое замечательное слово «дарить», что оно означает? Что один человек дарит другому что –то доброе, ценное, важное для его жизни. Думаю, что все мы один ценный подарок уже получили-приятно пообщались друг с другом. И я хочу ещё один подарок вам подарить-это ценные мудрые советы «памятка», которые я думаю пригодятся каждому из нас «Как отучить ребенка ябедничать» На основе тех советов, которые вы выбрали, тех, которые дали нам психологи и методисты, я предлагаю вам принять решение нашего собрания, и оно будет следующим: - 1. Ребенок, поняв, что подействовать на взрослого ябедничеством нельзя, постепенно перестанет жаловаться. Главное, быть всегда последовательным: если сказали, что ябеды не слушаете, не слушайте — в классе и семье 2.Повысится самооценка; 3. У ребенка появятся друзья; 4. В детско-родительских отношениях: доверие, уважение, взаимопонимание. У ребенка появляется уверенность в себе.
Вы согласны с таким решением? Принимаете? Возражения будут? Добавления? Отлично! И самое главное, помним всегда важное, что самый главный пример для ребёнка это мы сами. | Зачитывают со слайда по «цепочке» Получают памятки Да, принимаем | Ф Ф | С.7 С.8 | Переживание ситуации успеха Повторение и закрепление Самоконтроль усвоения |
3.2Рефлексия | Самооценка результатов деятельности | Самостоятельная работа, с использованием спец.сигналов | А в заключении нашей встречи, я предлагаю вернуться к анкете «До и после» и отметить во второй шкале балл, то где вы теперь находитесь. У кого появилась положительная динамика? Возьмите пульты для голосования, и если у вас в конце мастер класса увеличилось кол-во баллов нажмите звёздочку Если вы считаете что вы решили задачи мастер класса нажмите….(задачи написаны на последнем листке флип чарта, его на этом вопросе открываем) Если вы считаете, что мастер класс был интересным, полезным и вы приняли в нём активное участие нажмите…. Как мы видим результаты положительные, задачи собрания решены полностью! Всем спасибо. До свидания! | Выполняют задание на бланках(«ДО») Работают с пультами для голосования | И | С.3 Пульты для голосования | Соотнесение цели и результатов деятельности+самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...